Конспекты занятий

  Ивлиева Наталья Вячеславовна

Конспекты психологических занятий "Хочешь быть счастливым - будь им", "Все мы разные, но все мы равны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям 5 классов.

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.          Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.          Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.          Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5.          На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6.          Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7.          Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8.          Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9.          Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10.          Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11.          Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.          Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13.          Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14.          Используйте систему поощрений, а именно:, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15.          Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16.          Не допускайте педагогического манипулирования.

17.          В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18.          Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19.          Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20.          Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

 

Рекомендации учителю 5 класса по соблюдению единых требований

 к уроку

- Организовать подготовку ученика к уроку: учебные принадлежности должны быть выложены на стол, в том числе и дневник.

- Учителям-предметникам регулярно выставлять отметки в дневник учащихся.

- Домашнее задание давать своевременно, с объяснением, в соответствии с требованиями к его объему.

- Контролировать дисциплинированность учащихся: отмечать пропуски в классном журнале, не допускать опозданий на урок.

- Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

здороваться стоя;

не перебивать ни учителя, ни ученика;

поднятая рука ― сигнал о вопросе или ответе;

постараться исключить опоздания и т.п.;

б) организация учебного процесса:

наличие необходимых учебных пособий;

соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:

проявлять уважение друг к другу;

стараться услышать и понять друг друга;

оказывать посильную помощь друг другу;

помогать заболевшим ученикам и т.п.

Рекомендации по подготовке урока

в 5 классе

- Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности.

- Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах.

- Разработать систему повторения учебного материала начальной школы по русскому языку и математике в 5 классе.

- Шире использовать демонстрационный и раздаточный материал.

- Использовать на уроке дидактические и познавательные игры, продумывать мотивационную сторону урока.

- На каждом уроке проводить минутки отдыха; физкультурные, музыкальные и динамические паузы.



Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кризис подросткового возраста

                                         Выпускная квалификационная работа

                                       слушателя курсов повышения квалификации

                                       педагога-психолога 1 квалификационной категории

                                       Ивлиевой Натальи Вячеславовны

                                       Муниципальное образовательное учреждение

                                     «Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка

                                       Ивантеевского района Саратовской области»

Саратов 2011

Содержание

Введение

Глава 1.  Психофизиологические особенности подросткового возраста

Глава 2.  Кризис подросткового возраста

Глава 3. Решение проблем подросткового возраста в МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение.

     Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

   Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными  уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

   В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психологические изменения: появляются новые, ранее не знакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, порой даже не понятные самому подростку, появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, появляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности, именно поэтому возникает множество проблем в этом возрасте, также у подростка в это время формируется характер, взгляды, определение будущего и перед ним возникают задачи, которые необходимо решить.

   Для меня как для педагога-психолога интересна эта тема потому, что кризис подросткового возраста приходится на период школьного обучения. Трудности данного этапа проявляются в его школьной жизни: проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями, снижение учебной мотивации, конфликтные ситуации, вредные привычки, профессиональное самоопределение и т.д. И эти проблемы приходится решать.

  Цель: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.

 Задачи:

1. рассмотреть главные особенности этого периода;

2.  Изучить материал о трудностях подросткового периода.

3.  Проанализировать и найти решение проблем.

Глава 1.  Психофизиологические особенности подросткового возраста

  Подростковый возраст – это так называемый «переходный период», в основе которого лежит физиологическая перестройка всего организма, начинающаяся у детей в 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Ускоряется обмен веществ, начинается бурный рост тела в длину. Наблюдается так называемый пубертатный скачок роста. Кости конечностей опережают в своем развитии кости грудной клетки и таза. Рост мышечной ткани не успевает за увеличением длины тела. Младшие подростки становятся непропорциональными, нескладными: длинные руки, узкие плечи и бедра, впалая грудь. Нарушается координация движений. Меняется походка, осанка. Временный разрыв в перестройке различных систем органов приводит не только к внешней диспропорции тела, но и к несбалансированному функционированию организма. 11-13-летние подростки нередко испытывают недомогание, физический дискомфорт, они быстро утомляются, сонливы. Неприятности и беспокойство многим доставляют перебои в сердце, покалывание в груди. Случаются затруднения в дыхании, возникает ощущение нехватки воздуха, неполного вдоха. Отстают в развитии легкие, сдерживаемые узкой грудной клеткой. Мышцы растут медленнее костей, в том числе и сердечная. У младших подростков могут появляться шум в ушах, ощущение «ватной головы». Их работоспособность снижена, при умственной нагрузке быстро развиваются утомление, вялость.

