Авторская программа развития, сохранения и укрепления психологического здоровья у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста

Авторская программа по формированию и сохранению психологического здоровья у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_afanasevoy_yu.v..docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Авторская программа

развития, сохранения и укрепления психологического здоровья

у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста

                                                               

                                                               Афанасьева Юлия Владимировна-  

                                   педагог-психолог

                                                                      ГБОУ «Прохоровский детский дом»

Белгород, 2012

                                                      Начала, заложенные в детстве  человека,          

                                                      похожи на вырезанные на коре молодого              

                                                      дерева буквы, растущие вместе с ним,      

                                                      составляющие неотъемлемую  часть его.

                                                                                               Виктор Мари Гюго

1.        Пояснительная записка

        Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена программа

На данном этапе здоровье детей является приоритетным направлением государственной политики, о чем свидетельствует ряд принятых в последние годы нормативно правовых актов. В связи с чем, одной из основных  целей образовательных учреждений является  создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ребенок в процессе свой жизнедеятельности нередко сталкивается с трудными или критическими ситуациями, на преодоление которых требуется большая внутренняя энергия. Истощение этой внутренней энергии неминуемо может привести к соматическим нарушениям.  В связи с этим наиболее остро встает проблема сохранения и  укрепления психологического здоровья.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал В.А.Сухомлинский. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, условие жизненной успешности гарантия благополучия человека в жизни, поэтому педагогам следует обращать особое внимание на его формирование и укрепление у своих воспитанников с самого раннего детства.

        Описание участников программы:

        Данная Программа разработана для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста, так как именно они находятся в особой ситуации риска: им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьного обучения при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований к их психофизическим возможностям, низкий уровень психологической готовности к школе, повышенный уровень личностной и школьной тревожности и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.                                                                                                      

         Описание целей и задач Программы.

        Цель Программы: сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья воспитанников детского дома.

        Задачи:

  1. Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
  2. Повысить  у детей уверенность в себе
  3. Снизить уровень тревожности.
  4. Развить у воспитанников рефлексивные умения, стремление к саморазвитию.

        Научные, методологические и методические основания программы.

        Термин «психологическое здоровье» введен в научный словарь Н.В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

        В настоящее время понятие «психологическое здоровье» активно разрабатывается. Наиболее адекватным и ориентированным на практическую работу с детьми является подход О.В. Хухлаевой, которая рассматривает психологическое здоровье, как одну из важнейших характеристик личности, как совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, между индивидом и обществом, а также возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

     О.В. Хухлаева описывает психологическое здоровье как систему, включающую в себя аксиологический (положительное самоотношение  и принятие других), инструментальный (рефлексивные умения) и потребностно – мотивационный  (потребность в саморазвитии) компоненты.

         Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

Чаще взрослых волнует физическое здоровье ребенка и обеспечение его материальными благами, нежели его эмоциональное благополучие.  Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей большое количество воспитанников, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, агрессивностью, наличием страхов, а это значимые признаки нарушения психологического здоровья. Дети, живущие в детских домах, пережили сильное потрясение – разрыв родственных связей, которое приводит к нарушениям в их эмоциональном развитии. Лишенные возможности жить в семье, воспитанники нуждаются в таких условиях, которые обеспечивали бы их нормальное психическое развитие. Данная Программа призвана помочь младшим школьникам справиться с признаками эмоционального  неблагополучия путем организации групповых занятий по формированию, сохранению и укреплению  психологического здоровья.

        Материально-технические ресурсы обеспечения Программы.

        Для реализации Программы необходима комната, в которой достаточно места для передвижения и рисования. Для занятий понадобятся белые листы бумаги, фломастеры, карандаши, карточки с заданиями, небольшой мяч, диски или кассеты с музыкой, магнитофон, клубок ниток.

        Критерии оценки промежуточных результатов.

        - Сплочение группы.

        -Развитие рефлексивных навыков у воспитанников.

        -Повышение уверенности в себе у участников группы.

           Критерии оценки достижения планируемых результатов.

        - Увеличение количества детей с креативным (высоким) уровнем психологического здоровья.

