Исследовательская работа: "Имидж политика: Пути формирования".

Исследовательская работа

на тему

«ИМИДЖ ПОЛИТИКА: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

Целью исследования является выявление путей формирования имиджа политического лидера.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh_politika._puti_formirovaniya.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Исследовательская работа

на тему

«ИМИДЖ ПОЛИТИКА: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

Обучающегося 1 курса

очной формы обучения

направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

направленность (профиль):

Обществоведческое образование

Куликова Данилы Сергеевича

Научный руководитель курсовой работы:

Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии

Клещенко Людмила Леонидовна

Санкт-Петербург

2021


Оглавление

Введение        2

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования имиджа политического лидера        5

1.1. Сущность феномена имиджа политического лидера        5

1.2 Теоретико-методологический анализ конструктивных параметров        11

Глава 2. Политико-культурологические основы формирования имиджа политического лидера        15

2.1 Политическая культура общества и имидж политического лидера        15

2.2 Ценностная основа конструирования имиджа политического лидера        20

Заключение        26

Список литературы        28

Введение

        Актуальность темы. Феномен политического имиджа привлек особое внимание исследователей еще в XIX веке, когда особенно активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьба власти стала напрямую зависеть от того, как она и ее деятельность воспринимается избирателями. Неспособность соответствовать представлениям граждан о том, какой власть должна быть, либо убедить их, что это соответствие есть, заканчивалось, как правило, сменой правящих элит. Поэтому проблема построения идеальных образов, имиджей политических лидеров и внедрения их в массовое сознание приобрела решающее значение.

Сегодня же, учитывая весьма неоднозначный государственный процесс в России, именно проблема формирования политического имени приобрела важное как теоретическое, так и практическое значение: в политике удачно сложившийся имидж определяет победу на выборах и является достижением политической власти.

С другой стороны выбор избирателя в современной России нередко определен стереотипами. Одним из важных элементов этих стереотипов и личность лидера. В связи с «персонификацией политики» избирательные кампании превратились сегодня в настоящую войну имиджей и побеждает тот лидер, чей имидж становится для избирателей наиболее обаянием в данный момент и соответствует особенностям российской действительности, политическому сознанию и политической культуре граждан.

Актуализируют потребность формирования имиджа политического лидера и процессы демократизации и модернизации в современной России. И хотя политический имидж формируется, как основа для манипуляции общественным мнением, прежде всего, речь идет о доведении до избирателей достоверной информации о субъектах избирательного процесса – политических деятелей. Из-за объективных условий, политический имидж может быть положительным, негативным и нечетким. Спецификой же политической науки является определение политических компонентов для формирования именно оптимального имиджа политика, повышающего его конкурентоспособность, привлекает внимание общества, позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы.

Таким образом, исследование представляется актуальным в плане обогащения как теоретической мысли, так и непосредственной политической деятельности.

Степень разработанности темы. Исследованию имиджа политического лидера посвящены работы как отечественных авторов: политологов, социологов, юристов, психологов. Среди исследований имиджа политического лидера психологической направленности, работы Бендас Т.B.[1], Фурс Р. Ф.[2], Рогузько Е. Н., Вишняков А. И[3].   Исследования, которые затрагивают технологии политического лидера представлены работами Гринберг Т.Э.[4], Ильиных Е. М.[5], Мечин В.С.[6], Потёмкина О.Ф.[7], Селиверстова Ю. А.[8],  Загайнов А. В.[9], и других. Работы Гуревич П.С.[10], Панасюк А.Ю.[11], Почепцов Г.Г.[12] содержат комплексный анализ проблемы имиджелогии.

Объект исследования - политический имидж.

Предметом этого исследования является механизм формирования оптимального имиджа политического лидера, в котором адекватно отражаются разнообразные политические предпочтения и стремления граждан с учетом существующего уровня политической культуры и политического сознания.

Целью исследования является выявление путей формирования имиджа политического лидера.

На выполнение данной цели ставятся следующие задачи:

  1. определить сущность феномена имиджа политического лидера;
  2. провести теоретико-методологический анализ конструктивных параметров имиджа политического лидера;
  3. рассмотреть политическую культуру общества и имидж политического лидера;
  4. изучить ценностную основу конструирования имиджа политического лидера.

Методологической основой  стали общие и специальные методы, которыми пользуется современная теоретико-правовая наука, современные общетеоретические взгляды на формирование имиджа политического лидера. Использованы философские, абстрактно-логические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и аналогия, переход от конкретного к абстрактному и наоборот, построение дефиниций понятий, применение разделения и классификации) и ряд других общенаучных и специальных методов исследования.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

  1. Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования имиджа политического лидера
  2. 1.1. Сущность феномена имиджа политического лидера

Понятие «имидж» в том понимании, что употребляется сегодня, является

результатом своеобразного эволюционного развития. Именно в результате эволюции избирательного процесса, в пределах определенного политического пространства, понятие имиджа стало органично корреспондироваться с личностью политического лидера, политической партией и тому подобное. Это произошло при тех условиях, когда политика стала ареной публичной борьбы между различными партиями, политическими лидерами и группами влияния. Такая борьба особенно обостряется во время выборов, и поэтому перед ними встала важная задача - завоевание доверия населения и создание оптимального имиджа политика, учитывая, что он имеет долгосрочный срок внедрения.

Имидж (от английского image ― образ) менеджера, руководителя, политического деятеля, артиста и т. д. ― не что иное, как целостный образ (преимущественно ― зрительный), то впечатление, которое производит человек[13].

