Организация психологического сопровождения при подготовке учащихся к ЕГЭ

  Данный материал является информационным.  Он используется при   осуществлении  психологического сопровождения  учащихся при подготовке к ЕГЭ. Проведение экзаменов, тестов, прохождение по конкурсу при приёме на работу - это процедуры, с которыми человек довольно часто сталкивается в своей практике. Ситуация отбора и оценивания вызывает у нас определённое  психическое напряжение.

Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. Необходимость психологического сопровождения подготовки и проведения ЕГЭ очевидна. Причём сопровождение это должно осуществляться в комплексе: дети - родители - педагоги.

Итогом работы с ребятами на практических занятиях  становится создание памяток-буклетов. Памятки рождаются по потребности, в зависимости от того как идёт работа в группе.

Для родителей разработан буклет "Организация помощи ребёнку в период подготовки к экзаменам". Для педагогов организуется информационный стенд "Готовим к ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_ege.rar127.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                         

Пояснительная записка.

Проведение экзаменов, тестов, прохождение по конкурсу при приёме на работу – это процедуры, с которыми человек довольно часто сталкивается в своей практике. Ситуация отбора и оценивания вызывает у нас определённое эмоциональное и психическое напряжение.

Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошёл в нашу жизнь. В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно хорошо освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки реализуется недостаточно.

Необходимость психологического сопровождения подготовки и проведения ЕГЭ очевидна. Причём сопровождение это должно осуществляться в комплексе: дети – родители – педагоги.

Основанием для такого заключения послужили и данные, освещаемые в психологической литературе и личные наблюдения. Общаясь с ребятами, видишь, как тревога вперемешку с отчаянием растёт пропорционально времени приближения экзамена. Экзамен вызывает в большей степени негативные ассоциации (страх, ужас, кошмар). Вот далеко не полный перечень характеристик, которые ребята дают ЕГЭ.  И даже те, чьи знания тверды и крепки находятся в некотором смятении, «а вдруг не сдам».

Родители, понимая всю сложность испытания для своих детей, готовы помочь и поддержать, но часто просто не знают, как это сделать, на что обратить внимание, как выстроить линию своего поведения,  и какую занять позицию. Некоторые родители сделают это интуитивно, а некоторых необходимо направить, подсказать пути решения задачи.

Педагоги, работая с полной отдачей, готовят ребят к экзаменам. Предвосхищая результаты, порой сталкиваются с парадоксами. Средне успешный ученик сдаёт экзамен лучше отличника.  А всё дело в том, что условия проведения ЕГЭ отличаются от проведения традиционного экзамена. И наша задача адаптировать личностные особенности каждого к этим требованиям. Сделать это нужно до экзамена, на этапе подготовки, помочь выработать стратегию поведения.

Работая в школе психологом, я осуществляю именно такое, целостное, сопровождение подготовки к ЕГЭ.

Цель:  отработка стратегии и тактики поведения учащихся в период подготовки и проведения ЕГЭ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтороля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Задачи:    

  1. Учёт индивидуальных особенностей  учащихся.
  2. Отработка навыков уверенного поведения.
  3. Повышение сопротивляемости стрессу.
  4. Осуществление психологической поддержки со стороны окружающих.

Итогом работы с ребятами на практических занятиях становится создание памяток-буклетов. В буклет входит информация, которую ребята сами выработали в ходе занятия;  также то, о чём мы говорили, рассуждали, с целью «заякорить» эти состояния, и  новое, что просто не «вместилось» в занятие.  Памятки рождаются по потребности, в зависимости от того как идёт работа в группе.

Для родителей разработан буклет «Организация помощи ребёнку в период подготовки к экзаменам».

Для педагогов организуется информационный стенд «Готовим к ЕГЭ». 

Главная цель создания этого стенда – показать индивидуальные различия в детях и стратегии работы с ними. Учителя, проработавшие с ребятами с 5 класса, как правило, легко определяют по характеристикам «кто есть кто» и используют рекомендации в действие.

Список литературы.

  1. Галатонова В.,  Богачёва  Т. Психологическая подготовка к ЕГЭ // Школьный психолог.-2008 -№9
  2. Стебенева Н. Путь к успеху. // Школьный психолог. -2003
  3. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе)
  4. Маклаков А. Г.  Общая психология  С-Пб. 2000
  5. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. П-Сб. 2000