технология исследовательской деятельности
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.
Психодиагностическая работа. Наиболее распространенной проблемой в работе педагога-психолога является большой объем диагностики и нехватка времени на обработку результатов. Проведение компьютерной психодиагностики позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить другим видам деятельности. Система автоматизированной диагностики состоит из компьютерной диагностики, конструктора тестов, программ обработки информации. • Компьютерная диагностика Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики: - появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам; - не требуется персонального участия педагога-психолога или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Учащийся самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса учащийся нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу; - обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования; - результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования. Таким образом, за небольшой промежуток времени педагог-психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Кроме того, проведение компьютерной диагностики стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В данных целях возможно использование компьютерного диагностического комплекса «Лонгитюд-ЭДК», созданную специалистами Санкт-Петербургского государственного университета (www.eds.pu.ru). Программу можно использовать в режиме некоммерческой студенческой версии. Эта версия не позволяет набирать базу более 300 обследуемых, получать техническую поддержку и текстовые интерпретации по некоторым методикам, но в целом может значительно облегчить работу педагога-психолога. Отдельные методы в составе данного диагностического комплекса сгруппированы в разделы:
Шкалы развития
Немало ресурсов, посвященных психодиагностическим программам, предлагает Интернет. Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах: • Конструктор тестов С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и педагогов и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. В Интернете есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста: http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910 • Обработка информации Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд. В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по группе, курсу, педагогу-психологу необходимы обработчики тестов. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким группам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные учащихся в систему. Полной автоматизации добиться сложно, но подспорье огромное. Таким образом, можно использовать программу «Excel на службе у психолога» (http://biblioteki.net/viewtopic.php?t=85428). В Интернете обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://narod.ru/disk/3543038000/obrabotsik%20testov.exe.html. Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете найти по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib. Психологическое просвещение и консультирование К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы педагога-психолога, как психологическое просвещение и консультирование педагогов, учащихся и родителей. У педагогических работников существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже кураторы, проработавшие не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не всегда могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение информационно-коммуникационных технологий на родительских собраниях, семинарах для педагогов, в беседах с учащимися. • Веб-сайт учебного заведения Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 60 от 1 февраля 2010 г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» государственные организации обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций. В целях повышения психологической компетентности учащихся, педагогов и родителей целесообразно создание на сайте учебного заведения веб-страницы педагога-психолога. На ней можно разместить материалы для проведения классных часов, конспекты родительских собраний, психологические особенности учащихся, информацию о причинах неуспеваемости и о проблемах в поведении, различные рекомендации. Также можно разместить интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для учащихся, а также развивающие программы. Серьёзным инструментом в работе веб-страницы педагога-психолога является наличие гостевой книги, мини-чата. Они дают возможность посетителям сайта задавать вопросы психологу, высказывать свои предложения, что позволяет корректировать информацию на страницах сайта, добавляя необходимые материалы. Еще одним преимуществом веб-сайта является возможность организовать психологический форум, при этом педагог-психолог может задавать любые темы для общения (волнующие педагогов и родителей) и, конечно же, общаться сам и отвечать на вопросы. • Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места. В нашем же случае сетевое взаимодействие не настолько распространено в образовательных учреждениях, за исключением, пожалуй, только электронной почты. А вообще этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с педагогами, учащимися, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений — через сеть Интернет, с помощью электронной почты, либо в режиме реального времени с помощью системы ICQ, MSN, Skype, а также благодаря локальной сети учебного заведения. Воспользовавшись этими системами, вы можете пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу и консультационную работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с основными участниками образовательного процесса, коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп. • Медиапрезентации Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. А при желании и при вашем согласии участники семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно. В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. В создании презентаций незаменима программа Power Point. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний. Возможно подключение учащихся к созданию небольших презентаций на различные темы, при подготовке которых они смогут самостоятельно проработать материала. К примеру, можно привлечь учащихся к созданию презентаций релаксационных презентаций, в которых совместно подбираются фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением, что требует от учащихся предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека. • CD и видеофильмы Применение CD и видеофильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, уроках психологии и пр. Например, педагог-психолог проводит какое-нибудь занятие, урок, игру, а помощник в это время снимает этот процесс на видео. В ваш фильм могут быть включены как личные наработки, так и заимствованные из Интернета или интересные моменты телепередачи. Консультирование Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности их обучения и учебной мотивации, а также развитию у учащихся профессионального образования интеллектуальных и творческих возможностей. • Коррекционно-развивающие занятия К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются учащимся не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Учащийся может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность. Ознакомиться с такими программами, а также приобрести их вы можете на сайтах: http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml, http://www.effecton.ru/758.html Широкие возможности открывает пакет для работы с графикой Macromedia Flash. Возможность создания анимаций и презентаций, программирование обучающих и развивающих игр, предоставление информации в необычном варианте – вот краткий список того, что можно создавать с помощью этого пакета. Красочность и возможность интерактивного участия пользователя неизбежно привлекут молодежь к продуктам этой технологии. Научиться работать с анимационными роликами можно, пройдя по ссылке http://www.rusedu.info/Article951.html Сегодня можно уверенно сказать, что в век информационных технологий достойное место среди других методов, использующихся в практической психологии для развития личности, активизации ее ресурсов и потенциала, улучшения взаимодействия с окружающим миром займет арт-тренинг. В организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога незаменимой окажется медиатека с релаксационной музыкой. Также можно использовать программу для релаксации Аура 2.6., моделирующуя звуковую атмосферу леса (http://freesoft.ru/?id=666766). • Развивающие игры Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с учащимся. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Кроме того, к разработке интерактивной игры с применением информационно-коммуникационных технологий целесообразно привлекать «трудных» учащихся. Пример создания и использования квеста в работе педагога-психолога можно найти по ссылке: http://wiki.iot.ru/index.php/Квест_Путешествие_психологов_в_сетевом_мире Развивающие игры вы можете скачать на сайтах: • Развивающие психологические тренажеры Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам учащийся, а специалист лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более, что эффективность занятий от этого только возрастает. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр. Психологические игры и программы можно скачать по адресу: http://kuvshinka.net/load/160 Профориентационная работа В области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью одно из ведущих мест может занять Интернет. Размещение информации на web-странице психологической службы позволяет оперативно предоставлять информацию на актуальные для учащихся темы, как например: «Личный профессиональный план», «Учиться дальше? Где?», «Как составить резюме и успешно пройти собеседование». В целях профориентации молодежи может использоваться комплекс программ, разработанный специалистами учреждения «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи», который оптимизирует профориентационную работу учреждений образования. В данный комплекс входят программные продукты: - Пакет психодиагностических методик «Профиль» v.2.0; - Электронная профориентационная карта учащегося; - Электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся»; - Программно-методический комплекс «Путь к профессии» ознакомит учащихся с миром профессий, поможет определиться с выбором, углубит профессиональные представления учащихся по выбранной профессии. В состав данного комплекса входит приложение «Моя карьера», созданное в помощь молодежи для планирования успешной карьеры. Данный комплекс включает вопросы планирования карьеры, трудоустройства, поиска работы, знакомит с принципом составления резюме, а также Законодательством Республики Беларусь в области трудоустройства, регулирования труда молодёжи. Скачать данный программный комплекс можно по адресу: ftp://ftp.minsk.edu.by/03-MGIRO/02-CIViSR/01-SPPS/ Кроме того, хочется обратить внимание на сайт «Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи» http://rcpom.edu.by, на котором размещены и постоянно обновляются: информационно-справочные материалы (о вступительной кампании, днях открытых дверей, учебных заведениях г. Минска, республики и др.); информационные бюллетени, посвященные различным аспектам профориентационной работы; план основных мероприятий центра и др. Организационно-методическая работа В организационно-методическую работу педагога-психолога входят: составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности, разработка и оформление коррекционно-развивающих программ т.д.
Психологические паспорта учащихся — это база данных, где содержится вся информация о тех учащихся, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности педагога-психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся, особенно учащихся «группы риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени. Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что специалист может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения.
Очень важной и часто проблемной для психологов учреждений образования является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Благодаря электронному журналу педагог-психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Скачать электронный журнал можно по ссылке: Программы Excel и Access могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Обучиться навыкам работы в Excel можно на сайте http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/RZ001132338.aspx
Каждый специалист знает, что недостаточно только провести диагностику и обработать результаты. Необходимо еще грамотно составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, педагогов и родителей форме. Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др. Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли. Методические рекомендации по подготовке электронных презентаций в программе Power Point (http://www.ztrc.ru/Doc/Metod/mr_PowerPoint.pdf)
В своей работе педагог-психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Помимо печатных изданий удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся ваша информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: Отделом социально-педагогического и психологического сопровождения УО РИПО создана серия «Электронная библиотека педагога-психолога», состоящая из нескольких дисков: Диск 1 – «Психодиагностика», в который собрано более 150 методик, направленных на диагностику познавательных психических процессов, интеллекта и креативности, типологических особенностей личности, мотивационно-ценностной сферы, межличностных отношений и групповых отношений, профориентационные, проективные методики и другие материалы. Диск 2 - «Психологическая литература», в который включены более 250 электронных книг по возрастной, педагогической, профессиональной психологии, психологии отклоняющегося поведения, материалы по психокоррекционной и развивающей работе, консультированию и психотерапии, тексты классиков психологии, книги и учебники по общей, социальной, экспериментальной, клинической психологии. Диск 3 – «Информационные технологии», включает в себя электронные программы по основным направлениям работы педагога-психолога. Использование информационных технологий открывает и дополнительные возможности для педагога-психолога:
Необходимо не забывать об опасностях, которые таит в себе информационное пространство. Предостеречься помогут материалы Управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Республики Беларусь. На сайте МВД РБ педагогических работников и учащихся особенно заинтересуют материалы «Осторожно! Интернет», «Советы Фемиды», презентация «Предупреждение правонарушений в интернет-среде», которые можно использовать при проведении воспитательных часов, внеаудиторных мероприятий. Ознакомиться с профилактическими материалами и скачать их можно по адресу http://mvd.gov.by/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=24 В заключение можно сказать, что нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями для организации работы и профессионального саморазвития педагога-психолога. Очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария. Надеюсь, что компьютерные технологии станут надежными помощниками в работе педагогов-психологов учреждений профессионального образования. Широкие возможности дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в практической психологии открывают как горизонты, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши учащиеся. В силах специалистов системы образования сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на учащихся. Список использованных источников Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // www.som.fio.ru Олейникова Е.В. Опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий // «Школьный психолог», № 03/2006. Электронный режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600312 Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // «Школьный психолог», №24/2009. Электронный режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200902404 Шипунова О. А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // «Вопросы Интернет образования», №78. Электронный режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_78/cd_site/articles/art_2_7.htm |