Работа с родителями
Рекомендации родителям как грамотно организовать предметно-развивающую среду дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для родителей "Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях" | 18.78 КБ |
Загадки для детей 3-4 лет | 14.73 КБ |
75 воспоминай, которые нужно подарить ребенку | 14.18 КБ |
Игры для детей 4-5 лет | 13.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ ЛОПАТЬ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ ПИСАТЬ В ПРОПИСЯХ
Как научить ребёнка писать — известно всем. В подготовительной группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком — надо купить ещё прописей, потом ещё немного и тренажёр для письма. И писать одну страницу или 30 минут в день. Многие думают, что так появится почерк. Не появится.
Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае вы закрепите неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется.
Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма.
В-третьих, если бы от количества прописей зависела красота и стройность букв, лучший почерк был бы у врачей. А он у них совсем так себе после миллиона исписанных страниц.
Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо:
различать все звуки произнесённой фразы,
вспомнить образ каждой буквы,
повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком,
в процессе думать о правилах или смысле текста.
1. Как развивать функцию звукоразличения
За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с логопедическими проблемами. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте.
Специалисты рекомендуют решать проблемы с фонематическим слухом до начала обучения чтению (это не всегда обязательно) и письму (а вот это желательно). В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи».
— К нам в окно залетел лук (жук);
— У дедушки на груди педаль (медаль);
— Мальчик в конце письма поставил бочку (точку);
— На асфальт упала лень (тень);
— Из трубы идёт дом (дым);
— В океане живёт кит (кот);
— Спит на заборе кит (кот);
— Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд).
Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л» («р», «м», «п» и другие). Мама произносит слова, а ребёнок хлопает в нужный момент.
В обе игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игра вызывает у ребёнка затруднение — обязательно обратитесь к логопеду.
2. Образ буквы
За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для его работы необходимо созревание сразу нескольких функций.
Зрительно-пространственное восприятие и узнавание
Эту способность ребёнка отлично развивают игры на узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга. Для подготовки к письму лучше иметь дело с образами и изображениями букв.
Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребёнком о шифре: буква «А», написанная на доске, будет означать «Мамочка, дай, пожалуйста, попить», буква «Б» — «Завтрак готов, садись есть». Можно брать пять-семь букв и раз в неделю менять шифр. Спустя время усложните задание (кажется, папа разгадал наш шифр). Теперь рисуйте только половину буквы (по горизонтали или по вертикали), пишите букву пунктиром, пишите отдельный элемент буквы.
Зрительная память
Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти — это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», всё равно что делать упражнение на правую ягодичную мышцу и называть это фитнесом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.
Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное.
3. Способность писать буквы
Зрительно-моторная координация
Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука».
Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами — лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Отличные игры — когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Очень полезно, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс.
Отличная игра «Съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл). Игра «Съедобное-несъедобное» фактически повторяет сложный исследовательский принцип, названный учёными «go/no go».
Усложняйте и меняйте свою игру. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком.
Для развития зрительно моторной-координации подойдёт ещё один неожиданный способ. Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже — каждую букву.
Моторные навыки
Слитное письмо — навык нефизиологичный. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс.
Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика.
Чтобы развивать его и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день.
Или привяжите к двери ванной верёвку, а к её концу — палочку. И ребёнок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено. Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день.
Получается, ребёнку совсем не писать?
Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени.
Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться.
Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины — так и напиши.
Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого — он пишет, а в магазине вычеркивает уже положенное в корзину.
Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку.
Ребёнок может уже всё знать и уметь, но для того, чтобы это показать, ему не хватает произвольного внимания. Если проблема возникает при записи длинных сложных слов типа «шишки» — может быть не сформирована сукцессивная функция. Об этом расскажу в следующих постах.
Наталия Романова-Африкантова
Предварительный просмотр:
ПОДБОРКА из 34 ЗАГАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 3Х - 4Х ЛЕТ
Сохрани себе, чтобы не потерять :)
Для детей в 3 - 4 года нужны загадки, в которые есть простые, хорошо им знакомые предметы. Старайтесь выбирать загадки, с указанием цвета, формы, размера, или повадок. Легче всего, малыши в этом возрасте отгадывают загадки с рифмой, где надо добавить последнее слово.
Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет. (Кошка)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух, Как зовут его? (петух).
Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс, Ну конечно это - (пёс).
Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка, Ну конечно это - (утка).
У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья - Как зовут её - (свинья).
Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).
Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).
Он твердит одно - га-га, Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь, Ну конечно это - (гусь).
В клетке целый день сидит, И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип, Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай, Кто же это - (попугай).
Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, Как зовут его - (медведь).
На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот, Ну конечно это - (крот).
Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала, Как зовут её - (пчела).
Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).
Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это - (волк).
Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,
Серый, белый и косой, Кто скажите он такой - (заяц).
Он серый, большой, На четырёх столбах,
Посмотришь на него, И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он? Ну конечно это - (слон).
По тропинке в лесу, Я большое яблоко несу,
На иголки я похож, Звать меня конечно - (ёж).
Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев, Скажите, кто же это - (лев).
