Годовой аналитический отчёт школьного психолога
Ежегодно педагог-психолог составляете аналитический годовой отчёт. Знакомлю Вас с отчётом за 2010 - 2011 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
OTChYoT_psihologa_2011g.doc | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
Ψ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11
г.Вольска Саратовской области»
Аналитический отчёт
педагога-психолога Степанцовой Е.А.
за 2010 – 2011 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).
ЗАДАЧИ:
- Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки, в том числе ПП и ПО.
- Проведение мониторингов образовательного процесса.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
- ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.
- Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.
- Проведение мониторингов, согласно плана работы УО и школы.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Активное взаимодействие с учащимися.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
- Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- ППС обучения детей-инвалидов.
- ППС ФГОС начального образования.
В течение года велась совместная работа с социальным педагогом и уполномоченным по защите прав участников педагогического процесса. Работа велась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:
Методика | Всего приняли участие | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Лускановой в 4-х классах | 39 | 2 | 5% | 9 | 23% | 28 | 72% |
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 4-х классах | 39 | 1 | 3% | 6 | 15% | 32 | 82% |
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 4-х классах | 39 | - | - | 7 | 18% | 32 | 82% |
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 4-х классах | 25 | 1 | 8% | 3 | 12% | 20 | 80% |
Модифицированная методика "Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме"Е.В.Коротаевой в 9-х классах | 36 | 2 | 6% | 8 | 22% | 26 | 72% |
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 9-х классах | 36 | - | - | 4 | 11% | 32 | 89% |
Методика " Социализированность личности учащегося"М.И. Рожкова в 9-х классах | 36 | - | - | 3 | 8% | 33 | 92% |
Методика -опросник "Готовность подростков к выбору профессии" В.Б. Успенского в 9-х классах | 36 | 2 | 6% | 10 | 27% | 24 | 67% |
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 9-х классах | 36 | - | - | 5 | 14% | 31 | 86% |
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 9-х классах | 25 | 1 | 4% | 5 | 20% | 19 | 76% |
Методика "Готовность работать с информацией и информационными источниками" в 11-х классах | 17 | - | - | 4 | 24% | 13 | 76% |
Закрытая позиция | Пассивный участник | Активный уч-ник | Инициативн.уч-ник | ||||
Методика "Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" Е.В. Коротаевой в 11-х классах | 17 | -- | 1 | 6% | 11 | 65% | 5(29%) |
Методика "Выявление удовлетворенности учащихся образованием" в 11-х классах | 17 | 2 | 12% | 2 | 12% | 13 | 76% |
Методика "Выявление отношения родителей к образовательному процессу" в 11-х классах | 15 | - | - | 3 | 17% | 12 | 83% |
Методика Л.Н.Кабардовой «Выявление уровня профессиональной готовности учащихся» 11кл. | Всего приняли участие | Доля учащихся, осуществивших выбор, % | |||||
Ч-З (количество \процент) | Ч-Т(количество \процент) | Ч-П(количество \процент) | Ч-ХО(количество \процент) | Ч-Ч(количество \процент) | Нет выбора | ||
4 (24%) | 5 (28%) | 4 (24%) | 0 | 4 (24%) | 0 | 17 | 100% |
- Мониторинг по изучению готовности всех категорий участников к проведению государственной (итоговой) аттестации в независимой форме (результаты в приложении)
- Социологический опрос среди учащихся «Меня беспокоит»
- Мониторинг употребления и отношения к ПАВ (4 раза в год)
- Социологический опрос «Отношение к религиозному экстремизму»
- Анкета «Склонность к асоциальному поведениюна раннем этапе» В ходе анкетирования выявлено следующее: 7 детей (2%) проявляют склонность к физическому насилию проявляют драчливость;1 (0,2%) могут проявлять жестокость к животным;5 уч-ся (1,5%) могут сознательно повреждать собственные и чужие принадлежности;20 уч-ся (6%) склонны к вранью, вызванное разными причинами;2 уч-ся (0,5%) склонны к кражам. у 12 уч-ся (3,5%) заметны трудности в учёбе, связанные с неподготовкой д/з;
- Удовлетворенность профильным обучением учащихся 10-го класса.
Из данного исследования видно, что большинство обучающихся удовлетворены профильным обучением, но есть ещё над чем поработать: профильные предметы: вызывают интерес – 31%; способствуют развитию – 50%; они ни чем не отличаются от остальных предметов – 19%
Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (59 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. Это позволило на 20% повысить уровень адаптации первоклассников (диаграмма). С отдельной группой детей проводились занятия по программе «Успешный ученик». Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации, на помощь тем детям, которые испытывали сложности в общении и поведении.
