Курсовая работа на тему:"Этническое самосознание русских студентов ( на примере ТыВГУ)
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Тывинский Государственный Университет»
Исторический Факультет
Кафедра психологии и акмеологии образования
Курсовая работа
на тему:
Этническое самосознание русских студентов (на примере ТывГУ)
Выполнила:студентка 3 курса 2 группы ИФ Содунам Сайдам Сеглей-ооловна Научный руководитель: Панкратова С.Е. - старший преподаватель кафедры психологии и акмеологии образования
Кызыл-2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………....…...................................................................................................3
Глава I.Теоретические основы изучения этнического самосознания
1.1 Самосознание. Структура самосознания……………………….…….…............................................................................................6
1.2 Этническая самосознание и этническая идентичность……………............................................................................................…9
1.3. Формирование этнического самосознания студентов ……………............................................................................................…11
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению этнического самосознания русских студентов (на примере ТывГУ).
2.1.Организация и проведение исследования…………………….……...........................................................................................…14
2.2. Анализ результатов и выводы………………………………………..….............................................................................................17
Заключение……………………………………………………………….................................................................................................….24
Список использованной литературы………………………………..............................................................................................…….26
Введение
Актуальность исследования: Национальное самосознание личности является важной составляющей ее самосознания в целом и одним из условий ее психического здоровья, целостности и гармоничного существования. Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности.
Актуальность исследования национального самосознания личности усиливается в связи с переживаемым в настоящее время российским обществом периодом социальной нестабильности, сопровождающимся изменением системы ценностей и кризисом идентичности у его населения.
С особой остротой встала в последние годы во всем мире проблема межнациональных конфликтов и противоречий, национальной нетерпимости, отчужденности. Важным условием оптимизации межэтнических отношений в обществе является развитие национального самосознания личности. Уровень развития национального самосознания личности определяет характер отношения к представителям других этносов. Высокий уровень развития национального самосознания связан с толерантным поведением, являющимся условием эффективности межэтнического взаимодействия.
Цель исследования: Рассмотреть этническое самосознание русских студентов (на примере ТывГУ).
Объект исследования: Студенты ТывГУ.
Предмет исследования: Этническое самосознание русских студентов (на примереТывГУ).
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2.Определить особенности формирование самосознание и этничности;
3.Специфика этническое самосознание (на примере студентов ).
4.Провести исследование предмет изучение этнического самосознание среди русских студентов.
5.Провести анализ полученных результатов исследования.
Метолого-теоретическую основусоставили ( М. Варданян, Ж.В.Асалов, П.Е.Астафьев, Л.М.Ондар), позволившие выработать представление о природе самосознания.
Теоретическую базу исследования составили: разработки в области этнопсихологии и этносоциологии (В.Ю.Хотинец, Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько, О.Г.Лопухова, Г.Г.Шпет), у которых этническое самосознание личности рассматривается как устойчивое образование личности и важная часть ее
Методы исследования:
- Теоретический метод – анализ литературы по данной проблеме.
- Эмпирический метод – опрос. Все полученные результаты обрабатывались с помощью компьютера. Применялся метод качественного анализа данных.
Методика исследования:Опросный лист "Россия и русский народ в конце XX века", разработанный В.В.Карловым и С.С.Савоскулом.
База исследования:Были опрошены 30 русских студентов обучающихся в ТывГУ. 18 девушек и 12 парней. Возраст от 17 до 25 лет. Выборочная совокупность формировалась на добровольном согласии и по желанию самих респондентов.
Практическая значимость:в настоящем исследовании была предпринята попытка рассмотреть процесс формирования этнического самосознания русских студентов с теоретико-методологического подхода, который является адекватным для изучения процессов формирования этнического самосознания студентов межнациональной культуре.
