Использование ИКТ в работе психолога.

вылиток жанна сергеевна

выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sovet_1_word_97_-_2003.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:




МБОУ Бекасовская сош



















Выступление на пед.совете:



Использование ИКТ в работе школьного психолога









Выполнила:



педагог – психолог



                Ж.С.Вылиток













2011 – 2012 уч.год


XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы  жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

Использование ИКТ в образовании рассматривается с разных точек зрения;

  1. как объекта изучения, начиная со школьного звена;
  2. как средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности.

В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем  совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

•        офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;

•        сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной  и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;

•        телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS,  форумов и чатов;

•        широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;

•        средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и  виртуальных лабораторий).

Не обошла информатизация и сферу образования: школы стали делать шаги в этом направлении:

- в школах появилась компьютерная техника;

- школы, где это технически возможно,  подключились к Интернету;

- информационные технологии используются в учебной, внеучебной, внеклассной деятельности;

- создаются специальные учебно-методические комплексы, ориентированные на использование ИКТ, коллекции цифровых образовательных материалов.

Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», задачами которой является: формирование информационно - технологической   инфрастуктуры   системы  образования, включая: создание федеральной  системы информационного  и   научно-методического  обеспечения развития образования; предоставление          образовательным учреждениям     средств    вычислительной техники,  средств  доступа  к  глобальным информационным ресурсам,  общесистемных и прикладных      программных      средств, технического обслуживания; применение новых    информационных и телекоммуникационных технологий в учебном  процессе, включая: создание и   использование   в  учебном процессе современных электронных  учебных материалов    наряду    с   традиционными  учебными материалами; разработку электронных          средств  информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку              педагогических, кадров    образовательных     учреждений, способных   эффективно   использовать   в учебном процессе новейшие  информационные  технологию. Позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.                                  

Увеличение объема информации, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, семье - эти и многие другие факторы влияют на психологическую атмосферу в школе. Как самая чувствительная часть социума, подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога.

В задачу школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.

  Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.

   Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.

Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.

Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

 Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.

Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
    Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.

Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:

  1. на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;
  2. на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;
  3. на педагогических советах.

Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в области школьной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы  сети Интернет.

Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно  быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое.
    Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:

  1. классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
  2. представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы.

Я, работая в школе в должности педагога-психолога, могу с уверенностью заявить, что использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с учащимися?

Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога я пробую использовать в таких направлениях:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. диагностическое;
  3. организационно-методическое;
  4. просветительское.

Для коррекционно-развивающих занятий мною используются презентации в программе Power Point.

Основные направления психокоррекционной работы:

  1. социализация (обучение поведению в различных социальных ролях);
  2. коррекция эмоциональных и личностных качеств.

Такое направление ИКТ, как создание презентаций в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе.

Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение для каждого учащегося.

В обществе актуально и остро встаёт проблема конкретной психологической помощи детям в профессиональном самоопределении.

  1. Профильное обучение – тот участок работы, где психолог может проявить себя во всем блеске: тут и профессиональная диагностика, и формирование реалистичных представлений о себе, и очевидный для всех результат – объективный отбор в профильные классы, и, конечно же, психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.
  2. Так как наша школа первый год является экспериментальной площадкой по введению предпрофильного и профильного обучения,  мной осуществляется реализация профориентационной работы по психологическому сопровождению учащихся 8 - 9 классов

Данная работа предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, психолога и классных руководителей. Базируется она на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Работа по программе проводится в 5 этапов.

          Информационный этап: информирование учащихся о возможных

вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения оказание помощи в выборе будущей профессии.

Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации с помощью набора диагностических методик и  компьютерных тестов.

Аналитический этап: обработка результатов диагностики, обсуждение выводов в индивидуальном порядке с каждым учеником после диагностики.

Коррекционный этап: проведение развивающих игр, игр – презентаций, с использованием компьютерных технологий.

Обобщающий этап: индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе профессии.

Целью профориентациооной работы, является формирование и развитие у учащихся 8 - 9 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Для реализации основной цели необходимо решить ряд задач:

• с помощью ИКТ познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

• способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

• с помощью компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;

• информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;

• способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.

На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога на этапе предпрофильной подготовки использую в разных направлениях:

•диагностическое,

•коррекционно-развивающее,

•организационно-методическое,

•просветительское.

Проведение компьютерной психодиагностики на этапе предпрофильного обучения позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных. Позволяет набирать готовые профессиональные тесты и самостоятельно создавать необходимые для конкретной ситуации опросники. Это стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.

   Пробую применять компьютерные технологии в коррекционно- развивающей работе с учащимися на этапе предпрофильной подготовки. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных и когнитивных функций; повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

В целом, использование ИКТ на этапе предпрофильной подготовки ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д.

В своей работе я стала часто обращаться к поиску необходимой информации в Интернете. Позитивные стороны работы в Интернете я  вижу, прежде всего, в возможности:

  1. открытого и оперативного доступа к достоверной научной информации по проблемам выявления, дифференциальной диагностики, обучения и воспитания  детей;
  2. оперативного доступа к профессиональной литературе нового поколения, а также классическим работам основоположников отечественной науки и практики помощи детям с различными нарушениями в развитии.

В целом, использование ИКТ психологическими службами школ ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных приложений к известным УМК по психологии и т.д.  Я считаю, что ИКТ  должны войти в деятельность психолога образования и стать такими же естественными, как и привычная работа психолога в школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2