программа РАЗВИВАЙ-КА
программа по подготовке днтей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivay-ka_word.doc | 626.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Бекасовская сош
ПРОГРАММА
по
подготовке детей к школьному обучению
«Развивай - ка».
Г. Наро-Фоминск
2012-2013 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..3
Структура программы………………………………………… 4
Примерная организация обучения
на этапе предшкольного образования…………………… 5
Содержание программы
Раздел «Познаем мир»…………………………………………….7
Раздел «Обучение грамоте. Развивающее письмо»……….7
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»….8
Раздел «Ручной труд» ………………………………………….. 8
Раздел «Психологический час» ……………………………….. 9
Раздел «Ритмопластика» ……………………………………….. 9
Раздел «Спортивный час» ……………………………………… 9
Методические рекомендации
Организация учебно-воспитательного процесса на этапе
предшкольного образования…………………………………… 22
Работа с родителями будущих первоклассников……………22
Литература …………………………………………………………… 23
ВВЕДЕНИЕ
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) « О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года » особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с проектом постановления Правительства РФ (декабрь 2004 г.) « Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 года » в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания, по мнению Н. Ф. Виноградовой требует решение нескольких проблем:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен учитывать, что он - дошкольник, то есть готовится к систематическому обучению.
Эта позиция определяет цели программы « Подготовка детей к школе», разработанной на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и Л. Управителевой «Скоро в школу»:
- обеспечение возможности единого старта первоклассников;
- развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи:
Приобщить ребенка к жизни в группе, к новому распорядку дня, среде, привить вкус к различным видам деятельности, научить оценивать результат своего труда.
Помочь ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть.
Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Задача предшкольной подготовки – не форсировать изучение программы первого класса, а обратить особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.
Программа « Подготовка детей к школе» построена на основе следующих принципов:
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность- ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром,
- обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Занятия по программе « Подготовка детей к школе» носят интегрированный характер, с учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира.
Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 7 разделов: «Познаем мир», «Обучение грамоте. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать», «Ручной труд», «Ритмическая гимнастика», «Психологический час» и «Спортивный час». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.
1. Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
2. Раздел «Обучение грамоте. Развивающее письмо» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».
3. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».
4. Раздел «Ручной труд» включает навыки и умения лепить предметы разной формы, использовать полученные приёмы и способы. Включает навыки и умения изображать предметы и создавать композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания и обрывания бумаги. Большое внимание уделяется созданию небольших сюжетных композиций, передавать их пропорции, позы и движения фигур.
5.Раздел «Психологический час» направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению. Включает формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия. Раздел состоит из 2 – х блоков: первый – развитие познавательной сферы, второй – блок мотивационно -социальной адаптации. Блок мотивационно -социальной адаптации блок предполагает помощь дошкольникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся; формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности; организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; закрепление знания о поведении ребёнка в школе; формирование социальных и познавательных мотивов учения. Блок мотивационно -социальной адаптации реализуется на занятиях и включает в себя проведение игр и упражнений, способствующих накоплению ребёнком опыта по эффективному общению, а также помогающие в налаживании отношений с окружающими. В задачи данного блока входит: формирование способности ребенка строить общение со взрослыми и сверстниками; повышение самооценки, снижение робости в контактах, появление замкнутости; развитие умения понимать настроение другого и адекватно выражать своё.
6. Раздел «Ритмопластика» Цель: Развитие саморегуляции и гармонизация эмоциональной сферы ребенка.
Задачи: - развить творческие способности;
- развить чувство ритма, темпа, координацию;
- научить распознавать чувства, ощущения, возникающие при исполнении танцевального образа;
- развить образное мышление;
- научить осознавать свою индивидуальность и использовать в танце свои движения тела;
- формировать и развивать навыки эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Задания, выполняемые детьми, проходят в игровой форме. Играя, ребенок «разгружается» между занятиями, снимает стресс, усталость, но одновременно он проделывает огромную работу самосознания. Следуя за индивидуальным темпом ребенка, наблюдая за его танцевальными импровизациями, опираясь на его фантазии, ассоциации, мы вовлекаем его в многогранный, творческий мир взаимоотношений, где ребенок учится видеть себя и другого, учится встречаться «с собой» и с «другими» и эффективно проживать эти встречи.
В программе используются методы танцевально-двигательного направления и телесно- ориентированных практик, что дает возможность более эффективно реализовать задачу, направленную на формирование и развитие социальной компетентности личности.
Включает двигательные навыки и воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости. Учитывается большое значение функциональным возможностям организма.
Ритмопластика направлена на всестороннее начальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Она раскрывает физические, пластические, музыкальные, ритмические способности ребенка, развивает интеллект и образное видение. Занятие проводится в игровой форме, используя прнципы ассоциаций. Полученные навыки становятся прочной базой для освоения детьми других форм творческой и физичесой активности.
7. Раздел «Спортивный час» направлен на:
- Укрепление здоровья.
- Содействие физического развития.
- Повышение работоспособности, снижение утомляемости.
- Обучение жизненно важным умениям и навыкам.
- Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
- Воспитание потребности сознательно применять полученные знания и умения в целях отдыха, тренировки.
Помагает в решении главной задачи физического воспитания – формировании здоровой, всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования.
Способствует пропаганде и популяризации здорового образа жизни через увеличение двигательной активности детей.
Примерная организация обучения по программе «Подготовка детей к школе»
Продолжительность обучения- 34 недели. Общее число занятий- 272 часа.
«Познаем мир»- 34 часов
«Обучение грамоте. Развивающее письмо»- 34 часа
« Учимся думать, размышлять, фантазировать»-34 часа
«Ручной труд» - 34 часа
«Психологический час» - 68 часа
«Ритмопластика» - 34 часа
«Спортивный час» - 34 часа
Режим занятий: 2дня в неделю по 4 занятия в день. Длительность занятий не более 30 минут. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Примерное число занятий в неделю:
«Познаем мир»- 1 занятие
«Обучение грамоте. Развивающее письмо»- 1 занятие
« Учимся думать, размышлять, фантазировать»- 1 занятие
«Ручной труд» - 1 занятие
«Психологический час» (2 блока) - 2 занятия
«Ритмопластика» - 1 занятие
«Спортивный час» - 1 занятие
Срок реализации программы – 1 год.
Особенностью программы является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделяют достаточно условно. Особенностью интегрированного обучения является то, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием предлагаемых программой средств обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Раздел « Познаем мир» (34 часа)
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.
Знать название родного города, страны, столицы.
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.
В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)
Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо- плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.
Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.
2.Раздел «Обучение грамоте. Развивающее обучение» (34 часа)
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе. Составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я- бабочка», «Я- лисичка»). Придумывать фантастические истории, проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения.
Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие согласные.
Читать слоги, слова и предложения.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.
3.Раздел «Учимся думать, размышлять, фантазировать» (34 часа)
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»), определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения числа.
Устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ( «столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества, получать числа прибавлением или вычитанием.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.
Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
4.Раздел «Ручной труд»(34 часа)
Знать свойства пластилина и бумаги. Развивать умение видеть прекрасное в окружающем.
Приучать к алгоритму деятельности. Уметь изготавливать изделие из
жгутиков.
Уметь изготавливать изделие из жгутиков.
Уметь анализировать предмет, его строение.
Уметь работать с ножницами и клеем и изготавливать изделия в технике аппликации, бумажной мозайки и оригами.
Совершенствовать навыки работы с пластилином.
Совершенствовать навыки работы с пластилином.
Уметь выполнять рисунки пластилиновыми пластинами приёмом налепа.
Уметь выполнять рисунки приёмом размазывания пластилина.
Совершенствовать умение выполнять рисунки приёмом размазывания пластилина.
Уметь изображать снегирей приёмом скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части.
Уметь работать пластилином на горизонтальной поверхности.
Уметь применять приёмы лепки: скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание.
Уметь смешивать пластилин для получения нового оттенка.
Уметь создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Уметь использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
Уметь изготавливать снеговика приёмом скатывания шариков.
Уметь изготавливать картину приёмом скатывания шариков.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать развитию логического мышления, речи, воображения.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
5. Раздел «Психологический час» (68 часов)
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
- Пространственная ориентация, координация движений (умение различать понятия «выше – ниже», «вперед – назад», «слева – справа»).
- Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка, либо слово-ситуация).
Начальная личностно-социальная компетентность
(готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми)
Развивать коммуникативность, самостоятельность и ответственность,
способность проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», организованность, саморегуляция, самоконтроль поведения. Способствовать проявлению интереса к социуму и культуре,
соблюдение и использование культуры общения и культуры поведения со сверстниками и взрослыми. Учить организации совместной деятельности, сотрудничеству.
Начальная учебно-познавательная компетентность
(готовность решать задачи, связанные с освоением содержания образования)
Развивать восприятие, внимание, память, навык смыслового запоминания информации, мышление, установление причинно-следственных связей, Способствовать развитию самостоятельной творческой активности, воображению, проявления познавательного интереса и любознательности, стремления овладеть новыми источниками информации.
Учить выполнять элементарную учебную деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата). Развивать мелкую моторику (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием и т.д.)
Развивать наиболее важные с точки зрения психологии следующие функции:
- зрительное восприятие и зрительную память, зрительный анализ и синтез;
- пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез;
- слуховое восприятие и внимание, слухоречевую память, фонематический слух;
- сенсорно-двигательную координацию;
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
6.Раздел «Ритмопластика» (34 часа)
Ритмопластика – это музыка в сочетании с движением, она помогает не только физическому развитию ребенка, но и дарит ему согласованность мысли и действия, развивает у него способность к концентрации внимания и положительно сказывается на физическом развитии. Ритмопластика – это первый шаг к занятиям спортом, танцам и музыкой. Ребенок учится слушать, действовать, согласовывать свои движения с музыкой. Регулярные занятия ритмикой - это хорошая профилактика проблем школьного возраста, таких как вялая осанка, сколиоз и плоскостопие.
Знать и выполнять движения по основным направлениям в спортивном зале под музыку.
