Статья "Работа с тревожными детьми"
В наше время число тревожных детей неуклонно растёт, причём психологи выявили такую закономерность: чем выше тревожность окружающих взрослых, тем больше она передаётсяребёнку.
В психологии существует следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в т.ч. и таких, которые к этому не предрасполагают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trevozhnymi_detmi.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тревожные дети
В наше время число тревожных детей неуклонно растёт, причём психологи выявили такую закономерность: чем выше тревожность окружающих взрослых, тем больше она передаётсяребёнку.
В психологии существует следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в т.ч. и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявление тревоги. Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра, общение с незнакомыми людьми и т.д.
Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, ребёнок значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития.
В чём же причина возникновения тревожности у детей?
В настоящее время нет единого мнения на этот счёт, однако большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений, и, хотя понятно, что ни один здравомыслящий родитель не хочет, чтобы его ребёнок стал тревожным, однако порой действия взрослых как раз к этому и ведут.
1.Нередко родители предъявляют ребёнку завышенные требования, соответствовать которым он не в силах. /стать отличником во что бы то ни стало/. Ребёнок не может понять, как и чем угодить родителям, чтобы добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него папа и мама.
2.Непоследовательные и противоречивые требования, запреты без всякого объяснения: вчера ещё можно было смотреть ТВ без всякого ограничения, а сегодня почему-то нельзя
3.Угроза невыполнимых наказаний / «Замолчи, а то рот заклею!», «Уйду от тебя!»/.
Тревожные дети и без того боятся всего на свете, а такие высказывания приводят к ещё большему стрессу. Поэтому родителям нужно быть очень осторожными в этом отношении, ведь взрослые порой, сказав что-то сгоряча, тут же и забудут, а ребёнок будет переживать очень долго.
4. Очень большое количество замечаний по каждому поводу.
Попробуйте ради интереса записывать все свои замечания ребёнку, сделанные в течение дня, а вечером перечитайте список. Скорее всего, вам станет ясно, что большинство замечаний можно было бы и не делать.
Специалисты рекомендуют работать с тревожными детьми в 3-х направлениях:
1.Повышение самооценки.
2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих для него ситуациях.
3.Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
- Конечно, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Для этого нужно потрудиться.
Ежедневно находите повод, чтобы похвалить ребёнка даже за небольшие успехи. Но похвала должна быть искренней, и ребёнок должен знать, за что вы его похвалили.
Конечно, взрослые знают, что детей нельзя сравнивать друг с другом, но в отношении тревожных детей этот приём вообще недопустим. Желательно также избегать состязаний и таких видов деятельности, где сравниваются достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать даже простая спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, к примеру, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, нельзя ни в коем случае говорить, что он сделал что-либо хуже всех.
- Обучать ребёнка управлять своим поведением можно на примере литературных произведений, где можно показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет на свете), а тот, кто умеет справиться со своим страхом.
Можно предложить ребёнку нарисовать свои страхи, а потом побеседовать с вами о них. Такие беседы помогут тревожным детям осознать, что и у других людей бывают похожие проблемы, а не только у них, как им раньше казалось.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите до уровня ваших глаз.
Очень полезно применять ролевые игры, в которых разыгрываются как знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу / например, «боюсь врача, собаки и т. п.» Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи.
- Для снятия мышечного напряжения очень хорошо использовать игры на телесный контакт. Ласковые прикосновения родителей помогут чувствовать себя уверенней, справиться со страхами насмешки и одиночества.
Полезны также упражнения на релаксацию, различные дыхательные упражнения.
Хороший способ снятия тревожности – раскрашивание лица ненужными мамиными помадами, импровизированный маскарад с масками и костюмами, вместо которых можно использовать старую взрослую одежду. Такое представление принесёт не только удовольствие, но огромную пользу в том числе и взрослым.