Имидж является комплексным понятием, поэтому и анализировать его можно, исходя из различных перспектив[14]. Можно остановится на трех возможных подходах к имиджу: функциональный, при котором можно выделить различные его типы, исходя из разного типа функционирования; контекстном, при котором эти типы мы находим в различных контекстах реализации; и сопоставительном (сравнительном), при котором имеет место сравнение близких имиджей.

В современной прикладной политологии выделяется несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

Зеркальный - это такой имидж, который свойственен нашему представлению о себе. Мы как бы смотрим в зеркало и размышляем, какие же мы. Обычно этот вариант имиджа положителен, ибо психологически мы всегда

ставим на первое место позитив. А его недостаток - минимальный учет мнений других. Такой имидж может определять характеристики как политических лидеров, так и партий.

Текущий имидж создается на основе восприятия субъекта политики внешней средой, избирателями, коллегами, прессой. Именно в  этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предвзятость формируют имидж политика или партии не меньше, чем реальные поступки. Так, основной задачей здесь является получение не столько благоприятного образа, сколько правильного, оптимального типа имиджа.

Желаемый - это тип имиджа, который отражает то, к чему мы стремимся. Такой тип мы достаточно часто встречаем в описаниях политических партий и новых общественных движений. Приход нового лица в старую структуру тоже сразу увязывается с его новым желаемым имиджем.

Корпоративный - это имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь и репутация организации, и ее

успех, и степень стабильности. Особенно важным этот тип имиджа является для финансовых структур. Эта сфера должна интересовать тех, кто работает в области PR[15].

Множественный - это имидж, который создают во время объединения других политиков, политических партий, общественных организаций в пред избирательный блок или политическое объединение. Активно закрепляется единый имидж при проведении партийных съездов.

Контекстный характеризуется содействием внедрению или функционированию имиджа в контексте его использования в той или иной сфере, ориентируется на определенные слои населения, уровне общественного сознания и тому подобное.

Так, политик может иметь неодинаковый имидж среди избирателей и коллег-депутатов, может пользоваться популярностью среди однопартийцев и иметь негативный имидж в среде государственных чиновников.

Сопоставительный (сравнительный) имидж — это подход к формированию имиджа, который заключается в сравнении тех или иных имиджевых характеристик. Такое сопоставление может происходить на уровне параметров идеального и реального политического деятеля, двух или более лидеров, политических партий. Каждый политик, политическая партия стремятся убедить граждан в обладании наибольшим количеством положительных черт, но далеко не все воспринимают эту информацию так, как этого хотелось бы политикам и их имиджмейкерам.

Политический имидж существует в общественном мнении на различных уровнях: рациональном (при воздействии программы, выступления, аргументации его носителя), эмоциональном (насколько лидер (группа) может способствовать мобилизации психических мотиваций общества), чувственном (внешний облик, черты поведения, манеры и пр. носителя политического имиджа)[16].

Отечественные авторы определяют в российской политической практике несколько иные, чем на Западе, но более близкие нам типы политических имиджей, что использовались кандидатами в депутаты. В частности, можно предложить такую их классификацию:

- «деловой имидж», который наилучшим образом характеризуется идеологией: «мы заработали деньги для себя, заработаем их и для вас»;

- «интеллектуальный имидж», возникший на основе утверждения: для работы в парламенте необходимы профессионалы;

- «народный имидж» строился на классической популистской основы, на стремлении сформировать позитивное отношение к себе как к «своему парню»;

- «политический имидж» формировался на контрастном противостоянии социалистов (формальных или скрытых) и национал демократов. В обоих случаях ставка делалась на определенные, хорошо известные базовые ценности основных политических сил общества, а собственно имидж создавался на декларировании привязанности к этим ценностям, а не на основе личностных характеристик кандидатов;

- «женский имидж» создавался на основе кредо: «Похоже на то, что мужчины уже ничего не смогут сделать. Выбирайте женщин. Они сделают этот мир лучше»[17];

- имидж «местного жителя» строился на основе постулата «Я - свой, я здесь живу и никуда не денусь, потому что у меня тут родственники, семья...».

Вместе с тем, можно встретить такие типы имиджей политиков, которые

созданы политической рекламой, — это психологические портреты и стереотипы общественного сознания: имидж «настоящего лидера»; имидж «идеального политического лидера» (идеального президента или идеального депутата); имидж «хорошего семьянина»; «деловой имидж»; «аристократ»; «знаток»; «хозяйственник»; «бизнесмен»; «силовик»; «технократ-менеджер»[18].

Конечно, имидж политического деятеля можно классифицировать, исходя из различных критериев. Так, в зависимости от того, для пробуждения каких эмоций он создается, выделяют: положительный (призванный пробуждать уважение, любовь в отношении носителя имиджа) и отрицательный (призванный сформировать такие негативные эмоции, как презрение, неприязнь, ненависть в отношении носителя имиджа)[19].

Вместе с тем, выделяют типы имиджей политиков по механизму их формирования и распространения:

Такой, что возникает в массовом сознании стихийно. Он формируется и внедряется в массовое сознание длительный период, является достаточно устойчивым, начинает становиться традицией. А люди, как известно, являются устойчивыми хранителями традиционных ценностей и противятся их изменению.

Сформированный искусственно, целенаправленно внедряемый в массовое сознание с помощью различного инструментария и приемов. Его внедрение может проводиться в максимально сжатые сроки, однако он быстро исчезает из общественного сознания, почти так же быстро, как и насаживался в него.

