курсовая по психологии
Материал для педагогов. обучающихся в высшем учебном заведении по психологии. Курсовая защищена на отлично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuosovaya_moya_vosstanovlen.docx | 111.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
Альметьевский институт
Кафедра Педагогики и Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Пути повышения эффективности лекций по педагогической тематике для родителей дошкольников разных возрастных групп
Выполнила: студент группы
СПО – 08 П и МДО
заочного отделения
Челышева Светлана Феликсовна
Научный руководитель:
Сорокина Оксана Михайловна
Альметьевск – 2009.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспект эффективности лекций по педагогической тематике для родителей дошкольников разных возрастных групп ………..7
1.1 Организация взаимодействия семьи и ДОУ.…………….………………..7
1.2 Дифференцированный подход к работе с родителями…………………..8
1.3 Лектории для родителей ………………………………………………......9
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности лекций
по педагогической тематике в разных возрастных группах ……………….15
2.1 Организация и методы исследования …………………………. ………..15
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов …………….………16
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании. Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача воспитателя – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что, для того чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и конкретно то, что можно наблюдать только у своего ребенка.
Цель исследования: Раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Объект исследования: Процесс повышения эффективности лекций по педагогической тематике для родителей дошкольников разных возрастных групп.
Предмет исследования: Пути повышения эффективности лекций по педагогической тематике для родителей дошкольников разных возрастных групп.
Задачи исследования
- показать актуальность проблемы;
- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;
-определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;
-доказать необходимость повышения эффективности лекций по педагогической тематике в дошкольных учреждений.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что повышение эффективности лекций по педагогической тематике для родителей разных возрастных групп будет эффективным в работе с родителями при соблюдении следующих педагогических условий:
- основным средством получения информации родителями будет лекторий;
-лекторий будет содержать блоки медицинской, психологической и логопедической информации;
-содержание лекций будет отражать информативные запросы родителей. Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на научные исследования Т.В.Андреевой, М.т. Агавелян, О.Л.Зверевой, Т.В.Кротовой, А.В.Козловой, Л.Ф. Островской.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что были определены теоретические основы эффективности лекций по педагогической тематике для родителей разных возрастных групп.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанные курсы лекций по педагогической тематике в средней и подготовительной к школе группах могут быть использованы воспитателями и специалистами ДОУ в работе с родителями разных возрастных групп.
База исследования: Исследование проводилось на базе МДОУ № 13 «Рябинка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ. В исследовании принимало участие 15 родителей дошкольников от 4 до 5 лет и 15 родителей дошкольников от 6 до 7 лет.
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретический аспект эффективности лекций по педагогической тематике для родителей дошкольников разных возрастных групп
1.1 Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
1.2 Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение психологом-социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик (Анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис), рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” с целью корректировки педагогического воздействия.
Таким образом, изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
1.3 Лектории для родителей
«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный воп рос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «органи зующим центром» и «влияет ...на домашнее воспитание», по этому необходимо как можно лучше организовать взаимодей ствие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их со дружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умею щим воспитывать, необходимо помогать.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Дошкольные учреждения остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Лекторий для родителей - одна из форм педагогической пропаганды среди родителей.
Родительские лектории знакомят родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Лучше, если родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление с основами теоретических знаний.
Содержание лекций с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в лекциях для родителей обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.
Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Основная задача учебно-просветительской работы с родителями – накопление психолого-педагогических знаний, необходимых для воспитания детей. В реализации этого направления, помимо психолога, принимают участие и педагоги, узкие специалисты (логопед, дефектолог, инструктор по ИЗО, музыке и т.д.), врачи.
Весьма существенно отношение родителей к воспитанию детей. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая часть педагогической культуры родителей.
В области дошкольной педагогики и психологии родителям важно знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей, знакомиться с содержанием и методами воспитания, овладевать методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми. Эту работу можно осуществлять с помощью таких методов работы с родителями как лекторий.
Таким образом, работа с родителями — это сложная и важная часть деятель ности педагога, включающая повышение уровня педагогичес ких знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспи тателей и родителей в процессе развития детей.
Выводы по первой главе
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических… Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, напряжения воли, самоограничения, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Но большинство родителей доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт своих родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это требует изменений в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому его знаний хватает для успешного взаимодействия с окружающими, сомнений по поводу знания у взрослого не возникает. Есть поговорка «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите её пить», так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание знать – это готовность расстаться с внутренней гармонией. Нежелание знать – это способ самозащиты закрытой в своей несвободе личности.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Необходимые знания есть, но они сосредоточены в руках профессионалов. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными проблемами. Большинство живут, накапливая проблемы, пока, наконец, не смогут сами с ними справиться, либо живут как живется («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»).
