ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ на уроках русского языка и литературы
По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% детского населения. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на уроках русского языка и литературы
По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% детского населения. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Я считаю, первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды.
Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Учитель ни в коем случае не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций, уметь избегать их, разряжая обстановку, например, переключить внимание учащихся на другой вид деятельности. Кроме этого, обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников, необходимо учитывать медицинские рекомендации. Для этого в начале года я ознакомилась с картами здоровья учащихся, чтобы максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках, для этого используются видеоролики с веселыми зарядками, при этом дети сами проводят эти физкультпаузы, проговаривая выполнение упражнений вместе с ведущими. Также применяются такие методики как:
- выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;
- смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;
- учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот - гиперактивен и т.д.);
- предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше, чтобы это было после учебных занятий, на перемене ребёнок должен отдыхать);
- сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;
- предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
- работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;
- работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);
- предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Так, например, использую для проведения уроков систему «I - школа», но в то же время этот ученик приходит на занятия ко мне в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использованием интернета обстановка должна быть максимально приближена к «настоящему» уроку. Также практикую участие этих учеников на обычном уроке с использованием ИКТ. То есть, он чувствует, что работает вместе с классом как обычный ученик. Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.
Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Например, с целями урока я знакомлю учащихся сама, но при этом создаётся проблемная ситуация, и учащиеся сами могут определить их.
При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков может быть реализован индивидуальный подход. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора. Большой интерес у учащихся вызывает работа в группах и в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Я заранее готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже захотят выступить в роли учителя.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игровое обучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями («Орфографическая зоркость», «Третье лишнее», «Заменить словосочетания одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования и т.д.). Кроме этого, значительно повышает эффективность обучения и применение мультимедиа.
При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, окружных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс «Русский медвежонок», конкурс чтецов, конкурс «Мы пишем первую книгу», конкурс «Моя семья» и т.д.).
Кроме этого, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия и т.д.
Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями. Эта работа должна также планироваться, как и процесс образования и воспитания. В связи с этим в общем плане воспитательной работы имеется самостоятельный раздел по данному направлению. В нем отражены проведение совместных мероприятий как классного, так и внеклассного уровня (классные часы, спортивные мероприятия, походы в театр, кино и т.д.). Главное в этой работе нацелить родителей на коллективную работу совместно с их детьми, быть положительным примером, что в свою очередь позволяет более эффективно формировать нравственные качества детей.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бирюковская СОШ» Магомедгаджиева С.О.