статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ ПО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ"
Анализ ситуации с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) и опыт работы по первичной профилактике среди несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости включения в эту деятельность самих подростков. Специфика интересов заключается в потребности подростка в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, определяют его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его сверстники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amelchakova_l.v._statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ ПО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Л.В. Амельчакова, педагог-психолог,
МБОУ для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Анализ ситуации с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) и опыт работы по первичной профилактике среди несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости включения в эту деятельность самих подростков. Специфика интересов заключается в потребности подростка в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, определяют его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его сверстники.
Именно первичная профилактика является приоритетным направлением работы. В медицине есть золотое правило - «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Это правило приобретает особое значение, когда речь заходит о школьниках. Школьный возраст – период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю и наркотикам. По некоторым данным к 10-11 годам у 37% школьников формируется доминанта возможной наркогенной активности, то есть наркогенная установка, а в подростковом возрасте уже больше половины школьников готовы попробовать наркотик, если он окажется у них в руках.
Для изменения сложившейся ситуации следует внедрять новые эффективные технологии первичной профилактики, поддерживать и развивать инициативы, исходящие от самой молодежи, строить новую, более демократичную систему взаимодействия с детьми. Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказали волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ в системе “равный - равному”.
В Старооскольском городском округе подростковое волонтерское движение существует с 2002 года. Инициаторами создания первых волонтерских организаций выступили специалисты городского Центра психолого-медико-социального сопровождения и педагоги-психологи общеобразовательных учреждений. В настоящее время почти в каждом образовательном учреждении существуют волонтерские движения.
Основными направлениями работы волонтерских групп по пропаганде здорового образа жизни и профилактике злоупотребления ПАВ является оказание помощи в проведении тематических классных часов («ПАВ и последствия их употребления», «Наркотики и их последствия для здоровья», «Наркотики – путь в никуда», «Об этом нужно говорить открыто»). Проведение бесед, акций, мини-лекций, групповых дискуссий, групповых занятий. Подготовка наглядного материала, выпуск информационных листовок, стендов, плакатов.
На дискуссиях дети обучаются четко формулировать аргументы против курения, а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате этого происходит формирование группового мнения, направленного против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением ПАВ. Во время проведения ролевых игр проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников.
Проведенное анкетирование учеников и опрос учителей, показывают положительные результаты использования первичной профилактики употребления ПАВ с участием волонтерских групп. Результаты анкетирования показывают, что количество детей, которые курили, было снижено.
Но для более эффективной работы в данном направлении необходимо проведение обучающих программ для волонтеров. Одним из примеров может служить программа «Актуальные технологии и формы работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних».
Основное направление работы по программе заключается в обучении волонтеров интерактивным психолого-педагогическим техникам ведения профилактической работы, как со сверстниками, так и с детьми младшего возраста. Формами проведения занятий является групповая дискуссия, ролевая игра, моделирование и анализ проблемных ситуаций, мини-лекция, психогимнастика.
Применение данной программы направлено на повышение осведомленности подростков в области первичной профилактики употребления ПАВ. Волонтеры приобретают навыки оказания социальной поддержки детям, оказавшимся в ситуации употребления ПАВ.
Программа подготовки волонтёров по профилактике употребления ПАВ, может являться одним из направлений работы по развитию личностных ресурсов волонтеров, способствующих формированию здорового жизненного стиля, развитию лидерских качеств (коммуникативных навыков, креативности, организаторских способностей).
Таким образом, чтобы повысить эффективность первичной профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ с участием волонтерских групп необходимо проведение развивающих занятий для волонтеров с использованием активных форм социально-психологической работы.