Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением

Коротких Светлана Николаевна

 

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел (приложение 1 «Что такое трудный ребенок»).

В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.

Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель:

  1. является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
  2. делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  3. организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог:

  1. изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  2. организует профилактическую и коррекционную работу в школе;
  3. поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
  4. взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантнымповедением.

Психолог:

  1. изучает личность учащегося и коллектива класса;
  2. анализирует адаптацию ребенка в среде;
  3. выявляет дезадаптированных учащихся;
  4. изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
  5. подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  6. выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;
  7. осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьная медсестра:

  1. исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  2. организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
  3. разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
  4. взаимодействует с лечебными учреждениями.

Эффективность реализации указанных задач во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения. Результаты такого изучения должны быть основой разработки программ профилактической и коррекционной работы со школьниками с девиантным поведением.

Критериями результативности работы службы сопровождения являются:

  1. улучшение психологического здоровья воспитанников (получены положительные изменения результатов адаптации) в переходных периодах.
  2. адекватный личностным особенностям выбор образовательного маршрута.
  3. повышение авторитета школы в поселке (выбор школы будущими учениками.)

Ежегодно, на школьном ПМПк, психологами совместно с классными руководителями, социальными педагогами обсуждаются психолого-педагогические характеристики учащихся. Специалисты выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций. Происходит корректировка списка детей с девиантным поведением. По итогам проделанной коррекционно-развивающей работы за год, с учетом возникших проблем в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска» формируется список детей с девиантным поведением, который имеет следующую форму:

ФИО

Год рождения

класс

Результаты обследования

1…

 

 

 

 

Изучение личности школьников из этого списка, проводится с использованием «Карты развития» школьника. Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае. Карта состоит из нескольких составляющих.

Во-первых, после углубленного психологического исследования, на учащегося заполняется бланк психологической помощи ребёнку «группы риска» (приложение 2). Условно, информацию, отраженную в этой карте можно разделить на 3 блока:

  1. сведения о самом ребенке и его семье;
  2. результаты обследования;
  3. заключение.

Оценка качеств личности и условия ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а также в процессе бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполнения, организуются группы детей и их родителей, с которыминеобходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, составляются рекомендации для участников коррекционного процесса по эффективному взаимодействию с ребенком.

Далее составляются индивидуальные планы работы (приложение 3), в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении ребенка, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации.

Педагогом психологом заполняется бланк - отчет «Коррекционной работы» (приложение 4), по которому можно проследить всю коррекционно-развивающую работу от начала до конца:

  1. имеющаяся проблема у ребенка;
  2. список методик использованных в ходе диагностического исследования;
  3. краткие результаты тестирования;
  4. план мероприятий работы психолога с учеником;
  5. использованные коррекционно-развивающие программы;
  6. динамика наблюдения;
  7. рекомендации специалистам (перечень специалистов, которых необходимо привлечь).

Еще один не менее актуальный на сегодняшний день бланк (документ, являющийся своеобразной страховкой для психолога перед администрацией школы и другими контролирующими структурами) - рекомендации специалистам (приложение 5), в котором каждый участник коррекционного сопровождения, получивший подробные рекомендации от психолога по работе с учащимся, оставляет свою подпись под краткими рекомендациями, в том, что действительно таковые получил.

Использование «Карты развития» в нашей школе помогает педагогам-психологам осуществлять прогностическую интерпретацию результатов исследования и разрабатывать рекомендации педагогам и родителям, направленные на профилактику девиантного поведения школьников. Полученные данные помогают усовершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с дезадаптированными учащимися.

Литература.

  1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.
  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
  3. Логиновских Н. Служба сопровождения – необходимые условия развития ребенка. //Наука и образование Зауралья// 2001г. №1
  4. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
  5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.
  6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
  7. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.