Понятно, что эти классификации тесно переплетаются, и в результате их синтеза образуются четыре основных типа имиджа: стихийный позитивный, стихийный отрицательный, искусственный положительный, искусственный негативный.

Исходя из проведенного анализа научной литературы, можно определить определенный тип классификации имиджей политических лидеров. И такая классификация находится в пределах психологической научной литературы, и, в этом отношении, имидж не имеет конкретной связи с политическими процессами. Можно говорить о том, что общими основами для классификации имиджей политических деятелей, на которых собственно и держится любая типология, описанная в современной научной литературе, это такие понятия, как имидж открытый и имидж закрытый.

К открытому имиджу относятся все те характеристики, которые приписываются определенным политикам, и образ носит как позитивный, так и негативный оттенок в зависимости от того, какая цель стояла перед технологами. Поэтому тот, кто формирует имидж, заинтересован, чтобы эти имиджевые характеристики лидера были как можно полнее. Это можно логически связать с достаточно известной теорией лидерства — теорией «черт». Но, в этом случае, технологи хорошо признают, какие черты показывать, а какие нет, в зависимости от того, какой имидж создается[20].

Соответственно, в закрытом имидже эти характеристики политического деятеля скрываются или держатся как тайна в течение определенного времени, чтобы затем использовать, как основные.

Феномен закрытого имиджа в условиях политической действительности имеет определенные социально-политические и психологические основы. Обычно, они связаны с тем фактом, что лидерская колода тех, среди которых выбирают граждане на властные посты, является довольно устаревшая.

Вместе с тем, большинство исследователей подчеркивают, что для всех типов имиджа очень важным его элементом является наличие ауры коммуникации, фундаментальным признаком которой можно считать улыбку политика. Поэтому часто имиджмейкеры рекомендуют своим клиентам обязательно улыбаться, если они хотят понравиться избирателям.

Тем более, что этому искусству, как уверяют психологи, нетрудно научиться. К сожалению, чаще всего методические средства, описанные в научной литературе, ориентированные на поиск, выявления только одного типа имиджа, считающегося «победным».

Таким образом, имидж политика должна быть конкретной и реальной, «привязанной» к личностным качествам и убеждениям лидера. Избиратели должны «узнавать» имидж, легко идентифицировать его с личностью политика и тому подобное. Имидж должен основываться на реальных фактах и событиях, опираться на то, что является популярным в обществе, отражать его приоритеты и ожидания, а «команда» лидера своими действиями должна способствовать его укреплению и распространению.

К тому же, важным является выявление иррациональной динамики психологичной структуры лидера, что дает возможность прогнозировать его деятельность в сфере социально-политических отношений. Включение в процесс изучения иррациональных феноменов, не имеющих четкой системы интерпретации, интуитивного компонента может предоставить дополнительный ресурс познания сущности имиджа политика[21].

Имидж должен быть глубже и убедительнее, чем личность политика, и даже наделять его функциональными качествами, ему не присущими. В этом усматривается основное отличие имиджа от стереотипа как образа, который упрощает, нивелирует специфику реального объекта. Имидж предполагает в отличие от стереотипа, фантазию, воображение, конструирование образа, что позволяет его характеризовать как «полуфабрикат», пригодный для «потребления» различными социальными группами и отдельными индивидами.

  1. 1.2 Теоретико-методологический анализ конструктивных параметров

имиджа политического лидера

Имидж - это полная картина вас, которую вы предоставляете другим. Она включает: ваш внешний вид, то как вы говорите, одеваетесь; ваши умения, вашу осанку, язык тела; ваши аксессуары; ваше окружение и кампанию, которую вы поддерживаете.

В структуре имиджа лидера, в содержательном плане, есть такие составляющие: а) личностные черты политика; б) тип политической ориентации; в) его место в институтах власти или неформальных образованиях (президент, парламентарий, кумир толпы).

Необходимо отметить, что в научной литературе в структуре имиджа политического лидера чаще всего выделяют три основные его составляющие:

1) персональные характеристики политика (физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений); очевидно, что персональные характеристики разные у разных лидеров и мало поддающиеся изменениям. Однако, благодаря тому, что общение со сторонниками лидера опосредуется СМИ, не желаемые личные черты могут и не попасть им на глаза. СМИ обладают максимальным «поражающим эффектом» и придают информации определенный статус объективности[22];

2) социальные характеристики, под которыми понимаем статус лидера, не только связан с его официальной позицией, но и с происхождением, состоянием и тому подобное. К социальным характеристикам относим также связи лидера с социальными группами, чьи интересы он представляет и чьей поддержкой пользуется, и с оппонентами. Социальная принадлежность определяет нормы и ценности, которых придерживается политик;

3) символическая нагрузка: лидеры становятся символами определенных идеологий, определенного политического направления, что связано с устойчивыми культурными архетипами[23].

Имидж политика содержит кроме персональных и социальных характеристик еще и такую группу, которая связана с социальными ожиданиями и возможными приоритетами действий политического лидера в случае получения мандата, победы на выборах, что находит свое воплощение в определенной партийно-идеологической платформе, определенном политическом курсе.

Процессуальная сторона имиджа политика предполагает единство рациональной и эмоциональной составляющих, аргументированность и доказательность суждения, эмоциональную привлекательность, развитое чувство юмора, артистичность, то есть способность влиять как на интеллект, разум избирателя, так и на его эмоции и чувства.

