Коррекционные образовательные программы
Коррекционные программы.Развивающие программы. Профилактические программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Druzhnyy_klass.doc | 135.5 КБ |
Moy_vybor.doc | 69.5 КБ |
Uspeshnyy_uchenik__1-2_kl.doc | 72 КБ |
Ya_vybirayu_zhizn.doc | 49.5 КБ |
Ya_i_moi_prava.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
Утверждена «Утверждаю»
на ШМС МОУ «СОШ №11» Директор школы
протокол №______ _____________/Н.В.Шведова/
от _____ ___________ 2009г
Дополнительная образовательная программа
для учащихся 6, 8, 9 класса общеобразовательной школы
«Дружный класс без агрессии»
Составила педагог-психолог Степанцова Е.А.
ППМСЦ в школе (компакт-диск – издательство «Учитель», 2008)
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа “Дружный класс без агрессии” разработана с целью улучшения психологического климата в классах со сложными межличностными отношениями.
Основные задачи программы:
1. Улучшение психологического климата в школе.
2. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
3. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на работу с учащимися.
Формы работы:
- диагностика(анкеты, тесты, наблюдение);
- беседы;
- тренинги;
- индивидуальные консультации.
Для реализации основных целей программы «Дружный класс без агрессии» необходимо решить ряд задач:
1. Увеличивать причастность детей и взрослых к этой проблеме.
2. Реагировать и сигнализировать (выявление случаев проявления агрессивного поведения (агрессивное поведение не должно быть оставлено без внимания), обсуждение их, предупреждение более тяжелых последствий).
3. Вмешиваться (помогать учащимся, принимать меры в случаях проявления агрессии, развивать социальные навыки и др.).
Работа по программе включает в себя следующие направления:
- работу с учениками;
- работу с родителями;
- работу с учителями.
В ходе реализации программы «Дружный класс. Без агрессии» необходимо увеличивать причастность детей и взрослых к проблеме агрессии, агрессивного поведения, чтобы от агрессивных действий нельзя было отмахнуться, как от несуществующей или малозначимой проблемы.
Так как данная программа – это многоступенчатая, то вся школа должна всерьез подходить к проблеме агрессивного поведения; причастность всех участников образовательного процесса(директора, администрации, учителей, классных руководителей, сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра, других работников школы, а также родителей и учеников) будет иметь различное влияние на психологический климат школы, школьную культуру.
Реагировать и сигнализировать очень важно, для того, чтобы:
- поднять проблему агрессивного поведения на более высокий нравственный уровень;
- показать ученикам серьезность намерений школы в отношении запрета на агрессивное поведение;
- активизировать обсуждение проблемы агрессивного поведения в школе;
- побуждать жертву агрессии к разговору с родителями и работниками школы.
Реализовывать программу «Дружный класс без агрессии» можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности педагогов, родителей и детей; через систему специальных занятий с учащимися, направленных на развитие навыков эффективного общения, повышение коммуникативной культуры, результатом проведения которых может быть договор и принятие правил поведения, исключающих агрессивное поведение, использование «ящика сообщений» и другое.
Занятия по программе проводятся со всем классом, группой учеников или по желанию индивидуально с учеником (в форме индивидуальных бесед о конкретном случае, о возможных вариантах поведения, о поддержке, об оказании помощи), так как индивидуальный подход (сопровождение ученика) очень важен для системного вмешательства (или предупреждения раздробленного подхода), обеспечения непрерывности.
Содержание программы состоит из следующих блоков:
1. Информационный блок
Данный блок включает в себя:
- проведение системно-ориентированной диагностики учеников, родителей и учителей;
- информирование учеников об агрессии и агрессивном поведении;
- информирование работников школы об агрессии и агрессивном поведении;
- информирование родителей об агрессии и агрессивном поведении.
2. Практический блок включает в себя:
- разработку рекомендаций для педагогов, родителей по проблеме профилактики агрессивного поведения;
- консультирование педагогов, родителей по проблеме агрессивного поведения;
- обучение учащихся выбору адекватной стратегии поведения в конфликте, тренинг социальных навыков.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологического климата в классе;
- повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
- снижение правонарушений среди учащихся.
Отслеживание результатов:
- анкетирование;
- мониторинг агрессивности;
- наблюдение.
Программа рассчитана на 8 часов. Длительность занятий 40 – 45 минут.
Данная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
Содержание занятий | Количество часов |
Занятие 1. | 1 |
1. Введение. О чем будем говорить на занятиях? | |
| |
| |
| |
2. Примеры ситуаций, фильм | |
(фрагмент к/ф режиссера Р. Быкова “Чучело”). | |
3. Анкетирование (анкета 1) | |
| |
Занятие 2. | 1 |
1. Обсуждение результатов анкетирования | |
2. Агрессия и агрессивное поведение: | |
| |
| |
| |
Занятие 3. | 1 |
1. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? За что дразнят? | |
- результаты анкетирования; | |
- фрагмент к/ф “Чучело”, “Адажио”; | |
| |
| |
| |
2. Кто и почему становится агрессором? | |
| |
| |
3. Анкета 2. | |
Занятие 4 | 1 |
Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? | |
1. Результаты анкетирования | |
2. Работа в группах: | |
А. Как помочь жертве? | |
Б. Как помочь агрессору исправиться? | |
В. Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Обсуждение - возможные способы: | |
| |
| |
| |
| |
Занятие 5. | 1 |
Принятие правил класса | |
1. Просмотр м/ф “Крошка Енот” -правило крошки Енота | |
2. Работа в группах | |
3. Обсуждение и принятие правил всем классом | |
Занятие 6. | 1 |
Работа с правилами. | |
1. Работа в группах: | |
а) иллюстрирование (коллективный рисунок) | |
б) обсуждение в группе: каким образом можно выполнять это правило? | |
2. Представление группами результатов работы. | |
Обмен мнениями | |
Занятие 7. | 1 |
Обучение выбору адекватной стратегии поведения. | |
Методика “Город разных точек зрения” | |
Занятие 8. | 1 |
Обобщение. | |
| |
| |
| |
Тренинг социальных навыков проводится с группами учащихся после окончания работы с классом. | |
Всего | 8 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор школы Н.В.Шведова
________________________
Программа для 8, 9 классов общеобразовательных школ
«Мой выбор»
(Время взрослеть)
В основу программы 8-го класса положена программа
Куляпина А.С. «Выбор профессионального маршрута».
В основе программы 9-го класса лежит программа
элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н.
«Слагаемые профиля выбора обучения и
траектории дальнейшего образования»
Пояснительная записка.
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных на-правлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориен-тированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 68 часов по 1 часу в неделю на два года обучения: в 8- классе - 34 часа, в 9-м классе – 34 часа. Однако изучение про-граммного материала можно менять, варьировать, так как модули, составляющие программу, являются самостоятельными.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, са-мопознания и самоконтроля.
В основу программы 8-го класса положена программа Куляпина А.С. «Выбор профессионального маршрута», поэтому целесообразно воспользоваться рабочей тетрадью для учащихся 8-го класса по данной программе .
В основе программы 9-го класса лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования» , поэтому также можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе .
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом ин-дивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Задачи:
1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к вы-пускникам школы;
2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего про-фессионального образования и профессионального труда;
3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
4. способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склон-ностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.
Формы деятельности:
• самоанализ;
• анализ научных и художественных источников, СМИ;
• анализ практических примеров проблемных ситуаций;
• групповые дискуссии;
• индивидуальная работа;
• индивидуальная и групповая проектная работа;
• психотренинг;
• психодиагностические процедуры;
• ролевые и деловые игры;
• эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного про-дукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
• знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной дея-тельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возмож-ностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальней-шей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
• умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
• знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерно-стях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
• представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
8 класс
Введение (1 час)
Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и группо-вое целеполагание. Тренинг «Знакомство».
Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).
Тема 1. Я – человек и личность (1 час).
Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собствен-ного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность по-знания человека на самого себя.
Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).
Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.
Тема 3. Психические качества личности (2 часа).
Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.
Тема 4. Интересы и склонности (1 час).
Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.
Тема 5. Самооценка (1 час).
Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.
Тема 6. Мотивация личности (2 часа).
Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.
Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).
Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на со-стояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор про-фессии.
Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).
Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).
Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.
Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).
Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, само-определению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопре-деление в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.
Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).
Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.
Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)
Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).
Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной ва-риант, запасной вариант.
Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).
Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.
Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).
Тема 13. Мир профессий (3 часа).
Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного тру-да, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.
Тема 14. Профессиография (2 часа)
Понятие профессиографии. Формула профессии.
Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).
Мини-проект «Профессиональная проба».
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)
Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)
Профессиональная история семьи.
Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).
Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (3 часа).
Тема 18. Самоконтроль (2 часа).
Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»
Тема 19. Мой выбор (1 час).
Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.
Мини-проект «Мой выбор».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Я – человек и личность. Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собствен-ного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность по-знания человека на самого себя. | 1 |
2 | Характер и темперамент. Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера. | 2 |
3 | Психические качества личности. Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека. | 2 |
4 | Интересы и склонности. Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов. | 1 |
5 | Самооценка. Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки. | 1 |
6 | Мотивация личности. Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений. | 2 |
7 | Здоровье и профессиональный выбор. Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии. | 2 |
8 | Профессиональное самоопределение – что это? Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения. | 2 |
9 | Типы самоопределения человека. Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, само-определению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопре-деление в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение. | 2 |
10 | Профессиональные ценности. Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник. | 1 |
11 | Проектирование основного и дополнительного образования. Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной ва-риант, запасной вариант. | 2 |
12 | Анализ успешности человека. Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений. | 2 |
13 | Мир профессий. Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного тру-да, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма. | 3 |
14 | Профессиография. Понятие профессиографии. Формула профессии. | 2 |
15 | Профессиональные пробы. Мини-проект «Профессиональная проба». | 2 |
16 | Мои родословные ценности. Профессиональная история семьи. | 1 |
17 | Совместное проектирование профессионального будущего. Влияние семьи на выбор профессионального маршрута. | 2 |
18 | Самоконтроль. Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой» | 2 |
19 | Мой выбор. Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников. Мини-проект «Мой выбор». | 1 |
Всего | 34 |
Выполнила педагог-психолог Степанцова Е.А.
_______________________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
Утверждена «Утверждаю»
на ШМС МОУ «СОШ № 11» Директор школы
протокол №_____ _____________/Н.В.Шведова/
от ______ ____________ 2009г
ÿYÿ
Дополнительная образовательная программа для 1 – 2 классов
«Успешный ученик»
(Секреты успешной учебы)
Составила педагог-психолог МОУ
«СОШ №11 г.Вольска Саратовской области» Степанцова Е.А.
Использовались: И.В.Рахловская «Вместе играем, учимся, переживаем»
С.И.Семенака «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Успешный ученик» (Секреты успешной учёбы) разработана на основе анализа типичных учебных затруднений учащихся, связанных с несформированностью или недостаточной сформированностью когнитивных навыков, навыков организации учебного труда, организации времени, низким уровнем мотивации. Программа «Успешный ученик» (Секреты успешной учебы) базируется на основных принципах гуманистической психологии и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию. Адаптированный ребёнок – это ребёнок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития. Хорошо адаптированный ученик в дальнейшем успешный ученик, а в будущем успешный человек.
Цели программы: Предупреждение и преодоление трудностей в учебе у учащихся 1, 2 классов, повышение мотивации к обучению у учащихся с низкой мотивацией.
Задачи:
- развитие у детей когнетивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- снижение значимости травмирующих факторов;
- формирование позитивно-адекватной самооценки, навыков оценивания результатов собственного труда.
- повышение учебной мотивации.
Программа разработана как для индивидуальной так и для групповой формы работы с учащимися.
Методы и приёмы:
- Игры-коммуникации.
- Игры-релаксации. Музыка.
- Сказки.
- Рисование.
- Рефлексия
Данная программа имеет модульную структуру:
М о д у л ь 1. Введение в школьную жизнь
М о д у л ь 2. Секреты эффективной работы в школе и дома.
М о д у л ь 3. Успех на уроке
М о д у л ь 4. Социально-психологическая адаптация
М о д у л ь 5. Секреты хорошего отдыха (занятия в игровой форме)
Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя:
1) ознакомление с теоретическим материалом;
2) применение полученных знаний на практике;
3) рефлексию, самооценивание и самоконтроль;
4) рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).
Программа рассчитана на 34 часа.
Длительность занятий: 30 – 45 минут.
Ожидаемые результаты:
- социально-психологическая адаптация уч-ся;
- повышение уровня воспитанности уч-ся
- повышение учебной мотивации.
Отслеживание результатов:
- наблюдение;
- диагностика (тестирование, анкетирование, беседа)
Данная программа будет реализована в рамках внеаудиторной занятости учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК»
№ | Тема | Количество часов |
Модуль 1. Введение в школьную жизнь | ||
1 | «Знакомство. Школа – это ….» | 1 |
2 | « Вместе мы одна семья. Я и моё имя» (классный коллектив) | 1 |
3 | «Урок и перемена. Что мне нравится в школе» | 1 |
4 | Экскурсия по школе. | 1 |
5 | «Ученье – свет, а неученье тьма» | 1 |
6 | «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений. | 1 |
7 | «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. | 1 |
Модуль 2. Секреты эффективной работы в школе и дома. | ||
8 | Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль. | 1 |
9 | Работа с книгой. Подготовка к устному ответу | 1 |
10 | Как учить стихотворение | 1 |
11 | Работа с тетрадью. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
12 | В библиотеке. В медиатеке. | 1 |
13 | Праздник «Звёздный час» | 1 |
Модуль 3. Успех на уроке | ||
14 | Эффективная работа на уроке | 1 |
15 | Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы» | 1 |
Модуль 4.Социально-психологическая адаптация | ||
16 | Наши чувства и действия. | 1 |
17 | Зачем человеку чувство стыда? | 1 |
18 | Учимся честно говорить о проступке. | 1 |
19 | Почему трудно признать свою вину? | 1 |
20 | Детские жалобы. | 1 |
21 | Учимся справляться с чувством протеста | 1 |
22 | Учимся справляться с чувством обиды. | 1 |
23 | Мама – надёжный защитник. | 1 |
24 | Когда опасен гнев? | 1 |
25 | Всегда ли мы поступаем правильно? | 1 |
26 | Можно ли справиться со злом? | 1 |
Модуль 5. Секреты хорошего отдыха (занятия в игровой форме) | ||
27 | Ценность общения. Умение общаться в группе. | 1 |
28 | Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса. | 1 |
29 | Межличностное общение. Развитие тактильной памяти. | 1 |
30 | Общение в группе, обогащение словарного запаса. | 1 |
31 | Наблюдательность, внимание, произвольность. | 1 |
32 | Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции. | 1 |
33 | Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. | 1 |
34 | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий. Праздник достижений. | 1 |
Всего: | 34 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
Утверждена «Утверждаю»
на ШМС МОУ «СОШ № 11» Директор школы
протокол №_____ _____________/Н.В.Шведова/
от ______ ____________ 2009г
ÿYÿ
Дополнительная образовательная программа профилактики наркомании для учащихся 10, 11 классов
«Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Составила педагог-психолог Степанцова Е.А.
/Авторы: Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В.
Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО
«Сар.ИПКиПРО»; МОУ «СОШ №15» г.Энгельс./
Победитель областного конкурса
образовательных программ по
профилактике наркомании среди
молодёжи Саратовской области.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа ориентирована в первую очередь на подростков и их родителей. Дополнительная образовательная программа направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей, на снижение числа учащихся употребляющих алкоголь, табак.
Цель программы
Цель программы предупредить распространение ПАВ среди молодёжи, путём предоставления объективной информации о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков. Формирование у подростков навыков ответственного поведения и ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи
- Предоставить учащимся объективной информацией о вреде ПАВ.
- Психологическая прививка – распознавание давления сверстников и сопротивление ему.
- Навыки неагрессивного отстаивания своего мнения.
- Формирования навыков безопасного поведения.
- Формирование личностной и социальной компетентности на базе объективной информации о ПАВ.
Концептуальная основа программы
Концептуальной основой программы служит современный теоретический подход в обучении (формирование личностной и социальной компетентности учащихся или тренинг жизненных навыков), использование методологии, способствующие лучшему пониманию себя, формированию ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей.
Особенности программы
Особенностью программы «Я выбираю жизнь» является методология проведения. В программе используются традиционные методы – тесты, лекционный материал, ситуации, а также интерактивные методы: групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и др. Для успешной работы по этой программе необходимо заранее познакомиться с методами и приёмами которые будут использованы: круг, тестирование, групповая дискуссия, кооперативное обучение, мозговой штурм, рефлексия. Занятия могут проводиться как в групповой форме, так и в индивидуальной.
Структура программы
Программа рассчитана на 15 занятий. Курс проходит в тренинговом режиме и предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с учащимися. В программе используются традиционные методы – тесты, лекционный материал, ситуации, а также интерактивные методы: групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и др. при необходимости порядок проведения некоторых занятий может варьироваться.
Ожидаемый результат:
- снижение числа учащихся употреблявших ПАВ;
- сформировать навыки безопасного поведения;
- предупредить распространение ПАВ среди молодёжи.
Отслеживание результатов:
диагностика (анкетирование, опрос, беседа)
наблюдение.
Данная образовательная программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Здоровье – величайшая ценность человека. | 1 |
2 | Наше здоровье в наших руках. Факторы риска. | 1 |
3 | Что такое психоактивное вещество? | 1 |
4 | Вред алкоголя и наркотиков. | 1 |
5 | Вред курения. | 1 |
6 | Мифы о психоактивных веществах. | 1 |
7 | Причины употребления ПАВ подростками. | 1 |
8 | Не ловись на крючок. | 1 |
9 | Защитные факторы. Неуязвимость, личностная гибкость. | 1 |
10 | Навыки эффективного общения. Умею сказать НЕТ. | 1 |
11 | Навыки эффективного общения. Умею сказать НЕТ. | 1 |
12 | Развлечения в компании без ПАВ. | 1 |
13 | Общество против наркотиков. | 1 |
14 | ПАВ в событиях мировой истории. | 1 |
15 | Вперёд к здоровью. | 1 |
Итого | 15 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор школы Н.В.Шведова
________________________
Элективный курс для учащихся 9-ых классов по обществознанию предназначен для осуществления предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях.
«Я и мои права»
Автор: Прозорова О.В., учитель истории МОУ «СОШ № 10 г. Балаково»
Пояснительная записка.
В современной России большое значение приобретает задача развития правового государства и гражданского общества. В связи с этим возникает необходимость предоставить учащимся все возможности для определения своего места в обществе, для получения информации о правах человека и путях их защиты.
Элективный курс для учащихся 9-ых классов по обществознанию предназначен для осуществления предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях. Курс рассчитан на 8 часов. Включает теоретическую и практическую части. В ходе занятий используются встречи со специалистами тех или иных отраслей правовых знаний, тестирование учащихся по разным вопросам, работа с источниками и др. Завершается курс презентацией творческих работ, выполненных учащимися в процессе изучения курса.
