программа "Познай себя"

Данная программа авторская и предлагается для учащихся 9-х классов для освоения проектной днятельности и принятие себя .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznay_sebya_8_kl.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                    Утверждаю

«_____» _______ 2010 г                «____» _________2010г

________Бочурина Л.И               ___________Самсонов С.А.

Заместитель директора по УВР                                      Директор  школы

Управление  образования администрации Шушенского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

 

социально-психологическая программа

 

9 класс ( 36 часов в год для  класса, 1 час в неделю )

для основного общего образования

Автор:

Борисова Н.Н.

Чаленко О.В.

учитель МОУ

«Средняя Общеобразовательная

Школа № 3»

П. Шушенское  2010 г

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

9 класс ( 36 часов в год  )

Пояснительная записка

В условиях быстро протекающих преобразований в социально-экономических условиях, научно-технических сферах, все более серьезного внимание со стороны общественности и специалистов требуют к себе проблемы подрастающего поколения. Среди них весьма значительной является культура взаимоотношений бесконфликтных, толерантных и продуктивных.

Многие из происходящих изменений бросают вызов  психо-нейробиологической   природе развития человека. Изменение характера труда и ритма жизни,  нездоровое

питание ,  физические  и  психоэмоциональные  стрессы- все это приводит к усилению разобщенности людей, агрессивности, разрушению многих устоявшихся в течение  100 летней культуры ценностей. Возрастает количество зарегистрированных случаев алкоголизма, лекарственной зависимости, наркомании и других видов токсикомании. Про должает увеличиваться число подростковых беременностей, искусственных абортов, заболеваний, передающихся  половым путем. Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли.  Позиция терпимости и доверия – это основа для  осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны.

В этих условиях особое место принадлежит системе образования, ей нужно взять на себя часть усилий общество по подготовке молодежи к взрослой жизни и в конечном итоге к созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оз доровления общества.

Особое значение в программе придается воспитанию нравственной

самооценки, гармонизации личности, устранению источников внутренних конфликтов, поддержанию активного настроения и жизненного оптимизма, гармоничным межличностного и межэтнического общения используя проектный подход.

В программу вводятся  специально тренингово - игровые занятия для различного возраста, ролевые игры. Для наглядности будут использоваться кинофильмы, диафильмы, видеофильмы, проспекты, методические раздаточные материалы.

Программа состоит из тем логически связанных между собой, но вместе с тем каждая является самостоятельной и может использоваться для углубления знаний или навыков.

Занятия проходят  с использованием  тренинговых приёмов, один раз в неделю по 1 часу, где на практике отрабатываются и осваиваются различные навыки, важные для формирования социально-адаптивной личности. Теоретические знания отрабатываются на практике. Отведено время для диагностических срезов.  

В процессе работы по теме ребятам даются домашние задания. Это может описание результатов применения различных способов работы с собой для решения своей проблемы, самоанализ, сформированный кейс конфликтных ситуаций. Систематично, после каждой освоенной темы, ребята сдают свои отчеты о проделанной работе.

Для того, чтобы достигнуть реальные продуктивные результаты необходима комплексная программа, которая должна быть перманентной и дополнять  разные аспекты и тематики, поэтому данная программа состоит из 5- ти разделов (I. Проектная деятельность, II. Конфликты и их разрешение, III. Основы конструктивного общения и толерантного, ассертивного поведения, IV. Формирование  социального поведения и развитие жизненных ценностей )     

           Название учебника, автор учебника

    Развитию коммуникативных, конфликтных навыков посвящено достаточно много литературы. В частности «Основы конструктивного общения» авторов Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской, Т.П. Усольцевой., О.А. Абрамова «Социально-психологический тренинг в школе», Новосибирск, 2002г ,Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими», Москва 2001г, Берн Э «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

    В основу  программы «Познай себя» взяты лицензионные программы «Ледокол», «Психология вокруг нас», «Подготовка специалистов в области подготовки профилактики зависимых форм поведения» Приказ № 901-л от 05.06.2007 г, лицензия А № 250137 рег. № 815-л от 05 июня 2007 года.

           Особенности данной образовательной программы

 Учитывая уровень подготовки учащихся и их реальные учебные возможности в данной программе значительное место уделено тренинговой работе,  направленной на формирование познания себя, своего поведения, адекватной самооценки, выстраивания эффективной коммуникации среди сверстников, среди взрослых, а так же при создании собственной семьи,  так же выстраивание траектории своего продвижения и развития с использованием проекта.