В лесу на ветке она сидит, Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут, Как птицу эту зовут? - (кукушка).
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)
Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. (Дождь)
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Четыре братца под одной шляпой. (Стол)
С волосами я дружу Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа, А зовут меня… (Расческа)
Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
Предварительный просмотр:
75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку
Яркие воспоминания из детства остаются с нами на всю жизнь. Первая снежинка на ладони, первый мыльный пузырь, запах елки на Новый год — бесценные моменты познания мира.
Теперь мы можем подарить эти незабываемые мгновения нашим детям. Мы рекомендуем: сделайте это вместе с вашим ребенком, чтобы воспоминания о его детстве были счастливыми.
Пускать солнечные зайчики.
Наблюдать как прорастают семена.
Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
Принести с мороза и поставить в воду ветку.
Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
Смотреть на звезды.
Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
Дырявить льдинки под струей воды.
Приготовить жженый сахар в ложке.
Вырезать гирлянды бумажных человечков.
Показывать театр теней.
Пускать блинчики на воде.
Рисовать мультфильм на полях тетради.
Устроить жилище в коробке от холодильника.
Плести венки.
Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
Писать под копирку.
Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
Слушать пение птиц.
Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
Построить шалаш.
Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
Наблюдать восход и закат.
75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку
Любоваться лунной дорожкой.
Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
Сделать флюгер и ловушку для ветра.
Светить в темноте фонариком.
Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
Сходить на рыбалку.
Оставлять отпечатки тела на снегу.
Кормить птиц.
Делать секретики.
Строить дом из мебели.
Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
Запускать воздушного змея.
Крутить ребенка за руки.
Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
Сидеть в темноте, при свечах.
Делать чертиков из намыленных волос.
75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку
Дуть в пустую бутылку.
Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
Издавать победный крик каманчей.
Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
Прыгнуть в центр лужи.
Делать записи молоком.
Устроить бурю в стакане воды.
Закопать сокровище в тарелке с кашей.
Объясняться знаками.
Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
Дуть на пушинку.
Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
Выдавливать формочками печенье.
Нанизывать ягоды на травинку.
Играть в циклопов.
Петь хором.
Починить любимую игрушку.
Пускать мыльные пузыри.
Наряжать елку.
75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку
Свистеть через стручок акации.
Смастерить кукольный домик.
Залезть на дерево.
Играть в привидений.
Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
Говорить о мечтах.
Стучать в самодельный барабан.
Выпустить в небо воздушный шар.
Организовать детский праздник.
Смотреть на мир через цветные стеклышки.
Рисовать на запотевшем стекле.
Прыгать в кучи осенней листвы.
Начать обед с десерта.
Надеть на ребенка свою одежду.
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТОК 4-5 ЛЕТ
«Как можно узнать?»
Игра направлена на развитие мышления. Возраст – 5 лет.
Задайте ребенку вопросы следующего содержания:
«Как можно узнать, тепло на улице или нет?» (Посмотреть на градусник за окном.)
«Сварились макароны или нет?» (Проткнуть вилкой или попробовать.)
«Высохло ли платье?» (Потрогать.)
«Сладкий ли кофе?» (Попробовать.)
«Пишет ручка или нет?» («Попробовать писать.)
«Крепко ли завязана веревка?» (Потянуть.)
«Есть ли вода в стакане?» (Посмотреть.)
«Есть ли игрушки в закрытой коробке?» (Потрясти.)
«Есть ли кто дома?» (Позвонить в дверь или по телефону.)
«Работает ли пылесос?» (Включить.)
«Одинаковой ли длины нарисованы полоски?» (Измерить линейкой.)
«Интересная ли книжка?» (Прочитать.)
«Мягкий ли батон?» (Пощупать.)
«Любит ли кошка кашу?» (Попробовать накормить) и т. д.
«Бывает или нет?»
Взрослый говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».
Взрослый: «Выпал снег, и выросли грибы».
Дети: «Так не бывает».
Взрослый: «А почему? Когда идет снег? А в какое время года растут грибы?»
В дальнейшем можно использовать «путаницы»:
– мальчик поехал на коньках собирать яблоки в саду;
– в саду цветут розы, а дворник заметает желтые листья;
– падают желтые листья, дети готовятся к Новому году;
– выпал снег, трава стала зеленой, птицы прилетели;
– мальчик был в лесу и видел в норе тигра.
«Назови одним словом»
Взрослый: «Я буду описывать что то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:
– прибор, с помощью которого можно разговаривать на расстоянии;
– большая ложка, с помощью которой наливают суп;
– вечерняя еда;
– человек, который ловит зверей в лесу, и т. д.
Ребенок называет слова. Потом играющие меняются ролями. Эта задача будет совсем непростой для ребенка, помогите ему составить нужное описание или, если он затрудняется ответить, скажите отгадку.
Затем можно поменять правила игры. Назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
– чашка для чая? (чайная);
– машина для стирки белья? (стиральная);
– щетка для чистки зубов? (зубная);
– котлета из мяса? (мясная), из моркови? (морковная);
– лапа кошки (кошачья) и т. д.