Семинар-практикум "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса "
Семинар-практикум "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса"
Цель:организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата, развитие эмпатии педагога, культуры человеческого общения.
Участники: педагоги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagopriyatnyy_moralno.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата, развитие эмпатии педагога, культуры человеческого общения.
Задачи:
- Изучение морально-психологического климата в коллективе.
- Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Участники: педагоги.
Эпиграф
Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста,
который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”:
тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет есть меня.
Юрий Арбатов, писатель, драматург.
Ход мероприятия
Вступление
1. Ознакомление педагогического коллектива с целью проведения семинара и задачами.
1. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “морально-психологический климат”.
- Что какое морально-психологический климат?
Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.
Основными факторами формирования морально-психологического климата являются следующие:
- характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;
- содержание, организация и условия трудовой деятельности;
- особенности работы органов управления и самоуправления;
- характер руководства;
- степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
- социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.
От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.
Морально-психологический климат в коллективе
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива; - принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.
1. Упражнение “Рука”.
Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.
2. Тест “Морально-психологический климат в коллективе”.
Раздать бланки. Зачитать инструкцию. Обработать результаты.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 21 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
3. Упражнение “Глаза в глаза”
Цель: развитие коммуникативной культуры педагога, эмпатии, умения сопереживать своему коллеге.
Содержание:
- По кругу передать добрый взгляд друг другу, мысленно желая добра.
- Сидящему рядом человеку высказать добрые слова и пожелания.
- Что было делать труднее – смотреть на человека или общаться с ним словесно?
- Можете ли вы представить какого – либо ученика на месте своего коллеги?
4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
1. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
2. Как снять эмоциональное или физическое напряжение у ребенка и взрослого.
Упражнение “ Вверх по радуге”.
Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.
Содержание: участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с неё (3 раза). Затем повторяют всё с открытыми глазами (3 раза). Что вы при этом испытывали?
3. Как располагать к себе людей
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей («Как завевать друзей и оказывать влияние на людей»
- Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
- Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
- Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
- Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
- Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
- Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
- Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
4. Как по-философски относиться к жизни
13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес
- Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
- Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
- Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
- Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
- Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
- Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
- Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
- Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
- Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
- Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
- Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
- Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
- Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
5. Игра “Автомобиль”.
Инструкция. Представьте наш детский дом в виде автомобиля. Теперь подумайте, какой частью автомобиля могли бы вы быть? Ваши коллеги? Записать варианты на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
6. Подведение итогов занятия
Рефлексия: оцените занятие двумя словами, но начинающимися на одну и ту же букву.
7. Заключение
Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и я, надеюсь, создать позитивный настрой для успешного продолжения нашей работы.
Памятка 3. 12 "нельзя" учителя, классного руководителя.
НЕЛЬЗЯ!
1. Навязывать свои мысли, быть назойливым и надоедливым.
2. Возвышаться над аудиторией, подчеркивать свое превосходство.
3. Быть категоричным без надобности.
4. Ограничиваться логикой абстрактных рассуждений.
5. Говорить плохо о тех, кем молодежь восхищается в данный момент.
6. Изворачиваться или выгораживать того, кто себя дискридитировал в глазах общественного мнения.
7. Упрекать и корить за незнание, ошибочное понимание.
8. Уклоняться от острых вопросов.
9. Льстить аудитории, угрожать ей, идти на поводу у нее.
10. Играть на чувствах молодых людей.
11. Принижать чувство их собственного достоинства.
12. Прибегать к публичной, отрицательной оценке, если дело легко поправить без гласности и человек осознал свои ошибки.
Комментарии
Использованная литература:
Использованная литература: Могила Ольга Ильинична, «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса», 2005/2006 уч. год.