Ожидаемые результаты

  1. Научатся в режиме проектного подхода решать социальные проблемы
  2. эффективно выходить из конфликтных ситуаций
  3.  вести переговоры
  4. выражать свои чувства и  переживания без конфликтов и насилия
  5.  презентовать свои проекты
  6. будут уметь слушать другого человека
  7. проявятся способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

           Методы мониторинга

  1. письменные работы (формирование кейсов)
  2.  диагностические срезы (уровень эмпатии; тревожности, уровень притязаний и самооценке; уровень конфликтности; группа риска наркозависимости и т.п.)
  3.  наблюдение
  4.  защита проектов

       Формы работы

  1. информирование,
  2. обсуждение,
  3. ролевые игры,
  4.  упражнения,
  5.  тренинги,
  6.  самонаблюдение,
  7. самопознание, самоанализ,
  8. самоотчет
  9. проект и др.

         Пути отслеживания результатов

Результаты будут отслеживаться при помощи решения психологических задач, конфликтных кейсов, переговорных процессов, создание фабул конфликтных ситуаций, практических занятий, семинаров, диспутов, коммуникативных, ролевых  игр.

Изучаемый предмет предлагается для 8  классов как предмет с заключительной работой в форме защиты социального проекта.

Критерии оценок

«5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, вывода и обобщения точны и связаны с явления окружающей среды.

«4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложения не достаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

«3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается  несисте матизировано, отдельные умения недостаточно сформированы, вывода и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

«2» - основное содержание материала неусвоено и обобщения нет.

         Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправления от ветов товарищей, умение использовать различные источники знаний, рас сказ учителя, наглядный материал, умение анализировать, аргументировано высказывать свою точку зрения и находить выходы из сложных конфликтных ситуаций, умение вести продуктивное общение, демонстрация ассертивного и толерантного поведения.

           Условия приёма в программу

   Учащимся программа предлагается как школьный компонент. Оценивание  знаний, умений и навыков будет происходит в зависимости от  разработанных критериев. Итоговой работой будет представленный проект, направленный на решение социальной проблемы. Проект будет защищаться перед экспертной комиссией, состоящей из педагогов школы, учащихся из школьного актива. Реализация программы осуществляется в здании Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 3». Есть специально оборудованный класс,  кааб 211, раздаточный материал, видеофильмы, диафильмы, карточки. Программа направлена  на  становление следующих компетентностей: познавательно-конфликтной /моделирование конфликтных ситуаций и выход из них/, коммуникативной / через различные диспуты, тренинги, способность отстоять свою точку зрения и презентовать свою идею/, социокультурной / соблюдение норм поведения в общественных местах, принятие ответственности за свою деятельность и выстраивание свой собственной жизненной позиции. Так же направлена на формирование толерантного, ассертивного поведения.

         Условия реализации данной программы

Реализация предполагается в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», данное учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность __

Тематический план.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

 

Знакомство

 

1

I. Проектная деятельность (сквозная тема) 7 часов

Социальное проектирование как инновационная технология для развития креативного мышления. Актуализация социальных, личных проблем.  

1

 Типология и структура проектов

1

Этапы проектирования. Актуализация, проблематизация, цели, задачи, результаты.

1

Этапы проектирования.

1

Анализ проектов по этапам. Деятельностный этап, ресурсы для решения проекта.

1

Защита проектов

2

II. Конфликты и перспективы их разрешения. 12 часов

Конфликт понимания.

1

Моделирование конфликтной ситуации. Игровая процедура «Бункер».

1

Понятие о конфликтной компетентности. Типы конфликтов. Формирование кейса. Типы поведения в конфликте . Ролевые игры с различными типами выхода из конфликта. Тест на определение типов поведения в конфликтной ситуации.

1

Формирование  кейса. Фабулы конфликтных ситуаций. (Ситуация ребёнок-родитель после родительского собрания, до родительского собрания) Ролевые игры. Искажение информации – причины конфликтной ситуации.

1

Представление о конфликте. Классификация способов психологической защиты. Демонстрационное поведение.

1

Экстериоризация внутреннего конфликта. «Полёт на луну»

1

Стресоусстойчивость, стрессодоступность. Антистрессовые программы.

1

Основные элементы переговоров. Технология переговоров (развёрнутая, простая)

1

Организация переговорного процесса.

1

Отработка навыков использования воображения

1

Влияние на поведение представлений о себе. Жизненные ценности «Трамплин»

1

Виды поведения. Уровень  притязания.  Тест на определения уровня.