Уметь выполнять движения под музыку без предметов с правильной осанкой и правильным дыханием.
Уметь выполнять движения и прыжки со скакалкой, с лентой и обручем под музыку.
Уметь выполнять под музыку прямой и боковой галоп.
Уметь движениями выражать характер.
Уметь выполнять танцевальные упражнения.
7. Раздел «Спортивный час» (34 часа)
Совершенствовать навыки бега, развивать скоростные способности ориентировки в пространстве. Совершенствовать навыки в прыжках. Развивать меткость, способность к дифференцированию параметров движений. Совершенствовать навыки держания, ловли, передачи, броска, развитие реакции. Знакомить с особенностями жизни других народов. Учить овладевать элементами командных действий, воспитывать коллективизм. Учить овладевать элементарными технико-тактическими взаимодействиями, воспитать взаимопомощь. Развивать физические качества, развивать внимательность, ловкость, воспитывать чувства дружбы и товарищества.
Учебно-тематическое планирование
1.Раздел «Познаем мир»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Требования | Дата | ||||||||||||||||
план | Стр. учебника | |||||||||||||||||||||
1 | Знакомимся с нашими героями. игрушки | 1 | Занятие -ознакомление | Учить детей сопереживать, сочувствовать литературным героям | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | 1-6 | ||||||||||||||||
2 | В гости к осени. Умение выражать свои мысли. | 1 | Экскурсия | Неживая и живая природа | Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями | 11-13 | ||||||||||||||||
3 | Овощи и фрукты. | 1 | Игра | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать | 14-23 | ||||||||||||||||
4 | Геометрические фигуры | 1 | Игра | Сравнение предметов по разным признакам | Уметь различать фигуры, знать их прзнаки различия | 24-27 | ||||||||||||||||
5 | Дом и всё, что в нём. | 1 | игра | Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. | Знать о требованиях к организации учебной работы школьника, внешнему виду ученика | 28-37 | ||||||||||||||||
6 | Моя семья. Выходы из спорных ситуаций. | 1 | Рассуждение | Правила и традиции семьи. | Знать об основных правилах и законах семьи | 38-41 | ||||||||||||||||
7 | Россия – наше государство. Столица России. | 1 | экскурсия | Россия – наша Родина. Родной город | Знать название родной страны, родного города | |||||||||||||||||
8 | Посуда. | 1 | Игра | 42-45 | ||||||||||||||||||
9 | Рабочие инструменты | 1 | 46-47 | |||||||||||||||||||
10 | Головные уборы. Одежда. Обувь. | 1 | Конкурс | 48-59 | ||||||||||||||||||
11 | Части тела | 1 | 7-10 | |||||||||||||||||||
12 | Творчество народов России: сказки, загадки, песенки. | 1 | Викторина | |||||||||||||||||||
13 | В гости к зиме. | 1 | Экскурсия | Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | |||||||||||||||||
14 | Дикие животные. Правила поведения в природе. | 1 | Викторина | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных). Знать разнообразие животного мира | С62-64 | ||||||||||||||||
15 | Животные жарких стран. | 1 | Игра | С. 1-3 | ||||||||||||||||||
16 | Птицы (домашние и дикие). | 1 | Викторина | С. 4-7 | ||||||||||||||||||
17 | Рыбы. | 1 | Комбинированное | С. 8-9 | ||||||||||||||||||
18 | Домашние животные. | 1 | экскурсия | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | С10-11 | |||||||||||||||||
19 | Хлебные, молочные и мясные продукты. | 1 | Игра | Ценность продуктов их производство | 12-17 | |||||||||||||||||
20 | Правила вежливости | 1 | КВН | Правила вежливого обращения друг с другом | ||||||||||||||||||
21 | Магазины | 1 | Игра | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения | 18-19 | ||||||||||||||||
22 | Транспорт. Правила дорожного движения. | 1 | Игра | Способ познания окружающего мира: наблюдение | 20-25 | |||||||||||||||||
23 | Город – правила поведения. | 1 | Игра | Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе | Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Уметь выполнять правила поведения в природе | 26-33 | ||||||||||||||||
24 | Спорт – это здоровье. | 1 | Конкурс | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | Знать правила сохранения и укрепления здоровья | 34-35 | ||||||||||||||||
25 | Весна, весна на улице! | 1 | Экскурсия | 36-39 | ||||||||||||||||||
26 | Все профессии важны – выбирай на вкус. | 1 | КВН | Труд в семье, на производ-стве | Знать профессии своих родителей | 40-45 | ||||||||||||||||
27 | Лес и его обитатели. | 1 | Викторина | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | Уметь выполнять правила поведения в природе | 46-49 | ||||||||||||||||
28 | Грибы – особое царство природы. Съедобные и ядовитые грибы | 1 | Игра | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | 50-51 | ||||||||||||||||
29 | Что растёт на огороде | 1 | Игра | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае | |||||||||||||||||
30 | Садовые и полевые цветы | 1 | Способы познания окружающего мира | Знать понятие «осадки». Уметь отмечать погоду в дневнике наблюдений | 52-55 | |||||||||||||||||
31 | Насекомые | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь подтверждать свои ответы примерами | 56-57 | |||||||||||||||||
32 | Здравствуй, лето! | 1 | Экскурсия | Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 58-59 | ||||||||||||||||
33 | Азбука природы | 1 | викторина | Источники информации об окружающем мире | Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов | 60-61 | ||||||||||||||||
34 | В гостях у Берендея | 1 | Утренник | Источники информации об окружающем мире | Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов | 62-64 |
