Занятие по профессиональной ориентации "Современный мир профессий"

Профориентационное занятие для учащихся 10-11 классов "Современный мир профессий". Для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать из чего выбирать, знать мир профессий.  Работа на занятие помогает  ребятам осознать многообразие и многочисленность профессионального мира. . Идёт знакомство с классификацией профессий, предложенной Климовым. В ходе занятия ребята сталкиваются с новыми малоизвестными, либо совсем не известными профессиями. Перед ними встаёт проблема содержания труда данных профессий. Для поиска информации о профессиях используются ресурсы сети интернет. Ребята знакомятся с сайтами о профессиях, учатся в них работать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientacionnoe_zanyatie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профессиональной ориентации

«Современный мир профессий»

Цель занятия – мотивировать учащихся на поиск информации о разных профессиях.

Необходимое оборудование: компьютеры с доступом в интернет, бланки для проведения методики поиска профессии, карточки с названиями различных профессий, карточки с критериями профессий для индивидуальной работы

Участники: учащиеся 10-11 класса

Ход занятия.

Вступительное слово ведущего.

Остался один год обучения, и, следовательно, стоит вопрос о выборе профессии. К моменту выбора экзаменов вы должны выбрать не только профессию, но и учебное заведение, в которое будете поступать. Знать условия поступления.

Поэтому очень важно как можно раньше определиться с выбором профессии.

  1. Психолог: Сегодня я хотела поговорить не о конкретных профессиях, а о ваших представлениях о профессиональной деятельности в целом. Каждый из вас определённым образом представляет свою будущую профессиональную деятельность, предъявляет к ней определённые требования.

Упражнение. Я предлагаю вам проранжировать критерии, характеризующие профессию. Критерии:

Профессия должна быть:

Хорошо оплачиваемой

Престижной

Интересной

Востребованной на рынке труда

Соответствовать моим возможностям, способностям

С хорошими условиями труда

чтобы её легко было приобрести

Можно было бы учиться и работать вместе с друзьями

Соответствовать желанию родителей

 После того,  как ребята проранжируют критерии по личной значимости, идёт обсуждение каждого критерия (Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006.).

После обсуждения учащимся предлагается снова провести ранжирование критериев. Наблюдаются значительные перемены в первостепенности.

  1. Психолог:  Профессия это не просто любимое интересное дело, которое к тому же даёт нам обеспечение наших материальных потребностей. Профессия – это ещё и образ жизни. Давайте сравним:
  1. журналист – много контактов, новые знакомства, энергичный темп работы, переживание кризисных моментов, командировки, спешка, гонения на журналистов – риск в работе;
  2. Геолог – быт, лишенный удобств;
  3. Фармацевт – не требует спешки, отсутствие командировок, постоянный коллектив, работа в одиночестве.

Поэтому, когда вы будете выбирать профессию, рекомендую вам обратить внимание на то, как эта профессия окажет влияние на ваш образ жизни и понравится ли вам это.

Упражнение: Проведение методики поиска профессии (см. приложение)

  1. Психолог: Профессий много, и люди стараются их классифицировать. Познакомимся с классификацией Климова (психолог знакомит с делением профессий на пять групп в зависимости от предмета труда, зачитываются характеристики каждой группы)

(человек-человек, человек–знаковая система, человек– художественный образ, человек – техника, человек – природа).

Упражнение. Учащимся предлагается распределить карточки с названиями профессий на пять групп по классификации Климова.

Комментарии.  Наряду со знакомыми профессиями вводятся современные профессии, малоизвестные или неизвестные совсем. Перед учащимися встаёт проблема, к какой группе профессию отнести, поскольку они не знают содержание труда данной профессии. В процессе работы я прошу откладывать карточки, вызвавшие затруднения в сторону.

Когда работа закончена,  мы проверяем соответствие профессий группам.  Затем возвращаемся к отложенным каточкам.

  1. Психолог: Мир профессий очень многообразен. С каждым годом появляются новые профессии, а старые исчезают за ненадобностью. Мы должны шагать в ногу со временем. Для того чтобы выбрать профессию по душе, нужно знать из чего выбирать, нужно знать содержание профессий.

Где можно взять информацию о профессиях?  Это книги и телевидение, люди, которые нас окружают и конечно Интернет.

Далее идёт знакомство ребят с сайтом на котором они могут найти информацию о профессиях.

(работа в интернете) мы находим профессии, которые вызвали трудность при выполнении предыдущего упражнения. Узнаём содержание данной профессии и относим её к определённой группе.

В заключение ребятам даётся возможность на свой выбор поработать с сайтом.

Приложение 1

Методика поиска профессии

  1. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:
  1. Географические условия (хочу чтобы в городе было метро, чтобы в городе жило не менее 500000 человек; не подходит жаркий климат; не подходит город, который не стоит на реке; важно какая будет религия, на каком языке говорят люди)
  2. Характер рабочего места (близость к рабочему месту, удобное рабочее место;  работа в смену, ежедневная или свободный график;  
  1. Эмоциональная и духовная атмосфера работы.

Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы. Например, дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремлённость, строгость, военная дисциплина

  1. Знания, с которыми я хотел бы работать.

Вот пример такого списка: экономика, бухгалтерия, делопроизводство, психология, физика, педагогика и т.д.

  1. Люди, с которыми мне хотелось бы работать.
  1. Коллеги.
  2. Клиенты.

Здесь можно указывать: возраст, пол, доход, вероисповедание, уровень образования, численность (микроколлективы, малые коллективы, большие коллективы). Кто они – математики, гуманитарии, творческие люди? Клиенты постоянные или каждый раз разные?

  1. Информация, с которой мне хотелось бы работать.

Перечислите все источники, с помощью которых вы хотели бы получать информацию: телефон, интернет, телевизор, сплетни и слухи, газеты, радио, книги, семинары ... что ещё?

  1. Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать.

Перечислите все предметы, которые вам милы и которые вы хотели использовать в своём деле (хирургический скальпель, лазерный луч, автомат Калашникова, стамеску, компьютер, калькулятор).

  1. Действия, которые я хотел бы совершать на работе (стрелять, оперировать, учить, тренировать, фотографировать, рисовать, липить, вести подсчёты, писать, чертить, водить машину, много путешествовать, выступать перед аудиторией, убеждать,  ремонтировать, и тд.