  Активность гормональных процессов определяет высокую эмоциональность подростков. Эмоции подростков отличаются не только силой, но и большой неустойчивостью. Настроение часто и резко меняется, возможны бурные аффективные вспышки. На пустяковую просьбу или замечание подросток может ответить криком, слезами, хлопаньем двери. Взрослому человеку крайне редко приходится испытывать такие сильные чувства, которые сопровождают повседневную жизнь ребенка.

Глава 2.  Кризис подросткового возраста

  В подростковом возрасте у ребёнка снижается общий интерес к учебе, к школе, школа перестаёт быть центром духовной жизни. Это следствие «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учёбе в начальных классах, уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям, не сложились. Возникают даже конфликты с учителями, порой серьезные из-за разочарования, непонимания, а потом и внутри класса, ситуации.

  Любому человеку свойственна потребность утверждаться в том деле, которым он занят, стремление добиться успеха - и в своих глазах и в глазах других. В особой мере это характерно для подростка сего бурно развивающимся самосознанием, обострённым чувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает нежелание учиться. Плохая успеваемость может быть связана и с отношением в коллективе. Акцент перемещается с взрослых на сверстников; именно их оценка приобретает для подростка решающее значение. И, наконец, трудности учения могут быть вызваны пороками семейного воспитания - ослаблением контроля  за учёбой подростка, более редкими встречами родителей с учителями или, напротив, мелочной опекой, сковывающей инициативу и самостоятельность подростка.

   Подросток сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким, требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношении, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.   Проблемы подростка «принадлежат» не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными именно во взаимоотношениях со взрослыми. «Не хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал курить», «попал в плохую компанию», «всё время проводит за компьютером», «совсем не помогает по дому»…

   

Результаты опроса среди учащихся 7-11 классов МОУ

«СОШ с. Ивантеевка»

Курите ли вы?

Употребляли ли вы хотя бы раз в жизни спиртные напитки?

Употребляли ли вы сами наркотические средства?

Среди моих одноклассников нет таких, кто хотя бы раз пробовал наркотики

Глава 3.  Решение проблем подросткового возраста в МОУ «СОШ  с. Ивантеевка»

   Работая с подростком, психолог обращается не только к подростку, но и к его окружению: родителям, учителям, специалистам. Без помощи взрослых  подросток не всегда может справиться с трудностями, разрешить свои проблемы, совершить правильный выбор. Многие подростки обращаются за психологической помощью самостоятельно. Они приходят к психологу, потому что чувствуют, что их собственных сил не хватает для решения той проблемы, с которой они столкнулись. Они могут нуждаться в совете, в выслушивании, в совместном анализе. Они очень хотят понимания, потому что ситуация, в которую они попали, заставляет сомневаться в себе, в своих силах и возможностях, она заставляет их страдать.

  Многие подростки обращаются с просьбой «помочь разобраться в себе»; они с удовольствием выполняют различные тесты, определяющие их интеллектуальные способности, личностные особенности и особенности общения, склонность к различным видам профессиональной деятельности.

    Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие в подростковом возрасте, могут быть вызваны разнообразными причинами. Некоторые из них могут быть объяснены непосредственно особенностями подросткового возраста; они «корректируются» во взаимодействии с помощью гибкого, понимающего подхода взрослых – родителей и педагогов. Другие проблемы имеют более глубокие корни – они длительное время накапливались и зрели, а к подростковому возрасту проявились остро и ярко. Именно поэтому так важна психологическая грамотность родителей и педагогов, их педагогическая компетентность и готовность оказывать помощь и поддержку подросткам. Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, помогающих объективно рассмотреть ситуацию и найти решение.

   В МОУ «СОШ с. Ивантеевка проводятся различные мониторинги и исследования, занятия и беседы с учащимися подросткового возраста. Классные руководители взаимодействуют с педагогом-психологом по вопросам психологического просвещения родителей. На родительских собраниях психолог рассказывает об особенностях возраста, даёт рекомендации.

В МОУ «СОШ с. Ивантеевка» педагогом-психологом проводились консультации по следующим проблемам

Учащихся:

Личные проблемы –15%

Конфликты – 16%

Взаимоотношения в семье – 10%

Межличностные отношения – 12%

Поведение – 20%

Страхи – 5%

Выбор жизненного пути – 9%

Трудности в учёбе – 13%

Родителей:

Поведение – 38%

Обучение – 23%

Выбор жизненного пути – 23%

Состояние здоровья – 15%

Основные обращения к психологу и социальному педагогу связаны с:

успеваемостью ребенка,

проблемами в эмоционально-личностной сфере ребенка,

личными проблемами ребенка,

особенностями личностного развития ребенка,

повышенной тревожностью ребенка,

его низкой социальной адаптированностью,

недостаточной мотивацией учения.

