Курсовая работа "Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики"

     В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся

повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

  Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Курс психогиснастики помогает ребенку справиться с тревожностью и приобрести необходимые навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_6_kurs.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

Северодвинский филиал

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология

Средство снижения ситуативной тревожности в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики.

                                                            Курсовая работа

                                                               студентки 5 курса

                                                              Рыковой Натальи

                                                           Владимировны  

                                                          Преподаватель

                                                             Доцент кафедры

                                                   педагогики

                                                              Дьячкова Наталья

                                                     Леонидовна.                                    

                                                                       

                                 Северодвинск 2010 год

Содержание

Введение………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Проблема ситуативной тревожности в психологии……………………5

     1.2. Особенности ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….13

     1.3. Понятие о психогимнастике как средстве регуляции эмоционального состояния детей……………………………………………………………………22

                      Вывод по главе I………………………………………………………………27

Глава II  Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Цель, задачи, методика эксперимента………………………………….28

2.2. Уровни ситуативной тревожности в старшей группе…………………30

2.3. Рекомендации педагогам ДОУ по использованию психогимнастики как средства снижения ситуативной тревожности…………………………………...35

Вывод по главе II………………………………………………….39

Выводы………………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………...41

Литература………………………………………………………………………42

Приложение……………………………………………………………………..45

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся

повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

  Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

     Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти

“возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

     В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому  своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.    

Для того чтобы обеспечить нормальное развитие детей и помочь в адаптации к социуму, развивать произвольность психической саморегуляции, привести в норму уровень тревожности введен курс психогимнастики (20 часов). Дети старшей и подготовительной группы посещают этот курс. Дети с удовольствием ходят на занятия, играют, рассказывают о своих переживаниях, помогают друг другу. Но влияет ли психогимнастика на ситуативную тревожность детей? Можно или нет с помощью психогимнастики снижать уровень ситуативной тревожности?

Снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством психогимнастики и посвящено данное исследование, в котором раскрывается сущность  ситуативной тревожности, сущность психогимнастики, как метода, влияющего на тревожность воспитанников детского сада.

     Цель исследования: изучение  и использование психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     Объект исследования: личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: психогимнастика как средство преодоления личностной тревожности.

     Гипотеза исследования: Психогимнастика является эффективным средством преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задания:

     1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

     2. Продиагностировать уровень тревожности у воспитанников.

     3. Провести курс психогимнастики по методике Алябьевой, и выявить ее влияние на уровень тревожности воспитанников.

     4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

     Методы исследования:

     1. Аналитический.

     2. Тесты.

     3. Наблюдения.

ТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ПРОБЛЕМА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом(школой).

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть «хорошим», не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь не так как «надо», не является лучшим из детей группы.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Понятие страха, тревожности разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «тревожность – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует тревожность как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Тревожность обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций».

Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [13, с.218].

В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [5, с.305].

Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, c.165].

Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17, c.570].

Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают тревожность как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [15, c.102].

Тревожность складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я».

Известный физиолог И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Тревожность основана на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [16, c. 564].

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [11, c. 62]. Все это приводит к повышенной тревожности у детей.

Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43 ].

Возрастная тревожность отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникает она под действием следующих факторов: наличие повышенной тревожности у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует [2, c. 457].

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [там же].

В педагогической литературе рассматривается следующая классификация тревожности, условно делится на ситуативную и личностную [6, c. 230].

Ситуативный тревожность возникает в связи с различными ситуациями: боязнь чего-либо. Часто возникает из-за тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленная тревожность предопределяется характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способна проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативная и личностная тревожности часто смешиваются и дополняют друг друга.

Как же появляется тревожность? По мнению А.И.Захарова выражения тревожности очевидны, поведение, манеры общения, мимика, жесты, избегание…, смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Движения скованные, неловкие, одновременно совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным.

При состояниях хронического беспокойства и тревожности человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия [ там же].

  По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [28, c.29].

ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.     В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.     С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них (Лаврентьева, М.96).

     Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.     Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.     Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

     Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. (С. Л. Рубинштейн М.70) Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себя («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

     Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей  - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер -  ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.      Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание.

     В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что –  то не так,  т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.     Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные,  мнительные,  неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт c ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. (Т. В. Лаврентьева 1996)

     Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. (А.И.Захаров 1997)

     Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: “Заберет тебя дядя в мешок”, “Уеду от тебя” и т. д.

     Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. (А.И.Захаров, 1997)

     Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

     Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. (В.И.Гарбузов 1990)

     Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.     Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.     Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. (И.В.Дубровина, 1998) Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: “чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня”. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)

     Так же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

     Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту “уходя в мир фантазий”. (С.В.Кондратьева, 1997) В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

     Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)     Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. (А.И.Захаров, 1997) Главным источником тревог для дошкольников и младших дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

     Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того,  с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.   И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых “опасных людей” - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же,  боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)

     Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. (Т.В.Лаврентьева, 1996)      Тем не менее, у детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий (А.И.Захаров, 1997), а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

     Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение  безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. (А.И.Захаров,1997)

     Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как  слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — “гадкий утенок”. Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным, ладный — нескладным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

     Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: “Надо помочь другу в беде, потому что он прав”. В сознании повелительный стимул — “надо”, а из неосознаваемого установка:“не надо, опасно” — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом, звучит внушенная отцом установка: “товарища надо выручать из беды любой ценой”. Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка  мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.      Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности. (Я.Л.Коломинский, 1988)

     Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.     Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности,  эмоциональной неустойчивости. (Я. Л. Коломинский, 1988).

ПОНЯТИЕ О ПСИХОГИМНАСТИКЕ КАК СРЕДСТВЕ РЕГУЛЯЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. [9, c. 134].

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно.    Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Дети дошкольники нуждаются в психологической помощи и психологическом сопровождении. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, редко – психогимнастика. Однако именно она наиболее доступна в приминении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом длеятельности дошкольника.  В  учебном пособии А.А.Осиповой «Общая психокоррекция» психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.

В книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика», по которой проводился курс занятий, дано такое определение: психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны  детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего напрвлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.  [2: 5] 

Психогимнастика содействует росту произвольности психической саморегуляции. За этим стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства,  мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Гимнастика психики ребенка помогает росту произвольности психической саморегуляции. Человеческий организм самой природой запрограммирован на поиск приспособительных реакций к изменяющимся условиям среды. Произвольная саморегуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых усилий, внутренних планов, представлений конечных результатов своих действий – условных заместителей.

В детском возрасте способность подчинять свою жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции поведения у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка близко к образу. Понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает возможность воздействовать на развитие детской психики не извне, а изнутри. Метод психогимнастики, разработанный Г.Бардиер, И.Ромазан и Т.Чередниковой, опирается на представления о механизмах психофизической саморегуляции, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы (П.К.Анохин). Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других ее звеньев. Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те, которые подвластны волевому контролю. Процессу саморегуляции можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах. Таким образом психогимнастика способствует развитию:

- двигательной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.) и характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

- эмоциональной сферы (умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и др.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие;

- сфера общения (умение улавливать, понимать и различать эмоциональные состояния других людей; умение сопереживать; умение отвечать адекватными чувствами);

- поведение (умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей, правильность выбора опытом чувств в аналогичных ситуациях; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственность). [18:182] 

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

    Повышенная тревожность в старшем дошкольном возрасте – это естественное явление. В этом возрасте можно повлиять на самооценку, интерес, активность ребенка и на взаимоотношения  в группе. Повышенная тревожность не устойчивая и вызвана многими факторами. Для того чтобы снизить ситуативную тревожность ребенка, необходимо использовать различные методы и приемы.

Изучив особенности старшего дошкольного возраста (физиологические и психические), можно сделать вывод о том, что ребенок становится личностью, у него формируются зачатки мировоззрения и это играет огромную роль при дальнейшем развитии.

В то же время организм развивается, растет и  нужно удовлетворять двигательную активность ребенка, развивая и способствуя дальнейшему развитию.

При общении со сверстниками  большинство ребят стараются быть первыми лучшими, а некоторые дети стараются быть незаметными, избегать конфликтов.

Старший дошкольник еще и переживает кризис 6-7 лет, со всеми присущими кризису трудностями.

Значит, старший дошкольный возраст это период бурного развития, как физического, так и психического. Ребенку трудно адаптироваться к социуму и научиться быть «взрослым», так как в этом возрасте ребенок учится вести себя «правильно», соблюдать правила принятые в социуме. Также ребенок учится оценивать свои поступки, поведение, работу, сравнивая и анализируя.

