Психологическое сопровождение учебного процесса в НПО

 

Министерство образования Московской области

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

 

 

 

 

 

 

Итоговая проектная работа по инвариантному модулю«Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в учреждениях НПО и СПО» 72 часа

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «Психологическое сопровождение учебного процесса в НПО»

 

                                             Автор-составитель –Форисенкова Татьяна Александровна,

педагог - психолог                                                                        

ГБОУ НПО ПУ №17 г. Коломна, МО

 

 

                                            

 

Воскресенск, 2012г.

Содержание работы

Введение.3

Основные направления психологического сопровождения обучающихся. 6

Заключение. 17

Литература. 19

 


 

Введение.

Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества.  Получение образования во все времена было связано с различными испытаниями для знаний, умений и навыков обучающихся. Испытания – это почти всегда стресс. В связи с этим активная работа психологов образования способствует решению данной проблемы.  

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.

В современном представлении понятие «качество образования»  сводится не только к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации обучающихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.

Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности обучающихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.

Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся  также являются:  
•    предупреждение возникновения проблем развития;  
•    помощь  в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;  
•    развитие  социально-психологической   компетентности учащихся, родителей и педагогов;
•    психологическое  обеспечение образовательных программ;  
•    профилактика девиантного поведения.

Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).

В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».

В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».

В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу обучающихся, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.

Следует отметить существующее противоречие: обучающиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».

В работе психолога по сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.

Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.

Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.

В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.

В условиях начального  профессионального  образования целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного  развития обучающихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной,  психически здоровой личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
 

 

Основные направления психологического сопровождения обучающихся

Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание его представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.

Психологическое содействие  же подразумевает то, что психолог работает не только с теми обучающимися, у которых наличествуют проблемы,  а со всеми, оказывая, таким образом, содействие их развитию. Для психолога, работающего в колледже, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего всем субъектам образования.

Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Миссия практической психологии профессионального образования заключается в обеспечении стабильности развития обучающихся в сфере профессионального образования, в создании психологических условий успешного личностного, социального и профессионального развития юношей и девушек.

Целью психологической службы  НПО является создание благоприятных условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.

Задачи психологической службы:

·        сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в условиях профессионального образовательного пространства, поликультурного по своему составу;

·        психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

·        содействие развитию психологической культуры всех субъектов;

·        психологическое содействие личностному, социальному и профессиональному развитию обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию, выстраивании профессиональной карьеры.

 Основными категориями сопровождения выступают:

1)    проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;

2)    уровни взаимодействия участников сопровождения;

3)    условия, обеспечивающие качество психологического сопровождения.

Направления деятельности психологической службы НПО.

1.     Психологическое обеспечение развивающего компонента профессионального образования (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).

2.     Психологическое сопровождение участников образовательной деятельности в процессе решения задач профессионального образования и развития (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие (коррекция), консультативная деятельность).

3.     Совершенствование службы как организационной системы и профессионального развития специалистов (самообразование, обмен опытом, научно-методическое, инструментальное обеспечение).

  Деятельность психологической службы училища обусловлена рядом специфических особенностей, определяющих своеобразие ее функционирования и выделяющую ее в системе службы практической психологии в целом.

  К специфическим особенностям относятся:

·        профессиональная направленность образовательного процесса;

·        характеристика контингента обучающихся;

·        особенности детско-родительских отношений;

·        состав педагогических работников;

·        особенности деятельности педагога-психолога колледжа.

Специалисты службы должны не только хорошо знать особенности самой системы профессионального образования и ее участников, но и понимать своеобразие собственной деятельности.

Далее следует коснуться основных направлений работы на примере деятельности психологической службы ГБОУ ПУ№17 г. Коломна. Структура деятельности психологической службы включает в себя психологическую диагностику, консультирование,  профилактическую, методическую, а также психокоррекционную работу.
1)  Психологическая  диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся  с целью:  

·        выявления возможных причин возникновения  проблем в процессе обучения;

·        выявление  учащихся «группы риска»;  

·        определения сильных сторон личности, ее  резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;  

·        определения индивидуального стиля  познавательной деятельности.

2) Психологическое  консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном  процессе психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:  

·        в самопознании;

·        в анализе и решении психологических  проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами  жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;

·        в формировании новых установок и  принятии собственных решений;   

·        в формировании  мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;  

·        в формировании адекватной самооценки  и адаптации в реальных жизненных условиях.