В МОУ «СОШ с. Ивантеевка» к социальному педагогу были обращения по следующим вопросам:

Курение – 32%

Пропуски уроков – 18%

Успеваемость – 15%

Вопросы личного характера – 12%

Драки – 8%

Опоздания на уроки – 10%

Взаимоотношения со сверстниками – 5%

Результаты опроса, проведённого среди подростков 9-х классов
МОУ «СОШ  с.  Ивантеевка»:

Что такое ценности?

Ценности – то, что дорого человеку – 100%

Можно ли прожить без ценностей?

Существовать, не имея ценностей, невозможно – 80%

Меняются ли ценности в течении жизни человека?

Да, меняются – 90%

Какие ценности самые важные для вас?

Друзья  - 40%

Свобода – 10%

Профессия – 70%

Помощь родителям, семья – 60%

Дом, машина – 70%

Результаты проведения анкеты для учащихся 7 «б» класса:

Говорят, что «от сумы да от тюрьмы» никто не застрахован. Ты с этим

Согласен  67%

Не согласен 10%

Не задумывался над этим 23%

Как ты думаешь, какие преступления из перечисленных может совершить подросток?

воровать 100%

угнать машину 81%

ограбить 62%

избить 95%

изнасиловать38%

принимать наркотики 95%

Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

Семейная ситуация 76%

Компании 81%

Особенности характера 52%

Непредвиденная ситуация 67%

Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

Разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них 71%

Обсуждение статей законов в семье 52%

Издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества  67%

Спецкурсы и факультативы по правовой тематике в школе 67%

Тренинги и игры по правовой тематике 48%

Клубная модель воспитательной системы в МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

    Мы провели опрос среди учащихся 6-9 классов, который показал, что в нашей школе имеются потребности для создания подросткового клуба «Ровесник – Ровеснику». Главной особенностью которого является взаимодействие детей «группы риска» и учащихся с активной жизненной позицией и подростки скорее консультанты, влияющие на формирование норм поведения и ценностных ориентиров в своём социальном окружении и опирающиеся при этом на собственное отношение и свои собственные рамки.

Цель клуба - создание и поддержка молодёжного движения, увеличение потенциальной способности молодёжи быть успешными.

Задачи клуба

  1. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников.
  2. Создание мотивации здорового образа жизни.
  3. Формирование  индивидуального способа физического самосовершенствования, саморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля.
  4. Профилактика  дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.
  5. Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодёжных лидеров.
  6. Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

 Один из главных критериев успеха – способность ребят активно влиять на своё окружение, делиться  полученными знаниями. Ребята учатся:

  1. Завоёвывать авторитет;
  2. Слушать и слышать, говорить интересно и убедительно;
  3. Уважать себя и уважать других;
  4. Работать с аудиторией;
  5. Аргументировать свою точку зрения;
  6. Выполнять свои обязательства;
  7. Уметь отличать раскрепощённость от развязанности, а уверенность от наглости;
  8. Преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;
  9. Работать в группе и выступать при этом в разных ролях.

  Члены клуба проводят анкетирования, тренинговые занятия и игры (2-5 классы), создают и распространяют информационные листовки (1-11кл), оформляют тематические стенды. Данная работа у учащихся вызывает повышенный интерес.

  Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы.

Заключение

 Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

  Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода.

   Таким образом, подводя итог можно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности, необходимость  продолжения глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, важность применения этих знаний в реальной жизни.

Список использованной литературы

  1. «Психология подростка». Б.С. Волков. – Москва, изд.

Педагогическое общество России, 2001.

  1. «Возростная и педагогическая психология». Под ред. М.В. Гамезо.

–Москва, изд. Просвещение, 1984.

  1. «Психология девиантного поведения». Ю.А. Клейберг. – Москва,

изд. ТЦ Сфера, 2001.

  1. «Рабочая книга школьного психолога». Под ред. И.В. Дубровиной.

–Москва, изд. Просвещение, 1991.

  1. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов», М, 2000 г.
  2.   Д.М. Дубравская «Основы психологии», Издательство «Свет», Львов

 2001г.

  1. http://psylist.net/pedagog/trud.htm
  2. http://www.lichnost.21309.edusite.ru/p15aa1.html

Приложение

«Трудный подросток».

Что же делать родителям? (памятка)

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИВАНТЕЕВКА ИВАНТЕЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Доклад

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

                                                                Выполнила:

                                                                               педагог-психолог Ивлиева Н.В

2009 год

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).

Навыки, приобретаемые в ходе такой работы, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.

Понятие ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.

Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Можно выделить следующие критерии определения готовности:

  1. формирование ЗУН, необходимых для обучения;
  2. личностная готовность,
  3. интеллектуальная готовность,
  4. мотивационная готовность,
  5. эмоционально-волевая готовность;
  6. коммуникативная готовность.

психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''

Основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации:

  1. использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
  2. способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
  3. целесообразность в действиях;
  4. способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
  5. способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
  6. владение диагностическими умениями и навыками;
  7. владение исследовательскими умениями и навыками;
  8. способность организовывать и планировать деятельность
  9. коммуникативные способности.        

По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».

Участниками итоговой аттестации необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Основные направления психолого-педагогической подготовки к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

                

Необходимо выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ГИА:

  1. формирование умения решать задания разного уровня;
  2. развитие мотивации и целеполагания;
  3. формирование положительного отношения;
  4. формирование роли участника экзамена;
  5. развитие самоконтроля;
  6. формирование уверенности и положительной самооценки.

Педагогам, проводящим подготовку обучающихся к итоговой аттестации, важно помнить, что на результаты ГИА влияют:

  1. уровень предметной подготовки;
  2. уровень тестовой культуры выпускника;
  3. психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо:

  1. адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  2. исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
  3. организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
  4. индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
  5. провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
  6. проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;
  7. составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
  8. обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации;
  9. провести практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных ошибок учащихся, определить методические приемы по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся).

Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции.

. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

  1. вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
  2. организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;
  3.  проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

  1. содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
  2. отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
  3. организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
  4. организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

  1. в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
  2. в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
  3. в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,
  4. в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Это возможно лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Важна позиция: «Мы вместе помогаем детям подготовиться к экзамену». Таким образом, роль всех участников итоговой аттестации в подготовке к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену участников

 итоговой аттестации:

  1. использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
  2. способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
  3. целесообразность в действиях;
  4. способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
  5. способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
  6. владение диагностическими умениями и навыками;
  7. владение исследовательскими умениями и навыками;
  8. способность организовывать и планировать деятельность
  9. коммуникативные способности.        

По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».

Памятка для учащихся по подготовке к единому государственному экзамену

  1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме.

Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

  1. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?

Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.

Выгоды такой подготовки заключаются в следующем: формируется уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами; опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки).

Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.

3. Правильно формируйте свое поведение во время проведения единого государственного экзамена.

Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот.

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться  в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы  ''засядете'' с каким-нибудь заданием.

Советы по преодолению этих трудностей

  1. Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии.

Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:

а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;

б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями, например 120 минут;

в) сократите время тестирования, например до 90 минут (тренировка в стрессовых условиях);

г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями.

Во время экзаменов используйте только свой положительный опыт.

  1. В период подготовки к ЕГЭ, даже если у вас не возникает проблем, ведите дневник самоконтроля, в котором вы будете отмечать:

а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;

б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;

в) состояние вашей подготовки, на какой стадии вы находитесь в настоящее время.

  1. Составьте расписание подготовки (приблизительно от 30 до 60 минут в день), приурочив занятия к определенному времени дня. Это поможет вам сознательно проводить самоконтроль и самодисциплину. Важным признаком самоконтроля является умение принимать решения самостоятельно без давления извне. Помните, что внешнее принуждение, либо надежда, что вы сможете выучить все сразу перед экзаменами, всего за несколько дней, менее  эффективны, чем последовательный и упорядоченный процесс обучения. Подготовка под давлением необходимости, как правило, приводить к отторжению материала, который необходимо запомнить.
  2. Использование успокаивающих средств на кануне или перед экзаменом не принесет вам успеха, так как успокаивающие средства, которые в лучшем случае, сдерживают нервное возбуждение, тем самым снижают важную составляющую успеха, а именно волю к преодолению трудностей, снижают способность к самокритике и работоспособность учащегося.

Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании. Главный прием работы с нервозностью и волнением является хорошая подготовленность, так как тот, кто знает, что его ждет, будет более спокоен, чем тот, кто находится в неопределенности и неизвестности.

Интенсивная подготовка к тестированию обеспечивает испытуемому значительную психологическую поддержку.

5. При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от тог, что вам удастся вспомнить.

А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным Для этого вам не придется потратить  много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!

Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.

Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, до много можно додуматься самостоятельно.

В) Ищите смысловые и структурные связи.

Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

Г) Используйте ассоциации.

Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.

Как вести себя перед экзаменом[1]

Прийти и занять место в аудитории, будучи в хорошем настроении, - первый шаг к тому, чтобы успешно справиться с заданиями.