Одна из задач общения родителей и педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в её получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо диагностического этапа) совместно с логопедами, педагогами разрабатываются темы лекций по педагогической тематике для повышения педагогических знаний и педагогической культуры родителей дошкольников разных возрастных групп. Так, лектории, становятся важным элементом работы с родителями.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности лекций по педагогической тематике в разных возрастных группах
2.1 Организация и методы исследования
Для достижения поставленной цели, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Данное исследование состояло из следующих этапов:
1 этап – На данном этапе была проведена организация исследования, избраны 2 группы родителей детей 4 – 5 лет и 6 – 7 лет
2 этап – На данном этапе был проведено эмпирическое исследование по эффективности лекций по педагогической тематике в разных возрастных группах.
3 этап - На данном этапе был проведен анализ и интерпретация полученных результатов
Для исследования уровня сформированности педагогической культуры у родителей разных возрастных групп были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, а также наблюдение.
Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования. Каждому родителю предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты. Данное анкетирование было проведено с целью выявления педагогической культуры родителей и их педагогических знаний. Анкета была составлена воспитателями МДОУ № 13 «Рябинка»г. Азнакаево.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Особенность наблюдения в психологии состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Так называемое объективное, т.е. внешнее, наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием. Необходимо поэтому прежде всего установить основные общие условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, для того чтобы подняться над уровнем случайных житейских наблюдений и стать научным методом.
Наблюдение было проведено для того, чтобы определить уровень педагогической культуры родителей дошкольников и заинтересованности родителей психологическими особенностями детей.
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения “Рябинка” с использованием методов наблюдения, лекций в средней группе и в подготовительной к школе группе.
Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями нами использовались лекции, которые были составлены в соответствии с возрастом ребенка, с его возрастными и психологическими особенностями, а также с запросами родителей.
Эффективность лекций по педагогической тематике мы решили проверить, используя их в разных возрастных группах дошкольного учреждения - детском саду “Рябинка ” г. Азнакаево РТ.
Так как для дифференцированной организации форм работы в детском саду необходимо разделение родителей на категории, мы провели тестирование родителей детей средней и подготовительной групп детского сада, с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест, разработанный на базе ДОУ.
Вопросы | Почти всегда | Иногда | Никог- да |
1. Нравится ли Вам Ваш малыш? | |||
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? | |||
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? | |||
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? | |||
5. Поправляете ли Вы речь ребенка? | |||
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? | |||
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его? | |||
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? | |||
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? | |||
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры? | |||
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях? | |||
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги? | |||
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему? | |||
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? | |||
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком? | |||
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? | |||
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору? | |||
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор? | |||
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием? | |||
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку? | |||
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха? |
Конечно же, нельзя за одну встречу или лекцию изменить отношение и поведение родителей. Поэтому наблюдение за этими родителями велось в течение учебного года.
По результатам изучения родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень педагогической культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.
Так как родители третьей категории имеют низкий уровень педагогической подготовки и психолого-педагогических знаний, именно на них была направлена коррекционная работа.
Показатели уровня педагогической культуры родителей разных возрастных групп
Таблица 1
уровень группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Средняя группа | 25% | 40% | 35% |
Подготовительная группа | 30% | 42% | 28% |
Диаграмма 1
Диаграмма сравнительных данных уровня педагогической культуры родителей в средней и подготовительной к школе группах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
С целью выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу по проведению лекций по педагогической тематике. Лекции проводились исходя из анализа состояния семейного воспитания и тех типичных ошибок, которые допускают родители данных возрастных групп.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми.
Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Тематика лекций в средней группе составлялась с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, в основном лекции были направлены на ознакомление с деятельностью ребенка, его физическое воспитание, а также о психологическом подходе к детям. В то же время тематика лекций в подготовительной к школе группе в основном была направлена на познавательное развитие ребенка 6-7 лет, его готовности к школе как физической так и психологической.
При организации лектория к работе были привлечены работающие в детском саду узкие специалисты: педагог – психолог, учитель – логопед, старшая медицинская сестра, инструктор по ФВ, старший воспитатель, заведующий ДОУ.
Курс лекций для родителей средней группы
- Возрастные и психологические особенности детей 4 – 5 лет.