3) Профилактическая  работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:  

·         профилактика актуальных социальных  проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением  специалистов;  

·        профилактика конфликтов;  

·        профилактика депрессий и суицидов;

4) Методическая работа –  направлена на решение следующих задач:

·        составление блока  психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;  

·        разработка материалов для учащихся по  проблемам обучения;  

·        подготовка методических материалов  для помощи в проведении классных часов в группах;  

·        разработка методических рекомендаций  по вопросам воспитательной работы для преподавателей, мастеров.

Заметную роль в методической работе психологической службы НПО играет психологическое просвещение обучающихся, родителей, учителей и мастеров.

Психологическое просвещение обучающихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, достаточно остро стоит вопрос о его эффективности.

Результатом просвещения обучающихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться, а также обрести перспективы качественного овладения избранной профессией.

Для того, чтобы передаваемые обучающимся знания могли активно использоваться ими в процессе личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания и  форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению обучающимися тех или иных знаний и умений.  Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы обучающихся.

Также имеет значение направленность на объекты профессиональной деятельности, обеспечивающая их восприятие и перевод этих знаний  из кратковременной памяти в долговременную. При этом важную роль играют индивидуальные особенности памяти обучающихся. Одни быстро запоминают и быстро забывают, другие медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти то, что запомнили.

Наиболее низкими оказались показатели уровня концентрации внимания. Это можно объяснить недостаточным развитием произвольной регуляции личности. Учебная деятельность обучающихся НПО требует волевых усилий и умения  планировать свои действия и поступки.

5) Психокоррекционная  работа – систематическая работа психолога и социального педагога с обучающимися,  имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися,  отнесенными к категории «группы риска». Она  может осуществляться в форме  индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

В зависимости от курса обучения задачи сопровождения могут меняться:

·        для 1-го курса – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении;

·        для 2-го курса – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;

·        для 3-го – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.

В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели -  это может быть:

·        Модель сопровождения одаренных обучающихся;

·        детей – сирот;

·        детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;

·        детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;

·        Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;

·        Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

·        Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и т.п.)

В нашем училище разработана своя модель сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена  на три этапа:

1.     Диагностический.

На данном этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности:

·        диагностика акцентуаций характера;

·        определение типа темперамента;

·        диагностика тревожности;

·        социально-метрические измерения;

·        изучение психологического климата в группах;

·        исследование самооценки;

·         изучение направленности личности;

·        определение индивидуального стиля мышления

2. Составление индивидуального плана работы

На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с обучающимися. Это позволяет мастерам НПО и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.

3. Коррекционно-развивающий.

На третьем этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с обучающимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов:

·         тренинг общения;

·        тренинг уверенного поведения;

·        тренинг на развитие творческих способностей;

·        релаксационные занятия; коммуникативные игры.

В дальнейшем проводятся повторные исследования, мониторинг развития, который позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.    

Более подробно следует остановиться на первом этапе – диагностическом. Результаты диагностики социализации и адаптации и их влияние на воспитательный и учебный процессы в училище.

Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой.

В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.

Социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Существует несколько классификаций стадий социализации.

Первая классификация выделяет следующие стадии:

Первичная– усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни;

Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличие от первичной социализации.

Вторая классификация выделяет несколько иные стадии:

Первичная– усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

Вторичная– последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Интеграция – желание найти свое место в обществе.

Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.

Послетрудовая– передача социального опыта новым поколениям.

Сегодня социализация определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду,  но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом». Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения.

Следует сопоставить дав процесса: процесс социализации и воспитания.

Воспитание

Социализация

Воспитание – это целенаправленный процесс

Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них

Воспитание –  дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования.

Социализация –  процесс непрерывный

Воспитание –   осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания

Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни

Социализация – не адаптация  к среде, а интеграция в определенную среду.

Адаптация представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям.

Интеграция, как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются.

Важную роль в процессе социализации играет создание ситуации успешности. Прежде всего следует развивать поисковую активность, которая проявляется в:

·        познавательной творческой активности;

·        самостоятельном поиске источника информации;

·        готовности к принятию решения в ситуации выбора.

В условиях ПУ№17 формирование ситуации успеха осуществляется следующими мерами:

·        самоуправление училища;

·        участие в различных программах;

·        сотрудничество с учреждениями социума;

·        кружковая работа;

·        стенгазета;

·        работа с родительской общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время практической психологии профессионального образования России необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями в системе среднего профессионального образования, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:

- образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
- требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
- процессы интеграции учреждений профессионального образования;
- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
-система оценки качества образования.

  Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.

  В связи с этим, деятельность психологов предполагает решение задач психологического сопровождения и помощи:

- студентам в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными профессиональными компетенциями;
- педагогическим работникам в освоении технологий развития общих (личностных) компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций.

  Психологу приходится, не теряя свой специфический предмет (психику, субъективность человека), учитывать специфику работы (в колледже), исследовать и включаться в образовательную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность педагогических работников и инициировать создание психолого-педагогических условий для развития и профессионального становления обучающихся. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Академия, 1994.

2.     Безулева Г.В. Проектирование моделей психологических служб в учреждениях профессионального образования. Методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008.

3.     Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.

4.     Безулева Г.В., Шаронин Ю.В. Положение о службе психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса НПО. – М.:ИОО, 1998.

5.     Битянова М.Р. Организация психологической работы в ОУ. - М., 1997.

6.     Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика.М., 2003 №10.

7.     Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика 1989.

8.     Борисова Е. М, Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание 1991

9.     Ботякова Л.В., Голомшток А.Е. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение 1996

10.                                                                                         Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / И.В. вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.В. Гриншпуна. – 3-е изд.,стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007.

11.                                                                                         Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Проф. образование, 2002. №9.

12.                                                                                         Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. - Л., 1988

13.                                                                                         Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.

14.                                                                                         Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.

15.                                                                                         Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988

16.                                                                                         Концепция модернизации российского образования до 2010-М., 2002

17.                                                                                         Лезова Л.В. Тренинг как метод активизации профессионального самоопределения студентов // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2001.

18.                                                                                         Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. – М., Академия, 2003.

19.                                                                                         Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_proektu.pptx300.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 2

Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой. В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.

Слайд 3

Определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом» Социализация сегодня

Слайд 4

В самом общем виде: социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает ЗУНы , необходимые для жизни среди людей. Понятие «социализация»

Слайд 5

ОБЩЕСТВО ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НОРМЫ ЦЕННОСТИ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЗУНы

Слайд 6

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни. 2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации Стадии социализации

Слайд 7

1. Первичная (стадия адаптации) – от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым. 2. Индивидуализации – от 12-13 лет до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения. Стадии социализации

Слайд 8

3 . Интеграции – желание найти свое место в обществе. 4. Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду. 5. Послетрудовая – передача социального опыта новым поколениям. Стадии социализации

Слайд 9

Группа №1(0,9)

Слайд 10

Группа №2 (0,8)

Слайд 11

Группа №3 (1)

Слайд 12

Группа №4 (1,4)

Слайд 13

Группа №5 (1)

Слайд 14

Группа №6 (1)

Слайд 15

Группа №7 (0,8)

Слайд 16

Группа №8 (1)

Слайд 17

Группа №9 (0,9)

Слайд 18

Группа №10 (1,2)

Слайд 19

Группа №11 (1)

Слайд 20

Группа №12 (0,9)

Слайд 21

Группа №13 (1)

Слайд 22

Группа №14 (1)

Слайд 23

Группа №15

Слайд 24

Группа №16 (0,8)

Слайд 25

Группа №19 (0,8)

Слайд 26

Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Слайд 27

по своей сущности РАЗЛИЧНЫ ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Слайд 28

Сравнение процессов Воспитание Социализация Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Слайд 29

Сравнение процессов Воспитание С оциализация Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Слайд 30

Сравнение процессов Воспитания Социализаци и Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жи зни ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Слайд 31

Адаптация 1 курса

Слайд 32

Адаптация 1 курса Группа №1 Группа №7

Слайд 33

Адаптация 1 курса (коррекция)

Слайд 34

Социализация как адаптация к определенным социальным условиям Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду . Два понятия «социализации»

Слайд 35

Представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации

Слайд 36

Как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются. Интеграция

Слайд 37

Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Что именно надо развивать? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой? Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы? Цель воспитания:

Слайд 38

Прежде всего развивать поисковую активность, которая проявляется в: познавательной творческой активности самостоятельном поиске источника информации готовности к принятию решения в ситуации выбора Создание «ситуации успешности»

Слайд 39

самоуправление училища участие в различных программах сотрудничество с учреждениями социума Кружковая работа Стенгазета Работа с родительской общественностью Успешная социализация в училище:

Слайд 40

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и много понять. Дж. Бруно