  1. За день до экзамена точно установите местонахождение, где будет проводиться ЕГЭ. Это важно в том случае, когда экзамен проводится в не знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости тратить нервную энергию на поиск.
  2. За день до экзамена дважды проверьте, когда он состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются на экзамен с опозданием.
  3. Накануне экзамена (а может быть и раньше) соберите все, что вам понадобиться (ручки, карандаши, калькулятор – проверьте состояние батареек, чертежные принадлежности и т.д., в зависимости от того, по какому предмету вам предстоит экзамен). Положите все это в папку или пенал. В день экзамена вам достаточно взять это и не тратить время и энергию на поиски мелочей.
  4. Не перерабатывайте! Прозанимавшись всю ночь перед экзаменом, вы, конечно, будете знать больше, однако, в результате окажетесь слишком утомленными для того, чтобы правильно отвечать на экзаменационные вопросы.
  5. При повторении материала непосредственно перед экзаменом не травмируйте себя, отмечая, чего вы не знаете. Свои усилия сосредоточьте на совершенствовании имеющихся знаний и не пытайтесь учить новое.
  6. Отдохните! Не бойтесь поспать – отдых вам как раз нужен. При этом лежать и мучаться от мысли, что вы не можете уснуть, совершенно бесполезно! Перестаньте беспокоиться о том, что сон к вам не идет. Расслабьтесь и вам удаться заснуть.
  7. На экзамен постарайтесь прийти пораньше. Имейте запас времени на тот случай, если во время не придет автобус, трамвай или маршрутка или не заведется автомобиль у родителей.
  8. В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций. Не спорьте с родителями, сверстниками, одноклассниками. Не позволяйте себе сердиться. Не позволяйте, кому бы то ни было, вывести вас из себя.
  9. Подходя к зданию школы, аудитории, где будет проходить экзамен, избегайте тех, кто обычно толпится перед дверью, спрашивая друг друга: «Как ты думаешь, будут ли вопросы по теореме…» или «Ты разобрался в материалах …» и т.д. Если вы примкнете к этой группе, у вас почти наверняка появится ощущение, что все вокруг знают больше и лучше вас.
  10. По мере приближения самого момента начала старайтесь думать о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете. Помните, что первую половину баллов получить достаточно просто.

Как вести себя в начале экзамена[2]

Первые несколько минут вначале экзамена – самые нервные, но они могут стать самыми ценными, если вам удастся их разумно использовать. Помещенные ниже рекомендации о том, как вести себя в течение первых 10-15 минут, помогут вам на любом экзамене приступить к делу спокойно и последовательно. На выполнение большинства этих предложений потребуются лишь секунды, и, право, стоит взять на себя труд воспользоваться этим.

  1. Удостоверьтесь, что вы держите в руках то, что положено.
  2. Выполните необходимые формальности – впишите свое имя или личный номер, дату и время экзамена и т.д. в экзаменационный бланк.
  3. Внимательно выслушайте или ознакомьтесь с инструкциями, приведенными в экзаменационных бланках. Выясните, есть ли разделы (А, В, С), сколько всего вопросов, какие возможности у вас есть. Затем уточните для себя, сколько времени вам отводится на все.
  4. Определив, на какое количество вопросов вы должны ответить, составьте себе расписание экзамена. При этом зарезервируйте минут 15 в конце на проверку своих ответов и не забудьте вычесть 10 минут, которые вы уже потратили вначале на организацию своей работы. Отметьте мысленно, сколько приблизительно времени вы потратите на выполнение каждой части.
  5. Если выбора у вас нет, можете начать с первого вопроса.
  6. Если есть возможность выбора, прочтите по очереди каждый вопрос медленно и спокойно и решите, на какие вопросы вы можете попытаться ответить (это вопросы, по которым вы знаете, хотя бы часть ответа), и отметьте их аккуратно (карандашом) «галочкой», Затем определите «плохие» вопросы и отметьте их «крестиком». Наконец, определите «хорошие» вопросы и отметьте их двумя «галочками». Все это займет несколько минут.
  7. Не обращайте внимания на то, что вокруг уже все строчат ответы! Многие спешат там, где следует проявить осторожность. Пусть даже они за свою первую страницу набрали несколько баллов, зато вы, быть может, сохранили себе большее число баллов обдуманным выбором и обоснованной стратегией проведения экзамена.
  8. Начинайте отвечать с «хороших» вопросов, т.е. с тех, в ответах которых вы уверены.

Как вести себя ближе к концу экзамена[3]

  1. Не покидайте аудиторию до окончания экзамена. Не обращайте внимания на других учащихся, уходящих сразу по завершении своей работы.
  2. Прочтите и проверьте то, что написали с начала и до конца.
  3. Сотрите галочки и крестики ластиком.
  4. Оставайтесь на своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент вас может осенить мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.

Памятка для учащихся по подготовке к государственной итоговой аттестации

  1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме.

Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

  1. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?

Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.

Выгоды такой подготовки заключаются в следующем: формируется уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами; опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки).

Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.

3. Правильно формируйте свое поведение во время проведения экзамена.

Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия.