2.Раздел «Обучение грамоте. Развивающее письмо»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Дата | |||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||
1 | Звуки и буквы | 1 | Выделение звуков из слов | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | Словарное богатство русского языка | ||||||||||||||||||||
2 | Звук А. слова, звуки. | 1 | Выделение звука [а] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | Текущий | Сочинение загадки | ||||||||||||||||||||
3 | Звук О. Звук Э | 1 | -Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением | Знать признаки гласных звуков Уметь выделять гласный звук | Беседа | |||||||||||||||||||||
4 | Звук И. | 1 | Выделение звука [и] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь определять количество звуков в слове | Игры со словами | |||||||||||||||||||||
5 | Звук Ы. Звуки И , Ы | 1 | Сравнение звуков. Слогообразующая роль гласных. Звукобуквенный анализ слова | Уметь выделять гласный звук Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Игры со словами | |||||||||||||||||||||
6 | Звук У Гласные звуки | 1 | Выделение звука [у] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь выделять гласный звук Уметь отличать | Творческая | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
7 | Звук М Твёрдые и мягкие согласные. Звук М | 1 | Различать на слух и в произношении ( по артикуляционным признакам) звуки согласные. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звук | Уметь характеризовать звуки Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Творческая работа. Сочинение загадки | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
8 | Звук Н | 1 | Знакомство с новыми звуками, | Беседа | Ребус | |||||||||||||||||||||
9 | Звук П. | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, | Индивидуальный опрос | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
10 | Звук Т | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, | Беседа | Слоговое лото. | ||||||||||||||||||||
11 | Звуки [к], [к’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Индивидуальный опрос | Омонимы | ||||||||||||||||||||
12 | Звуки [х], [х’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
13 | Звуки [к]- [х], [к’]- [х’], | Сравнение звуков | Уметь анализировать звуки, производить звукобуквенный анализ | |||||||||||||||||||||||
14 | Звуки [ф], [ф’], | 1 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Уметь работать с схемами | Текущий | Слова-антонимы | ||||||||||||||||||||
15 | Звук [й], | 1 | Чтение слогов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; | Беседа по вопросам | Виды транспорта | ||||||||||||||||||||
16 | Звуки Й, О, Й,У, | 1 | Сопоставление гласных звуков | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Чтение слогов, слов | Отгадывание | ||||||||||||||||||||
17 | Звуки Й,А, Й,Э | 1 | Сопоставление гласных звуков | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Чтение слогов, слов | Отгадывание | ||||||||||||||||||||
18 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | Многозначные | ||||||||||||||||||||
19 | Звуки [в], [в’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Индивидуальный опрос | Ребусы | ||||||||||||||||||||
20 | Звук [ч’], | 2 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Уметь работать с текстом; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Чтение предложений | Многозначные | ||||||||||||||||||||
21 | Звук [ш], | 4 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Знать звонкие и глухие парные согласные. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить | Чтение наизусть | Многозначные | ||||||||||||||||||||
22 | Звуки [б], [б’], | 4 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Уметь узнавать графический образ буквы; читать сочетания букв, слогов | Чтение предложений | Омонимы. | ||||||||||||||||||||
23 | Звуки [д], [д’], | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки | Беседа | Омонимы. | |||||||||||||||||||||
24 | Звуки [с], [с’], | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки | Беседа | Омонимы. | |||||||||||||||||||||
25 | Звук [ц], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой. | Чтение слогов | Рифма | ||||||||||||||||||||
26 | Звуки [г], [г’], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Сравнение произношения и написания слов | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Беседа | Ребусы | ||||||||||||||||||||
27 | Звуки [з], [з’], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Беседа | Многозначные | ||||||||||||||||||||
28 | Звук [щ’], | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ч] и [щ] | Знать, что [щ’] глухой мягкий непарный звук | Индивидуальный опрос | Рифма | ||||||||||||||||||||
29 | Звуки Ш-С, Ш-Щ | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ш] и [щ] | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
30 | Звук [ж], | Дифференцирование шипящих твердых согласных звуков [ж] и [ш]. | Знать звонкие и глухие парные согласные. | Беседа по вопросам | Синонимы | |||||||||||||||||||||
31 | Звук ж З, Ж Ш | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [з] и [ш] | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
32 | Звуки [р], [р’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | Многозначные | ||||||||||||||||||||
33 | Звуки Р-Л, | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование согласных звуков [р] и [л] | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | |||||||||||||||||||||