Структура работы: состоит из содержания, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава теоретические основы изучения этнического самосознания , вторая содержит эмпирическое исследование по выявлению этнического самосознания русских студентов ( на примере ТывГУ). Заключение содержит в себе общие выводы и анализ по двум первым главам. Список использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения этнического самосознания Глава I. Теоретические основы изучения этнического самосознания
- Самосознание. Структура самосознания
Проблема национального самосознания имеет междисциплинарный статус. Большой вклад в ее разработку внесли психологи Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Л.И.Науменко, Т.Г.Стефаненко, В.С.Мухина, В.Ю.Хотинец, Э.Ц.Данзанова, Г.У.Солдатова и другие. Под этническим самосознанием рассматривается относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодиференцирующих и этноинтегрирующих признаков этнической общности, особенности этнокультурной среды. Последняя являет собой множество модификаций окружающей реальности аккумулированных членами этнической общности в ходе ее исторического развития. Исходя из общего определения культуры она представляет собой способы организации и развития жизнедеятельности этнических субъектов, представленных в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к собственной этнической общности, в совокупности качественного однообразия отношений этнических субъектов к параметрам этногенеза своей общности (климатогеографическому, биологическому, социокультурному), в совокупности отношений с другими этническими общностями [15;3-4].
Осознание этнокультурных особенностей общности, а следовательно, этнических значений, отражающих объективные свойства и связи объектов и этнокультурной среды, в которых протекает жизнедеятельности человека обуславливает формирование этнической самоидентификации, определяющие собственную принадлежность к общности [9; 120].
Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». В процессе социализации индивид присваивает этнические характеристики присущие этому этносу, в том числе этническое самосознание. Методологической основой явилась концепция структуры самосознания В.С. Мухиной. Согласно данной концепции самосознание человека состоит из звеньев, являющихся внутренними факторами рефлексии и определяющих основное содержание ключевых переживаний личности. Этническое самосознание мы рассматриваем через анализ наполнения структурных звеньев самосознания личности. Звеньями самосознания личности являются:
1) имя собственное или заменяющее его местоимение «я»;
2) притязание на признание;
3) половая идентификация;
4) психологическое время личности(прошлое, настоящее, будущее);
5) социальное пространство личности(права и обязанности)
В многочисленных исследованиях было подтверждено, что данные звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от этнической, расовой или какой-либо иной принадлежности. при этом акцент на психологию личности является нашей органичной позицией, потому что мы имеем дело с индивидуально, личностно представленными носителями этнического самосознания рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире [15; 62-65].
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда - оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство [2; 7-8].
1.2. Этническое самосознание и этническая идентичность
Сложность исследования проблемы национального связана с отсутствием терминологической определенности. Так, для обозначения осознания человеком собственной этнической принадлежности привлекается сразу несколько понятий: национальное самосознание(А.Ф.Дашдамиров, В.С.Мухина, О.С.Новикова, О.Н.Юденко, С.С.Отамуратов); этническое самосознание (Ю.В.Арутюнян, В.Ю.Хотинец, А.А.Налчаджян, Ю.В.Бромлей, В.П.Левкович); этническая идентичность(Э.Ц.Данзанова, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко).
В данном исследовании «национальное самосознание» является наиболее широким, в него входят как сознательное(этническое самосознание, этническая самоидентификация), так и бессознательное(этническая идентичность) компоненты отнесения индивидом себя к определенному этносу.
Анализ теоретических источников выявил существование разногласий и в содержании самого понятия» национальное самосознание», что потребовало его уточнения. Национальное самосознание характеризуется как бессознательное и осознанное отнесение личностью себя к определенной этнической общности, включающее систему представлений о себе как ее члене, эмоционально-ценностное отношение к своему этническому Я и регуляцию на их основе своего поведения [15; 9-10].
Национальное самосознание возникает и развивается в рамках национального сознания, которое включает совокупность всех представлений индивида о своем этносе. Таким образом, понятия «национальное сознание» и «национальное самосознание» находятся в том же отношении, что и понятия «сознание» и «самосознание» [4; 77].
