Занятие по профессиональной ориентации "Современный мир профессий"
Профориентационное занятие для учащихся 10-11 классов "Современный мир профессий". Для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать из чего выбирать, знать мир профессий. Работа на занятие помогает ребятам осознать многообразие и многочисленность профессионального мира. . Идёт знакомство с классификацией профессий, предложенной Климовым. В ходе занятия ребята сталкиваются с новыми малоизвестными, либо совсем не известными профессиями. Перед ними встаёт проблема содержания труда данных профессий. Для поиска информации о профессиях используются ресурсы сети интернет. Ребята знакомятся с сайтами о профессиях, учатся в них работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientacionnoe_zanyatie.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по профессиональной ориентации
«Современный мир профессий»
Цель занятия – мотивировать учащихся на поиск информации о разных профессиях.
Необходимое оборудование: компьютеры с доступом в интернет, бланки для проведения методики поиска профессии, карточки с названиями различных профессий, карточки с критериями профессий для индивидуальной работы
Участники: учащиеся 10-11 класса
Ход занятия.
Вступительное слово ведущего.
Остался один год обучения, и, следовательно, стоит вопрос о выборе профессии. К моменту выбора экзаменов вы должны выбрать не только профессию, но и учебное заведение, в которое будете поступать. Знать условия поступления.
Поэтому очень важно как можно раньше определиться с выбором профессии.
- Психолог: Сегодня я хотела поговорить не о конкретных профессиях, а о ваших представлениях о профессиональной деятельности в целом. Каждый из вас определённым образом представляет свою будущую профессиональную деятельность, предъявляет к ней определённые требования.
Упражнение. Я предлагаю вам проранжировать критерии, характеризующие профессию. Критерии:
Профессия должна быть:
Хорошо оплачиваемой
Престижной
Интересной
Востребованной на рынке труда
Соответствовать моим возможностям, способностям
С хорошими условиями труда
чтобы её легко было приобрести
Можно было бы учиться и работать вместе с друзьями
Соответствовать желанию родителей
После того, как ребята проранжируют критерии по личной значимости, идёт обсуждение каждого критерия (Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006.).
После обсуждения учащимся предлагается снова провести ранжирование критериев. Наблюдаются значительные перемены в первостепенности.
- Психолог: Профессия это не просто любимое интересное дело, которое к тому же даёт нам обеспечение наших материальных потребностей. Профессия – это ещё и образ жизни. Давайте сравним:
- журналист – много контактов, новые знакомства, энергичный темп работы, переживание кризисных моментов, командировки, спешка, гонения на журналистов – риск в работе;
- Геолог – быт, лишенный удобств;
- Фармацевт – не требует спешки, отсутствие командировок, постоянный коллектив, работа в одиночестве.
Поэтому, когда вы будете выбирать профессию, рекомендую вам обратить внимание на то, как эта профессия окажет влияние на ваш образ жизни и понравится ли вам это.
Упражнение: Проведение методики поиска профессии (см. приложение)
- Психолог: Профессий много, и люди стараются их классифицировать. Познакомимся с классификацией Климова (психолог знакомит с делением профессий на пять групп в зависимости от предмета труда, зачитываются характеристики каждой группы)
(человек-человек, человек–знаковая система, человек– художественный образ, человек – техника, человек – природа).
Упражнение. Учащимся предлагается распределить карточки с названиями профессий на пять групп по классификации Климова.
Комментарии. Наряду со знакомыми профессиями вводятся современные профессии, малоизвестные или неизвестные совсем. Перед учащимися встаёт проблема, к какой группе профессию отнести, поскольку они не знают содержание труда данной профессии. В процессе работы я прошу откладывать карточки, вызвавшие затруднения в сторону.
Когда работа закончена, мы проверяем соответствие профессий группам. Затем возвращаемся к отложенным каточкам.
- Психолог: Мир профессий очень многообразен. С каждым годом появляются новые профессии, а старые исчезают за ненадобностью. Мы должны шагать в ногу со временем. Для того чтобы выбрать профессию по душе, нужно знать из чего выбирать, нужно знать содержание профессий.
Где можно взять информацию о профессиях? Это книги и телевидение, люди, которые нас окружают и конечно Интернет.
Далее идёт знакомство ребят с сайтом на котором они могут найти информацию о профессиях.
(работа в интернете) мы находим профессии, которые вызвали трудность при выполнении предыдущего упражнения. Узнаём содержание данной профессии и относим её к определённой группе.
В заключение ребятам даётся возможность на свой выбор поработать с сайтом.
Приложение 1
Методика поиска профессии
- Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:
- Географические условия (хочу чтобы в городе было метро, чтобы в городе жило не менее 500000 человек; не подходит жаркий климат; не подходит город, который не стоит на реке; важно какая будет религия, на каком языке говорят люди)
- Характер рабочего места (близость к рабочему месту, удобное рабочее место; работа в смену, ежедневная или свободный график;
- Эмоциональная и духовная атмосфера работы.
Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы. Например, дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремлённость, строгость, военная дисциплина
- Знания, с которыми я хотел бы работать.
Вот пример такого списка: экономика, бухгалтерия, делопроизводство, психология, физика, педагогика и т.д.
- Люди, с которыми мне хотелось бы работать.
- Коллеги.
- Клиенты.
Здесь можно указывать: возраст, пол, доход, вероисповедание, уровень образования, численность (микроколлективы, малые коллективы, большие коллективы). Кто они – математики, гуманитарии, творческие люди? Клиенты постоянные или каждый раз разные?
- Информация, с которой мне хотелось бы работать.
Перечислите все источники, с помощью которых вы хотели бы получать информацию: телефон, интернет, телевизор, сплетни и слухи, газеты, радио, книги, семинары ... что ещё?
- Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать.
Перечислите все предметы, которые вам милы и которые вы хотели использовать в своём деле (хирургический скальпель, лазерный луч, автомат Калашникова, стамеску, компьютер, калькулятор).
- Действия, которые я хотел бы совершать на работе (стрелять, оперировать, учить, тренировать, фотографировать, рисовать, липить, вести подсчёты, писать, чертить, водить машину, много путешествовать, выступать перед аудиторией, убеждать, ремонтировать, и тд.