Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.(Полезная информация для родителей и педагогов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nervn_narus.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезная информация для родителей и педагогов.
Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В
ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА. А.И.Захаров.
Москва. «Просвещение».1993год.
Нервно- психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространённости их можно разделить следующим образом:
1.Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).
2.Невропатия.
3. Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания.
4.Органические нарушения нервной системы.
5.Психическое недоразвитие, умственная отсталость.
6.Психопатии (патологические характеры) и патохарактерологическое развитие.
7.Психические заболевания.
Из этого списка невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания относятся к такой деятельности врача, как психоневрология.
Минимальная мозговая недостаточность, невропатия и органические нарушения нервной системы отойдут к невропатологии.
Психическое недоразвитие, психопатии и психические заболевания находятся в компетенции психиатрии.
Следовательно, по крайней мере – необходимы три врача в области нервно- психических заболеваний - психоневролог, невропатолог и психиатр.
Психологи оказывают помощь детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личностные проблемы и состояние стресса.
Неврозы и психосоматические заболевания - функциональные расстройства внутренних органов и кожи на почве стресса.
Минимальная мозговая недостаточность - наиболее распространённый вид нервности. Причины её разнообразны. Это тяжёлое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша. Это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных заболеваний, а также некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные или переношенные роды, слабость родовой деятельности и её длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины , обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывает плохое питание, частые или тяжёлые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и, конечно же, экологическая обстановка в регионе. Срабатывает и генетический фактор, когда большая вероятность рождения нервно ослабленных, невыносливых и часто болеющих детей будет у родителей с аналогичными проявлениями.
Симптомы минимальной мозговой недостаточности: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребёнка к концу дня пребывания в школе или детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.
ММН не является постоянным видом нервности: существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом, сочетанием с другими видами нервности.42% родителей детей 4 лет положительно отвечают на вопрос: быстро ли устаёт, отвлекается, становится вялым или раздражительным при занятии ваш ребёнок?
В максимальной мере признаки ММН проявляются в начальных классах школы.
В литературе вместо ММН можно встретить аббревиатуру ММД - минимальная мозговая дисфункция. Нам представляется практически более удобным обозначать ММД следующий комплекс нарушений поведения: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности.
Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, « не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность,
озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребёнка.
НЕВРОПАТИЯ – другой распространённый вид нервности у детей, определяемый как болезненно повышенная или заострённая нервная чувствительность. Она может быть врождённого плана, поскольку у нервно – соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Это конституционально - генетический фактор в происхождении невропатии. Наследоваться могут :аффективная неустойчивость и чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным болям, колебаниям артериального давления, аллергии и спазмам желудочно - кишечного тракта на нервной почве; повышенная чувствительность к действию метеофакторов и многое другое, объединяемое нервно - вегетативной регуляцией внутренней среды организма.
Другими факторами невропатии будут различные отклонения в течении беременности, преимущественно во второй её половине, в виде нефропатии - позднего токсикоза беременности( повышенное артериальное давление, отёки, белок в моче).
Наряду с конституциально - генетическим фактором большое значение в происхождении невропатии имеет фактор острого или хронического стресса при беременности. Стресс вызывается рядом неблагоприятных жизненных обстоятельств: трудности с учёбой в институте, отсутствие нормальных жилищных условий, конфликты с родственниками, неуверенность в прочности брака, нежелательная беременность, страх перед родами и т.д.
Стресс, обусловленный отрицательными переживаниями – дистресс приводит к гормональным изменениям в организме матери. Выбрасываемый при этом гормон беспокойства и страха - адреналин через общую кровеносную сеть с плодом легко попадает в его развивающийся мозг, и в частности в так называемую диэнцефальную область, где находятся нервные (вегетативные ) центры управления работой внутренних органов и кожи. Соответствующим образом начинает беспокоиться и плод или же он затихает на некоторое время, инстинктивно успокаивая себя сосанием большого пальца руки (это отчётливо видно на снимках, начиная с 4,5 - 6 месяцев внутриутробного периода). После рождения такой ребёнок вздрагивает от малей- шего шума, беспокойно спит, часто срыгивает, его мучают метеоризм(пучит животик) и боли в кишечнике из - за периодически возникающих нервных спазмов (колики в 3- 5 месяцев). К году проявления невропатии становятся менее заметными, к 2- 3 годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и сходят на нет к 10 годам. Именно с 10 лет нервная система ребёнка начинает функционировать на качественно новом уровне своего развития, нервные клетки при этом покрываются миелиновой защитной оболочкой, устанавливается приближённый к взрослому биоритм сна.
Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии выглядят следующим образом:
1. – лабильность, в том числе лёгкость возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения.
2.Вегетососудистая дистония в виде колебаний артериального давления преимущественно в сторону его понижения(гипотония),головокружений, повышенной потливости,
ознобов, сердцебиений и неустойчивости пульса, плохого самочувствия при баромометрическом давления (метеопатия). Вегетативная неустойчивость выражается лёгкостью возникновения спазмов лица ( покраснение или побледнение), головы ( головные боли), дыхательных путей(ложный круп у детей первых лет жизни, астма в последующие ),пищевода(
« комок в горле», «каша во рту» ), желудка и кишечника(срыгивание у грудных детей, тошнота и рвота, боли в животе в области пупка, расстройство стула на нервной почве),желчевыводящих путей ( дискенезия)
3.Нарушения сна: затруднённое засыпание, чуткий с пробуждениями или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием, плохое самочувствие утром, ранний ( до 4 лет) отказ спать днём.
4.Нарушение обмена веществ преимущественно в виде диатезов: эксудативно – катарального (опрелость, мокнущая кожа, зуд с последующим развитием под влиянием стресса, нейродермита), лимфатико-пластического ( одутловатость, аденоиды в дошкольном и ангины в младшем школьном возрасте), нервно - артритического (повышенная чувствительность костей и суставов и ревматизм в подростковом возрасте).
Отдельно и в связи с диатезом следует сказать об аллергии – болезненно заострённой реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде раздражения слизистых (кашель), кожи ( зуд, крапивница), отёков лица.
Детям с невропатией присущи недостаточная ферментативная активность в первые годы жизни, плохой аппетит, снижение массы тела. Заставить их есть всегда проблема для родителей, нередко перерастающая в конфликт. Насильное же кормление сопровождается нарастающим отвращением к пище, а то и рвотами и чревато ввиду низкого количества выделяемого желудочно - кишечного сока развитием желудочно - кишечных расстройств типа гастрита.
5.Минимальная мозговая ослабленность. Через 2-3 часа пребывания в однообразной атмосфере группы ребёнок становится всё менее сосредоточенным, всё более вялым и раздражительным одновременно. Ему необходимо побыть одному, поиграть, отдохнуть, отвлечься, переключиться на привычный ритм жизнедеятельности. По возвращении домой из
школы или детского сада требуется не менее 1-2 часов для снятия нервно - психического напряжения и восстановления естественного состояния. Поэтому вечерние часы не самое подходящее время для бесед с ребёнком о его поведении.
6.Соматическая ослабленность организма, обусловленная общим снижением его реактивности, защитных, иммунных сил.
Выражается частыми заболеваниями прежде всего со стороны верхних дыхательных путей, их хроническим течением.
7.Психомоторные нарушения в виде нервных тиков, заикания, ночного и дневного недержания мочи, энкопрез (недержание кала). Психомоторные нарушения невротической природы большей частью не осознаются, не замечаются ребёнком. Они зависят от времени года, утомления, нервного перенапряжения (стресса).
К распространённому виду нервности относятся и неврозы, нередко протекающие на фоне невропатии. Главное , что их отличает от других видов нервности, - это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов - психических травм, переживаний, напряжений, с которыми не может справиться ребёнок и которые подобно дистрессу приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма.
Помимо неврозов как заболеваний различают невротические реакции относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность, страхи, ухудшающие временно настроение и сон; состояние подавленности(депрессии) заострённые переживания в связи с наличием заболевания или физического дефекта. Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживаний детей, что невозможно без способности родителей к анализу и самокритике. При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета родителей, взаимопонимания в семье невротические реакции купируются (проходят) достаточно быстро. Если же они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться , а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состояние. В этом случае уже требуется профессиональная психологическая и психотерапевтическая помощь.
Если брать только такую характеристку, как « эмоци-онально чувствительный и впечатлительный, ранимый, легко расстраивается», то она говорит не о неврозе и невротической реакции, а о сензитивности - эмоционально заострённой чувствительности.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В
ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА. А.И.Захаров.
Москва. «Просвещение».1993год.