Конспект профилактического занятия "Миф и реальность о наркотиках"
Это мероприятие не требует специальной подготовки, но оно помогает подросткам занять активную позицию. Дает возможность порассуждать, пофантазировать и не бояться ошибиться. Педагог, ведя активный диалог с подростками, а также зачитывая отзывы о наркотиках их же сверстников, бывших наркоманов-подростков, заставляет задуматься. Кроме этого, беседа о наркотиках позволяет расширить знания ребят о действии разных веществ, которые непременно им предложат когда-либо попробовать. На протяжении занятия можно выяснить отношение учащихся к наркотикам. Чаще всего, в конце занятия, подростки сами делают вывод о том, что человек употребляющий наркотики не принадлежит себе, он принадлежит веществу, от которого зависит. Такие люди вызывают жалость и сочувствие.
Ход занятия построен от окружающего нас мира к внутреннему миру наркомана. Во вводной беседе задаются каверзные вопросы: Соль – это наркотик? А шоколад? А алкоголь?... С этого момента подросток занимает активную позицию, не боится ошибиться, доказывает свою точку зрения. Беседа плавно переходит к определению критериев наркотических веществ. Далее идет диалог о том, Почему люди употребляют наркотики, а отсюда появляется схема действия наркотиков. Затем активная работа в мини-группах по доказательству или опровержению утверждений, зачитываются мнения наркоманов. Учащиеся самостоятельно делают вывод о человеке-наркомане. Интересным является и мнение сверстников-наркоманов, которое в данном возрасте имеет огромное значение. Не критикуя, не навязывая, а рассуждая, без упреков и нравоучений подростки сами делают собственный выбор.
Надеюсь, что этот материал пригодиться вам в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_psihologicheskih_idey.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Архангельская средняя общеобразовательная школа»
ФИО Рыкова Наталья Владимировна
Должность педагог-психолог
Направление: профилактическая работа
Форма: конспект классного часа (дискуссия).
Тема: Миф и реальность о наркотиках ( Классный час для 9-11 классов)
Цель: Профилактика наркозависимости у подростков.
Задачи: 1) Дать представление учащимся о наркотиках, о действии наркотиков на
организм человека.
2)Выявить отношение учащихся к наркотикам.
- Формировать и поддерживать у подростков стремление к здоровому образу жизни.
этап урока | Содержание | Действия педагога | Действия учащихся | Примечание |
I Орг.момент | Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь. Это наркотики. Вопросы о наркотиках и их влиянии актуальны, так как в наше время употребление наркотических и психоактивных веществ является одной из основных социальных опасностей нашего общества. Есть рост наркомании и в Каргопольском районе, вы могли даже читать об этом в одной из газет «Каргополье». Сейчас вы далеки от наркотиков, но вам предстоит учиться, выезжать за пределы района и области. Вы должны быть готовы к тому, что вам будут предлагать наркотики или среди знакомых могут быть наркоманы и т.д. | Рассказ | Слушание | Тема записана на доске «Миф и реальность о наркотиках» |
II Вводная часть | Вводная беседа «Что такое наркотики». Прежде чем начать рассуждать о наркотиках и как они влияют на человека, необходимо разо-браться, что такое наркотик. - Как вы думаете, какие вещества следует при-числять к разряду наркотических? (Героин – это белый порошок, минимальные дозы которого способны вызвать изменения физического и психического состояния человека). - А сахар – это наркотик? Это тоже белый поро-шок, оказывающий существенное и не всегда желательное воздействие на организм человека, а по свидетельству некоторых экспертов, влияя-ющий на настроение и психическое функциони-рование. Как и к героину к нему можно при-страститься. - А шоколад? Многие считают его пищевым продуктом, но он содержит кофеин, оказывающий стимулирующее воздействие и тоже, между прочим, может вызвать зави-симость. Чем не наркотик? - А соль? Есть немало людей, утверждающих, что без соли не проживут и дня, что в резуль-тате катастрофически сказывается на их здо-ровье. - Что можете сказать об алкоголе? Итак, порассуждав, можно сделать вывод: что-бы быть причисленным к категории наркоти-ческих, то или иное вещество должно соответ-ствовать ряду критериев:
Итак, мы выделили критерии по которым мы можем отнести вещество к наркотикам. Сейчас каждый проанализировал свои выводы на счет алкоголя, шоколада, сахара и т.д. | Вопросы и уточнение ответов: 1) Как вы думаете, какие вещества следует причи-слять к разряду наркоти-ческих? (Героин – это белый порошок, минималь-ные дозы которого способ-ны вызвать изменения фи-зического и психического состояния человека). 2) А сахар – это наркотик? Это тоже белый порошок, оказывающий существенное и не всегда желательное воздействие на организм человека, а по свидетельству некоторых экспертов, влияющий на настроение и психическое функционирование. Как и к героину к нему можно пристраститься. 3) А шоколад? Многие счи-тают его пищевым про-дуктом, но он содержит кофеин, оказывающий сти-мулирующее воздействие и тоже, между прочим, мо-жет вызвать зависимость. Чем не наркотик? 4) А соль? Есть немало лю-дей, утверждающих, что без соли не проживут и дня, что в результате ката-строфически сказывается на их здоровье. 5) Что можете сказать об алкоголе? Зачитывает и оформляет на доске критерии наркотиков (напечатаны) Вывод по критериям. | Примерные ответы: 1) героин, так как он влияет на психику т здоровье человека, к нему привыкают… 2) Наркотик, если вызывает зависимость и влияет на человека. Не наркотик, так как разрешен и его употребляют все люди…. 3) Не наркотик. Так как его все употребляют, продается в магазине. Наркотик, так как есть такие люди, которые если не съедят шоколадку очень плохо себя чувствуют, агрессивны… 4) Наркотик, так как без соли еда не вкусная и все люди употребляют ее и не могут без соли. Не наркотик, так как все употребляют и покупают. 5) Наркотик, так как сильно влияет на организм и психику человека, детям его не продают… Не наркотик, так как не запрещена продажа, многие люди употребляют… Слушают, задают уточняющие вопросы. | Ребята высказывают свое мнение. Любое предположение принимается. Наркотики:
4. Употребление их не должно быть принятым в обществе. |
III Основная часть. Дискуссия «Миф и реальность о наркотиках» | Сейчас еще один главный момент. Как действуют наркотики на человека? Во-первых, это седативные средства. Они могут действовать расслабляющее, успокаивающе. К ним относят героин, алкоголь, ряд снотворных препаратов, которые можно приобрести в аптеках. Врачи считают, что эти препараты угнетают нервную систему человека. Во-вторых, это возбуждающие вещества, своего рода стимуляторы. Это эфедрин, эфедрон, первитин, амфетамины, экстази, кокаин и др. Эти препараты ускоряют обмен веществ во всем организме, увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление. В-третьих, это вещества изменяющие сознание – галлюциногены. Это конопля и любые ее производственные. Даже один прием такого препарата может оставить неизгладимый отпечаток в психике человека. Сейчас, когда вы имеете представление о наркотиках и их действии, предлагаю вам разбиться на 5 группы. У каждой группы будет свое утверждение. В течение 3 минут вы обсуждаете и готовите ответ на вопрос: согласны или нет с утверждением и почему. После вашего выступления по утверждению, я зачитаю вам ответ подростка, который раньше употреблял наркотики. И вы сможете сделать соответствующие выводы. 1. «В ЖИЗНИ ВСЕ НАДО ПОПРОБОВАТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НАРКОТИКИ» Андрей: Самые подлые слова, которые только я слышал. Потому что после пробы наркотиков вы вряд ли захотите (или сможете) попробовать что-то другое. Есть же более оттяжные заморочки – прыгать с парашютом или щюриться в иелескоп на звездное небо. Но если предложить сотне моих сверстников сигануть с парашютом, согласятся 5-7 (страшно ведь), ночь просидеть у телескопа – вряд ли трое (остальным лень); а вот наркотики пробовали 36 – это факт! А почему? Потому что для этого напрягаться не надо, плати бабки и кайфуй вволю. 