Внимание и память

Миронова Екатерина Геннадиевна

План открытого урока по предмету Профессиональное самоопределение образовательной области Технология. Урок имеет целью обобщение и систематизацию знаний о внимании и памяти, ознакомление со способами их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_vnimanie_i_pamyat.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

План урока «Профессиональное самоопределение»

Дата: 13.12.2011

Класс: 9а

Тема: Внимание и память

Цель: Обобщение и систематизация знаний о внимании и памяти, ознакомление со способами их развития.

Ход урока:

  1. Повторение пройденного на прошлом уроке (определение внимания, памяти, виды памяти)
  2. А теперь мы  постараемся выяснить ваши уровни внимания и памяти.
  3. Тест «Куда едет автобус»
  4. А теперь серьезно.
  5. Попробуйте в тетради записывать числа от 1 до 20, одновременно вслух ведя обратный отсчет. Когда вам сложнее было это делать, в начале или в конце работы? Обычно в конце работы затруднений бывает меньше, потому что внимание развивается, если им заниматься.
  6. На рисунке все числа по порядку от 1 до 90. Найдите их. Это упражнение развивает переключаемость внимания.
  7. А теперь поговорим о памяти. Чем больше информации поступает в мозг, тем прочнее связи между нервными клетками. Т.о., чем больше вы знаете, тем проще осваивать новые знания. Благодаря большому количеству информации мозг легко находит сходство новой информации с уже известной. Например, нужно запомнить, что человека зовут Николай Васильевич. Как Гоголя. Легко запомнить, если вы, конечно, знаете, кто такой Гоголь и как его звали. Соответственно, чтобы развивать память надо что делать? Тут мы подходим к вопросу о техниках запоминания. Есть некоторые простые и интересные приемы, позволяющие запомнить даже сложную информацию. Я сегодня вам о некоторых из них обязательно расскажу.
  8. Но сначала давайте выясним, как у вас обстоит дело с памятью на данный момент. Пройдем тест на память. Данный тест призван определить уровень вашей смысловой памяти. (см. Приложение 1)
  9. А теперь я расскажу вам о некоторых техниках запоминания (см Приложение 2).
  10. Завершающий этап урока. Что мы свами сегодня повторили? Что нового узнали? В каких профессиях память является профессионально важным качеством? Имеет ли смысл иметь хорошую память, если вы не являетесь представителем этих профессий?
  11. Чтобы узнать, действительно ли вы меня сегодня услышали, я предложу вам небольшую самостоятельную из четырех вопросов:
  1. Какого типа память наиболее важна математику?
  1. Слуховая
  2. Зрительная
  3. Эмоциональная
  4. Логическая
  1. Писателю важнее всего в работе память:
  1. Слуховая
  2. Зрительная
  3. Эмоциональная
  4. Логическая
  1. Для чего нужны техники запоминания?
  2. Опишите методику «Устные посредники» на примере слов: хлеб, рубашка, соль, стельки, корм для попугая, салфетки.

Приложение 1

Тест на память

Данный тест призван определить уровень вашей смысловой памяти, ее объем и способность к запоминанию текстов.

Внимательно прочитайте следующий текст 1 раз (или попросите кого-нибудь прочитать его вам вслух). Затем запишите основное содержание текста. Вы можете сокращать предложения, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».


Инструкции

Числа в скобках обозначают смысловые единицы или числа, которые встречаются в тексте.

За воспроизведение каждой смысловой единицы (1, 2, 5, б, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16) поставьте себе 1 балл.

За воспроизведение каждого числа (3, 4, / 8, 11, 12) – 2 балла.

Подсчитайте общую сумму баллов.


Результаты теста

Если в итоге вы набрали 17–21 балл, то уровень вашей смысловой памяти очень высок. Для вас не составляет большого труда выделить основное в рассказе собеседника, запомнить время и место назначенной встречи или номер телефона.

Если ваш результат – 8-16 баллов, ваша смысловая память развита хорошо. Вы можете отличить главную информацию отвторостепенной и в общих чертах понять, о чем идет речь.

0-7 баллов. Если такая сумма баллов не связана с тем, что вы устали или вас отвлекли, уровень вашей смысловой памяти действительно невысок. Уже через несколько минут после разговора вы не можете вспомнить, что вам говорили. Из-за забывчивости ваши обещания часто остаются невыполненными.

Приложение 2

Техники запоминания

1.Придают смысл информации, которая ранее его не имела

 2.Помогают упорядочить информацию

Устные посредники

 Для этого человек может придумать историю или рассказ, в котором будут присутствовать созданные им образы.

Например, представьте, что в перечне покупок содержатся следующие предметы: масло, макароны, молоко, кофе, плечики для одежды, увлажняющий крем, марки и конверты.  