- Воспитание без наказаний.
- Детские страхи. Коррекция детских страхов.
- Игра – основной вид деятельности детей. Зачем нужна ребенку игра?
- Закаливание ребенка дома и в ДОУ.
- Педагогические ситуации в дошкольной педагогике.
Курс лекций для родителей подготовительной к школе группе.
- Возрастные и психологические особенности детей 6 – 7 лет.
- Развитие речи детей подготовительной к школе группе.
- Готов ли ваш ребенок к школе?
- Здоровье будущего первоклассника.
- Как воспитать духовного ребенка?
- Психологическая готовность родителей и детей к школе.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого
пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ ( учитель - логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, мы сформулировали свои так:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании лекций по педагогической тематике с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группах.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Мы убедились, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Сухомлинский В.А. считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педа гогической культуры родителей, которая является важной со ставной частью общей культуры.
Под педагогической культурой родителей понимается их до статочная подготовленность, развитие тех качеств личности, ко торые отражают степень их зрелости как воспитателей и прояв ляются в процессе семейного и общественного воспитания де тей. Ведущим компонентом педагогической культуры родите лей является их педагогическая подготовленность, которая ха рактеризуется определенной суммой психолого-педагогичес ких, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
Весьма существенно при этом и отношение родителей к вос питанию. Ответственное отношение к родительским обязанно стям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры роди телей.
В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обуче ния детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, обще ния, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.
Конечно, мы не ожидали, что после своеобразного “ликбеза” все родители будут в состоянии единолично и самостоятельно проводить всю работу. Этого и не требовалось. Но уже в конце учебного года поставленные нами цели начали реализовываться – родители все чаще приходили к нам с вопросами, за советом; стали активно брать игры и методические пособия для совместных занятий дома, заполняли тетради домашних заданий.
Согласно проведённому опросу увлекательная форма подачи материала вызвала у них желание больше времени уделять детям, целенаправленно развивать психические процессы.
Давно известен вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребёнком. Понятно, что такое обучение возможно только при активном участии родителей, в живом общении на практике.
Завершил работу контрольный срез. Был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование лекций себя оправдывает. Если строить педагогическую и воспитательную работу с родителями в зависимости от категорий, то можно добиться высоких результатов. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений.
Показатели уровня педагогической культуры родителей средней группы до и после исследования
Таблица 2
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
до исследования | 25% | 40% | 35% |
после исследования | 40% | 50% | 10% |
Диаграмма 2
Полученные данные исследования в средней группе позволили проследить динамику показателей уровня педагогической культуры родителей. Анализ полученных данных показал, что родители разделились как и в начале исследования на три группы. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 25%, со средним увеличилась на 10%, и с высоким увеличилась на 15%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава родителей в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 20 % испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 5 % - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 10 % испытуемых попали в группу с высоким уровнем. Таким образом, педагогическая культура родителей детей средней группы повысился на 35%.
Показатели уровня педагогической культуры родителей подготовительной к школе группы до и после исследования
Таблица 3
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
до исследования | 30% | 42% | 28% |
после исследования | 50% | 45% | 5% |
Диаграмма 3
Анализ полученных данных в подготовительной к школе группе показал, что группа с низким уровнем уменьшилась на 23%, со средним увеличилась на 3%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава родителей в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 18 % испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 5 % - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 15 % испытуемых попали в группу с высоким уровнем. Таким образом, педагогическая культура родителей детей подготовительной к школе группе повысился на 38%.
Диаграмма сравнительных данных уровня педагогической культуры родителей в средней и подготовительной к школе группах после исследования
Полученные данные диаграммы показывают, что уровень педагогической культуры и уровень педагогических знаний у родителей в средней группе повысился на 35%, а в подготовительной к школе группе – на 23%, что в общем составляет 58%.
Таким образом, работа с родителями — это сложная и важная часть деятель ности педагога, включающая повышение уровня педагогичес ких знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспи тателей и родителей в процессе развития детей.
Также можно сделать вывод, что при систематической и планомерной организации лекций, при правильном подборе тематики и содержания лекций для родителей разных возрастных групп, лекции по педагогической тематике для родителей будут более эффективны.
Выводы по второй главе
Детский сад всегда стремился усилить влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призваны сыграть лекции для родителей.