34 | Страна Азбука | 1 | Комбинированный | Алфавит. Чтение текстов, стихов. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | Знать алфавит. Уметь работать с текстом | Чтение наизусть | Рифма |
3.Раздел «Учимся думать, размышлять, фантазировать»
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Дата | |||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||
1 | Звуки и буквы | 1 | Выделение звуков из слов | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | Словарное богатство русского языка | ||||||||||||||||||||
2 | Звук А. слова, звуки. | 1 | Выделение звука [а] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | Текущий | Сочинение загадки | ||||||||||||||||||||
3 | Звук О. Звук Э | 1 | -Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением | Знать признаки гласных звуков Уметь выделять гласный звук | Беседа | |||||||||||||||||||||
4 | Звук И. | 1 | Выделение звука [и] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь определять количество звуков в слове | Игры со словами | |||||||||||||||||||||
5 | Звук Ы. Звуки И , Ы | 1 | Сравнение звуков. Слогообразующая роль гласных. Звукобуквенный анализ слова | Уметь выделять гласный звук Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Игры со словами | |||||||||||||||||||||
6 | Звук У Гласные звуки | 1 | Выделение звука [у] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь выделять гласный звук Уметь отличать | Творческая | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
7 | Звук М Твёрдые и мягкие согласные. Звук М | 1 | Различать на слух и в произношении ( по артикуляционным признакам) звуки согласные. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звук | Уметь характеризовать звуки Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Творческая работа. Сочинение загадки | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
8 | Звук Н | 1 | Знакомство с новыми звуками, | Беседа | Ребус | |||||||||||||||||||||
9 | Звук П. | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, | Индивидуальный опрос | Игры со словами | ||||||||||||||||||||
10 | Звук Т | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, | Беседа | Слоговое лото. | ||||||||||||||||||||
11 | Звуки [к], [к’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Индивидуальный опрос | Омонимы | ||||||||||||||||||||
12 | Звуки [х], [х’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
13 | Звуки [к]- [х], [к’]- [х’], | Сравнение звуков | Уметь анализировать звуки, производить звукобуквенный анализ | |||||||||||||||||||||||
14 | Звуки [ф], [ф’], | 1 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Уметь работать с схемами | Текущий | Слова-антонимы | ||||||||||||||||||||
15 | Звук [й], | 1 | Чтение слогов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; | Беседа по вопросам | Виды транспорта | ||||||||||||||||||||
16 | Звуки Й, О, Й,У, | 1 | Сопоставление гласных звуков | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Чтение слогов, слов | Отгадывание | ||||||||||||||||||||
17 | Звуки Й,А, Й,Э | 1 | Сопоставление гласных звуков | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Чтение слогов, слов | Отгадывание | ||||||||||||||||||||
18 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | Многозначные | ||||||||||||||||||||
19 | Звуки [в], [в’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Индивидуальный опрос | Ребусы | ||||||||||||||||||||
20 | Звук [ч’], | 2 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Уметь работать с текстом; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Чтение предложений | Многозначные | ||||||||||||||||||||
21 | Звук [ш], | 4 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Знать звонкие и глухие парные согласные. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить | Чтение наизусть | Многозначные | ||||||||||||||||||||
22 | Звуки [б], [б’], | 4 | Знакомство с новыми звуками, чтение слов с изученными буквами Соотнесение картинок и слов | Уметь узнавать графический образ буквы; читать сочетания букв, слогов | Чтение предложений | Омонимы. | ||||||||||||||||||||
23 | Звуки [д], [д’], | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки | Беседа | Омонимы. | |||||||||||||||||||||
24 | Звуки [с], [с’], | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки | Беседа | Омонимы. | |||||||||||||||||||||
25 | Звук [ц], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой. | Чтение слогов | Рифма | ||||||||||||||||||||
26 | Звуки [г], [г’], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Сравнение произношения и написания слов | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, | Беседа | Ребусы | ||||||||||||||||||||
27 | Звуки [з], [з’], | 1 | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Беседа | Многозначные | ||||||||||||||||||||
28 | Звук [щ’], | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ч] и [щ] | Знать, что [щ’] глухой мягкий непарный звук | Индивидуальный опрос | Рифма | ||||||||||||||||||||
29 | Звуки Ш-С, Ш-Щ | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ш] и [щ] | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
30 | Звук [ж], | Дифференцирование шипящих твердых согласных звуков [ж] и [ш]. | Знать звонкие и глухие парные согласные. | Беседа по вопросам | Синонимы | |||||||||||||||||||||
31 | Звук ж З, Ж Ш | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [з] и [ш] | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Отгадывание | |||||||||||||||||||||
32 | Звуки [р], [р’], | 1 | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | Многозначные | ||||||||||||||||||||