Что касается персональных характеристик, то, прежде всего, аудитория воспринимает физические характеристики, именно на них преимущественно реагирует молодежь. Сегодня, в телевизионную эпоху, внешность лидера приобретает большой вес. Таким образом, внешность, манера поведения и общения лидера играют существенную роль  при формировании первого впечатления о конкретном политике[24].

Рассматривая влияние этих характеристик, считается целесообразным различать устойчивые составляющие имиджа, на восприятие которых практически не возможно повлиять путем различного способа подачи информации, и не устойчивы, восприятие которых зависит от качества и способа подачи информации. Так, характеристики, что больше запоминаются в деятельности, это — глаза и взгляд, возраст кандидата, его лицо, специфика оформления лица (усы, борода, прическа). Многим людям свойственно делать выводы о человеке, основываясь именно на впечатлениях о его внешности, что проявляется, как выяснилось, также в процессе выборов при большом количестве альтернатив[25].

Известно из психологических исследований, что красивых выбирают чаще, чем непривлекательных, и, вообще, красивые достигают большего успеха в жизни. Специалисты также обращают внимание на такой феномен, как стереотип физической привлекательности, который заключается в том, что красивых людей наделяют положительными чертами характера[26].

Если проанализировать личностные характеристики, то последней порой возросла роль деловых и моральных качеств лидера[27]. Среди них наиболее существенное место занимают интеллектуальные качества (которые часто отождествляют с образованностью). Далее, по частоте упоминаний, идет честность политика, хотя избиратели не требуют от него абсолютной честности. К тому же, лидер должен также быть добрым и человечным, преданным народу. Идеальный политик должен в совершенстве владеть ораторским мышлением и быть «доступным для разговора с простыми людьми». Кроме того, выделяется энергичность, деловитость, ощущение актуальности, времяпрепровождение, серьезность и предсказуемость.

Итак, имидж является феноменом, который не может быть разработан достаточно во всех деталях и быть универсальным по своей природе. Формирование скорее добавляет к имиджу несколько штрихов, которые усиливают эмоциональное воздействие на массовое сознание и подчеркивают его положительные аспекты, жестко подчиняясь требованиям целевой группы выборов. Понятно, что привлекательный политик - это тот кандидат, в котором избиратели видят те качества, которые, по их мнению, являются желанными для лидера. Но, как считают политологи, граждане имеют в последнее время невыразительные представления о том, какие качества они хотят видеть в политическом деятели. Поэтому часто точкой отсчета построения имиджа политика является информация о том, какие черты в лидере не нравятся людям.

  1. Глава 2. Политико-культурологические основы формирования имиджа политического лидера
  2. 2.1 Политическая культура общества и имидж политического лидера

Рассматривая особенности формирования имиджа политика, следует отметить значительное влияние на этот процесс политической культуры, которую стремятся формировать и контролировать различные политические силы. Политическая культура российских граждан — это та общая основа, которая позволяет формировать разнообразные варианты имиджа политического лидера. Более того, она представляет собой соответствующие границы, которые вмещают формат того или иного имиджа политического деятеля.

При формировании имиджа политического лидера, следует учитывать то, что характерной чертой политического процесса в российском обществе является создание многочисленных движений конкретными лицами, которые фактически их возглавляют. Основной предвыборной стратегией политических партий является преимущественно поддержка положительного имиджа бренда через имидж лидера, а не заострение внимания на выполнении своих предвыборных программ. Это, с одной стороны, подталкивает граждан ориентироваться именно на конкретных политических деятелей. А с другой — продиктовано логикой самой политической жизни: рядовому гражданину нелегко разобраться в политической палитре современной России за недостатком четких программ многочисленных политических партий. Так, базовой основой формирования имиджа в современных условиях является феномен «персонификации» лидера политической партии, которая, сама по себе, может быть восходящей точкой для его дальнейшего формирования. Вместе с тем, удачно созданный имидж способствует усилению этой персонификации.

Довольно часто политик для усиления своего имиджа пользуется присоединением к себе имиджей других лидеров. Поэтому кабинеты государственных чиновников украшают портреты президентов, а в избирательной кампании кандидаты в президенты пытаются окружить себя знаменитостями.

Для россиян важное значение в имидже политического лидера имеет яркость, сила подачи, необычность кандидата.

При формировании имиджа важно также учитывать, что люди не склонны быстро менять существующие представления и стереотипы, поэтому политическому лидеру важно не обременять собственных сторонников оригинальными идеями. Это подтверждают и современные психологические исследования, доказывающие консервативность природы психики человека. Если существуют определенные новации, то лучше их сохранять до окончания предвыборной кампании, чтобы не пошатнуть позитивное отношение к себе консервативной части электората[28].

Поскольку политический имидж имеет природу мифа и стереотипа, то он отображает ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание, которое пытаются перевести на автоматические реакции. Ведь, когда политик стремится приспособиться к ожиданиям электората, то такую адаптацию можно оценивать положительно. Хотя в политической и психологической науке понятие «имидж» трактуется преимущественно, как манипуляционный образ, нельзя забывать, что его построение, в идеале, заключается не в создании ложного нереального образа, а в развитии его реальных положительных качеств, ожидаемых массами и теми, которые соответствуют общественной ситуации.

Еще одной важной закономерностью является зависимость образа политика от «дистанции» восприятия, которая может представлять серьезную проблему для команды политика, поскольку делает ее членов неспособными увидеть образ политика глазами его избирателей. Следует заметить, что в некоторых случаях принадлежность к команде вообще затрудняет способность к отстраненному взгляду на кандидата, даже у специалистов. Вместе с этим, эта реальность имеет место тогда, когда четко определены, где такой тип лидерства отражает и реализует так называемую «конституентальную» концепцию (последователей) прихода политика к власти.

В этой ситуации может помочь имиджевая коммуникация, что дополняет звенья, которых не хватает в массовом сознании, в то же время подталкивая своего «героя» к определенным действиям. Массовое сознание, в свою очередь, дописывает характеристики, которые отсутствуют, но должны быть присущи образу. Вместе с тем, любое явление должно иметь борьбу противоположностей, иначе наступит деградация и уныние. Имея внутреннюю концентрацию отрицательных ценностей, человек наделяет своими вытекающими недостатками лидеров и политические партии, которым он не симпатизирует[29].

Таким образом происходит снятие психического напряжения. Соответственно политическому лидеру, исповедующему толерантность ко всем оппонентам, очень трудно проявить себя на электоральном рынке.

Однако характер современных социально-политических процессов позволяет утверждать, что политическая культура российского общества постепенно становится новой.

Отсюда понятно, что политическое сознание выступает центром сосредоточения интересов, идей, стремлений и чаяний нации, ее мечтаний и идей. В то же время она не является застывшей системой, а остается чувствительной ко всему тому, что корреспондируется с ее сущностными проявлениями и парадигмами развития. И, если новые идеи, другие духовные феномены соответствуют этим требованиям, то последние имеют шанс «попасть» в политическое сознание, которое при этом демонстрирует динамизм, инновационное восприятие и открытость.

Новые политические реалии становятся объектом теоретической рефлексии и получают осмысление в политическом сознании на его теоретическом и государственно-политическом уровне. Уровень этого осмысления колеблется в пределах от простых констатаций до выработки концептов и политических программ. Однако вектор развития этой рефлексии однозначно указывает на глубину и широту. Если при этом обратить внимание на особенности российского национального менталитета, склонного к интровертивному углублению в сущность явлений и процессов, то можно утверждать, что политическому сознанию свойственна глубинная рефлексивность. Осмысливая ли новую ситуацию, она одновременно претерпевает определенные модификационные изменения, адаптируется к качественно иным условиям бытия, которые решающей мерой влияют на смысложизненные интенции нации. В этом проявляется такая характеристика сознания, как высокая адаптивность. Оказывать влияние на формирование политического имиджа влияет личность политика, его позиция, идеи и установки, речь внешний вид. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп. Таков имидж лидирующих политиков в России. Увеличат ли их политические партии свой электорат, повысят ли свой рейтинг или нет, во многом зависит от ориентации на личности политических лидеров, удерживающих длительное время свои позиции на политическом олимпе[30].

С предыдущей характеристикой тесно связана и такая, как редукционизм. Последний можно рассматривать и как определенную защитную реакцию сознания, как механизм упрощения, возвращения к исходным основам, что проявляется в отказе от слишком усложненных и не обозначенных национальной спецификой моделей общественного развития, искусственных концепций. Редукционизм связан с избирательностью политического сознания, однако он является особой характеристикой, своеобразной традицией мышления и образа жизни. В основе редукции сознания - наставление на истинность фундаментальных ценностей, которые становятся критерием, «лакмусовой бумажкой» в соотношении с различными новациями «на предмет» эвристических возможностей и практического смысла.

Указанные черты в сочетании с такими особенностями политического менталитета российского общества, как экзистенциальный индивидуализм, эгоцентризм, интроверсивность, эскапизм (стремление к иллюзорному мечтанию), консерватизм, кордоцентричность, социальный эгалитаризм (социальное равенство), провинциальность, общая аполитичность находятся в диалектическом единстве и не исключают, а взаимодополняют друг друга, образуя целостную характеристику российского политического мирового сознания, которая является основой для формирования имиджа современного российского политика[31].

Поэтому политическое сознание выступает центром сосредоточения интересов, идей, стремлений и чаяний нации, ее мечтаний и идей. В то же время оно не является застывшей системой, а остается чувствительной ко всему тому, что корреспондируется с ее сущностными проявлениями и парадигмами развития. И, если новые идеи, другие духовные феномены соответствуют этим требованиям, то последние имеют шанс «попасть» в политическое сознание, которое при этом демонстрирует динамизм, инновационное восприятие и открытость. К тому же, политическое сознание чувствительно к тому, что корреспондируется с его сущностными проявлениями, в том числе и к имиджу политика.

  1. 2.2 Ценностная основа конструирования имиджа политического лидера

Рассматривая особенности формирования имиджа политика в условиях современной политической культуры, важным представляется исследование роли политических ценностей российских граждан в этом процессе. Если политическая культура и политическое сознание служат общей, абстрактной основой для формирования имиджа политического лидера, то современные политические ценности позволяют отойти от этой определенной абстракции. Более того, в условиях неопределенной системы политических ценностей российского общества, возникает возможность технологичного формирования любого варианта имиджа политического лидера.

Известно, что мир ценностей возникает и формируется в процессе духовной деятельности человека, как один из элементов культуры. Человек не только творит ценности в зависимости от своих интересов, желаний, потребностей, изменяет и реализует их в ходе общественно-исторической практики, но и сам выступает наивысшей ценностью. Изменения в социально-экономических, культурных приоритетах постсоветского общества привели к растерянности большинства населения, духовному опустошению.