Аналогично самосознанию личности в целом национальное самосознание рассматривается как процесс и как продукт. Продуктами процессов этнического самопознания, самооотношения, саморегуляции этнического поведения являются образ этнического Я, этническая самооценка как отношение к образу этнического Я и национальные установки, поступки, действия в системе этнического и межэтнического взаимодействия соответственно. Национальные стереотипы как упрощенные, схематизированные, относительно устойчивые суждения о различных качествах представителей своего этноса и других этносов также являются продуктами национального самосознания, самооотношения и саморегуляции. В качестве итогового продукта всех трех процессов национального самосознания личности выступила этническая толерантность, в основе которой лежит, с одной стороны, этническое самоуважение личности, с другой – принятие людей других национальностей. В контексте данного исследования этническую толерантность можно рассматривать и как высший уровень развития национального самосознания личности [15; 10-11].
1.3. Формирование этнического самосознания студентов
Этническая идентичность стала, представляется в теоретических и эмпирических исследований отечественных этносоциологов и этнопсихологов в 1970гг. Одной из актуальных проблем системы образования является задача формирования этнического самосознания у новых поколений. Образование будет подлинно народным, национальным тогда, когда оно сможет обеспечить в своем содержании присутствие духовности народа, его этнического самосознания, когда оно вберет в себя этническую культуру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности.
Вопрос о природе самосознания и его истоках с позиций культурно-исторической концепции Л. С. Выготского рассматривается в аспекте влияния социокультурной среды на структуру, тип самосознания, характер его развития. Социокультурная среда как идеальная форма имеет своих вполне реальных носителей, выступающих посредниками - медиаторами развития реальной формы, будь то знак, слово, символ, значение и смысл. Данные психологические орудия вызывают к жизни внутренние формы деятельности, тем самым становится возможным переход от идеальной формы к реальной. Заметим, что они также могут выполнять этническую функцию в рамках определенных этнокультурных границ. В. П. Зинченко указывает: "Они не только выступают в роли стимулов, способных вызвать те или иные ответы, реакции, поведенческие акты. Они вызывают к жизни внутренние формы деятельности, делающие, помимо всего прочего, непредсказуемым внешнее поведение. Обращение на самого себя, взгляд на себя со стороны - это начало способности или сама способность заглядывания внутрь самого себя, начало формирования образа себя и вынесения его в целом или отдельных свойств вовне. Это объективация самого себя, своей собственной субъективности, формирование самосознания. В этом тайна и первое условие формирования себя, условие самостроительства человека, культурного формирования личности" [13; 31-35].
Развивая идеи Л. С. Выготского, В. П. Зинченко подчеркивает, что индивид, овладевая идеальной формой - культурой, которую он застает при своем рождении, присваивает ее себе или превосходит ее. Она становится его собственной субъективной реальной формой. "Отношения между идеальной и реальной формами правильнее всего могут быть описаны как взаимное порождение"; "идеальная, реальная и медитативная - это живые формы, они имеют общую природу. Они органичны, комплиментарны, конгениальны друг другу, совместимы друг с другом» [13; 35-36].
Г.Г.Шпет применительно к этнической психологии "в разнообразнейших формах выражения, в словах, рисунке, постройке, костюме, в учреждениях, актах, документах, словом, во всем, что мы называем "продуктами культуры"", различает "как их действительное значение некоторое предметное содержание». Человеку предоставляется возможность усматривать в этих предметах их коллективную природу, состоящую из сложной системы организации как "овеществленное" содержание социальной жизни. Каждый член группы, продолжает Г. Г. Шпет, в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Г. Г. Шпет говорит об этническом самосознании членов социальной группы и связывает его формирование с приобщением человека к культурным ценностям через формирование адекватного эмоционального отношения к ним [20;36].
Материалы исследования А. Р. Лурия, проведенного в Узбекистане в 1931-1932 гг., позволяют сделать вывод относительно процесса развития самосознания. Он заключается в следующем: "Наиболее важным представляется тот факт, что этот путь не исчерпывается только перемещением содержания сознания и раскрытием сознательного анализа иных сфер жизни - сфер социального опыта и отношения к себе самому как к участнику общественной жизни. Речь идет о гораздо более фундаментальных сдвигах - о формировании новых психологических систем, способных отражать не только внешнюю действительность, но и мир социальных отношений и в конечном счете свой собственный внутренний мир, сформированный в отношении к другим людям. И это формирование нового внутреннего мира можно считать одним из фундаментальных достижений. По результатам проведенных экспериментальных исследований установлено, что этническое самосознание - это целостное образование, проходящее в своем становлении два уровня: 1) типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности;
2)идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация. Психологическая структура этнического самосознания представлена следующими компонентами:
1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности;
2) осознание психологических особенностей своей этнической общности;
3) осознание тождественности со своей этнической общностью;
4) осознание собственных этнопсихологических особенностей;
5) осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности;
6) социально-нравственная самооценка этничности [11;82].
Глава II. Эмпирическая часть исследования по выявлению этнического самосознания русских студентов
(на примере ТывГУ)
2.1. Организация и проведение исследования
Студенты как социальная группа являются основным объектом данного исследования, в опросе участвует группа студентов, русской национальности, изучая которые и сопоставляя полученные результаты, мы попытаемся выявить особенности молодежного этнического самосознания.
Основным инструментом для данного исследования был опросный лист "Россия и русский народ в конце XX века", разработанный В.В.Карловым и С.С.Савоскулом. Ряд вопросов сформулирован с целью выявить этническое самосознание русских.
В опросе принимали участие 30 студентов русской национальности: 18 девушек и 12 юноши. Возраст респондентов колеблется от 17 до 25 лет. В основной своей массе это люди, еще не создавшие собственные семьи, - женаты и замужем только 8 человек (10%). Среди респондентов есть как коренные кызылчане, так и люди, приехавшие в Кызыл.
Опрос состоит из четырех вопросов в форме таблиц, в которых необходимо распределить ответы в процентном соотношении.
Перечень вопросов, предлагаемые русским студентам:
- Как вы считаете, должны ли мы, русские люди, для того, чтобы достигнуть благополучной и достойной жизни в республике Тыва, что-то менять в своих привычках, образе жизни, обычаях?
а) отношение к труду;
б) к семье;
в) к друзьям;
г) к общественной жизни.
- Ваше мнение о негативных чертах русского национального характера?
а) лень;
б) пьянство;
в) вороватость;
г) непристойное поведение;
д) пассивность;
е) наглость;
ж) вороватость.
- Что для вас значит быть настоящим русским человеком?
а) уважать традиции, культуру, воспитывать в их духе детей;
б) знать русскую историю, правильно говорить по-русски;
в) любить и уважать Россию, гордиться ею;
г) заботиться о благе своей Родины, приносить ей пользу.
- Какие чувства вызывает в вас принадлежность к русской нации?
а) превосходства;
б) гордость;
в) стыд; г) чувство ущемленности, униженности;
д) нестабильность, неопределенность положения.
2.2. Анализ результатов и выводы
Распределение ответов на вопрос: "Как вы считаете, должны ли мы, русские люди, для того, чтобы достигнуть благополучной и достойной жизни в республике Тыва, что-то менять в своих привычках, образе жизни, обычаях?" (мнение студентов русской национальности)
Наиболее благоприятно студенты отозвались об отношении русских людей к друзьям и близким. Посчитал необходимым менять что-то в нем 21% голосов, против этого высказались 66%. Приблизительно поровну распределились мнения относительно отношения русских к семье (одобряют его 50%, осуждают 40% студентов). И поразительно единодушная позиция наблюдается в оценках отношения нашего народа к труду и общественной жизни: много студентов сочли его неудовлетворительным. Следует также обратить внимание, что доля затруднившихся ответить на эти два вопроса, минимальна (1% и 5%). Это говорит о высокой степени согласованности студентов в оценках слабых, по их мнению, сторон "русского образа жизни".