        - Повышение уровня социальной адаптации у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         - Снижение у воспитанников уровня личностной и школьной тревожности.

        По итогам реализации Программы планируется обобщение опыта работы и его распространение на методических объединениях социальных педагогов и педагогов - психологов детских домов Белгородской области.

        2. Содержание программы:

Программа развития сохранения и укрепления психологического здоровья соотносится  с его трехкомпонентной  структурой  предложенной О. В. Хухлаевой  и обеспечивает выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого определены основные направления работы,  реализуемые в программе.

1. Аксиологическое направление предполагает  формирование  умения принятия себя и других, адекватно оценивая свои  и чужие достоинства и недостатки.

2. Инструментальное направление  предполагает формирование личной рефлексии.

3. Потребностно-мотивационное направление подразумевает развитие потребности в самоизменении и личностном росте.

4. Развивающее направление  предполагает для младших  школьников - формирование качественно нового уровня произвольной регуляции поведения и деятельности.

          Реализация Программы предполагает 3 этапа:

  1. Диагностический
  2. Практический
  3. Контрольный.
  1. Диагностический  этап                                                          

        Цель: выявление уровня  психологического здоровья у детей.

 В настоящее время прямые методики, направленные на изучение психологического здоровья отсутствуют, поэтому с этой целью были использованы косвенные:

  1. перспективная методика «Школа Зверей» С. Панченко, выявляющая степень адаптации детей младшего школьного  возраста к школе. В качестве показателя психологического здоровья необходимо изучить адаптированность ребенка к социуму (к школе), т.к. психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации человека к  социальной среде [Хухлаева, 2001];
  2. шкала личностной тревожности СМАS  (А.М. Прихожан). Данная методика позволяет выделить области окружающей действительности, вызывающие тревогу у ребенка [Прихожан, 2005];
  3. проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика показывает, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир. При интерпретации детского рисунка  можно многое сказать о настроении и переживаниях маленького художника. Описание методики «Несуществующее животное» подробно представлено в книге А.Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты», 2004 г.

На основании результатов диагностики можно условно разделить  детей на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. К высшему уровню психологического здоровья  - креативному - относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, обладающие резервом сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.  Такие дети не нуждаются в помощи.

К среднему уровню – адаптивному относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенный уровень тревожности. Такие воспитанники относятся к группе риска, из – за отсутствия запаса прочности психологического здоровья. Именно эти воспитанники должны быть включены в групповые занятия по Программе.

Низший уровень - дезадаптивный. Дети, имеющие данный уровень психологического здоровья  включаются в индивидуальную работу с психологом и не включаются в работу по Программе.

  1. Практический этап.

        Цель: реализация программы, направленной на развитие, сохранение и укрепление психологического здоровья.

  1. Контрольный этап.

         Цель: оценка эффективности проведенной работы.

        Особенностью воздействия Программы является отсроченность результатов во времени. Это следует учитывать при проведении итоговой диагностики, которую рекомендуется проводить через 2 месяца после завершения реализации занятий. Итоговая диагностика проводится после реализации Программы с целью оценки динамики психологического здоровья воспитанников, при помощи тех же методических средств, которые использовались на диагностическом этапе Программы.

        Программа рассчитана на группу детей из 8- 12 человек, состоит из 4 блоков и включает в себя 17 занятий, которые проводятся один раз в неделю в течение 45 минут.

Наименование блоков

программы

Задачи

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта

Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; обучить навыкам саморасслабления

Блок 2. Формирование позитивного самоотношения

Раскрытие и принятие своего «Я»; формирование стремления к самосовершенствованию; развитие позитивной самооценки; осознание чувства взросления.  Расширение спектра эмоционального реагирования; обучение навыкам ауторелаксации; осознание и принятие своих качеств

Блок 3. Развитие положительного отношения к школе

Снятие эмоционального напряжения связанного со школьными трудностями; осознание значимости обучения в школе.

Блок 4. Формирование умения принимать других людей

Обучение умению самостоятельно решать проблемы и принимать верные решения. Развитие умения принимать окружающих

        Для составления Программы использовались следующие методические средства:

  1. Психогимнастика.

Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных  на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (М.И. Чистякова). Психогимнастика примыкает  к методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Психогимнастика помогает детям преодолевать проблемы в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

  1. Задания с использованием терапевтических метафор.

Главная особенность саморазвития — это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие, для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ним. Наиболее эффективно на данном этапе, по мнению О.В. Хухлаевой, использовать терапевтические метафоры. Систематическое предъявление их детям помогает усвоить основную идею метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

  1. Релаксация.

В программу включены упражнения,  основанные на методе активной  нервно-мышечной релаксации  Э. Джекобсона. Метод  нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.

  1. Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы.

Эти задания  предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных  состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание  чувства другого человека в конфликтных ситуациях.  

  1. Арт – терапия.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В младшем школьном возрасте наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания. В силу этого, в программу вошли упражнения на принятие своего имени, осознание чувства взросления.                                  

Занятия дают возможность детям  сопоставить свое поведение  с поведением сверстников, позволяют  раскрыть свой  личностный  потенциал. Развитие самооценки  позволяет осознавать свои особенности, свою уникальность и личностные качества. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другими, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других своей  личностью. Занятия учат навыкам саморасслабления и регуляции своего поведения.

Каждое занятие имеет следующую структуру:  

Элемент занятия

Комментарий

1. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности

Разминка позволяет сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

2.  Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается техникам, направленным  одновременно на развитие эмоциональных  процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

3. Рефлексия занятия – оценка занятия. Беседа, арттерапия, разбор вопросов для обсуждения.

Рефлексия занятия позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями, чувствами, что способствует пониманию своего внутреннего мира, своих поступков, развивает умение слушать других.

Тематическое планирование

БЛОК 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта

Занятие  1

1 «Знакомство»

 Вспомните, как вас ласково зовут.  Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому  мячик попадет, называет одно или несколько своих  ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто  каждому им вас бросил мяч. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.

2 «Имя оживает» [Хухлаева, 2004, с. 29]

3 «Имя начинается с буквы»

Ведущий называет буквы алфавита, с которых начинаются имена детей. Когда звучит их буква, дети встают и хлопают в ладоши.

4  «Рисунок имени» [Хухлаева, 2004, с. 29]

Занятие  2

Разминка  «Котята» [Чистякова, 1995, с.128]

1  «Мое имя»

Ведущий просит  ребенка, до которого  он дотрагивается  «волшебным карандашом», назвать свое имя сначала шепотом, потом обычным голосом, затем громким.

2 «Имя соседа»

Ведущий кидает детям мячик. Тот, кому он попадает  в руки, должен быстро назвать имена своих соседей.

3  «Мне в тебе нравится»

Дети передают клубок соседу, сидящему  слева, со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом. Каждый ребенок, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила. Необходимо обсуждение упражнения.

4 Расслабление

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите  свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

Занятие 3

Разминка  «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался»                                                                                                                                                                                   

По сигналу  ведущего  учащиеся быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние.

1 «Цветок» [Клюева,1996, с. 75]

2  «Закончи предложение»

Дети вспоминают ситуации, связанные с радостью. После этого они завершают предложения:

«Для ребенка радость – это…», «Для ученика радость – это…», «Для меня радость – это…» и др.

3 «Чувства»

Дети получают карточки с изображением  чувств и по очереди показывают их. Дети должны  угадать, какое чувство изображается.

Ведущий  рассказывает о мимике как средстве выражения  чувств.

4  «Рисунок радости»

Участники выполняют рисунок на тему «Радость».

Занятие  4

Разминка  «Северный полюс» [Клюева,1996, с. 80]

1  «Качества»

Дети вспоминают известные им чувства, затем ведущий говорит  о том, что, помимо чувств, люди обладают  теми или иными качествами, которые отличают их друг от друга. В хороших качествах  человека заключена внутренняя сила. Он предлагает вспомнить, какие хорошие качества  они знают.

2  «Сборы в дорогу» [Хухлаева, 2004, с. 124]

3  Работа со сказкой «Маленький котенок» [Хухлаева, 2004, с. 128]

БЛОК  2.  Развитие позитивного самоотношения.