33 | Звуки Р-Л, | 1 | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование согласных звуков [р] и [л] | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов | Чтение слогов, слов | |||||||||||||||||||||
34 | Страна Азбука | 1 | Комбинированный | Алфавит. Чтение текстов, стихов. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | Знать алфавит. Уметь работать с текстом | Чтение наизусть | Рифма |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечания | Дата проведения | |||
Свойства предметов. пространственная ориентировка. | 1 | Комбинированный | Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.) | Уметь сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер). Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа) | С. 1-3 | |||||
Сравнение предметов. логическая закономерность. | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же | Уметь сравнивать две группы предметов с помощью установления взаимно однозначного соответствия, то есть путём образования пар | С. 4-7 | |||||
Сравнение предметов. Уравнивание. Пространственная ориентировка. | 1 | Урок-путешествие | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа | Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения | С. 8-13 | |||||
Сложение. Графический диктант. | 1 | игра | Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо | Уметь вести счёт предметов (звуков, движений, слов) | С. 14-15 | |||||
На , над, под. Решение логических задач. | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов | Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности | С. 16-17 | |||||
Сравнение групп предметов. пространственные отношения. | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов | Уметь использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов | С. 18-21 | |||||
Вычитание. Решение логических задач. | 1 | Комбинированный | С. 22-23 | |||||||
Между, посередине. Пространственная орентировка. Графический диктант. | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов. Пространственные отношения. | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, | С. 24-25 | |||||
Понятия «много», «один». Решение логических задач | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 1 | Уметь воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа | С. 26-27 | |||||
Число 1. Цифра 1. Внутри. Снаружи. | Название и запись цифрой натурального числа 1 | Уметь воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа | ||||||||
Числа 2. Цифра 2. Точка. Линия. отрезок.луч. | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 2 | Знать, какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности (последующие, предыдущие числа, между какими числами находится) | С. 28-31 | |||||
Число 3. Цифра 3.замкнутые и незамкнутые линии. | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3 | Знать место числа 3 в числовом ряду | С. 32-37 | |||||
Число 4. письмо цифры 4. Угол. Числовой отрезок. | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4 | Уметь различать линии (прямую, кривую, ломаную), распознавать и правильно называть многоугольники, измерять отрезки и выражать длину в сантиметрах | С. 38-43 | |||||
Число 5. Цифра 5. Впереди, сзади. | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5 | Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | С50-53 | |||||
Столько же. Знаки: равно, больше, меньше. | Комбинированный | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно) | Уметь сравнивать числа первого десятка | |||||||
16 17 | Числа 1-5 . | 2 | Занятие-экскурсия | Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | С 54-59 | |||||
18 | Число 6. Цифра6 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6 | Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | С 60-64 С 1-3 | ||||
19 | Длиннее. короче. Измерение длины. | 1 | Комбинированный | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно) | Уметь сравнивать выражения | С. 8-12 | ||||
20 | Измерение длины. сантиметр. | 1 | Комбинированный | Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | Знать единицу длины, правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 | С 13-15 | ||||
21 | Число 7. Письмо цифры 7 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют) | Уметь записать в виде примера (с использованием знаков +, –, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их; определить время по часам | С16-21 | ||||
22 | Тяжелее. Легче. сравнивание по массе. Измерение массы. | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют) | Уметь записать в виде примера (с использованием знаков +, –, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их; определить время по часам | С. 22-27 | ||||
23 | Число 8. Письмо цифры 8 | 1 | Урок- экскурсия | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8 | Знать состав чисел 8 и 9 | С 28-33 | ||||
24 | Объём. сравнение по объёму. | 1 | Комбинированный | Единицы измерения объёма. Установление зависимости между величинами. | Уметь применять знания по нумерации при решении примеров | С 34-37 | ||||
25 | Письмо цифры 9 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9 | Знать случаи образования изученных чисел | С 38-43 | ||||
26 | Площадь. измерение площади. | 1 | Комбинированный | Единицы измерения площади. Установление зависимости между величинами. | Уметь применять знания по нумерации при решении примеров | С 44-47 | ||||
27 | Число 10. запись числа 10 | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10 | Знать правило образования числа 10, случаи состава числа 10 | С. 48-51 | ||||
