Ваш ребенок начинает новую жизнь. И вся семья вместе с ним. Для всех нас это событие - некий рубеж, граница. Позади беззаботное детство, впереди - ответственность и реальная подготовка к новой жизни. И вот вы привели своего первоклассника к школе, сжимая родную маленькую ладошку, а в душе - вихрь ожиданий, опасений, предчувствий, страхов. - Успешен ли он там будет? - Не возникнет ли серьезных проблем? - Внимателен он, усидчив, обязателен - не вертляв ли, не рассеян? - Полюбят ли его учителя? - Какие детки в его классе? Почему нас часто так пугает это "первый раз в первый класс" ? Потому что мы напрямую связываем школу с началом взрослости, с первым шагом в эту взрослость. А значит, наши мысли простираются куда дальше, за школьный порог, в грядущую взрослую жизнь любимого малыша.
Неужели теперь мы взвалим на своего первоклассника камнепад собственных планов и проектов? Действительно, школа - это другая жизнь. Вот только успешность в школе слабо связана с успешностью в жизни. Дорогие родители, быстренько оглянулись и начали загибать пальцы: кто из успешных, состоявшихся в жизни взрослых был в школе отличником? кто из вас был троечником и хулиганом? сколько отличников, послушных и прилежных детей не нашли себя во взрослой жизни? Посчитали? Убедились? Так давайте отнесемся к началу школьной жизни как к новому этапу , но не судьбоносному. Это просто очередной отрезок на пути. Напутствия в дорогу Что мы скажем нашему первокласснику на школьном пороге? 1. Веди себя хорошо! Слушай учительницу! Не отвлекайся на уроках! Ни в коем случае! Почему? Давайте разберемся. Малыш делает шаг в новое и неведомое. Он вовсе не собирается вести себя плохо, слушать невнимательно, шалить или отвлекаться. Он полон благих планов и добрых надежд. Если ваше чадо - не маленький разбойник, ему и в голову не придет, что учительницу можно не слушаться. 2. Слушай внимательно, не то будешь плохо учиться! Еще хуже! Это прямая угроза. Ясно, что внимание на уроках облегчает учебу и вообще есть половина успеха. Но из ваших слов ребенок фактически слышит лишь угрозу, что он будет плохо учиться. Что значит "внимательно", ему по неопытности не вполне ясно - вот я сделал ошибку, значит я невнимательный, значит, буду плохо учиться. Так он программирует самого себя в ответ на вполне доброжелательное наставление взрослых. Представьте себе, что вам говорят: туда не ходи, там очень-очень опасно, там могут ограбить и убить, там уже несколько человек убили. А вам нужно туда идти! Как вы себя будете ощущать? И в случае реальной опасности останутся ли у вас силы сопротивляться, бежать, звать на помощь? Нет, угрозы продуцируют только поведение жертвы. Растерянность, бессилие, покорность, невозможность изменить ситуацию. И ничего больше. Одно дело, если вы научите ребенка быть внимательным. Совсем другое - если просто повысите его тревожность непонятной для него задачей.
Одна шестилетняя девочка полола грядку. Получалось так себе. Проходя мимо, взрослые несколько раз останавливались и говорили: - Серафима, не стараешься! Нужно стараться! В очередной раз увидев, что наставление не возымело действия, ребенка решили наказать. Но в этот момент мама Серафимы увидела в растерянных глазах дочки, что та просто не знает, чего именно от нее хотят! Мама присела рядом: - Смотри, рукава нужно засучить, чтобы не мешали, вот так. Траву рвать обеими руками, и напрягать при этом руки - вот здесь. Чувствуешь, какими они делаются крепкими? И потом складывать траву вот сюда, кучкой. Когда руки устанут, потрясешь ими вот так, они расслабятся, и ты снова сможешь работать. Все! Просто? Просто. Так научите своего первоклассника заранее, как конкретно нужно быть внимательным. Дайте ему технологию, как это сделала мама Серафимы. Тогда у вас будут основания полагать, что вы говорите на одном языке, что ваш ребенок понимает, чего вы от него хотите, и как он этого может достичь.
3. У тебя способности, ты обязательно будешь отличником! Очень травмируют родительские ожидания, высказанные ребенку: "Ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только на пять". Ужасно, когда родители вешают на детей собственные разочарования и ответственность за несложившуюся жизнь: "Я не мог учиться, так уж ты выучись, сынок!" Ребенок не может ни учиться, ни жить для вас и за вас – он живет и учится только за себя.
Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику?
Во-первых, еще раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. А еще - мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учебе- вдруг наш ребенок о них просто не знает?
- Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи. - Если чего-то не понял, подними руку, спроси. - Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: "Можно выйти?" - Иногда можно спросить непонятное у соседа, но ты его этим отвлечешь - так что смотри по ситуации, спрашивать его или нет. - Когда у тебя что-то падает с парты, ты крутишься - это тоже может отвлекать других ребят. Поэтому к уроку постарайся приготовить все заранее. Вот сказала учительница - достаньте учебники, тетради, ручки - и ты делай все сразу и полностью. Наши слова научат ребенка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. А дальше сам сообразит, научится. Не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия. Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид |