Гендерный подход в сексуально- гигиеническом просвещении учащихся 5-11 классов.
Программа нравственно- полового воспитания учащихся среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez._nrav-pol_vosp..ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Обоснование ведение курса Цель программы Задачи Основополагающие принципы Формы проведения Условия проведения Содержание программы Результаты
Половое просвещение- это ознакомление детей и подростков с анатомо- физиологическими особенностями пола, половой гигиеной и психогигиеной, с вопросами планирования семьи при помощи различных методов контрацепции, понятие о беременности, родах, аборте, о профилактике венерических заболеваний. НПВ должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери.
Моя программа рассчитана на 5 лет поэтапной работы с детьми (с 5 по 11 классы). Эта программа постоянно дополняется новой информацией, расширяется по содержанию, меняются формы работы с детьми. В последние годы активно использую презентации, учебные, документальные фильмы из Интернета. Ученики 10-11 классов по темам урока сами предлагают сделать презентации. Например: о любви выполнено 6 презентаций о дружбе- 4; современной семье-2; наркомании-2. Дети активно ищут демонстрационный материал по темам уроков, что облегчает работу психолога, способствует активному усвоению материала..
Программа составлена в зависимости от имеющихся условий, т.е. психолог специально берет учебную нагрузку, чтоб иметь возможность регулярно встречаться с детьми на уроках, что позволяет реализовать программу в полном объеме и обучить всех учащихся гимназии. На данный момент я работаю в 5, 8,10,11-х классах.
По запросам классных руководителей- предметников школ города и района выхожу на классные часы с темами: «Анатомо-физиологические особенности девочек 10-11 лет», «Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет», «Дружба, влюбленность, любовь», «О вреде ранней половой жизни» и т. д. Всего за год - от 8 до 10 встреч с учащимися 7,8,9-х классов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ 1.Сексуально гигиеническое просвещение. 2.Воспитание поло - ролевой ориентации подростка. 3.Формироване нравственности в отношениях юношей и девушек. 4. Показать последствия неправильного отношения к своему здоровью. 5. Формирование условий для создания крепкой семьи. 6. Профилактика венерических заболеваний. 7. Профилактика ранних беременностей.
ЗАДАЧИ 1.Формирование потребности к ведению здорового образа жизни. 2.Побуждение к необходимости соблюдения гигиенических навыков. 3.Укрепление физического и духовного здоровья. 4. Воспитание чувства социальной ответственности человека - ребенка, подростка, юноши и девушки - за каждый свой поступок; 5. Воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью, потребность иметь детей, способность сознательно относиться к их воспитанию. 6. Формирование чувства уважения к другим людям - не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические интересы.
Основополагающие принципы создания программы: 1. Нравственно – половое воспитание проводится как составная часть общего комплекса учебно- воспитательной работы в школе. 2. Последовательность подачи материала с учетом динамики полового взросления. 3. Учет большого разрыва в половом созревании юноши и девушки. 3. Просветительская работа с родителями.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ 1.Уроки 2.Индивидуальные и групповые консультации 3.Беседы 4.Тренинги 5. Просмотр и обсуждение учебных, документальных фильмов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.Уважительное отношение к противоположному полу. 2.Развитие рефлексивного мышления. 3.Соблюдение гигиенических навыков. 4.Формирование устойчивой нравственной позиции. 5.Умение самостоятельно принимать правильные решения в сложных ситуациях нравственного выбора.
УСЛОВИЯ Занятия проводятся в рамках обязательных факультативов « Этика» для пятых классов и «Психология» для 10-х классов, уроков ОБЖ в 8-х и 11-х классах, факультативов « Воспитай себя сам», «Как стать уверенным в себе» для 8-х и 9-х классов. По темам программы беседую с детьми на классных часах . По необходимости встречи проходят отдельно с группами мальчиков и девочек. По запросам детей и родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации .
ЛИТЕРАТУРА 1.Крутецкий. В. А. "Психология обучения и воспитания школьников""Просвещение", Москва, 1976 г. 2.Смирнова А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2001. 3.Сексуально- гигиеническое просвещение детей и подростков: учеб. пособ./Главное упр. Образ, ПГУ кафедра охраны здоровья детей, обл. центр мед. профил.: Пермь, 1994. 4.Ровесник, № 5.-май 2000. 4. Резолюция конференции «О нравственно-половом воспитании подрастающего поколения»г. Екатеринбург 28-29 апреля 1998 г. 5.Воспитание школьников, № 4, 1999г. 6.Воспитание школьников,№1,1998г. 7.Воспитание школьников,№3,1998. 8. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний. - Пермь:ПОИПКРО, 2002.