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться  в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы  ''засядете'' с каким-нибудь заданием.

Советы по преодолению этих трудностей

  1. Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии.

Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:

а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;

б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями;

в) сократите время тестирования (тренировка в стрессовых условиях);

г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями.

Во время экзаменов используйте только свой положительный опыт.

  1. В период подготовки к экзамену, даже если у вас не возникает проблем, ведите дневник самоконтроля, в котором вы будете отмечать:

а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;

б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;

в) состояние вашей подготовки, на какой стадии вы находитесь в настоящее время.

  1. Составьте расписание подготовки (приблизительно от 30 до 60 минут в день), приурочив занятия к определенному времени дня. Это поможет вам сознательно проводить самоконтроль и самодисциплину. Важным признаком самоконтроля является умение принимать решения самостоятельно без давления извне. Помните, что внешнее принуждение, либо надежда, что вы сможете выучить все сразу перед экзаменами, всего за несколько дней, менее  эффективны, чем последовательный и упорядоченный процесс обучения. Подготовка под давлением необходимости, как правило, приводить к отторжению материала, который необходимо запомнить.
  2. Использование успокаивающих средств на кануне или перед экзаменом не принесет вам успеха, так как успокаивающие средства, которые в лучшем случае, сдерживают нервное возбуждение, тем самым снижают важную составляющую успеха, а именно волю к преодолению трудностей, снижают способность к самокритике и работоспособность учащегося.

Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании. Главный прием работы с нервозностью и волнением является хорошая подготовленность, так как тот, кто знает, что его ждет, будет более спокоен, чем тот, кто находится в неопределенности и неизвестности.

Интенсивная подготовка к тестированию обеспечивает испытуемому значительную психологическую поддержку.

5. При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от тог, что вам удастся вспомнить.

А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным Для этого вам не придется потратить  много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!

Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.

Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, до много можно додуматься самостоятельно.

В) Ищите смысловые и структурные связи.

Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

Г) Используйте ассоциации.

Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.

Как вести себя перед экзаменом

Прийти и занять место в аудитории, будучи в хорошем настроении, - первый шаг к тому, чтобы успешно справиться с заданиями.

  1. За день до экзамена точно установите местонахождение, где он будет проводиться. Это важно в том случае, когда экзамен проводится в не знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости тратить нервную энергию на поиск.
  2. За день до экзамена дважды проверьте, когда он состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются на экзамен с опозданием.
  3. Накануне экзамена (а может быть и раньше) соберите все, что вам понадобиться (ручки, карандаши, калькулятор – проверьте состояние батареек, чертежные принадлежности и т.д., в зависимости от того, по какому предмету вам предстоит экзамен). Положите все это в папку или пенал. В день экзамена вам достаточно взять это и не тратить время и энергию на поиски мелочей.
  4. Не перерабатывайте! Прозанимавшись всю ночь перед экзаменом, вы, конечно, будете знать больше, однако, в результате окажетесь слишком утомленными для того, чтобы правильно отвечать на экзаменационные вопросы.
  5. При повторении материала непосредственно перед экзаменом не травмируйте себя, отмечая, чего вы не знаете. Свои усилия сосредоточьте на совершенствовании имеющихся знаний и не пытайтесь учить новое.
  6. Отдохните! Не бойтесь поспать – отдых вам как раз нужен. При этом лежать и мучаться от мысли, что вы не можете уснуть, совершенно бесполезно! Перестаньте беспокоиться о том, что сон к вам не идет. Расслабьтесь и вам удаться заснуть.
  7. На экзамен постарайтесь прийти пораньше. Имейте запас времени на тот случай, если во время не придет автобус, трамвай или маршрутка или не заведется автомобиль у родителей.
  8. В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций. Не спорьте с родителями, сверстниками, одноклассниками. Не позволяйте себе сердиться. Не позволяйте, кому бы то ни было, вывести вас из себя.
  9. Подходя к зданию школы, аудитории, где будет проходить экзамен, избегайте тех, кто обычно толпится перед дверью, спрашивая друг друга: «Как ты думаешь, будут ли вопросы по теореме…» или «Ты разобрался в материалах …» и т.д. Если вы примкнете к этой группе, у вас почти наверняка появится ощущение, что все вокруг знают больше и лучше вас.
  10. По мере приближения самого момента начала старайтесь думать о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете. Помните, что первую половину баллов получить достаточно просто.

Как вести себя в начале экзамена

Первые несколько минут вначале экзамена – самые нервные, но они могут стать самыми ценными, если вам удастся их разумно использовать. Помещенные ниже рекомендации о том, как вести себя в течение первых 10-15 минут, помогут вам на любом экзамене приступить к делу спокойно и последовательно. На выполнение большинства этих предложений потребуются лишь секунды, и, право, стоит взять на себя труд воспользоваться этим.