2. «НАРКОТИКИ ПРИДАЮТ ЖИЗНИ РАЗНООБРАЗИЕ, СКРАШИВАЮТ ЕЕ» Рома: Сначала, вроде скрашивают. Вроде, что-то новое, интересное…Как говорят: «Одного раза всегда много, а тысячи всегда недостаточно». Это потому, что когда что-нибудь первый раз принял, наутро себя ругаешь, зачем только с кайфом связался. А потом еще раз принять хочется, чтобы самочувствие отрегулировать и совесть приглушить. И начинается: «Все, сегодня последний раз», назавтра – «Теперь уже точно последний» и так изо дня в день, тут уже не до веселья. Мне кажется, что разнообразие жизни придают разные дела, а не одно и то же. Наркотики же принимают по трем основным причинам: чтобы не отстать от товарищей, из любопытства (но оно быстро проходит), чтобы не думать о том, как жить завтра. Мария: Это одно из самых распространенных заблуждений. Некоторые проблемы наркотики действительно решают. Они на очень короткое время ликвидируют чувство тревоги и неуверенности в своих силах, вытесняют из сознания мысли о трудностях. Но это не выход. Ситуация очень быстро усугубляется, а обратно найти выход не просто. 4. «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ МНОГО ЛЕТ И ПРЕКРАСНО ЖИВУТ» Ирина: Ребята, поверьте, так не бывает! Любой человек употребляющий наркотики больше года, не один раз пробовал «переломаться», «завязать», «слезть», что, как вы понимаете, неопровержимо свидетельствует – наркотики несовместимы с безоблачным существованием, и каждый к ним приобщившийся предельно быстро это понимает. 5. «УПОТРЕБЛЯТЬ ИЛИ НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ – ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАЖДОГО, И НЕЧЕГО В НЕГО СОВАТЬСЯ» Игорь: Как бы не так! Кабы вы жили в полном одиночестве, то это могло бы быть личным делом. А так за ваше удовольствие расплачиваются другие: лечат ваши болячки и травмы, оплачивают больничные; работают, пока вы кайфуете; страдают от ваших выходок и вытаскивают вас из милиции после них же. Наркотики – слишком опасная игра. Вот ковыряние в носу – действительно личное дело, никто на ваш нос своим пальцем посягать не будет. | Вывешивает на доске действия наркотиков. Делит учащихся на группы. Раздает утверждения. 1. «В ЖИЗНИ ВСЕ НАДО ПОПРОБОВАТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НАРКОТИКИ» 2. «НАРКОТИКИ ПРИ-ДАЮТ ЖИЗНИ РАЗНО-ОБРАЗИЕ, СКРАШИВА-ЮТ ЕЕ» 4. «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТО-РЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ МНОГО ЛЕТ И ПРЕКРАСНО ЖИ-ВУТ» 5. «УПОТРЕБЛЯТЬ ИЛИ НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ НАР-КОТИКИ – ЛИЧНОЕ ДЕ-ЛО КАЖДОГО, И НЕЧЕ-ГО В НЕГО СОВАТЬСЯ» После ответов учащихся зачитывает мнение бывших подростков наркоманов. | Предположения учащихся. Слушают, задают уточняющие вопросы, дополняют. Обсуждение. Ответ. Доказательство своей точки зрения. | Действия наркотиков: 1) Угнетают нервную систему. 2) Возбуждают 3) Изменяют сознание. После выступления каждой группы, педагог зачитывает мнение бывшего наркомана. (см.содержание) |
IV Заключение. | - Кто такой наркоман? - Что о наркотиках миф? А что реальность? Мы обсудили лишь некоторые расхожие мифы о наркотиках. Надеюсь, этот классный час заставит вас задуматься. Когда вам предложат попробовать, вы решите сами, что ответить: ДА или НЕТ, но помните Эксперименты с наркотиками — тренировочная стрельба, где мишенью служит твоя голова. Это слова Майкла Джозефсона. Вы хозяева своей судьбы, сделайте правильный выбор и уже сейчас. | Вопросы: - Что о наркотиках миф? А что реальность? - Какие чувства у вас вызывают люди, употребляющие наркотики? | Ответы на вопросы. Обмен личным мнением. Наркоман – зависимый человек, а, следовательно, он не может отвечать за свои поступки. Он не может отвечать за свою семью, детей, близких. Чем дольше наркоман употребляет наркотики, тем труднее ему содержать себя самому. Наркотики делают человека равнодушным к страданиям окружающих людей. Зависимые люди вызывают чувство жалости. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.:КАРО, 2004. – 112с. – (Материалы для специалистов образовательного учреждения)
- Шилова М.А.: Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практичесое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96с. – (Библиотека психолога образования).