Психогимнастика на уроках
рекомендации к проведению психогимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika_na_urokah.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика на уроках
Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.
В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:
- Подготовительная
- Пантомимическая
- Заключительная
Задачи подготовительной части:
- уменьшение напряжения учащихся,
- снятие страхов и запретов,
- развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
Психогимнастика на уроках занимает не более 5 минут. Использовать можно на любом этапе урока.
Она позволяет развивать мелкую моторику во время игровых моментов (пальчиковый театр, игры- этюды). Её полезность обусловлена тем, что на развитие речи имеют прямое влияние мелкие движения пальцев рук.
В ходе психогимнастики рекомендуется применять следующие игры и упражнения:
- Пальчиковые («Колечко», «Солнышко-луна», «Лезгинка» и т.д)
- Глазодвигательные («Конвергенция», «Движения по 4-м направлениям и диагоналям»).
- Дыхательные («Воздушный шар», «Свеча»).
- Мимические («Зеркало и обезьяна»).
- Релаксационные.
- Психофизические(театрализация сказочных сюжетов).
- Коммуникативные («В этом классе все друзья», «Дождь и дождик»).
Могут применяться такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование. Тренировать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике можно с помощью шаблонов – пиктограмм, которые представляют собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе учащихся, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие.
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.