  1. Удостоверьтесь, что вы держите в руках то, что положено.
  2. Выполните необходимые формальности – впишите свое имя или личный номер, дату и время экзамена и т.д. в экзаменационный бланк.
  3. Внимательно выслушайте или ознакомьтесь с инструкциями, приведенными в экзаменационных бланках. Выясните, какие есть разделы, сколько всего вопросов, какие возможности у вас есть. Затем уточните для себя, сколько времени вам отводится на все.

4. Определив, на какое количество вопросов вы должны ответить, составьте себе расписание экзамена. При этом зарезервируйте минут 15 в конце на проверку своих ответов и не забудьте вычесть 10 минут, которые вы уже потратили вначале на организацию своей работы. Отметьте мысленно, сколько приблизительно времени вы потратите на выполнение каждой части.

  1. Если выбора у вас нет, можете начать с первого вопроса.
  2. Если есть возможность выбора, прочтите по очереди каждый вопрос медленно и спокойно и решите, на какие вопросы вы можете попытаться ответить (это вопросы, по которым вы знаете, хотя бы часть ответа), и отметьте их аккуратно (карандашом) «галочкой», Затем определите «плохие» вопросы и отметьте их «крестиком». Наконец, определите «хорошие» вопросы и отметьте их двумя «галочками». Все это займет несколько минут.
  3. Не обращайте внимания на то, что вокруг уже все строчат ответы! Многие спешат там, где следует проявить осторожность. Пусть даже они за свою первую страницу набрали несколько баллов, зато вы, быть может, сохранили себе большее число баллов обдуманным выбором и обоснованной стратегией проведения экзамена.
  4. Начинайте отвечать с «хороших» вопросов, т.е. с тех, в ответах которых вы уверены.

Как вести себя ближе к концу экзамена

  1. Не покидайте аудиторию до окончания экзамена. Не обращайте внимания на других учащихся, уходящих сразу по завершении своей работы.
  2. Прочтите и проверьте то, что написали с начала и до конца.
  3. Сотрите галочки и крестики ластиком.
  4. Оставайтесь на своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент вас может осенить мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.




Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

 ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ? БУДЬ ИМ! 

МАСТЕР-КЛАСС -

тренинговое занятие в 9 классе

 в рамках IV межмуниципального фестиваля педагогического творчества в г. Балаково

апрель 2009 год

Ивлиева Наталья Вячеславовна,

педагог-психолог

1 квалификационная категория

Март 2009 год

Цели:

  1. побуждать учащихся к самосовершенствованию;
  2. способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;
  3. содействовать развитию у детей чувства эмпатии.
  4. создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.
  5. создать условия для размышления – что такое счастье?

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, слайды презентации «Хочешь быть счастливым? Будь им!», изображения солнца, счастливого человека.

Ход занятия:

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда

                                            находится в тебе самом».

/Пифагор/

I Организационный момент.

    Как вы думаете, что  самое важное для человека?

(ответы детей)

      Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно.

    Тема нашего занятия: «Хочешь быть счастливым? Будь им»

На этом занятии мы попытаемся раскрыть, что такое счастье и в чём оно заключается.

        Эпиграфом этого занятия я предлагаю взять слова Пифагора «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

Как вы думаете, только ли счастливый человек может подарить другим людям счастье?

(ответы детей)

    Давайте вернёмся к этому вопросу в конце занятия. А для того, чтобы вам было легче участвовать в обсуждении,  раздам вам памятки.

II  Основная часть.

  1. Беседа с учащимися:

     Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Знаете ли вы таких людей?

(ответы детей)

Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего это зависит? Что значит счастье для вас?

(ответы детей)

Высказывания известных людей о счастье.

         Н.К. Рерих писал: «Что есть счастье? Счастье - есть радость,

 а радость - в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека...

         Современный известный педагог Б.Т.Лихачев утверждает, что подлинное счастье

           достигается умением организовать свой внутренний мир - уметь ставить цель, строить планы

и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизни.

Интересны мысли о счастье современного педагога О.А.Казанского:

 «Счастье - это душевное равновесие, «атмосфера души», радость, доверие, ответственность. И учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, по ним надо идти. Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он у-лы-ба-ет-ся, он «светится», у него все, за

что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми».

Итог беседы:

(подводится словами Н. Михалкова)

   Каждый человек- это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека — еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит — это и называется счастьем.

 

Ш Тренинг для учащихся.

    Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я каждому из учеников буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать. Только после того, как я всех опрошу, вы все откроете глаза.

Как оно выглядит, форма?

Какого оно цвета?

Какого оно размера?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какой оно излучает аромат?

Какое оно на вкус?

