Оптимизация игровой и арт-терапевтической работы со страхами
Сравнительная характеристика игровой и арт-терапевтической работы со страхами
Причины появления страхов
Информирование взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizaciya_igrovoy_i_art3.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация игровой и арт-терапевтической работы со страхами
Информационное обеспечение определяет мощный ресурс активизации человеческого фактора, научной организации деятельности сотрудников дошкольных учреждений в условиях реформирования и модернизации воспитательных мероприятий, влияющих на психическое развитие современных детей дошкольников. Детские страхи сопровождаются социальной дезадаптацией, а также отрицательно влияют на все психические функции: эмоциональная неудовлетворенность, общая заторможенность (А.И. Захаров), «туннельное восприятие» (К.Э. Изард).
Преодоление детских страхов, основанное на адекватной, приемлемой, полной и современной информации является более рациональным методом и дает возможность выбора оптимального решения проблемы коррекции определенного страха, так и преодоления группы страхов (в содержательном аспекте). Потребность в дополнительном образовании, как практикующих психологов, так и сотрудников дошкольных учреждений подтверждают следующие данные. Многие психологи, работающие в ДОУ, не указывают и не планируют серии занятий по преодолению детских страхов. И этому есть основание – таких комплексов нет, в наличии имеются отдельно взятые упражнения, имеющиеся занятия предназначены для детей школьного возраста. В качестве решения проблемы сотрудники дошкольных учреждений зачастую выявляют только уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), и используют разные проективные диагностические методики, определяющие степень тревожности по формальным показателям. Как правило, деятельность психолога ДОУ заканчивается пометкой о проведении индивидуальной беседы.
Большинство из опрошенных сотрудников ДОУ (76%) отмечают дефицит информации по вопросам психического здоровья, и как связующее звено – коррекции душевного равновесия и избавления от тревожности и страха детей дошкольного возраста. В основном воспитатели указывали на недостаточную разработанность практических материалов (конспектов занятий) для детей, подверженных страхам. Ими отмечается дефицит диагностических методик, выявляющих разнообразие страхов. Данные вопросы недостаточно освещаются в доступной литературе. Можно сказать, что исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с детскими страхами достаточно малочисленны имеют практическую направленность, в основном, затрагивают школьный возраст, кроме того, не имеют сравнительных, сопоставительных выводов по применению различных психотерапевтических средств работы.
Однако, многими педагогами признается, что самый «боязливый» период в жизни человека – это детство. Познавая мир и все более утверждаясь в жизни, дети вырабатывают иммунитет к страхам. В более старшем возрасте они уже в состоянии отличить выдуманную угрозу от реальной. Детство представляется психологам как самый важный и эффективный период для лечения навязчивых страхов. В.В. Лебединский указывал на то, что именно в детские годы в психике ребенка запечатлевается тревожная информация, ко торая позже может проявиться на уровне иррациональных страхов.
Сравнительная характеристика игровой и арт-терапевтической работы со страхами
В условиях дошкольного воспитания традиционно используются игровые методы профилактики страхов. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.В. Запорожец, В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Игра наиболее адекватна дошкольному возрасту, поскольку основано на способностях ребенка дошкольника к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с миром в символической форме.
В нашей работе для коррекции страхов у детей дошкольного возраста использовался цикл игровых занятий, моделью которого послужила система коррекционной работы, предложенная А.И. Захаровым. Форма занятий – директивная игровая терапия, в которой взрослый выступает в роли организатора и руководителя. Как правило, игровая терапия данного типа базируется на теории социального научения, а ее основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания эталону (герою, другим детям, взрослому). Данный метод хорошо подходит для детей, которым «трудно усидеть» на одном месте. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, преодолевают трудности и освобождаются от фрустраций. Они удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Процедура таких занятий представляет собой групповую, игровую деятельность, разыгрывание сюжета, вербализацию. Эффективность игровых упражнений была выявлена при коррекции страхов в сфере межличностного общения и страхов сказочных персонажей. При детальном анализе мы пришли к выводу, что игровые упражнения подходят для общительных, не стеснительных детей, но, как правило, такие дети менее всего подвержены страхам. Вместе с тем, к сожалению, игровая терапия как метод адекватна не для всех детей. Есть дети, которые стесняются при других выполнять движения, придумывать и обыгрывать сюжеты, озвучивать различные роли. Многие исследователи называют таких детей неприспособленных к групповой игре (С.В. Муштакас, Я.Пери). Можно предположить, что для таких детей более подходит другой способ коррекции менее публичный и менее вербальный. Эти дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать. Им трудно выразить свои чувства вербально. Им не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что они чувствуют. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей, они интровертированны, направлены на самопознание. Зрительные образы помогают ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и, в частности, для детей, подверженных страхам и тревожности. Применение арт-терапевтических упражнений помогает преодолению внушенных страхов, так как предполагает индивидуально-личностное самопознание, понятие и принятие страха, которое осуществляется через самовыражение посредством художественной экспрессии. А это, по мнению многих исследователей, одно из главных условий в преодолении страха. Ведь, проблема страха – это проблема его понимания, принятия. Страх исчезает, потому что человек, который не боится принять свой страх, становится бесстрашным. Человек становится бесстрашным, потому что перестает иметь страх как что-то отдельное от себя, противостоящее себе, принимает в себя, соединяет с собой, растворяет в себе; подобно тому, как голодный человек становится своей противоположностью, становится сытым, принимая и усваивая и растворяя в себе еду.
Причины появления страхов
Большинство ученых сходятся во мнении, что иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, – являются приобретенными расстройствами (К.Э. Изард, Е.П. Ильин и др.). Однако единого мнения о генезе страхов, фобий не существует. Одни авторы рассматривают их как своего рода условные эмоциональные рефлексы (Н.Д. Линдле), как врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов и др.). Другие считают, что в основе лежит биологическая предрасположенность (готовность) реагировать страхом на определенные стимулы из-за нарушений в химическом балансе мозга, при которых одних внутренних медиаторов оказывается много, а других мало. Данная позиция представляет собой традиционную медицинскую (соматическую) точку зрения (Е.В. Колюцкая). Некоторые авторы считают иррациональные страхи, фобии результатом опосредованного научения, что, по мнению А.Бандуры, является следствием возникновения заученных реакций (например, при наблюдении ребенком страхов у взрослых), как условие и результат социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Е.Савмна, К.Хорни).
Таким образом, причины появления страхов скрыты как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, определяющим из которых является тревога и запугивания взрослого и как следствие – появление внушенных страхов.
Основной причиной появления большого количество страхов у детей дошкольного возраста является вина родителей: незнание родителями психологических и возрастных особенностей детей (14%), наличие страхов у самих родителей (10%), авторитарный, гиперсоциальный стиль воспитания (28%), конфликтные отношения в семье (48%). Поэтому, можно сказать, что большое количество страхов являются внушенными, результатом неправильных родительских взаимоотношений, стиля воспитания, конфликтных отношений в семье. Также, при детальном теоретическом рассмотрении динамики детских страхов (В.В. Абраменкова, А.Джерсилд, А.И. Захаров, П.С. Зобов, Л.В. Венгер, Ф.Холмс, Е.П. Ильин, Ю.М. Орлов, Л.Лекрон, З.Матейчек, И.Раншбурга) выяснилось, что у данной возрастной категории большинство страхов определяются социальными факторами. То есть, группа внушенных страхов является результатом систематического и чрезмерного использования взрослыми угроз и запугиваний.
Информирование взрослых
Таким образом, необходимым условием для нормального психического здоровья детей дошкольного возраста является информирование взрослых (родителей, сотрудников дошкольных учреждений) по поводу причин, последствий, форм социализации и профилактики детских страхов. Вести пропагандистскую работу педагогу необходимо с родителями детей, посещающих ДОУ. Это могут быть различные семинары, доклады, раздаточный материал, диагностические данные детей, совместные занятия с психологом.
Схемы взаимодействия могут выглядеть так:
1).
ПЕДАГОГ
РЕБЕНОК
РОДИТЕЛЬ
ПСИХОЛОГ
Родитель через воспитателя обращается к психологу с запросом коррекции страха, тот в свое время проводит индивидуальные занятия, корригирующие душевное равновесие, кроме этого, дает указания родителю. Также, родитель напрямую может обратиться за помощью к психологу.
Следующая схема взаимодействия предполагает инициативу воспитателя: педагог обращает внимание родителя на боязнь ребенка, также просит психолога провести диагностику и последующую коррекцию тревожности и страха.
2).
ПСИХОЛОГ
РЕБЕНОК
ПЕДАГОГ
Следующая схема определяет психолога как организатора взаимодействия: то есть, в ходе диагностического обследования выявляется высокий уровень тревожности и страха. Психолог уточняет у воспитателя другие признаки проявления страха и тревожности, а также, через педагога опрашивает родителя. Далее работа ведется непосредственно с ребенком, но, может включать совместную деятельность, предполагающую взаимодействие:
психолог – родитель – ребенок
Конечно, это в идеале, а так, не каждый родитель, воспитатель обращает внимание на психическое состояние ребенка, считая боязнь – нечто временным состоянием. Недостаточная информированность педагогов, родителей определяют запрос. В современных условиях возникает необходимость в формировании целостных комплексных информационно-аналитических систем, помогающих найти нужный метод коррекции страхов, новый путь для решения актуального вопроса относительно психического здоровья.
Совершенствование системы воспитания предполагает у сотрудников ДОУ более высокой информированной активности. В нашем нестабильном мире возникла потребность в большом объеме ранее невостребованной информации. Проблема информационного обеспечения сотрудников дошкольных учреждений, родителей сложна, так как упирается в финансово-экономическую сторону. Методическая и научная литература по данным вопросам не всем доступна. В основном, дошкольные учреждения отдают предпочтения в покупке обучающей и развивающей литературы. Психологическая литература отодвигается на второй, а то и на третий план. Одним из путей решения проблемы оптимизации работы со страхом может явиться создание центра, обеспечивающего все дошкольные учреждения необходимой литературой и возможностью получения полной, глубокой, достоверной и современной информации. Также проведение курсов повышения квалификации. Кроме этого, необходимо включать в годовые планы комплексы упражнений, помогающие гармонизации психического равновесия, преодолению страхов. Необходимой составляющей оказания эффективной коррекционной помощи является и самообразование, творчество сотрудников ДОУ. Способность к гибкому, инновационному мышлению, способность учиться и совершенствоваться – одно из важных качеств современного педагога. Подобный подход является целесообразным, так как позволяет сделать информацию более полной и доступной.
Таким образом, успешное решение задач в области коррекции тревожности и страхов позволяет более эффективно решать проблемы улучшения качества психического здоровья дошкольников.