Итак, положительные оценки привычек и образа жизни русских людей встречаются довольно часто, что, возможно, говорит о значительной степени удовлетворенности своими. Некоторые люди, участвовавшие в опросе, подошли к проблеме с "фаталистических" позиций: два раза звучали мнения типа "мы такие, какие мы есть, и меняться не стоит", 3%студентов полагают, что изменить национальный характер нельзя (Таблица 1):
Таблица №1
Распределение ответов на вопрос: Как вы считаете, должны ли мы, русские люди, для того чтобы достигнуть благополучной и достойной жизни в республике Тыва, что-то менять в своих привычках, образе жизни, обычая.
Отношение |
К труду(%) |
К семье(%) |
К близким друзьям(%) |
К общественной жизни(%) |
Да |
47,3 |
33,6 |
27,3 |
35,3 |
нет |
49 |
53,6 |
58,2 |
53,5 |
Затрудняюсь ответить |
3,7 |
12,8 |
14,5 |
10,9 |
При просьбе указать, от каких именно качеств национального характера стоит избавиться русскому народу, мнения распределились следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2
Мнение респондентов о негативных чертах русского национального характера
Черты национального характера |
Студенты русской национальности(%) |
Лень |
39 |
Пьянство |
51 |
Пассивность |
30 |
Вороватость |
5 |
Непристойное поведение |
12 |
Наглость |
- |
Можно отметить, что молодые люди в большей степени обеспокоены повсеместным алкоголизмом, чем "русской ленью", 51% опрашиваемых студентов отмечают, что в характере русских присутствует такое нехорошее качество, как алкоголизм особенно это встречается среди молодых людей т.е. студентов. Русские студенты также включают в число негативных качеств пассивность (некоторые студенты называли это качество - "все равно").
Под пассивностью понимаются как жизнь на благо РТ, пассивность - в политической жизни, так и общее безразличие, безволие, "пофигизм" во всех сферах жизни. К понятию "вороватость" относится также склонность к коррупции и взяточничеству.
Одно из первых мест среди негативных качеств заняло непристойное поведение, многие студенты ответили, что молодежь их национальности стало чаще вести себя распушено и некрасиво. Наглость молодых людей стала переходить рамки дозволенного и этим национальный характер русских, намного ухудшился.
В общем многие студенты русской национальности хорошо осознают свои недостатки, но в сравнении с другими национальностями видят только хорошее (Таблица 3):
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Что для вас значит быть настоящим русским человеком»
Необходимое качество |
Студенты (%) |
Уважать традиции, культуру, воспитывать в их духе детей |
27 |
Знать русскую историю правильно говорить по русский |
17 |
Любить и уважать Россию, гордиться ею |
15 |
Заботиться о благе свое Родины |
10 |
На этот вопрос многие студенты ответили сравнением с известными личностями своей страны. Настоящий русский человек по мнению студентов это совокупность всех положительных качеств, отсутствие отрицательных качеств, а также патриотизм, любовь и уважение своей страны.
Многие студенты сказали, что русские обязательно должны заботиться о сохранении своего этноса и связанной с ним культуры. Примечательно, что студенты уделяют большое внимание вопросу уважения русских традиций и даже говорят о необходимости передачи их следующим поколениям. На вопрос: "Нужно ли русским заботиться о сохранении своей национальности, русского языка, культуры, обычаев, праздников?" - ни один из опрошенных не ответил отрицательно.
И наконец, очень интересный факт: в ответах на вопросы студенты весьма часто использовали русские пословицы и поговорки или выражения из них. В описаниях русского национального характера их можно встретить довольно часто: "душа нараспашку", "последнюю рубашку отдаст". Это говорит о том, что богатое наследие русской народной культуры не лежит мертвым грузом, а активно используется нынешней молодежью. Студенты с гордостью говорят, что если бы им пришлось выбирать свою национальность, то они выбрали свою (Таблица 4):
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: "Какие чувства вызывает в вас принадлежность к русской нации?"
