психолого-педагогическое сопровождение при проведении добровольного тестирования учащихся на употребление наркотических веществ
Содержание:
1.Теоретические основы психологической безопасности.
2. Организация добровольного диагностического тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений.
3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического тестирования обучающихся с целью выявления потребителей наркотических средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практико-значимый проект | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 32
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Практико-значимый проект
«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств»
педагог-психолог
Лебедева Е.С.
Чехов 2011
Содержание:
1.Теоретические основы психологической безопасности.
2. Организация добровольного диагностического тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений.
3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического тестирования обучающихся с целью выявления потребителей наркотических средств.
Введение.
Анализ современной социальной ситуации показывает, что на переходном этапе развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных ориентиров, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль поведения. Именно этим обуславливается сегодня поиск новых проектов, программ, решений, форм работы по сопровождению детей, подростков, молодежь в образовательной среде.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. С другой стороны, недостаток психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений, современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать необходимое безопасное воздействие, психологическую и социальную поддержку подрастающему поколению. Подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в определение своей позиции и принятии решений. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что ситуация фрустрации, сопровождающая возрастные кризисные состояния подростков, может спровоцировать появление у них различных форм отклоняющегося поведения.
В этой связи одной из актуальных задач в работе с подростками становится работа по формированию психологической безопасности детей и подростков в ходе реализации новых проектов, решений, постановлений в т.ч. проведение диагностического тестирования на употребление учащимися наркотических средств.
I. Теоретические основы психологической безопасности.
Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения (И.А. Баева, Л.А. Регуш), защиту личности от негативных воздействий (А.В. Брушлинский, Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, С.Ю. Смолян и др.) и прогнозирование возможных угроз (Л.А. Регуш) с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды. Целесообразным и более продуктивным является разделение объективных характеристик среды, условий жизнедеятельности и взаимодействия и их субъективного отражения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Т.С. Кабаченко, А. Маслоу, В.Н. Панферов, К. Роджерс).
Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию референтной значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей (Г.В. Грачев, Т.М. Краснянская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, A. Edmonson, S. Kadel, J. Watkins, J. Follman, C. Hammond, 3. Sprague, G. Sugai, H. Walker).
В психологической и педагогической литературе психологическая безопасность и защищенность образовательной среды школы рассматриваются во взаимосвязи с насилием во взаимодействии ее участников и во взаимосвязи с социальной средой (И.А. Баева, Е.Б. Попов, О.Е. Лебедев).
Связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности (активного и сознательного субъекта человеческой истории) Л.С. Выготским, Д.А. Леонтьевым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном и др. Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Оптимальным уровнем такого взаимодействия является умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать психологически безопасную среду (безопасные отношения со средой).
Согласно исследованиям A. Edmonson, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой. Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).
Переживание наряду с ситуацией является единицей изучения личности и среды в психологии. Негативные переживания наряду с состоянием напряженности, страха и подавленности входят в определение психологического дискомфорта и являются последствиями нарушения психологической безопасности личности. Основной угрозой психологической безопасности, вызывающей негативные переживания, является психологическое насилие в межличностных отношениях, относящееся к психотравмирующим ситуациям взаимодействия.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:
1) состояние сохранности психики человека;
2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.
Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
2. Организация добровольного диагностического тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений.
С 2005 года Министерством образования Московской области совместно с Министерством здравоохранения Московской области проводится работа по организации тестирования обучающихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.
Нормативная база для проведения тестирования:
- Совместные приказы Министерства образования и Министерства здравоохранения Московской области «О совместной работе по организации добровольного диагностического тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области в рамках диспансеризации с целью выявления потребителей наркотических средств».
- Приказ Министерства образования Московской области «Об организации добровольного информированного диагностического тестирования обучающихся государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области с целью выявления потребителей наркотических средств».
Цели проведения тестирования учащихся на выявление потребителей наркотических веществ
- Получение объективных данных о распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся учреждений профессионального образования Московской области.
- Определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения работы по вторичной профилактике.
- Повышение мотивации учащихся, потребляющих наркотические вещества, на необходимость прохождения лечения у специалистов психиатров-наркологов.
- Предупреждение распространения потребления наркотических средств среди учащихся.
Проблемы, которые могут возникнуть в процессе организации и проведении тестирования
1.Конфликтные ситуации:
- Ученик- педагог;
- Ребенок-родитель;
- Родитель- педагог;
- Ученик-ученик;
- Ученик-группа.
