Психогимнастика на уроках

Гребенникова Галина Сергеевна

рекомендации к проведению психогимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika_na_urokah.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика на уроках

      Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.

      В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная
  2. Пантомимическая
  3. Заключительная

Задачи подготовительной части:

  1. уменьшение напряжения учащихся,
  2. снятие страхов и запретов,
  3. развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей
  4. формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.

Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
      Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
    Психогимнастика на уроках занимает не более 5 минут. Использовать можно на любом этапе урока.

Она позволяет развивать мелкую моторику во время игровых моментов (пальчиковый театр, игры- этюды). Её полезность обусловлена тем, что на развитие речи имеют прямое влияние  мелкие движения пальцев рук.

В ходе психогимнастики рекомендуется применять следующие игры и упражнения:

  1. Пальчиковые («Колечко», «Солнышко-луна», «Лезгинка» и т.д)
  2. Глазодвигательные («Конвергенция», «Движения по 4-м направлениям и диагоналям»).
  3. Дыхательные («Воздушный шар», «Свеча»).
  4. Мимические («Зеркало и обезьяна»).
  5. Релаксационные.
  6. Психофизические(театрализация сказочных сюжетов).
  7. Коммуникативные («В этом классе все друзья», «Дождь и дождик»).

       Могут применяться такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование. Тренировать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике можно с помощью шаблонов – пиктограмм, которые представляют собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе учащихся, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие.

      Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.