Эмоция |
Студенты(%) |
Чувство ущимленности, униженности |
2,6 |
Стыд |
8 |
Нестабильность, неопределенность положения |
28 |
Превосходство |
12 |
Гордость |
60 |
Уверенность |
25,3 |
Примечание. Сумма по столбцам не равна 100%, так как респонденты могли назвать до 3 чувств.
Большой процент ответов составили: гордость 60%; уверенность 25%; нестабильность и неопределенность положения 28%. Намного меньше в ответах мы слышали о стыде 8%; чувстве ущемленности и униженности 2%; и о превосходстве 10%.
Студенты испытывают в целом более благоприятные чувства по поводу своей принадлежности к русской нации. Безусловно, это может быть результатом молодежного оптимизма, но для выяснения точных причин требуются другие, более глубокие исследования проблемы.
Итак, мы определили содержание этнического самосознания русских студентов, и выяснили степень их единообразия. Попытаемся теперь определить степень позитивности/негативности, эмоциональную направленность отношения респондентов к русскому этносу. Так, в опросе значился вопрос: "Какие чувства вызывает в вас принадлежность к русской нации?". Разработана следующую методика для исследования степени позитивности этнических стереотипов. "Чувства" респондента делились на условно благоприятные и негативные, затем степень их выраженности ранжировалась от 1 до 4. То же самое проделывалось с отрицательными эмоциями, от -1 до -4 соответственно. Отдельно анализировались ответы тех, кто выбрал среди других эмоций "превосходство" (эту группу мы условно назовем "склонные к проявлению националистических чувств"), а также ответы тех, кто указал одновременно и на негативные, и на благоприятные чувства (группа "противоречивых"). Степень выраженности "националистических" чувств выражалась в рангах от 1 до 3.
После придания каждому ответу соответствующего ранга ["степень позитивности оценки русского этнического самосознания"] появилась возможность исследовать полученные значения методами описательной статистики. Результаты оказались следующими (Таблица 5):
Таблица 5
Степень позитивности этнического самосознания студентов
Характеристика |
Спокойный эмоциональный фон |
Склонные к проявлению националистических чувств |
Среднее |
1,3 |
1,6 |
минимум |
-3 |
1 |
Максиму |
4 |
3 |
Мода |
2 |
1 |
Большинство респондентов попало в группу "людей со спокойным эмоциональным фоном". Полученное среднее значение - 1,3 - соответствует позитивной оценке, но выраженной не сильно, а скорее слабо. То, что минимум -4 не достигнут, говорит, по всей видимости, о том, что депрессии и самых негативных чувств принадлежности к русской нации у опрошенных студентов нет. Чаще всего встречается ранг, соответствующий гордости.
В группу "людей, склонных к проявлению националистических чувств", попало совсем немного студентов. Даже если респонденты и указывали на "превосходство", как на свое чувство по поводу принадлежности к русской нации, то к нему обычно не добавляли ни стыд, ни чувство униженности, а говорили лишь о нестабильности положения.
Следует отметить, что результаты проведенного исследования не могут быть распространены на весь русский этнос, в том числе на всех русских студентов, так как в исследовании участвовали всего 30 человек. Для более широкого исследования можно взять следующие методики «Кто Я!» (модифицированный вариант теста «Двадцати высказываний» М.Куна и Т.Макпартлэнда); «Стереотипы»; «Незаконченные предложения»; Анкета «Этническая идентичность»; проективная методика «Необитаемая планета»; проективная методика «Рисунки»; Цветовой тест отношений (ЦДО).
Заключение
Студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. Дальнейшие его изменения в общем плане представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических, экономических, демографических условий жизнедеятельности конкретного этноса. Поэтому одной из задач системы образования является этнопсихологическое обеспечение обучения на различных этапах образования, направленное в первую очередь на создание условий формирования и развития этнического самосознания в процессе обучения.
Исследование показало, что приобщение не своего народа, ее присвоение, осознание этнических особенностей общности (интериоризация этнических значений объектов этнокультурной среды) обуславливают формирование системы этнопсихологических свойств личности, по словам А.Р. Лурия, способной отражать внешнюю действительность, мир социальных отношений и в конечном счете свой собственный внутренний мир, сформированный в отношениях к объектам этнического мира и этническим субъектам. Значит, развитие и формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности.