По мнению россиян, улучшить имидж политической элиты позволят следующие меры: ужесточение ответственности представителей власти за выполнение своих полномочий (61% респондентов); усиление народного контроля над деятельностью представителей власти (47%); обеспечение открытости и честности выборов (33%); повышение уровня профессиональной подготовки, образования и культуры политической элиты (24%); активное привлечение во власть ученых, представителей науки и культуры (18%); омоложение кадров представителей власти (17%)[32].

Какие же именно политические ценности настоящего следует учитывать при формировании представления о политическом лидере? Какие черты целесообразно создавать в имидже политика, соответствующие ценностным ориентациям большинству российских граждан?

Можно определить схему, на основе которой образуется такая система ценностей: 1) доминирующие идеи-ценности, к которым относятся: свобода, справедливость, политическая стабильность, гражданское общество; 2) развивающие ценности, которыми считаются: законность; политическая лояльность; толерантность, склонность к компромиссам; ответственность; сознательное, беспристрастное отношение к изменениям; эффективное участие в политической жизни; безопасность; равенство; политический суверенитет; патриотизм; политический плюрализм; легитимность; постматериализм, что в разной степени сказывается на имидже политического лидера.

Конечно, ценности, которые пропагандируют в своих программах политические партии и блоки, идущие на выборы, довольно привлекательны и демократичны. Но после выборов провозглашенное ценностное сознание политических сил если не исчезает вовсе, то уменьшается, по крайней мере, наполовину. Это может привести к ситуации, когда политические партии вообще перестанут ассоциироваться у избирателей с ценностным измерением политики. В такой ситуации будет возрастать роль харизматичных лидеров.

Именно в таких условиях формируется имидж современного российского поли тика: на фоне упадка тех ценностей, которые были свойственны прошлым поколениям, и одновременно с применением новейших избирательных технологий.

Таким образом, в контексте политического сознания, сегодня акцент делается именно на политическую психологию, в пределах которой и проходит формирование имиджа определенного политического лидера. Сегодня это и является основой для своеобразного формирования общественно политического сознания граждан, особенно молодежи, которая включается в процесс политической социализации. Их взгляды и представления формируются в лоне именно политической психологии, а не идеологии. В рамках политической психологии также имеет место непрерывный процесс манипулирования соседним сознанием через разнообразные политические технологии, использование «черного» PR.

Это манипулирование, так или иначе, приводит к формированию того имиджа политика, который является желательным существующей власти. К тому же, поскольку мы находимся в постоянном кризисе, на роль лидера претендует тот, кто способен стать спасителем, а не просто лидером[33].

Эта нестабильность ценностной системы, политического сознания, как конструкционных параметров политической культуры нашего общества, непосредственно влияет и на общее состояние массового сознания, которое в целом отражает сущность духовной ситуации в обществе.

Итак, взаимосвязь между формированием имиджа политического лидера и политического сознания, ценностными ориентациями российского общества является достаточно очевидной. Более того, в условиях современного политического развития российского общества любая идея требует технологического (а больше всего материального) подкрепления. Например, избиратель, как правило, голосует за того или иного кандидата и в депутаты по принципу «Что ты для меня конкретно сделал?». Обычно, сложно в этой ситуации определить процентное соотношение таких ценностей, как «духовное» и «материальное» с точки зрения голосования за того или иного политика.

Отсюда можно выйти на структурные составляющие имиджа политического лидера, характерными признаками которого являются, с одной стороны, способность удовлетворить именно материальные потребности граждан. Это связано с социально-экономическим состоянием современного российского общества, которое на сегодняшний день занимается более материальными проблемами своего существования, чем духовными. Поэтому и «раскручиваются» такие имиджевые черты политического деятеля, как хозяйственность, прагматизм, жесткость, утилитаризм. А в таких чертах, которые связаны с морально-ценностными характеристиками личности лидера, сегодня нет такой острой потребности.

Формируя имидж политического лидера, учитывают существование в массовом сознании народа определенного идеального стереотипизированного политического деятеля с гаммой «нужных» черт в каждой конкретной ситуации. Такой идеальный эталон формируется в различных социальных группах и отражает приоритеты, потребности и, в конце концов, предопределяет групповой выбор того или иного политика. Идеальный эталон может быть условно дифференцирован на отдельные важные (в определенной социальной группе) черты, которые и станут доминирующими компонентами выбора. Политический лидер, имидж которого соответствует этому перечню качеств, имеет большие шансы стать известным. Учитывая это, с точки зрения российских избирателей, в «портретном» аспекте их интересуют такие качества, как честность, порядочность, образованность, доброта (человечность), обязательность, решительность, ум, бескорыстие, энергичность, молодость, настойчивость, способность вести за собой, принципиальность, открытость. В профессиональном аспекте значимыми являются компетентность, деловитость, работоспособность. В социальном - забота о людях[34].

Для современного имиджа политика действенными чертами являются и такие, как активность, ответственность за события, происходящие в обществе, уверенность, способность достигать успеха, одновременное владение как «отцовским» стилем управления (агрессивность, храбрость), так и «материнским» (опека и любовь), что проявляется в отношениях с сторонника ми. К этому перечню важнейших черт следует добавить:  высокие моральные качества, внимательное отношение к людям, организационные способности, патриотизм, четкие политические ориентации, богатый жизненный опыт, мудрость, рассудительность, интеллигентность. Ценятся также человечность, простота и доступность (здесь имеется в виду способность лидера не отождествлять себя с внешними атрибутами власти, а просто общаться с людьми, внимательно относиться к ним, уважать всех граждан, независимо от их социального статуса)[35].