Занятие 5

Разминка  «Якалки» [Хухлаева, 2001, с. 42]

Разминка «Походки»

Детям  предлагается  изобразить походки разных людей (старика, клоуна, малыша).

1 «Я бы хотел стать более…» [Хухлаева, 2004, с. 131]

2  «Чистое сердце» [Хухлаева, 2004, с. 138]

3 Работа со сказкой  А. Котовой «Гусеничка»  [Хухлаева, 2004, с. 138]

4 Релаксация  «Поза покоя» [Клюева,1996, с. 94]

Занятие  6

Разминка «Неоконченные предложения»

«Я надеюсь…», «В будущем я хочу…», «Воспитатели хотят, чтобы в будущем я …», « Я стараюсь…»

1 «Поменяйтесь те, кто…»

Дети, которые обладают определенным признаком, меняются местами.

 2  Работа со сказкой «Лети вверх, Соня» [Хухлаева, 2001, с. 44]

Ведущим вводится понятие «хозяин своих чувств» и «сила воли».

3  «Считалка» [Хухлаева, 2004, с. 53]

Занятие 7

Разминка «Переходы»

Дети встают в круг  и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и др.

1  Беседа

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

(Пр.: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть мультфильм, нарисовать картинку, улыбнуться …)

2 «Я могу, умею»

Дети кидают  друг другу мяч, называя то, что они могут (Я могу петь).

3 «Хвасталки» [Фопель, 2006, с.445]

4  Упражнение  «Шарик» [Клюева,1996, с. 101]

Занятие  8

Разминка «Изобрази предмет»

 Дети изображают различные предметы; дети разделяются на тройки и изображают один предмет.

1 « Я – это…»

Дети кидают друг другу мяч со словами: «Я – это…».

2  «Автопортрет»

На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине - «За что меня можно ругать?»

Обсуждается, что можно сделать, чтобы ругать было не за что.

3 «Рисуем себя»

Детям предлагается нарисовать себя в прошлом и настоящем. Обсудить различия.

4 «Котенок»

Дети представляют, что в дом зашел котенок. Ему страшно и грустно. Каждый из детей по очереди превращается в котенка, а остальные гладят его и говорят добрые слова.
Занятие  9

Разминка «Кто тебя позвал»

Дети по очереди угадывают, кто из группы их позвал.

Разминка «Неоконченные предложения»

Ребятам раздаются таблички, каждый заполняет ее от своего имени, а затем заполняется общая табличка, относящаяся к «мы».

Раньше          Сейчас

Не умел…     Умею…

Не любил…  Люблю… и др.

Делается вывод, что человек постоянно меняется.

1 «Я справился» [Фопель, 2006, с.495]

2  «В магазине зеркал» [Овчарова, 2005, с. 150]

3 Релаксация «Волшебный сон» [Клюева Н.В.,1996, с. 106]

Занятие 10

Разминка «Черная рука – белая рука» [Хухлаева, 2004, с. 94]

1 «Каким я буду, когда вырасту» [Хухлаева, 2004, с. 271]

2 «Заяц – хваста» [Хухлаева, 2004, с.161]

3  Медитативное рисование «Безопасное убежище» [Фопель, 2005, с.86]

Занятие  11    

Разминка «Дракон кусает свой хвост» [Овчарова, 2002, с. 318]

1 «Мусорное ведро» [Хухлаева, 2004, с. 276]

2 Пять моих хороших качеств» [Хухлаева, 2004, с. 127]

3 Рисунок «Мое настроение»

4 «Олени» [Клюева,1996, с. 95]

Блок 3 Развитие положительного отношения к школе.

Занятие 12

Разминка «Быстрые ответы»

Дети стоят в линию, ведущий задает каждому по очереди «глупые» вопросы, на которые надо ответить по счету 1 – 2 – 3. Молчащий выбывает из линии участников. (Почему птички поют? почему крокодил зеленый?).

Разминка «Кто умеет хорошо» [Хухлаева, 2004,с. 44]

1 «Мне помогли» [Хухлаева, 2004, с. 53]

2 «Какой урок важнее?» [Хухлаева, 2004, с. 31]

3 Работа со сказкой  «Про Колю» [Хухлаева, 2004, с. 31]

Занятие  13

Разминка «Изобрази предмет»

Дети делятся на пары и изображают заданный предмет.

