Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей
Коррекционно-развивающая программа
психологических занятий для гиперактивных детей
Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.
Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.
Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.
Занятие 1.
1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
6. «Ласковое имя» | -Когда к вам обращаются с ласковым именем? -Какие чувства испытываете при этом? -Что вам хочется сделать в ответ? |
7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
8. «Поза покоя» - | Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая: Замедляется движенье, исчезает напряженье…И становится понятно – расслабление приятно.
|
9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.
11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 2.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»
2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.
3. «На ошибках учатся» - | «Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку. Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки? Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается? |
4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
5. «Белые медведи»
| Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту |
6. Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
7. Дыхательное упражнение | Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки: «а», «и», «у», «о». |
8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.
9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.
10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 3
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
3. «Строители» -
| Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы: -Удобно ли тебе будет жить в этом доме? -Где разместишь гостей – друзей? -Кто ещё будет жить с тобой? Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга. |
|
|
4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
5. Ролевая гимнастика
| Рассказать известное стихотворение: -шепотом; с пулеметной скоростью; как робот. Походить как: - младенец; глубокий старик; лев. Попрыгать как: - кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка. - Нахмуриться как : - -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница. |
6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.
8. Разыгрывание ситуаций | - ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;- тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её; - ты очень обидел своего друга, помирись с ним; - ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его. |
9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 4
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
3. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.
5. «Пошли письмо» | В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре: «Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится. |
6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»
7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.
8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
9. Подвижная игра по желанию детей.
10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 5
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.
Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.
6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
7. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
8. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.
9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 6
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).
3. «Будь дружелюбным»
| -Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен? -Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность? -Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен? -Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?
|
4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.
5.»Смак» | Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо. |
6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.
7. «Шарик»– релаксация.
| Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.: Вот шарик надуваем! А рукою проверяем(вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко… |
8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.
Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.
9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.
. 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchaya__programma.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Коррекционно-развивающая программа
психологических занятий для гиперактивных детей
Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.
Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.
Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.
Занятие 1.
- Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
- Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
- «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
- Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
- Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
| -Когда к вам обращаются с ласковым именем? -Какие чувства испытываете при этом? -Что вам хочется сделать в ответ? |
- «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
| Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая: Замедляется движенье, исчезает напряженье…И становится понятно – расслабление приятно. |
- «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
- «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.
- «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
- Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 2.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»
2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.
| «Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку. Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки? Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается? |
- «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
5. «Белые медведи» | Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту |
- Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
7. Дыхательное упражнение | Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки: «а», «и», «у», «о». |
8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.
9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.
- «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
- Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 3
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
- Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
| Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы: -Удобно ли тебе будет жить в этом доме? -Где разместишь гостей – друзей? -Кто ещё будет жить с тобой? Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга. |
- «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
| Рассказать известное стихотворение: -шепотом; с пулеметной скоростью; как робот. Походить как:
Попрыгать как:
|
- «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
- «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.
|
|
- «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
- Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 4
- Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
- «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
- « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
- «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.
5. «Пошли письмо» | В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре: «Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится. |
6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»
7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.
- «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
- Подвижная игра по желанию детей.
- «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 5
- Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
- «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
- «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
- «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
- «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.
Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.
- «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
- «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
- «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.
9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 6
- Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
- «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).
3. «Будь дружелюбным» | -Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен? -Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность? -Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен? -Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем? |
4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.
5.»Смак» | Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо. |
6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.
7. «Шарик»– релаксация. | Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.: Вот шарик надуваем! А рукою проверяем(вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко… |
8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.
Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.
9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.
. 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».