Главной целью курса является оказание поддержки учащимся в процессе их социализации. В обществе человек играет разные социальные роли: гражданина, избирателя, работника, потребителя и т.д. Элективный курс позволяет подготовить учащихся к реализации этих ролей; дает возможность получить информацию о правах человека (гражданина, избирателя, потребителя и т.д.) и путях их защиты.
Задачи курса:
- расширить объем и глубину знаний учащихся о правовых документах;
- изучить права человека;
- предоставить учащимся информацию о возможностях защиты своих прав.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- основные положения международно-правовых и законодательных актов РФ;
- программу развития школы, Устав школы;
- содержание правовых понятий;
- информацию о службах, оказывающих помощь в защите прав человека.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- работать с различными законодательными актами, получать необходимую информацию;
- выбирать тему для творческой работы;
- представлять результаты творческой работы на презентации;
- защищать свои права.
Содержание программы.
1. Я - гражданин (1 час).
Введение. Информация о целях и задачах курса. Международно-правовые акты. Всеобщая декларация прав человека. История принятия. Структура. Права и свободы человека. Конвенция о правах ребенка. Понятие конвенции. Необходимость её существования. Структура. Конституция РФ. Соответствие международно-правовым актам. Права и обязанности гражданина.
2. Я - ученик (2 часа).
Закон РФ «Об образовании». Устав школы. Права и обязанности учащегося. Школьное самоуправление. Детские организации. Институт Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
3. Я - будущий работник (2 часа).
Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Трудовой договор. Трудовая книжка. Коллективный договор. Трудовая дисциплина. Труд подростков. Льготы.
4. Я - сын (дочь) (1 час).
Семейный кодекс РФ. Брак. Семья. Брачный договор. Родительские права. Права ребенка. Опека и попечительство. Алименты. Ограничение родительских прав. Лишение родительских прав.
5. Я - будущий избиратель (2 часа).
Гражданское общество. Политическая культура. Избирательное право. Избирательный ценз. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Система местного самоуправления. Муниципальное образование. Собрание депутатов МО. Городской совет депутатов.
6. Я - потребитель (2 часа).
Закон РФ «О защите прав потребителей». Потребитель. Товары и услуги. Срок годности. Гарантийный срок. Организации и учреждения по защите прав потребителей.
7. Подведение итогов. Презентация (2 часа).
Защита творческих работ.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Домашнее задание |
1. | Я - гражданин | 1 | Лекция | Составить конспект, тезисы к одному из документов |
2. | Я - ученик | 2 | Деловая игра | Проект школьной Конституции (права ученика) |
3-4. | Я – будущий работник | 2 | Беседа, тестирование по профориентации. Экскурсия на предприятие | Сообщение о профессии, предприятии города |
5. | Я – сын (дочь) | 1 | Дискуссия | Проведение социологического опроса «Идеальные родители?», «Идеальные дети?» |
6. | Я – будущий избиратель | 2 | Конференция | Эссе «Каждый выбирает по себе» |
7. | Я - потребитель | 2 | Круглый стол | Буклет о защите прав потребителя |
8. | Наши права | 2 | Подведение итогов. Презентация творческих работ |
Темы творческих работ.
1. Проект школьной Конституции.
2. Сообщение о какой-либо профессии, предприятии города.
3. Подведение итогов социологического опроса «Идеальные родители?», «Идеальные дети?»
4. Эссе «Каждый выбирает по себе».
5. Буклет о защите прав потребителя.
Рекомендуемая литература.
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Закон РФ «О защите прав потребителей».
6. Семейный кодекс РФ.
7. Трудовой кодекс РФ.
8. Гаврилин А. В., Ищенко В. М. Обществоведение: базовое содержание и основные понятия.- М.: Аркти, 2004.
9. Институт Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса: Сборник нормативных и практических материалов.- Саратов: «Диалог», 2002.
10. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Методическое пособие.- М.: Вита-пресс, 2004.
Исполнила педагог-психолог Степанцова Е.А.
__________________________