1

III. Формировние  социального поведения и развитие жизненных ценностей. 9 часов

Занятия по самоанализу «Кто Я?» «Каким меня видят другие?», «Я и моё будущее».

1

  Социальная самоиндентификация. «Я и мой мир вокруг меня».

  Конструирование моего нового Я. Самопрезентация «Я и моё будущее». «Представь свой паспорт»

Что такое зависимое поведение. Мои зависимости. Формирование положительного поведения и работа с зависимостями. «Мой последний день»

 

1

Об ответственном употреблении алкоголя. Почему вы курите? Типы курительного поведения. Бросить курить? Вы это сможете! Бросаю курить самостоятельно.

Мониторинг методом «Выявление группы риска наркозависимости». Шаг за шагом без наркотиков.

Игровая процедура «Таможня»

1

Девиантное, делинквентное поведение. Что такое страхи и фобии. Мысли, вызывающие страх, фобии, научиться, с ними работать.

1

 «Сад моей души», методика методика «Сценарий»

1

IV. Основы конструктивного общения и толерантного, ассертивного поведения. 7 часа

Тренинг активного слушания поведения.

1

Тренинг «Две стратегии поведения: конструктивное и защитное». Гнев – особенности моего гнева, в чём причины его порождения и способы его проявления? Альтернативные стили поведения в гневе. Притча «Солнце и ветер» «Волшебник», методика «Скажи нет», «мой гнев»

1

Толерантность – это… Сказка о толерантности. Толерантность в твоих образах.

1

Ассертивное поведение - это…

1

Понимание себя. Я веду себя уверенно, если….

1

Мыслите позитивно.

1

Разыгрывание трудных ситуаций в общении

1

 

ИТОГО: 36 часов

9 класс ( 13-14 лет )  36 ч а с о в,  1 час в неделю.

Старший  подростковый  возраст

Это период активного вступления детей в репродуктивную зре лость, большинство девочек уже становятся способными к зачатию, а наиболее развитые в Физиологическом отношении мальчики вступают в период юношеской гиперсексуальности. Все эти характеристики очень сильно влияют на выстраивание взаимоотношений внутри подростковой среды, между взрослыми и подростками, а так же на все адаптивные процессы в социуме.

В старшем подростковом возрасте очень ярко выявляется эман сипация. Она чаще всего выражается в стремлении освободиться от опе ки взрослых. БУДУЧИ ЕЩЁ НЕ В СОСТОЯНИИ СПРАВИТЬСЯ с обязанностями взрослого человека, подросток часто настаивает на равных с ними правах. Отсюда и стремление во всем подражать "взрослой" жизни- курить, употреблять спиртные напитки, вступать в ранние половые связи.

Цель: сформировать положительный «Образ-Я»

 и навыки успешной социализации

в современном обществе

Задачи:

1. Диагностика подростков для выявления актуальных проблем.

2. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных

ситуаций, выражению своих чувств и  переживаний без конфликтов и насилия

3. Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию

4. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи

5. Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях

6. Обучение  проектному методу решения социальных проблем

ПРОГРАММА 9 КЛАСС ( 36 ЧАСОВ, 1 ЧАС в НЕДЕЛЮ )

Вводный урок о предмете:"Познай себя". Слайдовая презентация. Ответы на вопросы.

  1. Проектная деятельность. 7 часов
  1. Установка на проектирование. Презентация типологии проектов. Раздаточная таблица типология проектов. Этапы проектов. Шаги проектной деятельности. Формирование проектной команды  с использованием теста «Рейтинг командных ролей». Актуализация социальной проблемы, на решение которой направлен проект. Проблематизация. Банк данных социальных проблем. Целеполагание и шаги реализации (задачи). Анализ проектов по этапам. Деятельностный этап, ресурсы для решения проекта. Анализ проектов разными группами. Защита проектов.

II. Конфликты и перспективы их разрешения. 12 часов

      Конфликт понимания. Тестирование с помощью рисуночного теста. Типология личности. Понятие о конфликтной компетентности. Типы конфликтов. Формирование кейса. Типы поведения в конфликте . Ролевые игры с различными типами выхода из конфликта. Тест на определение типов поведения в конфликтной ситуации. Формирование  кейса. Фабулы конфликтных ситуаций. Ролевые игры. Представление о конфликте. Демонстрационное поведение. Экстериоризация внутреннего конфликта. «Полёт на луну». Стресоусстойчивость, стрессодоступность. Антистрессовые программы. Основные элементы переговоров. Технология переговоров (развёрнутая, простая). Организация переговорного процесса. Отработка навыков использования воображения. Влияние на поведение представлений о себе. Уровень  притязания.  Тест на определения уровня.

