Авторская программа развития, сохранения и укрепления психологического здоровья у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста
Авторская программа по формированию и сохранению психологического здоровья у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_afanasevoy_yu.v..docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Авторская программа
развития, сохранения и укрепления психологического здоровья
у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста
Афанасьева Юлия Владимировна-
педагог-психолог
ГБОУ «Прохоровский детский дом»
Белгород, 2012
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого
дерева буквы, растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.
1. Пояснительная записка
Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена программа
На данном этапе здоровье детей является приоритетным направлением государственной политики, о чем свидетельствует ряд принятых в последние годы нормативно правовых актов. В связи с чем, одной из основных целей образовательных учреждений является создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ребенок в процессе свой жизнедеятельности нередко сталкивается с трудными или критическими ситуациями, на преодоление которых требуется большая внутренняя энергия. Истощение этой внутренней энергии неминуемо может привести к соматическим нарушениям. В связи с этим наиболее остро встает проблема сохранения и укрепления психологического здоровья.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал В.А.Сухомлинский. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, условие жизненной успешности гарантия благополучия человека в жизни, поэтому педагогам следует обращать особое внимание на его формирование и укрепление у своих воспитанников с самого раннего детства.
Описание участников программы:
Данная Программа разработана для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста, так как именно они находятся в особой ситуации риска: им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьного обучения при физически незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований к их психофизическим возможностям, низкий уровень психологической готовности к школе, повышенный уровень личностной и школьной тревожности и другие факторы обуславливают частое пребывание детей в условиях эмоционального неблагополучия, что ведет к нарушению их психологического здоровья.
Описание целей и задач Программы.
Цель Программы: сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья воспитанников детского дома.
Задачи:
- Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
- Повысить у детей уверенность в себе
- Снизить уровень тревожности.
- Развить у воспитанников рефлексивные умения, стремление к саморазвитию.
Научные, методологические и методические основания программы.
Термин «психологическое здоровье» введен в научный словарь Н.В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
В настоящее время понятие «психологическое здоровье» активно разрабатывается. Наиболее адекватным и ориентированным на практическую работу с детьми является подход О.В. Хухлаевой, которая рассматривает психологическое здоровье, как одну из важнейших характеристик личности, как совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, между индивидом и обществом, а также возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
О.В. Хухлаева описывает психологическое здоровье как систему, включающую в себя аксиологический (положительное самоотношение и принятие других), инструментальный (рефлексивные умения) и потребностно – мотивационный (потребность в саморазвитии) компоненты.
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Чаще взрослых волнует физическое здоровье ребенка и обеспечение его материальными благами, нежели его эмоциональное благополучие. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей большое количество воспитанников, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, агрессивностью, наличием страхов, а это значимые признаки нарушения психологического здоровья. Дети, живущие в детских домах, пережили сильное потрясение – разрыв родственных связей, которое приводит к нарушениям в их эмоциональном развитии. Лишенные возможности жить в семье, воспитанники нуждаются в таких условиях, которые обеспечивали бы их нормальное психическое развитие. Данная Программа призвана помочь младшим школьникам справиться с признаками эмоционального неблагополучия путем организации групповых занятий по формированию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Материально-технические ресурсы обеспечения Программы.
Для реализации Программы необходима комната, в которой достаточно места для передвижения и рисования. Для занятий понадобятся белые листы бумаги, фломастеры, карандаши, карточки с заданиями, небольшой мяч, диски или кассеты с музыкой, магнитофон, клубок ниток.
Критерии оценки промежуточных результатов.
- Сплочение группы.
-Развитие рефлексивных навыков у воспитанников.
-Повышение уверенности в себе у участников группы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- Увеличение количества детей с креативным (высоким) уровнем психологического здоровья.
- Повышение уровня социальной адаптации у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Снижение у воспитанников уровня личностной и школьной тревожности.
По итогам реализации Программы планируется обобщение опыта работы и его распространение на методических объединениях социальных педагогов и педагогов - психологов детских домов Белгородской области.
2. Содержание программы:
Программа развития сохранения и укрепления психологического здоровья соотносится с его трехкомпонентной структурой предложенной О. В. Хухлаевой и обеспечивает выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого определены основные направления работы, реализуемые в программе.
1. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принятия себя и других, адекватно оценивая свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Инструментальное направление предполагает формирование личной рефлексии.
3. Потребностно-мотивационное направление подразумевает развитие потребности в самоизменении и личностном росте.
4. Развивающее направление предполагает для младших школьников - формирование качественно нового уровня произвольной регуляции поведения и деятельности.
Реализация Программы предполагает 3 этапа:
- Диагностический
- Практический
- Контрольный.
- Диагностический этап
Цель: выявление уровня психологического здоровья у детей.
В настоящее время прямые методики, направленные на изучение психологического здоровья отсутствуют, поэтому с этой целью были использованы косвенные:
- перспективная методика «Школа Зверей» С. Панченко, выявляющая степень адаптации детей младшего школьного возраста к школе. В качестве показателя психологического здоровья необходимо изучить адаптированность ребенка к социуму (к школе), т.к. психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации человека к социальной среде [Хухлаева, 2001];
- шкала личностной тревожности СМАS (А.М. Прихожан). Данная методика позволяет выделить области окружающей действительности, вызывающие тревогу у ребенка [Прихожан, 2005];
- проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика показывает, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир. При интерпретации детского рисунка можно многое сказать о настроении и переживаниях маленького художника. Описание методики «Несуществующее животное» подробно представлено в книге А.Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты», 2004 г.
На основании результатов диагностики можно условно разделить детей на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. К высшему уровню психологического здоровья - креативному - относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, обладающие резервом сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в помощи.
К среднему уровню – адаптивному относятся дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенный уровень тревожности. Такие воспитанники относятся к группе риска, из – за отсутствия запаса прочности психологического здоровья. Именно эти воспитанники должны быть включены в групповые занятия по Программе.
Низший уровень - дезадаптивный. Дети, имеющие данный уровень психологического здоровья включаются в индивидуальную работу с психологом и не включаются в работу по Программе.
- Практический этап.
Цель: реализация программы, направленной на развитие, сохранение и укрепление психологического здоровья.
- Контрольный этап.
Цель: оценка эффективности проведенной работы.
Особенностью воздействия Программы является отсроченность результатов во времени. Это следует учитывать при проведении итоговой диагностики, которую рекомендуется проводить через 2 месяца после завершения реализации занятий. Итоговая диагностика проводится после реализации Программы с целью оценки динамики психологического здоровья воспитанников, при помощи тех же методических средств, которые использовались на диагностическом этапе Программы.
Программа рассчитана на группу детей из 8- 12 человек, состоит из 4 блоков и включает в себя 17 занятий, которые проводятся один раз в неделю в течение 45 минут.
Наименование блоков программы | Задачи |
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта | Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; обучить навыкам саморасслабления |
Блок 2. Формирование позитивного самоотношения | Раскрытие и принятие своего «Я»; формирование стремления к самосовершенствованию; развитие позитивной самооценки; осознание чувства взросления. Расширение спектра эмоционального реагирования; обучение навыкам ауторелаксации; осознание и принятие своих качеств |
Блок 3. Развитие положительного отношения к школе | Снятие эмоционального напряжения связанного со школьными трудностями; осознание значимости обучения в школе. |
Блок 4. Формирование умения принимать других людей | Обучение умению самостоятельно решать проблемы и принимать верные решения. Развитие умения принимать окружающих |
Для составления Программы использовались следующие методические средства:
- Психогимнастика.
Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (М.И. Чистякова). Психогимнастика примыкает к методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Психогимнастика помогает детям преодолевать проблемы в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
- Задания с использованием терапевтических метафор.
Главная особенность саморазвития — это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие, для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ним. Наиболее эффективно на данном этапе, по мнению О.В. Хухлаевой, использовать терапевтические метафоры. Систематическое предъявление их детям помогает усвоить основную идею метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
- Релаксация.
В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
- Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы.
Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
- Арт – терапия.
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
В младшем школьном возрасте наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания. В силу этого, в программу вошли упражнения на принятие своего имени, осознание чувства взросления.
Занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, позволяют раскрыть свой личностный потенциал. Развитие самооценки позволяет осознавать свои особенности, свою уникальность и личностные качества. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другими, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других своей личностью. Занятия учат навыкам саморасслабления и регуляции своего поведения.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Элемент занятия | Комментарий |
1. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности | Разминка позволяет сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. |
2. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. |
3. Рефлексия занятия – оценка занятия. Беседа, арттерапия, разбор вопросов для обсуждения. | Рефлексия занятия позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями, чувствами, что способствует пониманию своего внутреннего мира, своих поступков, развивает умение слушать других. |
Тематическое планирование
БЛОК 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта
Занятие 1
1 «Знакомство»
Вспомните, как вас ласково зовут. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому им вас бросил мяч. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.
2 «Имя оживает» [Хухлаева, 2004, с. 29]
3 «Имя начинается с буквы»
Ведущий называет буквы алфавита, с которых начинаются имена детей. Когда звучит их буква, дети встают и хлопают в ладоши.
4 «Рисунок имени» [Хухлаева, 2004, с. 29]
Занятие 2
Разминка «Котята» [Чистякова, 1995, с.128]
1 «Мое имя»
Ведущий просит ребенка, до которого он дотрагивается «волшебным карандашом», назвать свое имя сначала шепотом, потом обычным голосом, затем громким.
2 «Имя соседа»
Ведущий кидает детям мячик. Тот, кому он попадает в руки, должен быстро назвать имена своих соседей.
3 «Мне в тебе нравится»
Дети передают клубок соседу, сидящему слева, со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом. Каждый ребенок, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила. Необходимо обсуждение упражнения.
4 Расслабление
Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
Занятие 3
Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался»
По сигналу ведущего учащиеся быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние.
1 «Цветок» [Клюева,1996, с. 75]
2 «Закончи предложение»
Дети вспоминают ситуации, связанные с радостью. После этого они завершают предложения:
«Для ребенка радость – это…», «Для ученика радость – это…», «Для меня радость – это…» и др.
3 «Чувства»
Дети получают карточки с изображением чувств и по очереди показывают их. Дети должны угадать, какое чувство изображается.
Ведущий рассказывает о мимике как средстве выражения чувств.
4 «Рисунок радости»
Участники выполняют рисунок на тему «Радость».
Занятие 4
Разминка «Северный полюс» [Клюева,1996, с. 80]
1 «Качества»
Дети вспоминают известные им чувства, затем ведущий говорит о том, что, помимо чувств, люди обладают теми или иными качествами, которые отличают их друг от друга. В хороших качествах человека заключена внутренняя сила. Он предлагает вспомнить, какие хорошие качества они знают.
2 «Сборы в дорогу» [Хухлаева, 2004, с. 124]
3 Работа со сказкой «Маленький котенок» [Хухлаева, 2004, с. 128]
БЛОК 2. Развитие позитивного самоотношения.
Занятие 5
Разминка «Якалки» [Хухлаева, 2001, с. 42]
Разминка «Походки»
Детям предлагается изобразить походки разных людей (старика, клоуна, малыша).
1 «Я бы хотел стать более…» [Хухлаева, 2004, с. 131]
2 «Чистое сердце» [Хухлаева, 2004, с. 138]
3 Работа со сказкой А. Котовой «Гусеничка» [Хухлаева, 2004, с. 138]
4 Релаксация «Поза покоя» [Клюева,1996, с. 94]
Занятие 6
Разминка «Неоконченные предложения»
«Я надеюсь…», «В будущем я хочу…», «Воспитатели хотят, чтобы в будущем я …», « Я стараюсь…»
1 «Поменяйтесь те, кто…»
Дети, которые обладают определенным признаком, меняются местами.
2 Работа со сказкой «Лети вверх, Соня» [Хухлаева, 2001, с. 44]
Ведущим вводится понятие «хозяин своих чувств» и «сила воли».
3 «Считалка» [Хухлаева, 2004, с. 53]
Занятие 7
Разминка «Переходы»
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и др.
1 Беседа
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
(Пр.: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть мультфильм, нарисовать картинку, улыбнуться …)
2 «Я могу, умею»
Дети кидают друг другу мяч, называя то, что они могут (Я могу петь).
3 «Хвасталки» [Фопель, 2006, с.445]
4 Упражнение «Шарик» [Клюева,1996, с. 101]
Занятие 8
Разминка «Изобрази предмет»
Дети изображают различные предметы; дети разделяются на тройки и изображают один предмет.
1 « Я – это…»
Дети кидают друг другу мяч со словами: «Я – это…».
2 «Автопортрет»
На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине - «За что меня можно ругать?»
Обсуждается, что можно сделать, чтобы ругать было не за что.
3 «Рисуем себя»
Детям предлагается нарисовать себя в прошлом и настоящем. Обсудить различия.
4 «Котенок»
Дети представляют, что в дом зашел котенок. Ему страшно и грустно. Каждый из детей по очереди превращается в котенка, а остальные гладят его и говорят добрые слова.
Занятие 9
Разминка «Кто тебя позвал»
Дети по очереди угадывают, кто из группы их позвал.
Разминка «Неоконченные предложения»
Ребятам раздаются таблички, каждый заполняет ее от своего имени, а затем заполняется общая табличка, относящаяся к «мы».
Раньше Сейчас
Не умел… Умею…
Не любил… Люблю… и др.
Делается вывод, что человек постоянно меняется.
1 «Я справился» [Фопель, 2006, с.495]
2 «В магазине зеркал» [Овчарова, 2005, с. 150]
3 Релаксация «Волшебный сон» [Клюева Н.В.,1996, с. 106]
Занятие 10
Разминка «Черная рука – белая рука» [Хухлаева, 2004, с. 94]
1 «Каким я буду, когда вырасту» [Хухлаева, 2004, с. 271]
2 «Заяц – хваста» [Хухлаева, 2004, с.161]
3 Медитативное рисование «Безопасное убежище» [Фопель, 2005, с.86]
Занятие 11
Разминка «Дракон кусает свой хвост» [Овчарова, 2002, с. 318]
1 «Мусорное ведро» [Хухлаева, 2004, с. 276]
2 Пять моих хороших качеств» [Хухлаева, 2004, с. 127]
3 Рисунок «Мое настроение»
4 «Олени» [Клюева,1996, с. 95]
Блок 3 Развитие положительного отношения к школе.