Согласованность студентов в приписывании русскому этносу как положительных, так и отрицательных качеств довольно высока. Если речь идет о положительных, благоприятных эмоциях, то на них указал большой процент студентов русской национальности, а значит, можно говорить о высокой интенсивности положительных автостереотипов выработанный русскими. Что касается негативных эмоций, то согласованности здесь не чувствуется, а значит, интенсивность отрицательных стереотипов невысока. Примечательно, что тувинское студенчество уделяют большое внимание вопросу уважения русских традиций и даже говорят о необходимости передачи их следующим поколениям. На вопрос: "Нужно ли русским заботиться о сохранении своей национальности, русского языка, культуры, обычаев, праздников?" - ни один из опрошенных не ответил отрицательно.
Из всех отрицательных чувств нужно отметить одно, названное каждым четвертым русским студентом: нестабильность и неопределенность положения русского человека в РТ. Действительно, за последние 15 лет все русские жители республики, а особенно представители молодого поколения, испытывали на себе высокую психоэмоциональную нагрузку; психологами и социологами часто используется термин "психологическая усталость". Люди, принимавшие участие в нашем исследовании, все же продемонстрировали значительную долю оптимизма в оценках русского этноса и присущих ему устойчивых черт.
В целом исследования свидетельствуют о том , что уровень развития национального самосознания определяет характер отношения к представителям других этносов. При этом в основе этнической толерантности личности лежит высокий уровень развития ее этнического самосознания. В связи с этим развитие этнического самосознания подрастающего поколения, т.е. студентов является одним из основных факторов и условий гармонизации межэтнических отношений. Только этническая толерантность может стать одним из условий мирного взаимодействия в полиэтническом мире, а также психического здоровья, целостности и гармоничного существования личности.
Таким образом, воспитание этнически ориентированной личности, знающей и уважающей ценности, обычаи и традиции своего народа, обладающей развитым этническим самосознанием, и воспитание культуры межнационального общения, должны осуществляться взаимосвязано и параллельно.
Список использованной литературы
1. Асалов Ж.В. Этнические аспекты формирования личности // Пед. обр. и наука.- 2003. - №2. – С.62 – 63.
2. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения.- М., 2000. – 365 с.
3. Варданян М. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №2.- С. 62 – 65.
4. Кадыков С.А. Формирование этнической идентичности.- М. – 1998. -77 с.
5. Левкович В. П. Андрущаев И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен //Психологический журнал. – 1995. - №2.- С. 23-25.
6. Лопухова О.Г. Психологические характеристики этнокультурного развития // Вопросы психологии. – 2001.- №5. – С. 73-79.
7. Налчаджан К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере формирования этноса // Вопросы психологии. - 1998. – С. 84 – 89.
8. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань - 2000. – 288 с.
9. Ондар Л.М. Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности (на примере тувинских подростков) // Красноярск. – 2006. – 21 с.
10. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М. – 1991. – 68 с.
11. Садохин А.П. Этнология. М. - 2002. – 221 с.
12. Саракуев Э.А. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М. - 1996. – 318 с.
13. Современная этнопсихология: Хрестоматия. М. - 2002. – 503 с.
14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. – 1989. - 120 с.
15. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии – 2003. - №6. .- С.112 – 113.
16. Сухарев А. В. Бухарева С.А. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопросы психологии – 2005. - №6. – С.82 – 83.
17. Татарко А. Н. Этническая идентичность и ценностные ориентации представителей традиционных культур в условиях модернизированного общества // Журнал прикладной психологии 2004.-№ 4.-5.- С. 120 – 128.
18. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов // Вопросы психологии.- 1998. - №3.- С 31 – 43.
19. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Алетейя. – 1998. – 130 с.
20. http ://www.wse-wmeste.ru/ ...