III. Формировние  социального поведения и развитие жизненных ценностей. 9 часов

    Занятия по самоанализу «Кто Я?» «Каким меня видят другие?», «Я и моё будущее». Социальная самоиндентификация. «Я и мой мир вокруг меня». Конструирование моего нового Я. Самопрезентация «Я и моё будущее». «Представь свой паспорт» Что такое зависимое поведение. Мои зависимости. Формирование положительного поведения и работа с зависимостями. «Мой последний день». Об ответственном употреблении алкоголя. Почему вы курите.? Типы курительного поведения. Бросить курить? Вы это сможите! Бросаю курить самостоятельно. Мониторинг методом «Выявление группы риска наркозависимости». Шаг за шагом без наркотиков. Игровая процедура «Таможня». Девиантное, делинквентное поведение. Что такое страхи и фобии. Мысли, вызывающие страх, фобии, научиться, с ними работать. «Сад моей души» методика «Сценарий» .

   IV. Основы конструктивного общения и толерантного, ассертивного поведения. 7 часов

    Тренинг активного слушания поведения. Тренинг «Две стратегии поведения: конструктивное и защитное». Гнев – особенности моего гнева, в чём причины его порождения и способы его проявления? Альтернативные стили поведения в гневе. Притча «Солнце и ветер» «Волшебник», методика «Скажи нет», «мой гнев»Толерантность – это… Сказка о толерантности. Толерантность в твоих образах. Ассертивное поведение - это… Понимание себя. Я веду себя уверенно, если…. Мыслите позитивно. Разыгрывание трудных ситуаций в общении.

Игровые  занятия: 

1.Игры, развивающие чувства, эмоцию. Игры-релаксации, саморегуляции .

2.Тренинг общения. Умение создать атмосферу доверительности в общении, выбор формы общения, умение слушать, убеждать.

3.Коммуникальнне игры.

4. игровые ситуации на конфликтность, типы поведения в конфликтах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 

1.Тренинг общения. Основная цель сформировать умения преодолеть негативные установки, воспринимать другого как личность.

2.Коммуникативные игры, развивающие коммуникативные способности, навыки выбора наиболее эффективных коммуникативных средств

3. Тренинг на толерантность «Жить в мире с другими».

4. Написание проекта направленного на выстраивания траектории своего саморазвития, на решение социальной проблемы.

Условия реализации программы.

Кадровое  обеспечение: Борисова Наталья Николаевна – в 2003 году окончила  Санкт-Петербургскую академию психологии, предпринимательства и менеджмента, присвоена квалификация практический психолог.

Чаленко Ольга Владимировна – педагог высшей категории, сертифицированный специалист в области профилактики зависимых форм поведения

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьева   Т.М."Семья"-Ч   1989

Алдер Г. «НЛП современные психотехнологии», С-Петербург, 2001

Бурнард Ф. «Тренинг межличностного взаимодействия», С-Петербург, 2001

Абрамова О.А. «Социально-психологический тренинг в школе»

Бишоп С. «Тренинг ассертивности», С-Петербург, 2001

Григорьевой Т.Г., Л.В. Линской, Т.П. Усольцевой., «Основы конструктивного общения»

Жариков Е."Для тебя и о те6е"-М. 1986

Карнеги Л."Как перестать беспокоиться и начать жизть"-М.1990

Леви В. "Разговор в письмах" – М. 1993

Мороз О."Группа риска"-М.1987

Платонов С. "Занимательная психология"- М.1978

Петровский А.В. "Психология о каждом из нас"-  М. 1989

Смит Г. «Тренинг прогнозированного поведения», С-Петербург, 2001

Трошихина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей», С-Петербург, 2003

Травинка В."Разыщи в себе радость"-М 1993

Орлов Ю.М."Искусство сделать людей счастливыми"-М. 1993

Феэр И."Выиграть может каждый"- М. 1989

Чудновская А. «Читать человека как книгу», Москва 2005

Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими», Москва

Ягодинский С. "Школьнику о вреде никотина и алкоголя"-  М.1989

Энциклопедии, словари, журналы

Педагогика эдоровья. – М. 1990

Школа этикета- С.П. 1996

Журнал"Мы"

Газета "Семья"