Проведенное эмпирическое исследование позволило определить и экспериментально обосновать эффективность лекций по педагогической тематике для родителей разных возрастных групп:
1 этап позволил определить уровень педагогической культуры родителей средней и подготовительной к школе группах. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем родителей в группу с низким уровнем педагогических знаний – 5 родителей в средней группе и 4 родителя в подготовительной к школе группе.
2 этап позволил апробировать курс лекций по педагогической тематике в разных возрастных группах.
3 этап доказал и наглядно продемонстрировал эффективность проделанной работы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что пути повышения эффективности лекций по педагогической тематике для родителей разных возрастных групп это:
- Соответствие педагогического материала возрастным и психологическим особенностям дошкольников данных возрастных групп.
- Привлечение к работе с родителями узких специалистов (педагога – психолога, учителя – логопеда, старшей медицинской сестры, старшего воспитателя, инструктора по физическому воспитанию) при проведении лекций, в которых будут содержаться блоки медицинской, психологической и логопедической информации.
- Содержание лекций будет отражать информативные запросы родителей.
- Ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.
Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, а самое главное лекции по педагогической тематике.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с педагогами – специалистами ДОУ, приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой исследовательской работы.
Родительский лекторий может быть организован в детском саду не как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания, а как планомерная систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей и повышение педагогических и психологических знаний о развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что при правильном подборе содержания лекций по педагогической тематике в работе с родителями разных возрастных групп, при правильно организованном в процессе работы взаимодействии родителей и педагога, при вовлечении в работу узких специалистов, при соответствии материала запросам родителей педагогическая культура и педагогические знания родителей, а также сотрудничество ДОУ и родителей более эффективнее и обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитании ребенка – дошкольника в ДОУ и семье, формируют основы полноценной, гармонической личности ребенка.
Список использованной литературы
- Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244
- Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание,- 2004. - N 9.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, - 2003.- N 1.
- Воспитатели и родители \ под ред. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М.: «Просвещение», 1985. – 96 с.
- Воспитание детей в дошкольных учреждениях села \ под ред. Р.А.Курбатовой. – М.: «Просвещение», 1989. – 158 с.
- Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание, - 2006. - N 9.
- Гладкова Ю. Педагог и семья \\ Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / под ред. Т. Н. Дороновой. - М.: «Линка-Пресс». - 2006.
- Детский сад: книга для заведующих \ под ред. Л.П.Тарасовой. – М.: «Просвещение», 1982. – 256 с.
- Детский сад и семья \ под ред. Т.А Марковой. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
- Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
- Зверева О.Л. Общение с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 80 с.
- Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества \\ Управление. – 2006. - № 3
- Кротова Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников \\ Управление. – 2008. - № 3
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: ТЦ «Сфера», 2004 - 112 с.
- Листратенко Н. П.. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование , 2004 №3
- Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
- Ляшенок В. О подготовке родительских конференций \\ Дошкольное воспитание. – 1979. - № 8.
- Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление общества “Знание” России, - 1994.
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников\ под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
- Сухобукова Н. Формирование педагогических установок родителей \\ Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: «АРКТИ», 2004. – 80 с.
- Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями.- Тамбов. - 1993.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: «Просвещение», 1987.
- Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний \\ Управление. – 2008. - №3
- Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Психокоррекция – М.: Книголюб, 2007
Приложение
Приложение 1
Детские страхи - ступеньки детства
«А я совсем и не боюсь. Я не страхулька какая-то.»
(Вика К., 3,5 года)
«Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению».
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.
- Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
- В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
- В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
- 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
- В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
- От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
- В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
- Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.
Ребенок чего-то боится, если:
- Беспокойный сон с кошмарами.
- Трудности при засыпании.
- Боязнь темноты.
- Пониженная самооценка.
Это интересно!
- Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.
- Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.
Как избежать возникновения и закрепления страхов
- Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
- Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
- Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
- Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
- Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
- Повышайте самооценку малыша.
- «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
- Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.
Как помочь ребенку, испытывающему страхи
- Выясните причину страха.
- Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
- Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
- Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
- Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
- Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
- Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
- Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
- Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
- Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
- Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).
Приложение 2
Психологическая готовность ребенка к школе
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Обычно, когда говорят о школьной готовности малыша, имеют в виду, главным образом, его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической готовностью ребенка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с психологической готовностью ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности (непонимание вопросов учителя, его особой позиции), к сверстникам (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия), родным и близким, к самому себе (Завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности). Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу, требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца. Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности. Существуют определенные приемы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, на самом интересном месте прерывают чтение и спрашивают, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребенок предпочтет узнать, что произойдет в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра. Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. |