Ребенку, для нормального дальнейшего развития, необходима помощь, которая будет ненавязчива и интересна. Такой помощью может быть курс психогимнастики, который основан на ведущей деятельности детей (играх), где взрослый «не над, а рядом», направляет деятельность, принимая активное участие, играя  и разговаривая с детьми; где ребенок рассказывает о своих чувствах и переживаниях; узнает много нового и интересного, учится общаться и хорошим манерам поведения; учится анализировать и делать выводы; учится предвидеть результат своих действий; учится понимать не только свои переживания, но и чувства и переживания других людей.

       Таким образом можно сделать вывод о том, что психогимнастика может повлиять на приобщение ребенка к социуму и может тем самым повлиять на повышенный уровень ситуативной тревожности воспитанников.

ПСИХОГИМНАСТИКА, КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЛИЧНОСНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

  Начиная с 2006 года в МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа» в подготовительной группе детского сада проводится курс психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой. Курс состоит из 20 часов. Занятия проводятся два раза в неделю, на которых дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой; учатся выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживаниями телесных и психических состояния.

Психогимнастика проводилась с марта по май в подготовительной группе детского сада, всего 14 человек воспитанников.

Цель психогимнастики: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой, их моральная оценка; коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций; снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение. Задачи и содержание структурных элементов психогимнастики приводятся в Приложении 1, также в приложении отражено и тематическое планирование курса.

Таким образом, встает вопрос, можно или нет с помощью психогимнастики повлиять на уровень ситуативной тревожности у воспитанников? Попытаемся это изучить. Мы предполагаем, что проведя курс психогимнастики в группе детей старшего дошкольного возраста высокий уровень тревожности снизится и отношения станут более доброжелательными.

Цель эксперимента: доказать или опровергнуть гипотезу: психогимнастика способствует снижению повышенного уровня ситуативной тревожности воспитанников в подготовительной группе детского сада.

Задачи эксперимента: 1) Продиагностировать воспитанников на наличие повышенной ситуативной тревожности до и после курса психогимнастики; 2)  Сравнить полученные характеристики; 3) Сделать вывод о влиянии психогимнастики на тревожность; 4) Разработать рекомендации педагогам для работы с детьми с повышенным уровнем тревожности.

Для диагностики уровня ситуативной тревожности используем методики:

  1. Тест Тэммл Дорки Амен, в котором ребенку дается 14 изображений ребенка в различных ситуациях, но у ребенка не нарисовано лицо. Под картинкой изображено грустное и веселое лицо ребенка. Воспитаннику предлагается выбрать, какое бы он нарисовал лицо: грустное или веселое. Затем подсчитываются баллы и определяется уровень тревожности.
  2. «Рисунок несуществующего животного» в обработке А.А.Романовой. Ребенку дается лист формата А 4 и предлагается нарисовать животное, которое не существует, назвать животное. Изучается размер рисунка, положение на листе, цвета, характер линий.

Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

     Расшифровка теста

     Положение рисунка на листе

     1. Левая сторона и низ листа – связанные с отрицательно окрашенными

эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).

     2. Положение рисунка в нижней части лица – неуверенность в себе, низкая

самооценка, подавленность, нерешительность.

     Центральная смысловая часть фигуры

     1. Голова повернута влево – нерешительность, страх, боязнь активных

действий;

     2. Большие глаза – страх;

     3. Рот округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

     Несущая опорная часть фигуры. Части возвышающиеся над уровнем фигуры.

Хвосты.

     1. Движение хвоста вниз – недовольство собой, подавленность.

     2. Контур фигуры: если есть затемнение фигуры, запачкивание контурной

линии - страх, тревожность.

                     3. Животное представитель самого рисующего.

  1. Наблюдаемые признаки тревожности: наблюдение за детьми,  

                      беседы с воспитателем.

     

       

     

УРОВНИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Диагностики ситуативной тревожности проводились до и после курса психогимнастики на одной группе детей.

Общая характеристика группы. Курс психогимнастики посещали 14 человек старшей группы детского сада «Ромашка», из них 8 девочек и 6 мальчиков. Есть часто болеющие дети: это…. Они занятия посещали нерегулярно. Остальные воспитанники присутствовали на всех занятиях. Также не все дети из благополучных семей: есть неполные семьи:…. Большая часть детей – единственные в семье.

В группе ребята в таком составе 2 года. По наблюдениям можно говорить о том, что ребята умеют общаться и играть вместе. Инициатором чаще всего в группе бывает…. Если …нет, то ребятам трудно начать игру самим. Чаще играют мини группами по 2-3 человека. Любят драться, отбирать игрушки, мешать ребятам …

Таблица 1.            Особенности детей подготовительной группы

Ф.И. ребенка

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

1

Медленно, но аккуратно выполняет задания, рассудитель-ный, неконфликтный.

Медленно, но аккуратно выполняет задания, рассудитель-ный, неконфликтный.

2

Часто играет одна с куклой, любит настольные игры, ябедничает воспитателю и родителям.

Чаще стала играть с ребятами, реже жалуется.

3

Спокойный, медлительный, неконфликтный.

Спокойный, медлительный, неконфликтный.

4

Любит танцевать, петь, быть в центре внимания, часто обращается к воспитателю.

Любит танцевать, петь, быть в центре внимания, обращения к воспитателю только по мере необходимости.

5

Активная, плохо развита речь, стеснительна.

Активная, плохо развита речь, играет вместе в ребятами.

6

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры, чаще играет с мальчиками.

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры, чаще играет с мальчиками.

7

Активная, отзывчивая, неконфликтная.

Активная, отзывчивая, неконфликтная.

8

Активный, любит настольные игры, неконфликтный.

Активный, любит настольные игры, неконфликтный.

9

Активный, часто дерется, толкает девочек, отбирает игрушки.

Активный, конфликты стали реже.

10

Активная, отзывчивая,  спокойная, неконфликтная.

Активная, отзывчивая,  спокойная, неконфликтная.

11

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры.

Непоседа, часто и быстро отвлекается, любит подвижные игры.

12

Активный, любит конструировать, часто жалуется воспитателю и родителям.

Активный, любит конструировать, жалобы стали реже.

13

Активная, веселая, организатор игр.

Активная, веселая, организатор игр.

14

Активный, часто дерется, толкает девочек, отбирает игрушки.

Активный, конфликты стали реже.

В группе есть и спокойные и очень активные ребята. Проблемы в группе: драки, жалобы, стеснительность детей. Есть ребята, которые предпочитают одиночные игры коллективным, чаще бывают одни в свободное время. После курса психогимнастики отношения стали более ровными, ребята стали больше общаться друг с другом, играть договариваясь.

Результаты диагностики на наличие повышенного уровня тревожности показали следующее:

Таблица 2.             Результаты  теста Тэммл Дорки Амен.

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

Ф.И. ребенка

Кол-во

баллов

Уровень тревожности

Ко-во баллов

Уровень тревожности

1

8

средний

7

средний

2

9

высокий

7

средний

3

7

средний

7

средний

4

12

высокий

10

высокий

5

9

высокий

8

средний

6

9

высокий

7

средний

7

6

средний

7

средний

8

5

средний

6

средний

9

9

высокий

8

высокий

10

7

средний

7

средний

11

6

средний

6

средний

12

10

высокий

9

высокий

13

10

высокий

8

средний

14

9

высокий

7

средний

0-4 низкий уровень тревожности

5-8 средний уровень тревожности

9-14 высокий уровень тревожности

  По таблице видно, что у большинства воспитанников подготовительной группы высокий уровень тревожности – у 58%, 42% детей со средним уровнем, низкий уровень тревожности у воспитанников не обнаружен.

После курса психогимнастики показатели изменились: у 76% средний уровень тревожности, а у 24% высокий уровень тревожности. Низкий уровень тревожности не обнаружен.

 

Показатели тревожности в рисунках воспитанников «Несуществующее животное»

                  Таблица 3.     Тревожность в рисунках воспитанников.

Ф.И. ребенка

До курса психогимнастики

После курса психогимнастики

1

Положение рисунка в нижней части листа. Неуверенность в себе, низкая

самооценка, подавленность, нерешительность.

Положение рисунка в нижней части листа. Неуверенность в себе, низкая

самооценка, подавленность, нерешительность.

2

Рот округлой формы с зубами говорит о боязливости и тревожности, желании защитить себя.

Рот округлой формы с зубами говорит о боязливости и тревожности, желании защитить себя.

3

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

4

Большие глаза, полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

Полная штриховка рисунка, страх, тревожность.

5

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

6

Рисунок в левой стороне листа, отрицательно

окрашенные эмоции (депрессия, неуверенность, пассивность)

Рисунок в левой стороне листа, низкая самооценка.

7

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

8

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

9

   Глаза большие, изображение шипов по всему телу, темная штриховка: страх, тревожность, желание защитить себя.

 Глаза большие, изображение шипов, штриховка: страх, тревожность, желание защитить себя.

10

Тревожность в рисунке не выявлена

Тревожность в рисунке не выявлена

11

Тревожность в рисунке не выявлена.

Тревожность в рисунке не выявлена.

12

Лица нет, преобладает

его четкая заштриховка, хвост опущен вниз: недовольство собой, подавленность.

Штриховка рисунка.

13

Тревожность в цвете: черный, коричневый, рисунок заштрихован.

Тревожность в цвете: черный, коричневый, рисунок заштрихован.

14

Рот округлой формы с четко выраженными зубами, глаза большие, хвост опущенный вниз: страх, боязливость,

тревожность, недовольство собой, подавленность.

Четко выражены зубы, глаза большие, хвост опущенный вниз: страх, боязливость,

тревожность, недовольство собой, подавленность.

   Вывод: В результате проведенного психодиагностического исследования из 14 детей у 9 – 64% ярко выраженные признаки проявления тревожности. Это

наблюдается в рисунках детей. Рисунок находится в нижней части листа, рот

изображен округлой формы с зубами; полная штриховка рисунка, большие глаза.

     У пятерых детей – 36%, рисунки красочные, выбранное местоположение рисунка, цвета, детали говорят о спокойном, уравновешенном состоянии детей.

    После проведения курса психогимнастики значимых изменений не произошло: 64% воспитанников с повышенной тревожностью, а 36% - находятся в спокойном, уравновешенном состоянии. Есть незначительные изменении в использовании цвета, в раскрашивании, в размерах рисунка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

     Детей с повышенным уровнем тревожности присущи следующие поведенческие проявления:  Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы; Потирает руки, крутит пальцы у виска, теребит кончик носа; Сосет палец, волосы, одежду и прочее; Грызет ногти; Изо всех сил грызет карандаш, ручку; Напряжен, скован, не может расслабиться; Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет; Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос; Сбивчивая неровная речь; Постоянно исправляет ответ, работу, без улучшения качества, постоянно извиняется; Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения в лице; Часто плачет.

 Наблюдаемые физиологические реакции: Легко краснеет, бледнеет, покрывается пятнами; В значимых ситуациях сильно потеет; Сильно дрожит, дрожат руки; Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданном звуке.

     Воспитатель, работая с детьми, хорошо знает каждого ребенка, его семью, взаимоотношения. При общении и при анализе продуктов деятельности можно выяснить причину тревоги воспитанника. С помощью психогимнастики можно повлиять на поведение и самооценку ребенка, научить ребенка общению, дать возможность, проиграв различные роли раскрыться, выговориться. Если есть ребята в группе с разными видами тревоги (общение со сверстниками, наказание взрослых, боязнь школы), то можно и работать с детьми по подгруппам. Если нет возможности проводить курс психогимнастики, то можно проводить отдельные занятия. Психогимнастика не требует специального оборудования при проведении, все происходит в игре с активным участием детей, воспитатель вместе с детьми; поэтому даже в вечернее свободное время можно работать играя.

Книга «Психогимнастика» Чистяковой это  сборник материалов, необходимых воспитателю детского сада. Этот материал нужен в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Как показала диагностика, у большинства воспитанников старшей группы высокий уровень тревожности. Все приемы и методики описаны подробно в книге.

В сельской местности нет параллельных групп или садиков, чтоб родители могли выбрать место для своего ребенка, поэтому группы состоят из детей из различных семей с разными способностями и возможностями и педагогу необходимо работать со всеми детьми.

Психогимнастика носит психопрофилактический характер. Оптимальным вариантом было бы проводить ее в подготовительной группе, когда ребята готовятся к школе и многие испытывают тревожность. Тревожность в дошкольном возрасте не устойчива и поддается коррекции. В наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше, психогимнастика – это еще и способ отдогнуть, научить детей приемам расслабления, отдыха.

