Психология страхов

СтепанцоваЕкатерина Анатольевна

Презентация к защите НИР моей ученицы Убакаевой Марины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon PSIHOLOGIYa_STRAHOV2.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЯ СТРАХОВ Выполнила ученица 11 класса МОУ «СОШ № 11г.Вольска» Убакаева Марина Руководитель педагог-психолог Степанцова Екатерина Анатольевна

Слайд 2

Актуальность данной темы: Данная тема актуальна тем, что в школе есть дети с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, возможно причиной этому могут быть страх и тревожность .

Слайд 3

Цель и задачи Цель моей научно-исследовательской работы, выявить каким страхом подвержены дети (8 – 9 лет) и попробовать составить проект программы по коррекции тревожности и страхов. Задачи: 1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов. 2. Изучить психологические причины формирования детских страхов 3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка. 4.Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в школьном возрасте. 5.Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у школьников .

Слайд 4

Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции. В заключительной части работы я постараюсь попробую создать проект программы по коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка младшего школьного возраста.

Слайд 5

Исторические корни страха СТРАХ Страх смерти (ритуалы) Страх и опасности ( стремление к объединению ) Страх и религии Страх и нравствен-ность Страх и искусство

Слайд 6

Физиология страха С трах — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга . Схема строения лимбической системы человека.

Слайд 7

При поверхностном взгляде страх несет малоприятное ощущение — он вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. П ервоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни .

Слайд 8

Во-первых , страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Во-вторых , страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. В-третьих, к огда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения.

Слайд 9

“ С ердце уходит в пятки” , “у страха глаза велики” , “от страха во рту пересохло” , “лицо посерело от страха” .

Слайд 10

Три группы страхов Биологические ( непосредственно связанные с угрозой жизни человеку ) Социальные ( боязни и опасения за изменение своего социального статуса ) Экзистенциальные (страхи смерти) ( связан ы с самой сущностью человека, характерна для всех людей ) .

Слайд 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Исследование причин страхов и тревог детей (9 – 10 лет) Мною проведено исследование по методике А.И. Захарова. Предлагается возрастные нормы страхов и их распределение . В диагностике приняло участие 44 уч-ся 4 «А» и 4 «Б» классов нашей школы. Возраст 9 – 10 лет. Результаты получились следующие:

Слайд 12

Диагностика страхов учащихся 4 «Б» класса ФИ уч-ся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Баллы Коррекция Файзулина А. + + + + + + - + + + - + - - - + - - + - - + + - + + - 16 - Колода А + + + + - + + + + + + + + + - + + + + + + + + - + + + 24 + Шацкова А. - + + - - + - + - - - - + - - + + - + - + - + - - + + 12 - Гаранцан А. - + + - - - - - - - - - - + - + + - - - - + + - - + - 7 - Семина + + + - - + + + - - + + - - + + - - - - - + - + + + 15 - Лутов Д. - + + - + - - - - - - - + - - + + - - - - + + - - - - 8 - Макарова - + + - - - - + - + - - + - - + + - + - - - + - - + - 10 - Леонтьевна + + + + - + - + + + + + + - - + + - - - + + + - + + + 19 + Эдих + + + - - - - - - - + - - + - + + - - + - - + - - - - 8 - Шапошников - - + - + + - - - - - + + - - + - + - - - - + - - + + 10 - Самойлова - + + - + - - + + + - + - - - + + + - + + + + - + + - 16 +

Слайд 13

Диагностика страхов 4 «А» класса ФИ уч-ся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Баллы Коррекция Ануфриев - - + + - + + - - + + + - - - + + - + + + + + + - + + 17 + 2Тюрин + - - - - + - + - + - - + - - + + + + - + + + + - + + 15 + 3Арьков - + + - - + - - - - + - - - - + + - + - + -+ + - - + - 10 4Шалинэ - + + - + - + + + + - + ++ - - + + + + + + - + + + + + 21 + 5Близняков - + + + + - + - - - + - + - - - - + - - - - + - - + - 10 6.Милютин + - + + - + - + + + + + + - + + + + - + + + - - + + 19 + 7.Коновалова + + + + - + - + + - + + - + + - - + - - + - + - - + + 15 + 8. Васильев + + - - - - - - - - + + - - - + + - - - - + + - - + - 9 9. Чикилев - - - - + + - - - - - - + - - + - - - - - - + - - + - 7

Слайд 14

Медицинские страхи. № Показатель Вывод 2 средний(56%) У 50% детей низкий уровень страха и у 50% средний уровень. Дети подвержены медицинскому страху. Страхи перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение. 18 низкий(25%) 19 низкий(29%) 20 низкий(15%) 21 средний(40%) 22 средний(50%) Общее(36%)

Слайд 15

Страхи, связанные с причинением физического ущерба № Показатель Выводы 11 низкий(25%) Дети бояться больше всего войны и пожара и стихийных бедствий. 12 средний(61%) 15 низкий(6%) 16 высокий(88%) 17 высокий(79%) Общее(51%)

Слайд 16

Страхи смерти № Показатель Выводы 3 высокий(81%) Страх смерти, это самый ярко выраженный страх у детей, особенно смерть близкого человека. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Слайд 17

Страхи кошмарных снов и темноты № Показатель Выводы 8 средний(45%) Больше всего из этой категории дети боятся страшных снов. Большинство детей не бояться не кошмаров, не темноты

Слайд 18

Социально опосредованные страхи № Показатель Выводы 1 низкий(27%) Средний уровень страхов, что тебя накажут воспитатели или учителя К числу других, наиболее распространенных «социальных» страхов относятся «боязнь провала», «боязнь критики». Данные дети хорошо адаптированные в обществе

Слайд 19

«Пространственные» страхи № Показатель Выводы 13 средние(47%) Средний уровень – страх высоты и полётов на самолёте. Дети этого возраста не подвержены пространственным страхам. 14 низкий(22%) 27 средний(40%) Общее (36%)

Слайд 20

Выводы: 1.Дети бояться больше всего войны и пожара и стихийных бедствий. 2. Страх смерти, это самый ярко выраженный страх у детей, особенно смерть близкого человека. 3. Больше всего дети боятся страшных снов.

Слайд 21

Выявлена группа детей подверженных тревожности и страхам. В 4 «А» - 8 человек, в 4 «Б» - 4 человека со средним и высоким уровнем тревожности. С данной группой детей можно проводить коррекционную работа. Предлагаю свой вариант, проект программы «Нам не страшно!»

Слайд 22

Занятие 1. «Здравствуйте, это я» Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски. Занятие 2. Диагностика страхов у детей. Цель: проведение диагностических методик для выявления страхов у детей, чтобы построение занятий было более эффективным. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры. Занятие 3 . “Что в имени тебе моём… ” Цель: раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. Занятие 4. “Настроение” Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Занятие 5. “Расскажи мне о своём страхе ” Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Занятие 6. “Волшебный лес” Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Занятие 7. “Ночные страхи ” Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка. Занятие 8. “Я больше не боюсь” Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Занятие 9. “Солнце в ладошке” Цель: оценить эффективность предыдущих занятий через повторную диагностику, проведенную в самом начале занятий, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.

Слайд 23

ВЫВОДЫ Страх играет немаловажную роль в жизни человека и ребёнка в частности, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональ­ных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, а также улучшения детско-родительских отношений. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать разрушительное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!