«Уровень учебной мотивации»
Уровни | 1 «А» (на начало года) | 1 «Б» (на начало года) | Средний результат Декабрь2010г | Средний результат Апрель 2011г |
25 – 30 баллов. Высокий уровень, сформировано отношение к себе как к школьнику. | 0 | 3% | 3% | 22% |
20 – 24 балла. Средний уровень, отношение к себе как к школьнику практически сформировано. | 25% | 31% | 28% | 43% |
15 – 19 баллов. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами. | 71% | 55% | 62% | 32% |
10 – 14 баллов. Низкий уровень, отношение к себе как школьнику не сформировано. | 4% | 11% | 7% | 3% |
Ниже 10 баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эмоциональнее состояния учащихся 2010–2011 учебного года набора
Начало года Конец года
Всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий и выступление на родительских собраниях по запросам классных руководителей.
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:
тесты цветового выбора М. Люшер;
проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;
анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.
Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями). Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% из параллели так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.
В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Я выбираю жизнь», «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».
Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.
№ | Название программы | Класс | Кол-во учащихся | Кол-во занятий |
1. | Тренинг на формирование ценностного отношения к своему здоровью и профилактику наркомании «Я выбираю жизнь» | 10класс | 21 | 10 |
2. | Профориентационный тренинг «Мой выбор» | 8-е классы | 50 | 34 |
3. | Тренинг на сплочение коллектива и профилактику девиантного поведения «Дружный класс» | 9 классы | 48 | 17 |
4. | Тренинг на профилактику школьной дезадаптации «Успешный ученик» | 1, 2 кл | 7 | 10 |
6 | Элективный курс «Психология» | 10 класс | 23 | 17 |
8 | Работа с волонтёрами по программе «Равные - равным» | 9 – 11 класс | 5 | 6 |
Результатом данной работы явилось то, что первые классы успешно прошли адаптацию к школе, в 9-х кл. сократилось число конфликтов между учениками классов, учащиеся 8 классов определились с выбором элективных курсов и дальнейшего выбора профиля обучения на следующий год, а учащиеся 9 класса определились с профилем обучения (социально-экономический). Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.
Исследования и диагностика
№ | Название и цель исследования | Класс | Кол-во человек |
1 | Диагностика уровня готовности к обучению в школе | дошкольники | 50 |
2 | Изучение адаптации | 1-е , 5-е | 80 |
3 | Социометрическое исследование классов | 5-е , 6-е , 7-е. | 120 |
4 | Уровень учебной мотивации | 3 «А», 4-е, 9, 11 кл | 100 |
5 | Отношение учащихся и их родителей к педагогам школы | 1-11 | 400 |
6 | Отношение родителей учащихся к школе | 1-11 | 120 |
7 | Отношение к религиозному экстремизму | 7 - 11 | 120 |
8 | Уровень социализации | 4-е, 9, 11 кл. | 90 |
9 | Исследование эффективности предпрофильного сопровождения учащихся 9 классов | 9 кл | 26 |
10 | Исследования вредных привычек среди учащихся | 7 – 11 класс | 120 |
За 2010 -2011 учебный год проведено 178 консультаций, из них 92 с учащимися, 21 с педагогами, 65 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:
1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,
2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.
Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ «Дружный класс», классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по выбору элективных курсов; ведение элективного курса по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).
В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.
Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи ГИА и ЕГЭ велась с учениками 11, 9 и 4 классов. Два раза в год проводилась диагностика уровня тревожности во время экзамена (Октябрь - апрель). Курс занятий «Экзамен без стресса».
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. В школе есть ещё одна категория детей и их не мало, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении школьной программы (чтения, письма, счёта). Проявления СДВГ очень разнообразны: расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, нарушения поведения и т.д. С этой группой ведутся занятия по коррекции. Занятия проводятся в ГПД, в них входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на развития мелкой моторики рук, упражнения на развития внимания, самоконтроля, релаксация. Детям занятия нравятся, они с удовольствием идут на них.
В течение года велась методическая работа по организации конференций, семинаров: Конкурс проектов «Я выбираю жизнь», дистанционная конференция «Организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников», муниципальный обучающий семинар «Конструктор работы с волонтёрами». А также работа по научно-исследовательской деятельности с, Убакаева Марина ученица 11 класса заняла призовые места в муниципальном конкурсе НИР «Первые шаги» (3 место), в межмуниципальной дистанционной олимпиаде «Мой мир психологии» (3 место).
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.
«Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.
«Проблемы подросткового возраста» в 7 и 6 классах и т.д. Отдельно следует сказать о родительских собраниях в 8 – 9 кл по ПП и ПО. На каждом таком собрании я выступала с результатами анкетирования, разъяснениями целей и задач ПП и ПО и различными рекомендациями по выбору элективных курсов и дальнейшего профиля обучения. Индивидуальных консультаций с родителями проведено 65.
Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат выносится на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
Методическая работа и научно-исследовательская работа с уч-ся: см.приложение №1
По подготовке к ПП и ПО в течение года велась следующая работа
- Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов.
- Контрольная диагностика уч-ся 10-х кл. «Уровень комфортности» ПО
- Контрольное анкетирование 9-х кл. по выбору элективных курсов.
- Продолжение анкетирования учащихся 9-х классов.
- Оформление информационного уголка психолога, куда входит различная информация.
- Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое занятие «Как стать успешным в профессии».
- Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.
С целью профориентации проводились ряд исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае. Традиционно в конце учебного года проводится диагностика уровня удовлетворённости родителей учащихся школы:
Уровень удовлетворённости школой родителей
2010 – 2011 учебный год
№ | Вопросы | Да |
1 | Уровнем преподавания | 88% |
2 | Организацией школьного быта | 90% |
3 | Питанием в школе | 69% |
4 | Материально-техническим оснащением школы | 75% |
5 | Отношением между учащимися в классе | 61% |
6 | Отношением вашего ребёнка с педагогами | 93% |
7 | Может ли ваш ребёнок сказать: «Моя школа лучше всех» | 66% |
- уровень удовлетворённости родителей школой достаточно высок (уровень обучения, организация школьного быта, отношения с педагогами и др.).
- По-прежнему уровень удовлетворения родителей отношениями среди учащихся говорит о том, что особое внимание стоит обратить на воспитательную работу, как общешкольную, так и работу в классах. Но и роль родителей в данной работе имеет немаловажное значения, поэтому следует довести до их сведения эти данные и напомнить, что детей воспитывает не только школа, большая часть воспитания дети получают в семье.
- 66% детей могут сказать «Моя школа лучше всех» - это хороший показатель работы школы.
Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Приобретены диски (медиатека психолога), психологическая литература, диагностический и тренинговый материал.
ВЫВОДЫ
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка, приобретены аудиодиски с музыкой для релаксации. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе. В рамках школьного компонента в 10 классе продолжался вестись элективный курс «Психология», что позволило более глубже контактировать со старшеклассниками и помогать им с выбором жизненного маршрута, знания психологии позволяли им лучше познать самих себя, решить многие личностные проблемы. Введение дополнительных образовательных программ «Успешный ученик», «Мой выбор», «Дружный класс», «Я выбираю жизнь» за счёт внеурочной деятельности позволила более чётко организовать групповую коррекционную работы, что всегда бывает сделать непросто.
Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями на педсоветах и совещаниях. И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы (развод в частности) путём привлечения ребёнка на свою сторону, не думая о том, что для него и папа и мама являются любимыми и родными. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация и отдел опеки.
Пожалуй, самой большой проблемой в этом году стало увеличение детей стоящих на учёте ВШК и в ПДН (драки, употребление спиртных напитков, курение) Попробую проанализировать эту проблему.
В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.
Предполагаемые причины увеличения правонарушений имеют как объективный, так и субъективный характер:
- Снижение воспитывающей роли семьи.
- Возможно недостаточная воспитательная работа школы (правильно спланировать профилактическую работу по предупреждению правонарушений на ранней стадии, в начальной школе).
- Важно не напугать наказанием, а научить жить в этом мире, оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям.
- Нет единства требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – родители.
- Многие воспитательные мероприятия по-прежнему носят формальный характер.
Что может сделать школа:
- В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений , опять же на ранней стадии.
- Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному воспитанию.
- Активизировать родительский всеобуч в данном направлении. Мероприятия должны носить системный характер, а не эпизодический. Возможно это должен быть родительский клуб.
- Занятость детей внеурочной деятельность (спорт, творчество, НИД и др.)
Возможно, это может повлиять на положение дел. А ещё важно, чтобы каждый работник школы относился к детям как своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не перерастали в правонарушения и преступления.
На сайте школы продолжает работать “Страничка психолога”, которая регулярно обновляется.
На этой страничке вывешиваются рекомендации детям, родителям и учителям. Освещаются текущие школьные мероприятия проводимые совместно с психологом школы.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
- Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся.
- Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их у внеурочной деятельности.
- Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.
- Продолжение сопровождения обучения детей-инвалидов.
- Продолжить проведение занятий по программам:
- «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 – 9-х классов,
- Комплексная программа профилактики наркомании «Я выбираю жизнь» для уч-ся 10 – 11 классов,
- «Успешный ученик» для уч-ся 1- 4 кл., «Дружный класс. Без агрессии» для уч-ся 6 – 7 кл.
- Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.
- Особое внимание уделить углубленной работе РЦ по пропаганде здорового образа жизни.
Педагог-психолог Степанцова Е.А.
____________________
Приложение №1
Степанцова Е.А. |
| Муниципальный Муниципальный Муниципальный Региональный Муниципальный Межмуниципальный Межмуниципальный Межмуниципальный Всероссийский Международный Муниципальный Муниципальный | Пучкова А., Фролова Н., Ергунёва О. Убакаева М-10 кл Карапетян А. Игамбердыева Э. Нуштаева А. – 9 «Б» Убакаева М. – 11 кл. Убакаева М. – 11 кл Убакаева М. – 11 кл | 3 место Iместо Сертификат участия Сертификат участия Сертификаты участия Диплом 1 степени Диплом 1 степени Благодарственное письмо Сертификат 3 место 1 место Сертификат участия Сертификат участия (статья в сборнике) Сертификат участия Сертификат участия |