28 | Числа от 1 до 10. Закрепление | 1 | Комбинированный | Уметь сравнивать число первого десятка. Знать состав чисел от 2 до 10 | С52-53 | |||||
29 | Число 0. Цифра 0 | 1 | Урок-сказка | Сложение и вычитание с числом 0 | Знать место числа 0 в числовом ряду | С54-55 | ||||
30 | Шар. Куб. параллелепипед.прямой и обратный счёт в пределах 10. | 1 | Комбинированный | Сравнение предметов по разным признакам | Знать правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 | С. 56-57 | ||||
31 | Пирамида. конус. Цилиндр. | 1 | Комбинированный | Решение примеров. Повторение изученного | Уметь сравнивать числа, решать примеры в пределах 10, счет до 10 | С58-59 | ||||
32 | Символы.решение логических задач. | 1 | Комбинированный | Решение примеров. Повторение изученного | Уметь сравнивать числа, решать примеры в пределах 10, счет до 10 | С60-61 | ||||
33 | Повторение состава числа 2-10. составление равенств и неравенств. | 1 | Комбинированный | Решение примеров. Повторение изученного | Уметь сравнивать числа, решать примеры в пределах 10, счет до 10 | С. 62-64 | ||||
34 | Повторение изученного. | 1 | Комбинированный | Решение примеров. Повторение изученного | Уметь сравнивать числа, решать примеры в пределах 10, счет до 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5.Раздел «Психологический час - 1»
Содержание | Раздел и тема программы | Кол-во часов (практ.) | Форма подведения итогов |
1.Диагностика познавательных процессов. | |||
1. Диагностика уровня развития мыслительных операций. | 1 | Оценка результатов диагностики | |
2.Диагностика развития видов процессов запоминания. | 1 | Оценка результатов диагностики | |
3.Диагностирование эмоционально волевых процессов и произвольности внимания. | 1 | Оценка результатов диагностики | |
2. Развитие внимания. | |||
1.Развитие концентрации и произвольности внимания. | 2 | диагностика | |
2.Графические диктанты и штриховка. | 1 | Оценка уровня подготовки | |
3.Тренировка внимания: упражнения на развитие внимания и обучение приёмам произвольности внимания. | 2 | диагностика | |
4.Нестандартные графические диктанты. | 1 | Оценка уровня подготовки | |
5.Таблицы Шульте: диагностика и развитие внимания. (буквенный и цифровой варианты) | 1 | Оценка результатов диагностики | |
3.Диагностика адаптационного периода. | |||
1.Диагностика психологической комфортности к обучению в школе. | 1 | Оценка результатов диагностики | |
2.Мотивационное анкетирование. | 1 | Результаты анкет | |
4.Развитие памяти. | |||
1.Тренировка зрительной памяти. | 1 | Отслеживание динамики | |
2.Обучение приёмам зрительного запоминания. | 2 | Оценка результатов обучения | |
3.Упражнения зрительных ассоциаций и зрительных закономерностей. | 2 | Отслеживание динамики | |
4.Тренировка слуховой памяти. | 1 | Отслеживание динамики | |
5.Развитие быстроты реакций и выстраивание слуховых образов. | 2 | Оценка результатов обучения | |
6.Задания и упражнения по запоминанию повышенной сложности. | 2 | Оценка результатов обучения | |
5.Развитие мышления. | |||
1.Обучению поиску закономерностей. | 1 | Оценка результатов обучения | |
2.Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и умения рассуждать. | 1 | Оценка результатов обучения | |
3.Развитие образного мышления: игры и упражнения. | 1 | Оценка результатов обучения | |
4.Развитие абстрактно-логического мышления: игры и упражнения. | 1 | Оценка результатов обучения | |
5.Развитие умения решать ребусы и нестандартные задачи. | 2 | Оценка результатов обучения | |
6.Развитие приёмов учебной деятельности. | |||
1.Упражнения на формирование умения принимать учебную задачу. | 1 | Отслеживание динамики | |
2.Упражнения на формирование умений ориентироваться на систему признаков (условий). | 1 | Отслеживание динамики | |
7.Диагностика психофизиологической готовности ребёнка к школе. | |||
1.Исследование динамики развития мыслительных процессов и операций. | 1 | Оценка результатов исследования | |
2.Исследование динамики развития процессов запоминания. | 1 | Оценка результатов исследования | |
3.Исследование динамики развития свойств внимания. | 1 | Оценка результатов исследования | |
8.Итоговое занятие. | «Мы идём в школу». | 1 | |
34 |
Раздел «Психологический час - 2»
Крюкова С.В., Слоблдяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Содержание | Раздел и тема программы | Кол-во часов (практ.) | Форма подведения итогов |
1.«Давайте жить дружно». | |||
1.Занятие | 1 | ||
2. Занятие | 1 | ||
3. Занятие | 1 | ||
4. Занятие | 1 | ||
5. Занятие | 2 | ||
6. Занятие | 2 | ||
7. Занятие | 2 | Оценка уровня адаптации | |
2.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». | |||
1.Робость. | |||
2.Радость. | 4 | ||
3.Страх. | 4 | ||
4.Удивление. | 2 | ||
5.Самодовольство. | 2 | ||
6.Закрепление знаний о чувствах. | 2 | ||
7.Злость. | 2 | ||
8.Стыд, вина. | 2 | ||
9.Отвращение, брезгливость. | 2 | Оценка эмоциональной сферы личности | |
3. «Творческая мастерская». | |||
1.Взлохмаченные человечки. | 2 | ||
2.Русские горки. | 2 | Оценка творческого потенциала. | |
Всего: 34 часа. |
Формы проведения занятий: игра
Игровые и проблемные ситуации, чтение, рассматривание иллюстраций.
Игротренинги, дидактические игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, экспериментирование, моделирование
логических задач и заданий, обыгрывание проблемных ситуаций,
интеллектуальные и развивающие игры и задания, рисование, ( в т.ч. по точкам, штриховка); использование лабиринтов, пальчиковая гимнастика, массаж рук.
Чтение педагогом, рассказывание.
