РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассмотрены аспекты развития профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Васильева Т.Н.
г.Астрахань, ГБУСО АО «ЦПМПК»
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетную цель модернизации образования - обеспечение высокого качества российского образования. При этом одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации обучения, воспитания и реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
В Астраханской области в настоящий момент активно внедряется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Анализ научной литературы, исследовательских работ и образовательной практики в школах Астраханской области по этому вопросу позволил выявить ряд противоречий между:
- новыми подходами к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональной компетентностью педагогов, осуществляющих обучение таких детей в общеобразовательной школе;
- объективной потребностью развития профессиональной компетентности педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного развития профессиональной компетентности в сфере интегрированного обучения.
Изменить сложившуюся ситуацию возможно путём решения проблемы подготовки и переподготовки педагогов на качественно новом уровне, основываясь на развитии их профессиональных компетентностей в сфере интегрированного обучения детей с ОВЗ.
Анализ разработок по проблеме профессиональной компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самого понятия «профессиональная компетентность». Идеи компетентностного подхода рассматривались П.Я.Гальпериным, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным и др. В работах В.А.Сластенина, А.В.Щербакова рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности. Вопросы профессиональной подготовки учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья исследовали Н.А.Бессмертная, А.Д.Гонеев, Е.А.Стребелева.
Профессиональная компетентность может рассматриваться как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности (В.М. Пугачев, 2000). С точки зрения О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной профессиональная компетентность рассматривается как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей».
Таким образом, профессиональная компетентность педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя как специальный набор знаний и умений, так и эффективность их применения в реальной образовательной практике.
Опираясь на выделенные А.К.Марковой виды профессиональной компетентности можно выделить следующие составляющие в профессиональной компетентности педагога, интегрировано обучающего ребенка с ОВЗ:
- Специальная профкомпетентность, которая характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний о психологических особенностях ребенка с ОВЗ, но и умение применить эти знания на практике.
- Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, приемами профессионального общения с ребенком с ОВЗ.
- Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность в условиях осуществления интегрированного обучения ребенка с ОВЗ, самостоятельно принимать решения, способствующие успешной реализации интегрированного обучения.
Закономерно отметить, что реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: эксперимент по его внедрению принесет больше вреда, чем пользы. Следствием явится ухудшение физического, психологического и психосоматического здоровья детей, будет препятствовать получению таким ребенком качественного образования и приведет к формированию негативного отношения в микро- и макросоциуме к самой идее интегрированного обучения ребенка с ОВЗ.
Библиографический список:
- Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8).
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.,1997.