В российском массовом сознании живет представление о справедливом политическом лидере, от меры добродетели которого зависит справедливость или несправедливость его решений в отличие от западного гражданина, который считает, что правильное построение общества и совершенные законы, сами по себе являются решающим фактором правильного поведения чиновников.

Следует также учитывать еще одну психологическую закономерность – парадоксальное влияние чрезвычайно высокого уровня положительных характеристик человека на симпатию к нему. В большинстве случаев симпатия имеет положительную связь с добродетелями человека. Но «слишком» значительная демонстрация положительных характеристик снижает аттракцию к нему, может ассоциироваться с рядом негативных личностных характеристик (поскольку координаты «хорошо», с одной стороны, и «сильный», «умный», «красивый» – с другой, связаны отрицательно).

Таким образом, можно утверждать, что в условиях современной политической культуры и состояния политического сознания ценностные аспекты создания имиджа политического лидера достаточно важны. Имидж политика непосредственно связывается с возможной реализацией тех ценностей, которые уже сформированы и существуют в сознании граждан. В целом, требования к политику, в плане реализации ценностных предпочтений граждан, можно свести условно к двум основным группам: духовным и материальным. К таким устоявшимся ценностям относятся: обеспечение стабильности в обществе, порядочность политика, патриотизм, честность, обеспечивавшие деятельности, рассудительность, интеллигентность, гибкость, ум, чувство юмора, коммуникабельность, человечность и прочее.

Заключение

Таким образом, в исследовании доказано, что политический имидж является сложным, дискурсивным по своей природе феноменом, сущность которого раскрывается учеными в различных междисциплинарных исследованиях. Имидж является комплексным понятием, поэтому его следует анализировать, исходя из разных перспектив.

Определен тип классификации имиджа политического лидера, общими основаниями для которого являются такие понятия, как имидж открытый (характеристики, которые приписываются определенным политикам, и образ носит определенную окраску, в зависимости от цели, стоящей перед технологами) и имидж закрытый (характеристики политического деятеля скрываются о тяге определенного времени, чтобы потом использовать как главные). Феномен закрытого имиджа в условиях современной политической действительности имеет социально политические и психологические основы, связанные с определенным однообразием политиков, которые избираются гражданами на властные посты.

Имидж политика создает наиболее оптимальный для выбранной роли образ в конкретной социально-политической ситуации. При этом, считаются важными три основные его функции: завоевание симпатий, доверия и внимания электората, повышение их активности на выборах; повышение информированности избирателей в благоприятном для политика ракурсе по всем важным для кандидата вопросам; нейтрализация мероприятий, которые проводит политический оппонент.

При определении сущности имиджа политического лидера определено, что он должен отвечать определенным требованиям. Имидж должен быть конкретным и реальным, избиратели должны легко идентифицировать его с личностью политика, должен основываться на реальных фактах и событиях, опираться на то, что является популярным в обществе, отражать его приоритеты и ожидания, а «команда» лидера должна способствовать его распространению.

Имидж политического лидера сегодня формируется по законам рыночной экономики, где спросом выступает состояние и уровень современной политической культуры, а предложением — технологически сформированный оптимальный имидж политика. Своеобразием формирования имиджа российского политика является то, что он создается в условиях упадка ценностей, которые были присущи прошлым поколениям, и одновременно с применением новейших избирательных технологий.

Сегодня, в условиях отсутствия государственной идеологии, четкой национальной идеи, наличия политического плюрализма, отсутствует общий стержень, определяющий направление действий и мыслей людей. Поэтому, в контексте политического сознания, в процессе формирования имиджа политика ударение делается именно на политическую психологию, в рамках которой и проходит формирования политического имиджа определенного лидера, и имеет место непрерывный процесс постоянного манипулирования сознанием через разнообразные политические технологии. К тому же, в условиях отсутствия государственной идеологии, увеличивается значение формированием имиджа политика, который бы отвечал сущности трансформации общества и имиджа партии.

Список литературы

  1. Белков А. Д. PR-технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера //Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. – Т. 5. – №. 1. – С. 185-190.
  2. Бендас Т.B. Психология лидерства. Учебное пособие. - CПб.: Питер, 2009. – 448 c.
  3. Борен Дж. Как стать идеальным мерзавцем / Пер. с амер. англ.; Под общ. ред. О.Бенюха. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. - 181 с.
  4. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. Пособие для. студентов вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2012. – 280 с.
  5. Гуревич П.С. Имиджелогия. - СПб.: Питер, 2004. – 202  с.
  6. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149. – №. 3. – С. 227-240.
  7. Иванова А. А., Семеренко А. С. Специфика формирования политического имиджа //Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2016. – №. 2. – С. 75-81.
  8. Ильиных Е. М. Структура политического имиджа кандидата //Достижения науки и образования. – 2019. – №. 9-1 (50). – С. 44-45.
  9. Киуру К. В., Блудова А. Г. Природа политического имиджа //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2005. – №. 7 (47).- С. 136-141.
  10. Краткий словарь. Основы политологии. М.: ИНФРА-М, 2003. – 292 с.
  11. Лукьянцев А. С. Трендовые основы формирования имиджа политического лидера в федеративной России //Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2014. – №. 3. – С. 96-99.
  12. Мечин В.С. Политический имидж. – СПб.: Питер, 2002. –242 с.
  13. Новикова Е. Н. Технологии и механизмы формирования имиджа политического лидера //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2009. – №. 2. – С. 19-25.
  14. Панасюк А.Ю. Имидж. - СПб.:Питер, 2007. – 768 с.
  15. Патюкова Р. В. К вопросу о вариативности подходов при формировании имиджа политического лидера //Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2015. – №. 1. – С. 114-117.
  16. Пономарева О. А. Этапы формирования политического имиджа //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – №. 5. – С. 48-52.
  17. Потёмкина О.Ф. Имидж политического лидера. - М. , 2006. – 98 с.
  18. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — 6 -е изд., стер. — М.: СмартБук, 2009. — 575 с .
  19. Рогузько Е. Н., Вишняков А. И. Психологический имидж политических лидеров //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – №. 82. – С. 34-35.
  20. Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация //Власть. – 2011. – №. 1. – С. 71-73.
  21. Татаринова Ю. Н. Имидж российской политической элиты //Вестник университета. – 2013. – №. 8.  – С. 57-61.
  22. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — 280 с.
  23. Удникова О. И. Формирование имиджа политического лидера и властных структур //Вестник государственного и муниципального управления. - 2011. - №. 1. - С. 82-85.
  24. Фурс Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации //Дисс. канд. психол. наук. 1996. - 256 с.
  25. Шашлов М.Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования [Электронный ресурс]. https://referat.co/ref/154668/read (дата обращения 03.07.2021).
  26. Шелекасова Н. П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера //Полис. Политические исследования. – 2000. – №. 4. – С. 130-131.
  27. Шикарева Е.Е. Имидж политического деятеля: основные характеристики, классификации, этапы формирования [Электронный ресурс]. URL: https://referat.co/ref/700732/read (дата обращения 03.07.2021).


[1] Бендас Т.B. Психология лидерства. Учебное пособие. - CПб.: Питер, 2009. – 448 c.

[2] Фурс Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации //Дисс. канд. психол. наук. 1996. - 256 с.

[3] Рогузько Е. Н., Вишняков А. И. Психологический имидж политических лидеров //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – №. 82. – С. 34-35.

[4] Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. Пособие для. студентов вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2012. – 280 с.

[5] Ильиных Е. М. Структура политического имиджа кандидата //Достижения науки и образования. – 2019. – №. 9-1 (50). – С. 44-45.

[6] Мечин В.С. Политический имидж. – СПб.: Питер, 2002. –242 с.

[7] Потёмкина О.Ф. Имидж политического лидера. - М. , 2006. – 98 с.

[8] Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация //Власть. – 2011. – №. 1. – С. 71-73.

[9] Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149. – №. 3. – С. 227-240.

[10] Гуревич П.С. Имиджелогия. - СПб.: Питер, 2004. – 202  с.

[11] Панасюк А.Ю. Имидж. - СПб.:Питер, 2007. – 768 с.

[12] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — 6 -е изд., стер. — М.: СмартБук, 2009.

[13] Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — С. 71.

[14] Гуревич П.С. Имиджелогия. - СПб.: Питер, 2004. – С. 18.

[15] Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — С. 73.

[16] Краткий словарь. Основы политологии. М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 181.

[17] Потёмкина О.Ф. Имидж политического лидера. - М. , 2006. – С. 34.

[18] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — 6 -е изд., стер. — М .. СмартБук, 2009. — С. 320.

[19] Шикарева Е.Е. Имидж политического деятеля: основные характеристики, классификации, этапы формирования [Электронный ресурс]. URL: https://referat.co/ref/700732/read (дата обращения 03.07.2021).

[20] Шашлов М.Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования [Электронный ресурс]. https://referat.co/ref/154668/read (дата обращения 03.07.2021).

[21] Панасюк А.Ю. Имидж. - СПб.:Питер, 2007. – С. 54.

[22] Мечин В.С. Политический имидж. – СПб.: Питер, 2002. – С. 140.

[23] Шикарева Е.Е. Имидж политического деятеля: основные характеристики, классификации, этапы формирования [Электронный ресурс]. URL: https://referat.co/ref/700732/read (дата обращения 03.07.2021).

[24] Рогузько Е. Н., Вишняков А. И. Психологический имидж политических лидеров //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – №. 82. – С. 34-35

[25] Шашлов М.Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования [Электронный ресурс]. https://referat.co/ref/154668/read (дата обращения 03.07.2021).

[26] Шикарева Е.Е. Имидж политического деятеля: основные характеристики, классификации, этапы формирования [Электронный ресурс]. URL: https://referat.co/ref/700732/read (дата обращения 03.07.2021).

[27] Бендас Т.B. Психология лидерства. Учебное пособие. - CПб.: Питер, 2009. – С. 156.

[28] Киуру К. В., Блудова А. Г. Природа политического имиджа //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2005. – №. 7 (47).- С. 141

[29] Ильиных Е. М. Структура политического имиджа кандидата //Достижения науки и образования. – 2019. – №. 9-1 (50). – С. 44-45

[30] Иванова А. А., Семеренко А. С. Специфика формирования политического имиджа //Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2016. – №. 2. – С. 78.

[31] Фурс Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации //Дисс. канд. психол. наук. 1996. С. 129.

[32] Татаринова Ю. Н. Имидж российской политической элиты //Вестник университета. – 2013. – №. 8.  – С. 58

[33] Пономарева О. А. Этапы формирования политического имиджа //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – №. 5. – С. 49.

[34] Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для. студентов вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 78.

[35] Удникова О. И. Формирование имиджа политического лидера и властных структур //Вестник государственного и муниципального управления. - 2011. - №. 1. - С. 83