Психологическое сопровождение учебного процесса в НПО
Министерство образования Московской области
ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
Итоговая проектная работа по инвариантному модулю«Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в учреждениях НПО и СПО» 72 часа
ТЕМА ПРОЕКТА: «Психологическое сопровождение учебного процесса в НПО»
Автор-составитель –Форисенкова Татьяна Александровна,
педагог - психолог
ГБОУ НПО ПУ №17 г. Коломна, МО
Воскресенск, 2012г.
Содержание работы
Основные направления психологического сопровождения обучающихся. 6
Введение.
Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества. Получение образования во все времена было связано с различными испытаниями для знаний, умений и навыков обучающихся. Испытания – это почти всегда стресс. В связи с этим активная работа психологов образования способствует решению данной проблемы.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.
В современном представлении понятие «качество образования» сводится не только к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации обучающихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.
Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности обучающихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:
• предупреждение возникновения проблем развития;
• помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
• развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• профилактика девиантного поведения.
Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).
В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».
В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».
В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу обучающихся, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.
Следует отметить существующее противоречие: обучающиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».
В работе психолога по сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.
Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.
Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.
В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.
В условиях начального профессионального образования целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного развития обучающихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся
Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание его представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.
Психологическое содействие же подразумевает то, что психолог работает не только с теми обучающимися, у которых наличествуют проблемы, а со всеми, оказывая, таким образом, содействие их развитию. Для психолога, работающего в колледже, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего всем субъектам образования.
Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.
Миссия практической психологии профессионального образования заключается в обеспечении стабильности развития обучающихся в сфере профессионального образования, в создании психологических условий успешного личностного, социального и профессионального развития юношей и девушек.
Целью психологической службы НПО является создание благоприятных условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.
Задачи психологической службы:
· сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в условиях профессионального образовательного пространства, поликультурного по своему составу;
· психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
· содействие развитию психологической культуры всех субъектов;
· психологическое содействие личностному, социальному и профессиональному развитию обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию, выстраивании профессиональной карьеры.
Основными категориями сопровождения выступают:
1) проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;
2) уровни взаимодействия участников сопровождения;
3) условия, обеспечивающие качество психологического сопровождения.
Направления деятельности психологической службы НПО.
1. Психологическое обеспечение развивающего компонента профессионального образования (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).
2. Психологическое сопровождение участников образовательной деятельности в процессе решения задач профессионального образования и развития (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие (коррекция), консультативная деятельность).
3. Совершенствование службы как организационной системы и профессионального развития специалистов (самообразование, обмен опытом, научно-методическое, инструментальное обеспечение).
Деятельность психологической службы училища обусловлена рядом специфических особенностей, определяющих своеобразие ее функционирования и выделяющую ее в системе службы практической психологии в целом.
К специфическим особенностям относятся:
· профессиональная направленность образовательного процесса;
· характеристика контингента обучающихся;
· особенности детско-родительских отношений;
· состав педагогических работников;
· особенности деятельности педагога-психолога колледжа.
Специалисты службы должны не только хорошо знать особенности самой системы профессионального образования и ее участников, но и понимать своеобразие собственной деятельности.
Далее следует коснуться основных направлений работы на примере деятельности психологической службы ГБОУ ПУ№17 г. Коломна. Структура деятельности психологической службы включает в себя психологическую диагностику, консультирование, профилактическую, методическую, а также психокоррекционную работу.
1) Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:
· выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;
· выявление учащихся «группы риска»;
· определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
· определения индивидуального стиля познавательной деятельности.
2) Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:
· в самопознании;
· в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;
· в формировании новых установок и принятии собственных решений;
· в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;
· в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.
3) Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:
· профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;
· профилактика конфликтов;
· профилактика депрессий и суицидов;
4) Методическая работа – направлена на решение следующих задач:
· составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;
· разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;
· подготовка методических материалов для помощи в проведении классных часов в группах;
· разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, мастеров.
Заметную роль в методической работе психологической службы НПО играет психологическое просвещение обучающихся, родителей, учителей и мастеров.
Психологическое просвещение обучающихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, достаточно остро стоит вопрос о его эффективности.
Результатом просвещения обучающихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться, а также обрести перспективы качественного овладения избранной профессией.
Для того, чтобы передаваемые обучающимся знания могли активно использоваться ими в процессе личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания и форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению обучающимися тех или иных знаний и умений. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы обучающихся.
Также имеет значение направленность на объекты профессиональной деятельности, обеспечивающая их восприятие и перевод этих знаний из кратковременной памяти в долговременную. При этом важную роль играют индивидуальные особенности памяти обучающихся. Одни быстро запоминают и быстро забывают, другие медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти то, что запомнили.
Наиболее низкими оказались показатели уровня концентрации внимания. Это можно объяснить недостаточным развитием произвольной регуляции личности. Учебная деятельность обучающихся НПО требует волевых усилий и умения планировать свои действия и поступки.
5) Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с обучающимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска». Она может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.
В зависимости от курса обучения задачи сопровождения могут меняться:
· для 1-го курса – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении;
· для 2-го курса – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;
· для 3-го – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.
В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели - это может быть:
· Модель сопровождения одаренных обучающихся;
· детей – сирот;
· детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;
· детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;
· Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;
· Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
· Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и т.п.)
В нашем училище разработана своя модель сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена на три этапа:
1. Диагностический.