Правила работы с тревожными детьми:

1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращаться к ребенку по имени.

6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

8. Быть последовательным в воспитании ребенка.

9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижать ребенка, наказывая его.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I I

Можно сравнить результаты исследования до и после эксперимента и сделать вывод, что произошли изменения в сфере тревожности дошкольников.

Результаты по выявлению тревожности тест Тэммл Дорки Амен свидетельствует об изменении отношений в лучшую сторону. Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, а с высоким уменьшилось. По рисункам детей, также видно, что большинство испытывают состояние тревоги. По наблюдениям воспитателей, также произошли положительные изменения: уменьшилось количество конфликтов, драк, меньше стали ябедничать, больше договариваться, слали более внимательными друг к другу.

Нельзя говорить, что в этом полностью заслуга психогимнастики, так как исследование проводилось на одной группе воспитанников. Также на уровень тревожности могли повлиять и другие факторы. Но психогимнастика учит детей общаться, преодолевать барьеры в общении, договариваться, знакомит с различными переживаниями, учит конструктивному взаимодействию. Все это тоже влияет на состояние и на тревожность воспитанников.

ВЫВОДЫ

В начале работы были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать влияние психогимнастики в старшем дошкольном возрасте на уровень ситуативной тревожности.

2. Продиагностировать воспитанников старшей группы на наличие тревожности.

3. Провести курс психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой и выявить ее влияние на уровень тревожности  детей в старшей группе детского сада.

4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Все задачи в ходе исследования были реализованы.

Психогимнастика помогла в формировании у детей:

  1. Коммуникативных способностей и качеств.
  2. Умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  3. Позитивному отношению к другим людям, умению сопереживать.
  1. Умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

•        Умения взаимодействовать и сотрудничать.

  1. Снизить уровень тревожности у некоторых воспитанников.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу: психогимнастику можно использовать как средство снижения ситуативной тревожности при работе с детьми старшего дошкольного возраста,  так как именно с помощью игр педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми, то есть устранить причину тревожности.

Была проанализирована литература, соответствующая теме, изучены психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено исследование по снижению тревожности посредством психогимнастики.

Мы предполагали, что психогимнастика влияет на ситуативную тревожность воспитанников. Наша гипотеза в ходе эксперимента подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проводилось на одной группе детей, не было контрольной и экспериментальной группы. Курс психогимнастики проводился всего 2 месяца в конце года с марта по май. Таким образом, не только курс психогимнастики повлиял на взаимоотношения воспитанников, а также и приобретенный жизненный опыт, занятия в группе, семья и многие другие факторы. Но, тем не менее, психогимнастика это система занятий на которых дети получают много новых знаний, чувствуют себя ответственными за выбор своих действий и последствия этого выбора, учатся общаться и договариваться. Все занятия построены на играх и мини тренингах, то, что детям интересно.

Было бы замечательно, если бы во всех детских садах проводились бы подобные занятия, тем более что никакого особого оборудования не требуется и сам воспитатель может проводить «психогимнастику».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические матермалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003.- 88с.
  3. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
  4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. – М.: педагогика, 1979.
  7. Воспитание  и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под  ред. В. В. Холмовской. – М.: Просвещене, 1986.
  8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.
  10. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  12. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн. 2: Психология образования.
  13. Нижегородцева Н.В.,Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001.
  14. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.
  15. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
  16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  17. Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение// Пед.соч. – М., 1984. – Т.4.
  18. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
  19. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.
  20.  Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
  21.  Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
  22. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2001

     При проведении коррекционной работы использовалась литература:

     1. Романова А. А. – Потемкина «Проективные методы в психодиагностике»

     2. В. Б. Шапарь,  А. В. Тиличенко, В. Н. Швыдченко «Практическая

психология. Инструктарий.» Учебное пособие для вызов.

     3. Прихожан А. М. «Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая

природа и возрастная динамика».

     4. М. И. Чистякова «Психогимнастика». М., Просвещение 1990 г.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование «Психогимнастика» для старшей группы детского сада.

Рисунки воспитанников.

Бланки ответов теста.


 

Комментарии

Спасибо за материал!