ПРОГРАММА 5 класс 1.Анатомо-физиологические особенности девочек 10 11 лет. Правила гигиены. 7 класс 1.Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет. Гигиена подростка. 3.Дружба, влюбленность, любовь (девочки). Проблемы переходного возраста. 8 класс 1. Дружба, влюбленность, любовь (мальчики). Проблемы переходного возраста. 2. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Девочка будущая мама» (девочки) 3. Понятие о венерических заболеваниях, аборте и контрацепции.
9 класс 1.О вреде ранней половой жизни 9 кл. ( девочки) 2. О вреде ранней половой жизни 9кл.(мальчики) 3. Детородная функция женского организма. Беременность и роды (юноши и девушки) 4. Современные представления о венерических заболеваниях и контрацептивных средствах. 5. Влияние алкоголя и курения на половую систему и потомство. « Письмо курящей девушке» Ф.Углов. 6. Последствия абортов. Что такое телегония? (мальчики и девочки 9-10кл.)
10 класс 1. Портрет современных юношей и девушек. 2. Дружба- школа любви. Чему учит дружба. 3. К чему стремится любовь. Взгляды З. Фрейда, Франкла. 4. К чему стремится любовь. Взгляды А. Маслоу, Э. Фромма. 5. Итоговый урок- размышление «Чем ценна любовь для человека?» 6. Аборт и его осложнения. Воспалительные заболевания мочеполовой системы у женщин. Причины бесплодия (девушки 10 кл.) 7. Как не стать жертвой насильника? (девочки и мальчики 9-10 кл.)
11 класс 1. Брак и семья. Культура брачных отношений. Функции семьи. 2. Понятие о брачном клиринге. 3. Основы семейного права в Российской федерации. 4. Права и обязанности родителей, Конвенция «О правах ребенка». 5. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Резус- фактор. 6. Планирование семьи. Физиология репродуктивной системы человека. 7. Способы контрацепции.
Родительские встречи: 1. Половое созревание подростков 12-13 лет. 2. Какие мы родители? 3.Ребенок - это праздник, который пока со мной. 4.Нужна ли нежность детям?
Анкетирование учащихся Для проверки эффективности программы провожу анкетирование учащихся в 8-х и 11-х классах. В других школах опрашиваю детей только в 8-х классах. При сравнительном анализе результатов анкеты учащихся 8- классов гимназии и других школ города существенных различий нет.
Друзья! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, варианты ответов « не знаю» не принимаются. 1. Как ты считаешь, можно дружить с мальчиком (девочкой) если они тебе не нравятся ради того, чтоб доказать другим, что ты не хуже других? (ДА; НЕТ) 2. С какого возраста можно жить половой жизнью? ________________ 3. При каких условиях допустима половая жизнь? Подчеркните варианты: сильное влечение; наличие образования; наличие профессии; наличие жилья; хорошо оплачиваемая работа; одобрение дружбы со стороны родителей.
Результаты Вопросы анкеты 8 классы ( май 2009г.) 11 классы (апрель 2009г.) Как ты считаешь, можно дружить с мальчиком (девочкой) если они тебе не нравятся ради того, чтоб доказать другим, что ты не хуже других? (ДА; НЕТ) ДА-30% НЕТ-70% ДА- 4% НЕТ- 86% С какого возраста можно жить половой жизнью? 16,5 лет 19-20 лет При каких условиях допустима половая жизнь? Подчеркните варианты: Сильное влечение; наличие образования; наличие профессии; наличие жилья; хорошо оплачиваемая работа; одобрение дружбы со стороны родителей. Влечение - 87% 4 %- влечение + образование 5% - одобрение родителей 2% - наличие образования 2% - хорошо оплачиваемая работа Влечение - 47% 38% - влечение + образование 15% - влечение + хорошо оплачиваемая работа
Результатом работы по данной программе считаю следующие сформированные компетентности: расширенная осведомлённость старшеклассников о культуре взаимоотношений полов ; ответственное отношение к созданию семьи , здоровый образ жизни.