Вначале можно создать образ, связанный с макаронами и маслом, представляя себе блюдо из макарон, приправленных маслом; дайте себе время, чтобы четко увидеть полученный образ. Затем, представьте, что перед вами стоит чашка кофе, в которую добавляется немного молока. И наконец можете представить себе, что держите в руках какой-либо предмет одежды, при этом испытывая ощущение, как-будто только что закончили наносить на руки увлажняющий крем. В заключение создайте мысленный образ того, что наклеиваете марку на конверт. После создания ассоциаций можете сформировать из них маленький рассказ, который поможет вспомнить все элементы. Например, он может быть таким:

 «Я только что закончил есть макароны с маслом и пил кофе с молоком, когда случайно опрокинул тарелку с остатками еды. После этого мне пришлось стирать и сушить скатерть, а затем наносить увлажняющий крем на руки».

Места

 Метод мест, также называемый «методом локи» (metododelloci) является самым древним методом мнемоники, который был известен еще за 500 лет до рождения Иисуса Христа. Своим названием он обязан рассказу, переданному нам в наследство Цицероном, в котором Симонидесу де Гeocy, находящемуся на званом обеде, сообщили о том, что его дожидается посланец. Когда поэт выходил из дома, обрушилась крыша, в результате приглашенные гости оказались погребенными под обломками, а их тела были изуродованными до неузнаваемости. Чтобы опознать тела гостей, Симонидес де Геос был вынужден вспоминать места, на которых сидели гости во время обеда. Этот трагический опыт послужил ему примером того, что человек может улучшить способности своей памяти посредством создания мысленных ассоциаций с определенным местом. Впоследствии метод был использован греческими и римскими ораторами при ведении длительных дискуссий для того, чтобы не пользоваться записями.

Если требуется запомнить перечень данных или последовательность тезисов для доклада, единственное, что нужно сделать — это мысленно совершить прогулку по «зданию», складывая на хранение, если так можно сказать, основные положения или образы в каждой комнате или подсобном помещении. Можно восстановить информацию после виртуальной прогулки по помещениям здания, в которых были оставлены данные. Суть этой системы состоит в том, что известная последовательность мест представляет собой структуру, в которую могут быть включены новые данные.

Предположим, что нужно обновить права на вождение автомобиля. Для этого потребуется совершить следующие шаги: произвести почтовый перевод, получить медицинскую справку, сделать ксерокопию удостоверения личности, фотографии и передать все упомянутые документы вместе с конвертом, на который уже наклеена почтовая марка и написан адрес, в соответствующее учреждение.

 После того как выберете здание, например свой дом, попытайтесь совершить маршрут, посетив количество помещений, совпадающее с числом шагов, которые нужно предпринять. Выберите, например, путь от входной двери до кухни. Начните с установления ассоциаций между разными предметами. Допустим, первым образом будет прихожая дома, превращенная в почтовое отделение. Дайте себе время, чтобы зрительно представить образ, сделайте его как можно более правдоподобным. Затем представьте себе группу врачей в коридоре. Можно представить, что в столовой на месте телевизора стоит копировальный аппарат, и таким же образом выстройте ряд ассоциаций до последнего шага. Когда будете готовы вспомнить всю последовательность действий, уже созданные ассоциации с соответствующими помещениями для них, нужно будет только мысленно повторить свой маршрут, чтобы затем воскресить в памяти всю запомненную информацию.

Слова-вешалки

 Этот метод был разработан в XVIII веке Генри Хердсоном в качестве усовершенствования метода мест, который не позволял восстановить случайную информацию. Метод Генри Хердсона заключается в применении серии слов, которые будут использованы в качестве «вешалок» для «подвешивания» новых данных. Для того чтобы воспользоваться этим методом для запоминания нового материала, человек должен создать ассоциацию между каждым новым элементом и словом-вешалкой, согласно установленной последовательности. Предварительно следует изучить простой рифмующийся список, например, следующий:

Сок, кашель, театр, прыжок, ноги, сенатор.

 Затем будут созданы ассоциации между новым материалом и словами-вешалками, в результате чего сформируются мысленные образы, в которых будут взаимодействовать понятия слова-вешалки и новая информация. Образы должны быть как можно более подробными и живыми. Например, если потребовалось бы запомнить героев романа Евгений Онегин, первым образом был бы сам Онегин, который пьет сок, вторым его дядюшка, который кашляет, третьим – Татьяна в театре и т.д.

Чтобы вспомнить информацию, будет достаточно просмотреть слова-вешалки, чтобы воскресить в памяти требуемые термины или ассоциированные идеи.