6.Раздел «Ритмопластика»
№ | Раздел и тема программы | Кол-во часов (практ.) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 |
2 | Правила ориентации в спортивном зале: к центру; к стене; диагонально к стене; диагонально к центру; по кругу; через центр по два. | 2 |
3 | Упражнения без предметов: комплекс: «Спортивная мозаика». | 2 |
4 | Упражнения с гимнастическими предметами: «Элементы с мячом, с обручем, со скакалкой, с лентой». | 2 |
5 | Круговая тренировка. Полоса препятствий: «Альпинисты, парашютисты, спасатели, путешественники». | 2 |
6 | Упражнения из акробатики: комплекс «Маленькие акробаты». | 2 |
7 | Танцевальные движения: пингвинчики, петрушки. | 2 |
8 | Танцевальные движения: снежинки, русские самоцветы. | 2 |
9 | Комплекс упражнений с мячом. | 2 |
10 | Комплекс упражнений с обручем. | 2 |
11 | Комплекс упражнений со скакалкой. | 2 |
12 | Комплекс упражнений с лентой. | 2 |
13 | Упражнения из акробатики: «Акробаты – циркачи». | 2 |
14 | Упражнения из акробатики: «Маленькие йоги». | 2 |
15 | Упражнения из акробатики: «Зоопарк». Танцевальные движения: хип –хоп. | 2 2 |
17 | Танцевальные движения: комплекс в парах. | 2 |
18 | Спортивный танец. | 1 |
Всего: 34 часа |
Формы проведения занятий: игра.
7.Раздел «Спортивный час»
Содержание | Раздел и тема программы | Кол-во часов (практ.) |
1.Подвижные игры | 1.ОРУ (комплекс № 1) К своим флажкам. Пятнашки. Ловишки. Третий лишний. | 2 |
2. ОРУ (комплекс № 2) Ловкие ребята. Космонавты. Волк и заяц. Шишки, желуди, орехи. | 2 | |
3. ОРУ (комплекс № 3) Охотник и лайки. Пустое место. Белые медведи. День и ночь. | 2 | |
4. ОРУ (комплекс № 4) Попрыгунчики-воробушки Зайцы в огороде Лиса и куры Поймай лягушку. | 2 | |
5. ОРУ (комплекс № 5) Прыжки по полоскам. Волк во рву Удочка Кто обгонит? Альпинисты Два мороза. | 2 | |
6. ОРУ (комплекс № 1) Подвижная цель Кто дальше? Метко в цель Перестрелка Перебежки под обстрелом. | 2 | |
7. ОРУ (комплекс № 2) Попади в мяч Увертывайся от мяча. Гонка мячей по кругу, по шеренгам. Охота на куропаток. | 2 | |
8. ОРУ (комплекс № 3) Овладей мячом. Подвижная цель. Мяч ловцу. Охотники и утки. Снайперы. | 2 | |
9. ОРУ (комплекс № 4) Не давай мяч водящему. Кто дальше? Точный расчет. Метко в цель. Снежки. | 2 | |
10. ОРУ (комплекс № 5) Играй, играй, мяч не теряй. Мяч водящему. У кого меньше мячей? | 2 | |
11. ОРУ (комплекс № 1) Русская народная игра «Лапта». Латвийская народная игра «Стая уток». Армянская народная игра «Беспокойный мяч». | 2 | |
12. ОРУ (комплекс № 2) Русская народная игра «Ляпка». Удмуртская народная игра «Водяной». Белорусская народная игра «Хлоп, хлоп, убегай!» | 2 | |
2. Командные игры и спортивные игры. | 13. ОРУ (комплекс № 3) Увертывайся от мяча День и ночь Смена мест Вызов номеров Команды быстроногих. | 2 |
14. ОРУ (комплекс № 4) Мяч капитану Футбол /элементы/. Два капитана. Лапта. Борьба за мяч. Перестрелка. | 2 | |
15. ОРУ (комплекс № 5) Мини-баскетбол. Мини-футбол. Мини-гандбол. Из города в город. Пионербол. | 2 | |
3. Игры-эстафеты | 16. ОРУ (комплекс № 1) Кто быстрей? Палочка под ногами. Змейка. Без предметов и с предметами. | 1 |
17. ОРУ (комплекс № 2) Переправа. Гонка мячей. Линейная. | 1 | |
18. ОРУ (комплекс № 3) С ведением мяча. Гонка мячей. Передал – садись. | 1 | |
Заключительное занятие по темам. | 1 | |
Формы проведения занятий: игра.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация учебно- воспитательного процесса
на этапе предшкольного образования
По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
При подготовке конкретного занятия педагог должен :
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий ( парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения( повторения) изученного в новых учебных ( игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Работа с родителями будущих первоклассников
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы «Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.
Тематика лекций для родителей:
- Родитель- это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок- хороший ученик.
- Как помочь ребенку стать самостоятельным.
- Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально- личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Литература
- Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
- Волина В.Математика. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
- Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004 – 215 с.
- Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита- Пресс, 2000 – 80 с.
- Гин С. Мир человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М..: Вита- Пресс, 2003 – 144 с.
- Декина Н. Гибкие формы обучения в образовательной системе школы // Завуч начальной школы. 2004. № 1, с. 72-79.
- Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.
- Логические игры и задачи на уроках математики./ А. Тонких, Т Кравцова.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
- Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
- Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2005.
- Современная начальная школа: Информационно- методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство «Астрель», 2003 – 287 с.
- Сухин И. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996. – 176 с.
- Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.
- Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126с.
- Управителева Л. Скоро в школу. Программа. // Начальная школа. Приложение « Первое сентября». 2001. № 5-17.