Разминка «Мячик»

Дети бросают друг другу мячик со словами «В школе я научился».

1 «Вспомни ситуацию»

Ведущий записывает на карточках трудные школьные ситуации и раздает  их детям. Они по очереди изображают выпавшую им ситуацию.

2 «Встаньте, у кого это есть» [Хухлаева, 2004, с. 57]

3 «Главная учебная сила» [Хухлаева, 2004, с. 57]

4  Работа со сказкой «Козленок Хрюпигаев» [Хухлаева, 2004,с. 57]

Занятие 14

Разминка «Разные походки»

Дети представляют, что они ходят по разным поверхностям (льду, грязи, воде, по горячему песку).

Разминка «Закончи предложение»

«У меня хорошо получается в школе…», «В школе я научился…», «Мне нравится в школе…»

1 «Помоги Сереже» [Хухлаева, 2004, с. 166]

2  «Радио интервью» [Хухлаева, 2004, с. 205]

3  Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице» [Хухлаева, 2004. с. 200]

БЛОК 4. Формирование умения принимать других людей.

Занятие  15

Разминка «Изобрази ситуацию»

Детям раздаются карточки с трудными ситуациями, которые нужно разыграть.

1 «Звёздочка»

Я предлагаю вам вспомнить все хорошее, что с вами произошло с утра. Высказываться будем по кругу. После того, как каждый из вас расскажет о чем – то приятном, я буду давать вам звездочку. В конце обсуждается, у кого лучше всех сложился день (больше звездочек). Больше всех звездочек у Иры! Давайте поставим ее в круг и скажем три раза: «Здорово!».

2  Упражнение «Снежная королева» [Хухлаева, 2004, с. 141]

3 Упражнение «Друзья, непохожие на меня» с [Фопель, 2006, с.256]

Занятие 16

Разминка «Сонное дыхание» [Хухлаева, 2004, с. 208]

Разминка «Мы похожи – мы отличаемся»

Ведущий выбирает двух участников, обращает внимание на различия в их внешности. Группе предлагается найти у них 5 сходных качеств и 5 различных.

1 Игра «Девочка (мальчик) - наоборот» [Овчарова, 2005, с. 143]

2 «Старенькая старушка»

Дети разбиваются на две команды – бабушки и внучки. Старушкам завязывают глаза – они очень старенькие и ничего не видят, их необходимо отвести к врачу. Идти придётся через улицу с сильным движением. Проводить бабушек должны их внуки.

Дети меняются местами, рассказывают о своих впечатлениях.

3.Упражнение  «Я помогаю другим» [Фопель, 2006,с.442]

Занятие  17

Разминка «Салют»

Дети складывают руки пирамидкой и со словами «Ураааа!» поднимают руки вверх.

1 Далее дети припоминают все новые игры, с которыми они познакомились на занятьях, выберут самые интересные и поиграют в них.

2  Рефлексия.

Дети отвечают на вопросы: «Понравились ли вам занятия?», «Что нового вы узнали на занятиях?», «Что вы в себе изменили?» и др.

3  Коллективный рисунок «Наш дом»

Вначале проводится беседа с детьми о том, что они стали дружнее.

Участникам предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить их группа. Каждый рисует то, что хочет.

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников Программы

В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права воспитанников.

В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: "здесь и сейчас", взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др. Помимо этого педагог, реализующий Программу, руководствуется в своей деятельности "Этическим кодексом педагога- психолога".

Теоретические подходы авторов, которые были использованы при написании Программы, а так же все методические материалы, необходимые для ее реализации подробно изложены в литературных источниках представленных ниже.

3. Список литературы

  1. Захаров А. И.  Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. - Питер,2004
  2. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1996
  3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002
  5. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002
  6. Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.,2003
  7. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.- СПб.: Питер, 2005
  8. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 2006
  10. Фопель К. Чтобы дети были счастливы.- М.: Генезис, 2005
  11. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия»,  2001
  12.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему  Я.- М.: Генезис, 2004