Занятие 12
Разминка «Быстрые ответы»
Дети стоят в линию, ведущий задает каждому по очереди «глупые» вопросы, на которые надо ответить по счету 1 – 2 – 3. Молчащий выбывает из линии участников. (Почему птички поют? почему крокодил зеленый?).
Разминка «Кто умеет хорошо» [Хухлаева, 2004,с. 44]
1 «Мне помогли» [Хухлаева, 2004, с. 53]
2 «Какой урок важнее?» [Хухлаева, 2004, с. 31]
3 Работа со сказкой «Про Колю» [Хухлаева, 2004, с. 31]
Занятие 13
Разминка «Изобрази предмет»
Дети делятся на пары и изображают заданный предмет.
Разминка «Мячик»
Дети бросают друг другу мячик со словами «В школе я научился».
1 «Вспомни ситуацию»
Ведущий записывает на карточках трудные школьные ситуации и раздает их детям. Они по очереди изображают выпавшую им ситуацию.
2 «Встаньте, у кого это есть» [Хухлаева, 2004, с. 57]
3 «Главная учебная сила» [Хухлаева, 2004, с. 57]
4 Работа со сказкой «Козленок Хрюпигаев» [Хухлаева, 2004,с. 57]
Занятие 14
Разминка «Разные походки»
Дети представляют, что они ходят по разным поверхностям (льду, грязи, воде, по горячему песку).
Разминка «Закончи предложение»
«У меня хорошо получается в школе…», «В школе я научился…», «Мне нравится в школе…»
1 «Помоги Сереже» [Хухлаева, 2004, с. 166]
2 «Радио интервью» [Хухлаева, 2004, с. 205]
3 Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице» [Хухлаева, 2004. с. 200]
БЛОК 4. Формирование умения принимать других людей.
Занятие 15
Разминка «Изобрази ситуацию»
Детям раздаются карточки с трудными ситуациями, которые нужно разыграть.
1 «Звёздочка»
Я предлагаю вам вспомнить все хорошее, что с вами произошло с утра. Высказываться будем по кругу. После того, как каждый из вас расскажет о чем – то приятном, я буду давать вам звездочку. В конце обсуждается, у кого лучше всех сложился день (больше звездочек). Больше всех звездочек у Иры! Давайте поставим ее в круг и скажем три раза: «Здорово!».
2 Упражнение «Снежная королева» [Хухлаева, 2004, с. 141]
3 Упражнение «Друзья, непохожие на меня» с [Фопель, 2006, с.256]
Занятие 16
Разминка «Сонное дыхание» [Хухлаева, 2004, с. 208]
Разминка «Мы похожи – мы отличаемся»
Ведущий выбирает двух участников, обращает внимание на различия в их внешности. Группе предлагается найти у них 5 сходных качеств и 5 различных.
1 Игра «Девочка (мальчик) - наоборот» [Овчарова, 2005, с. 143]
2 «Старенькая старушка»
Дети разбиваются на две команды – бабушки и внучки. Старушкам завязывают глаза – они очень старенькие и ничего не видят, их необходимо отвести к врачу. Идти придётся через улицу с сильным движением. Проводить бабушек должны их внуки.
Дети меняются местами, рассказывают о своих впечатлениях.
3.Упражнение «Я помогаю другим» [Фопель, 2006,с.442]
Занятие 17
Разминка «Салют»
Дети складывают руки пирамидкой и со словами «Ураааа!» поднимают руки вверх.
1 Далее дети припоминают все новые игры, с которыми они познакомились на занятьях, выберут самые интересные и поиграют в них.
2 Рефлексия.
Дети отвечают на вопросы: «Понравились ли вам занятия?», «Что нового вы узнали на занятиях?», «Что вы в себе изменили?» и др.
3 Коллективный рисунок «Наш дом»
Вначале проводится беседа с детьми о том, что они стали дружнее.
Участникам предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить их группа. Каждый рисует то, что хочет.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников Программы
В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права воспитанников.
В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: "здесь и сейчас", взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др. Помимо этого педагог, реализующий Программу, руководствуется в своей деятельности "Этическим кодексом педагога- психолога".
Теоретические подходы авторов, которые были использованы при написании Программы, а так же все методические материалы, необходимые для ее реализации подробно изложены в литературных источниках представленных ниже.
3. Список литературы
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. - Питер,2004
- Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1996
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002
- Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002
- Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.,2003
- Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.- СПб.: Питер, 2005
- Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 2006
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы.- М.: Генезис, 2005
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2004