Психологические особенности первоклассника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr_2011_psihologicheskie_osobennosti_pervoklassnika.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!!!
Поступление в школу — кардинально ме няет весь образ жизни ребенка. Свой ственные дошкольникам беспеч ность, беззаботность, погружен ность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требо ваний, обязанностей и ограниче ний.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обяза тельно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего но вого социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первокласс ника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику пре одолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязан ности. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит ро дителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, вни мание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласс нику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Тем не менее, начало школьно го обучения является для каждо го ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испыты вают тревогу, растерянность, на пряжение. Первоклассники, каза лось бы, без повода капризнича ют, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других— одну четверть, у тре тьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особен ностей самого ребенка, от име ющихся у него предпосылок овла дения учебной деятельностью.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной де ятельности требуют от ребенка ка чественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высо кой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограниченны.
У первоклассников хорошо развита не произвольная память, фиксиру ющая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на примене ние специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработ ки материала, для первоклассни ков пока еще не характерна в силу слабости развития самих мысли тельных операций. Мышление первоклассников пре имущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внут реннего плана действий.
Первый год обучения опреде ляет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руковод ством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1010, ГудковаЕ.В.