Какие звуки издает счастье?

Какой температуры счастье?

(Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

  У нас получился такой образ счастья… (зачитывается)

Итог тренинга

(подводится словами М. Скребцова)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

 

IV Заключительная часть

Так что же такое счастье?

(ответы детей)

 Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (СИ. Ожегов. Словарь русского языка.)

     Давайте ещё раз выделим принципы счастливого человека. Что же нужно человеку для счастья?

(дети отвечают, выбирают и прикрепляют на солнце лучи)

Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.

Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

Счастье - в общении с друзьями и родными.

Счастье – радость в любви;

Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье – это когда тебя любят, уважают, понимают;

Счастье – это благополучие в семье;

Счастье – любящие родители;

Счастье – хорошая работа;

Счастье – исполнение мечты;

Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

   Подойдите и с помощью магнита прикрепите луч с принципом к солнцу.  

   Вот видите, получилось милое солнце. Это счастье в нашем понимании.

  После всего услышанного я хочу сказать, что представления о счастье у каждого свои, а значит, и пути достижения этого счастья у каждого свои, как и преграды, которые будут встречаться на пути, и нужно научиться их преодолевать.

И наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило (…)
 
И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте, о зыбкой,
Что счастием привыкли звать!

А. Блок

А теперь давайте вернёмся к вопросу, заданному в начале занятия:

    Только ли счастливый человек может сделать счастливыми других людей, подарить счастье другим людям?

(ответы детей)

Рецепт счастья:

       Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)

Дети получают воздушные шарики со словами:

 “Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье”. Учащиеся надувают шары. После того, как ученики надули шары, учитель: “Что вы сделаете со своим счастьем?” Ученики могут подарить родителям, оставить себе, может быть спустить или лопнуть шар.

Итог занятия

  Каждый сам распоряжается своим счастьем, может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Никогда не забывайте, что даря счастье близким – вы обретаете больше, ведь добро, отданное вами, вернется в большем количестве. Счастья вам и вашим родным!

VРефлексия

- подошло к концу наше занятие. Я попрошу вас выразить свои мысли и чувства по поводу занятия, употребив только одно предложение. Отвечать нужно по цепочке.

(Ответы детей)

Приложение.

Хочешь быть счастливым? - Будь им.
Работай, как будто тебе не надо денег,
Люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль,
Танцуй, как будто никто не смотрит,
Пой как будто никто не слышит,
Живи, как будто на земле рай...
                                       (Омар Хайям )

«Беды и радости притираются друг к другу. Когда они притрутся друг к другу без остатка, родится счастье. Такое счастье будет нерушимым. Сомнение и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится знание. Такое знание будет подлинным.»

Хун Цзычeн

«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми »

А. Линкольн

«Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит - испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем»

А. де Сент-Экзюпери

«В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик »

А. Моруа

«В счастье будь умерен, в несчастье разумен. »

Периандр

«Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет »

А.C. Пушкин

«Если хочешь быть счастливым - будь им! »

Козьма Прутков

«Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни »

Дж. Оруэлл

«Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его »

Б. Шоу

«Мы обладаем только тем счастьем, которое способны понять.»

М. Метерлинк

«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней»

Марк Аврелий

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.»

Пифагор

«Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.»

Сенека

«Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни »

А. Терье

«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо»

В. Франкл

«Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности. »

Аристотель

«Что не болит - не жизнь, что не проходит - не счастье »

                                                                                             И. Андрич

Принципы счастливого человека:

 Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

 Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

 Счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании. 

 Счастье - в общении с друзьями и родными. 

Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни. 

Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем

и окружающих. 

 «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми »

А. Линкольн

«Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит - испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем»

А. де Сент-Экзюпери

 

 «Если хочешь быть счастливым - будь им! »

                                                                                                   Козьма Прутков

«Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью

жизни »

Дж. Оруэлл

«Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его »

Б. Шоу

«Мы обладаем только тем счастьем, которое способны понять.»

М. Метерлинк

 

«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо»

В. Франкл

«Что не болит - не жизнь, что не проходит - не счастье »

                                                                                             И. Андрич

Высказывания известных людей о счастье.

         Н.К. Рерих писал: «Что есть счастье? Счастье - есть радость,

 а радость - в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека...

         Современный известный педагог Б.Т.Лихачев утверждает, что подлинное счастье

           достигается умением организовать свой внутренний мир - уметь ставить цель, строить планы

и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизни.

        А.С. Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю - выиграть, как в

рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть.

Интересны мысли о счастье современного педагога О.А.Казанского:

 «Счастье - это душевное равновесие, «атмосфера души», радость, доверие, ответственность. И учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, по ним надо идти. Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он у-лы-ба-ет-ся, он «светится», у него все, за

что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми