Средства релаксации на занятиях.
В материале представлено несколько упражнений, которые можно использовать с целью релаксации на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_relaksacii_na_zanyatiyah.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства психологической релаксации на занятиях.
На занятиях от студентов требуется высокая активность, мобильность и включенность. Чтобы достигнуть высокой эффективности занятия и усвоения материала студентами, следует учитывать физиологические и психологические особенности студентов, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и напряжение. К одним из таких видов работы можно отнести психологические релаксационные паузы-минутки, которые, помогают снять усталость, нервное и психологическое напряжение. Студенты очень любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо занятия и студентам.
Что же такое релаксация?
Релаксация – (от лат. relaxatio ослабление, расслабление, разрядка) глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения после напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать студентам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед студентами запомнить материал. Релаксация должна освобождать студента от умственного напряжения.
Для лучшего усвоения материала студентами на занятиях, для создания благоприятного психологического климата необходимо включать в ход занятия небольшие упражнения, направленные на снятие стресса и усталости.
Таких упражнений разнообразное множество, каждое из них имеет определенную цель и смысловой характер. Ниже я хотела бы привести несколько примеров таких упражнений.
Упражнение № 1: «Две минуты отдыха».
Цель: возможность быстро отдохнуть от теоретической и психологической нагрузки.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: инструкция «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».
Дав инструкцию, преподаватель сам может присоединиться к тем, кто отдыхает.
Обсуждение упражнения:
В конце упражнения преподаватель может начать рассказывать о своих впечатлениях, а затем спросить студентов желают ли они поделиться своими эмоциями и настроением.
Упражнение № 2: «Поза и эмоциональное состояние».
Цель: разминка во время занятия.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: преподаватель просит нескольких студентов (4-5 человек) изъявивших желание принять участие в упражнении выйти к доске. Остальные студенты, оставшиеся на своих местах должны внимательно наблюдать за участниками.
Преподаватель просит участников по очереди принимать позы:
– веселого человека;
– расстроенного человека;
– заинтересованного чем-то человека;
– удивленного человека;
– уверенного человека.
Обсуждение упражнения:
1.Студенты, наблюдающие за тем, как каждый из участников показывал того или иного человека, должны проголосовать, кто из участников лучше всех справился с заданием. Проголосовать можно разными способами, с помощью поднятых рук или аплодисментов.
2.Обратная связь от участников упражнения:
- Что вы почувствовали, принимая разные позы?
- Какая поза вам больше всего понравилась?
Упражнение № 3: «Передача хлопка»
Цель: разогрев студентов перед началом занятия.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: студенты должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Если кто-то сбился, то упражнение повторяется сначала, до тех пор, пока студенты не выполнят задание без сбоев.
Обсуждение упражнения:
Преподаватель как наблюдатель высказывает свое мнение о том, по каким причинам случались сбои, кто был более внимателен и активен. Преподаватель спрашивает у студентов мнение и впечатление об упражнении.
Упражнение № 4: «Стряхни»
Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: преподаватель просит встать всех студентов и выйти из-за парты. Инструкция: «Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее».
Обсуждение упражнения:
Преподаватель спрашивает студентов: «Ваше самочувствие после выполнения упражнения?»
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность студентам не только отдохнуть, но и снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для занятия выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди студентов групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности.
В заключении хотелось бы сказать, что занятие должно проходить, прежде всего, в условиях психологической комфортности для студента.
Основная задача преподавателя:
- создание эмоционально положительного фона в обучении, общении;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи студенту в учебе;
- использование чередования интенсивности в обучении и психологической релаксации.
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ
ГОУ СПО МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5
Отчетная работа по «Школе начинающего преподавателя»
На тему: «Средства психологической релаксации на занятиях»
Выполнила: социальный педагог
Гаврилюк Любовь Владимировна
2011
Комментарии
Спасибо.
Спасибо.