2.Отказ от тестирования:
- Группой;
- Индивидуально;
- Родителями.
3.Отклонения в поведении:
- Демонстративное поведение;
- Систематические прогулы;
- Речевая агрессия.
Проблемы, возникающие в ходе реализации данного тестирования, являются результатом нарушения психологической безопасности. На мой взгляд, для минимализации последствий, а именно для сохранения психического здоровья всех участников, для нормального развития личности учащихся, создания и сохранения благоприятного климата в коллективе, создания безопасного пребывания в образовательном учреждении, психологу важно грамотно организовать и систематизировать работу по сопровождению организации и проведении тестирования.
Принципы тестирования учащихся
- Добровольность
- Информированность
- Конфиденциальность
- Широкая санитарно-просветительная и образовательная работа, направленная на профилактику злоупотребления психоактивными веществами и формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.
Данные принципы легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного тестирования в училище.
3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического тестирования обучающихся с целью выявления потребителей наркотических средств.
Цели:
- Проведение добровольного диагностического тестирования, не нарушая нормального функционирования всех участников образовательного процесса;
- создание благоприятного, доверительного климата в коллективе;
- психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Задачи психологической работы с подростками:
- психологическая поддержка ребенка;
- формирова ние умений и навыков;
- формирование необходимости в здоровом образе жизни;
- полная открытая информированность всех участников образовательного процесса.
- Профилактическая работа:
- Формирование значимых личностных качеств и навыков;
- Организация системы внеурочной занятости;
- Определение степени вовлеченности учащихся в проблему злоупотребления ПАВ;
- Выявление, формирование и подготовка актива, организация волонтерской деятельности.
- Просветительская работа (лекции, семинары, предметные занятия, классные часы, родительские собрания):
- Специфическая информация (ПАВ и их влияние на организм человека; зависимость от ПАВ);
- Неспецифическая информация (знание о себе; чувства и эмоции, управление стрессом; общечеловеческие ценности);
- Коррекционно-развивающая (работа с учащимися группы риска по адаптации).
Формирование значимых личностных качеств и навыков:
- Позитивное отношение к собственной личности;
- Понимание других людей;
- Позитивное общение;
- Управление собственным эмоциональным состоянием;
- Адекватное поведение в стрессовых ситуациях;
- Самостоятельное принятие решений;
- Противостояние внешнему давлению;
- Решение проблемных ситуаций;
- Работа с информацией;
- Творчество.
Определение степени вовлеченности учащихся в проблему
употребления ПАВ:
1этап - Наблюдение;
2этап – Анкетирование (мониторинг);
3этап - Тестирование.
Вопросы для выявления и укрепления индивидуальной мотивации
- Вопросы об экстремальных отношениях и взглядах
- Взгляд в прошлое
- Взгляд в будущее
- Поиск целей
Что не мотивирует или дает видимую мотивацию
■ Запугивание; ■ Подкуп; ■ Манипуляция
Заключение.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие, только зарождается как самостоятельное направление исследований, хотя и выступает приоритетной задачей социальной практики. Проблемы психологической безопасности образовательной среды в свете сегодняшних требований и ее изучение являются относительно новыми.
Теоретической значение работы состоит в изучении концепции психологической безопасности образовательной среды школы. Рассмотрены основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность образовательной среды», выделены уровни и обосновано определение психологической безопасности образовательной среды как защищенности от психологического насилия во взаимодействии ее участников.
Практическое значение состоит в том, что по результатам проведенного анализа определены основные направления психолого-педагогического сопровождения по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды училища. Результаты исследования могут быть использованы психологами и социальными педагогами образовательных учреждений в целях оптимизации взаимоотношений между учениками, учителями и родителями и нахождения адекватных путей решения проблем психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.
Выводы, полученные по результатам анализа, легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств.
Выводы представлены в диаграммах.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.
- Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.
- Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. СПб., 2002. 236с
- Соломин В.П., Михайлов В.А., Шатров О.В, Маликова Т.В. Психологическая безопасность: учебное пособие. Дрофа.2008
Приложение №1
ПУ № 32, г. Чехов
Показатели, прошедших тестирование на употребление ПАВ
в течение
3-х лет.
Приложение №2
ПУ № 32 г. Чехов
Показатели положительных тестов употребления ПАВ в течение 3-х лет
Приложение №3
Структура безопасности личности
Приложение №4