На данном этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности:
· диагностика акцентуаций характера;
· определение типа темперамента;
· диагностика тревожности;
· социально-метрические измерения;
· изучение психологического климата в группах;
· исследование самооценки;
· изучение направленности личности;
· определение индивидуального стиля мышления
2. Составление индивидуального плана работы
На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с обучающимися. Это позволяет мастерам НПО и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.
3. Коррекционно-развивающий.
На третьем этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с обучающимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов:
· тренинг общения;
· тренинг уверенного поведения;
· тренинг на развитие творческих способностей;
· релаксационные занятия; коммуникативные игры.
В дальнейшем проводятся повторные исследования, мониторинг развития, который позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.
Более подробно следует остановиться на первом этапе – диагностическом. Результаты диагностики социализации и адаптации и их влияние на воспитательный и учебный процессы в училище.
Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой.
В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.
Социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Существует несколько классификаций стадий социализации.
Первая классификация выделяет следующие стадии:
Первичная– усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни;
Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличие от первичной социализации.
Вторая классификация выделяет несколько иные стадии:
Первичная– усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
Вторичная– последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации
Интеграция – желание найти свое место в обществе.
Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.
Послетрудовая– передача социального опыта новым поколениям.
Сегодня социализация определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом». Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения.
Следует сопоставить дав процесса: процесс социализации и воспитания.
Воспитание | Социализация |
Воспитание – это целенаправленный процесс | Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них |
Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. | Социализация – процесс непрерывный |
Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания | Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни |
Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду.
Адаптация представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям.
Интеграция, как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются.
Важную роль в процессе социализации играет создание ситуации успешности. Прежде всего следует развивать поисковую активность, которая проявляется в:
· познавательной творческой активности;
· самостоятельном поиске источника информации;
· готовности к принятию решения в ситуации выбора.
В условиях ПУ№17 формирование ситуации успеха осуществляется следующими мерами:
· самоуправление училища;
· участие в различных программах;
· сотрудничество с учреждениями социума;
· кружковая работа;
· стенгазета;
· работа с родительской общественностью.
Заключение
В настоящее время практической психологии профессионального образования России необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями в системе среднего профессионального образования, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:
- образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
- требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
- процессы интеграции учреждений профессионального образования;
- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
-система оценки качества образования.
Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.
В связи с этим, деятельность психологов предполагает решение задач психологического сопровождения и помощи:
- студентам в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными профессиональными компетенциями;
- педагогическим работникам в освоении технологий развития общих (личностных) компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций.
Психологу приходится, не теряя свой специфический предмет (психику, субъективность человека), учитывать специфику работы (в колледже), исследовать и включаться в образовательную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность педагогических работников и инициировать создание психолого-педагогических условий для развития и профессионального становления обучающихся. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива.
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Академия, 1994.
2. Безулева Г.В. Проектирование моделей психологических служб в учреждениях профессионального образования. Методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008.
3. Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.
4. Безулева Г.В., Шаронин Ю.В. Положение о службе психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса НПО. – М.:ИОО, 1998.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в ОУ. - М., 1997.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика.М., 2003 №10.
7. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика 1989.
8. Борисова Е. М, Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание 1991
9. Ботякова Л.В., Голомшток А.Е. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение 1996
10. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / И.В. вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.В. Гриншпуна. – 3-е изд.,стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007.
11. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Проф. образование, 2002. №9.
12. Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. - Л., 1988
13. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.
14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.
15. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988
16. Концепция модернизации российского образования до 2010-М., 2002
17. Лезова Л.В. Тренинг как метод активизации профессионального самоопределения студентов // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2001.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. – М., Академия, 2003.
19. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_proektu.pptx | 300.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой. В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.
Определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом» Социализация сегодня
В самом общем виде: социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает ЗУНы , необходимые для жизни среди людей. Понятие «социализация»
ОБЩЕСТВО ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НОРМЫ ЦЕННОСТИ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЗУНы
1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни. 2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации Стадии социализации
1. Первичная (стадия адаптации) – от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым. 2. Индивидуализации – от 12-13 лет до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения. Стадии социализации
3 . Интеграции – желание найти свое место в обществе. 4. Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду. 5. Послетрудовая – передача социального опыта новым поколениям. Стадии социализации
Группа №1(0,9)
Группа №2 (0,8)
Группа №3 (1)
Группа №4 (1,4)
Группа №5 (1)
Группа №6 (1)
Группа №7 (0,8)
Группа №8 (1)
Группа №9 (0,9)
Группа №10 (1,2)
Группа №11 (1)
Группа №12 (0,9)
Группа №13 (1)
Группа №14 (1)
Группа №15
Группа №16 (0,8)
Группа №19 (0,8)
Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
по своей сущности РАЗЛИЧНЫ ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов Воспитание Социализация Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов Воспитание С оциализация Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов Воспитания Социализаци и Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жи зни ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Адаптация 1 курса
Адаптация 1 курса Группа №1 Группа №7
Адаптация 1 курса (коррекция)
Социализация как адаптация к определенным социальным условиям Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду . Два понятия «социализации»
Представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации
Как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются. Интеграция
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Что именно надо развивать? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой? Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы? Цель воспитания:
Прежде всего развивать поисковую активность, которая проявляется в: познавательной творческой активности самостоятельном поиске источника информации готовности к принятию решения в ситуации выбора Создание «ситуации успешности»
самоуправление училища участие в различных программах сотрудничество с учреждениями социума Кружковая работа Стенгазета Работа с родительской общественностью Успешная социализация в училище:
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и много понять. Дж. Бруно