Семинар-практикум "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса "

Мелешик Екатерина Николаевна

Семинар-практикум "Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса"

Цель:организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата, развитие эмпатии педагога, культуры человеческого общения.

Участники: педагоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blagopriyatnyy_moralno.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата, развитие эмпатии педагога, культуры человеческого общения.

Задачи:

  1. Изучение морально-психологического климата в коллективе.
  2. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Участники: педагоги.

Эпиграф

Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста,

который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”:

 тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет есть меня.

Юрий Арбатов, писатель, драматург.

Ход мероприятия

Вступление

1. Ознакомление педагогического коллектива с целью проведения семинара и задачами.

1. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “морально-психологический климат”.

- Что какое морально-психологический климат?

Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Основными факторами формирования морально-психологического климата являются следующие:

  1. характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;
  2. содержание, организация и условия трудовой деятельности;
  3. особенности работы органов управления и самоуправления;
  4. характер руководства;
  5. степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
  6. социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.

От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.

Морально-психологический климат в коллективе

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

  1. доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
    доброжелательная и деловая критика;
  2. свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  3. отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  4. достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  5. удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
    высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
  6. принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.

1. Упражнение “Рука”. 

Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.

2. Тест “Морально-психологический климат в коллективе”.

Раздать бланки. Зачитать инструкцию. Обработать результаты.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 21 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

3. Упражнение “Глаза в глаза”

Цель: развитие коммуникативной культуры педагога, эмпатии, умения сопереживать своему коллеге.

Содержание:

  1. По кругу передать добрый взгляд друг другу, мысленно желая добра.
  2. Сидящему рядом человеку высказать добрые слова и пожелания.
  1. Что было делать труднее – смотреть на человека или общаться с ним словесно?
  2. Можете ли вы представить какого – либо ученика на месте своего коллеги?

4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

1. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

2. Как снять эмоциональное или физическое напряжение у ребенка и взрослого.

Упражнение “ Вверх по радуге”.

Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.

Содержание: участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с неё (3 раза). Затем повторяют всё с открытыми глазами (3 раза). Что вы при этом испытывали?

3. Как располагать к себе людей

ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ 

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей («Как завевать друзей и оказывать влияние на людей»

  1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
  2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
  3. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
  4. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
  5. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
  6. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  7. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  8. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
  9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

4. Как по-философски относиться к жизни

     13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес

  1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
  2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
  3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
  4. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
  5. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
  6. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
  7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
  8. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
  9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
  10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
  11. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
  12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
  13. Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

5. Игра “Автомобиль”. 

Инструкция. Представьте наш детский дом в виде автомобиля. Теперь подумайте, какой частью автомобиля могли бы вы быть? Ваши коллеги? Записать варианты на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.

6. Подведение итогов занятия

Рефлексия: оцените занятие двумя словами, но начинающимися на одну и ту же букву.

7. Заключение

Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и я, надеюсь, создать позитивный настрой для успешного продолжения нашей работы.

Памятка 3. 12 "нельзя" учителя, классного руководителя.

НЕЛЬЗЯ!
1. Навязывать свои мысли, быть назойливым и надоедливым.
2. Возвышаться над аудиторией, подчеркивать свое превосходство.
3. Быть категоричным без надобности.
4. Ограничиваться логикой абстрактных рассуждений.
5. Говорить плохо о тех, кем  молодежь восхищается в данный момент.
6. Изворачиваться или выгораживать того, кто себя дискридитировал в глазах общественного мнения.
7. Упрекать и корить за незнание, ошибочное понимание.
8. Уклоняться от острых вопросов.
9. Льстить аудитории, угрожать ей, идти на поводу у нее.
10. Играть на чувствах молодых людей.
11. Принижать чувство их собственного достоинства.
12. Прибегать к публичной, отрицательной оценке, если дело легко поправить без гласности и человек осознал свои ошибки.