Развитие мыслительной деятельности
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ОВЗ в 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myslitelnoy_deyatelnosti.docx | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
города Магнитогорска
Приложение к АООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по психологии
«Развитие мыслительной деятельности через понятия»
для обучающихся 4 с(к)классов
Срок реализации 1 год.
Составитель:
педагог-психолог
Вахрушева Н.А.
г. Магнитогорск
Пояснительная записка.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Для успешного обучения школьнику требуется научиться осмысливать, усваивать научные термины, при этом, понимать весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Развивая интеллектуально – познавательную сферу деятельности ребенка, взрослые дают ему мощный толчок для познания окружающего мира. От степени освоения им новой учебной деятельностью, от приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение школьника, развитие его как субъекта образовательного процесса и формирование его отношения к школе. Таким образом, целесообразно проводить специально организованную работу, имеющую развивающий характер, содержанием которой является как прямое стимулирование развития воспринимающих систем, так и формирование у учащихся таких когнитивных структур, которые подготовят почву для значительно более успешного усвоения обучающимися системы научных знаний, познания самих себя, что позволит успешно адаптироваться в обществе. Все эти направления работы с учащимися определены и новыми стандартами образования для начального школьного звена. В следующем учебном году данные стандарты будут ориентированы и на детей с(к)классов с ЗПР на выходе обучающихся в среднее школьное звено.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена на обучение школьников 4-х с(к)классов с задержкой психического развития умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике; повышение уровня развития познавательной сферы; положительной школьной мотивации. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте, объединять смысл текста общим названием.
Эффективность применения разработанной коррекционно-развивающей программы - это снижение учебной тревожности, укрепление чувства уверенности в себе, в свои силы, формирование положительной самооценки, самопринятия.
Материал по коррекционной работе с обучающимися разнообразен, постоянно накапливается, и на основании имеющихся данных можно говорить об эффективности подобной развивающей работы, обеспечивающей активизации ВПФ, продвижение школьников в умственном
развитии в целом, формирование положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала.
Прежде, чем выстроить работу с обучающимися, проводится предварительная работа: беседы психолога с учащимися и педагогами, анализ мониторинга за прошлые годы, общая диагностика (а при необходимости и индивидуальная).
Программа адаптирована для учащихся, интегрирована по видам работ. Основной источник: программа доктора психологических наук М. К. Акимовой «Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Занятия проводятся один раз в неделю в 4-х специальных коррекционных классах в подгруппах по 6-7 человек, примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (34 часа). Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.
Цель программы: организация деятельности младших школьников для формирования и коррекции умственных действий и мышления.
Задачи программы:
- Активизировать развитие познавательной сферы детей.
- Способствовать развитию логического, понятийного мышления, смысловой памяти, рефлексии.
- Формировать у обучающихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности, умственного, развития.
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
- Развивать самостоятельность обучающихся.
- Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач. Разработка программы и осуществление коррекционно-развивающей работы выстроены на определенных принципах.
1. Осознанность мыслительной деятельности, которая проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках схемах, моделях) не только результат мыслительной деятельности, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность самого мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушении в протекании мыслительных операций и умственных действий. Осознание способов своего мышления служит показателем более высокого этапа умственного развития.
2. Разнообразие используемого коррекционно-развивающего материала. Этот принцип обусловлен тем, что определенное содержание знаний способствует развитию специфических мыслительных особенностей варьирование содержания-формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.
3. Развитие основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро учебной, а также любой познавательной деятельности человека. К их числу можно отнести мыслительные действия с понятиями, понимание смыслового материала, активную речь.
Сроки исполнения: 1 раз в неделю, в течение учебного года, всего 34 занятия.
Объект коррекции: учащиеся 4-в, 4-г с (к) классов.
Предмет: интеллектуально – познавательная сфера учащихся
Основное направление программы: общеинтеллектуальное.
Методы и формы работы: беседы, анализ ситуации, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения.
Методические рекомендации по реализации программы
Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.
Содержанием основной части урока является целенаправленное развитие высших психических функций, формирование операциональности мыслительной деятельности (выделение существенных признаков предметов и явлений, сравнение их между собой, обобщение, классификация предметов, слов, чисел, установление логических закономерностей и др.). На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.
Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.
Образовательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект.
Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Коррекционный аспект.
Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).
Коррекция негативных личностных проявлений
Воспитывающий аспект
Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)
Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости
Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
• результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по своему внешнему оформлению, степень их самостоятельности;
• косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика.
Используемый диагностический инструментарий: «Простые аналогии», «Противоположности», «Обобщение понятий», «Определение понятий», «Пословицы».
Предполагаемые результаты реализации программы.
Обучающиеся должны научиться:
- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;
- самостоятельно выполнять данное учителем задание;
- проявлять собственную активность в получение знаний;
- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;
- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.
Эффективность применения разработанной коррекционно-развивающей программы - это снижение учебной тревожности, укрепление чувства уверенности в себе, в свои силы, формирование положительной самооценки, самопринятия.
У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
• принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознвать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни);
• адекватно оценивать себя и свои возможности, формировать правильное представление в «Я- концепции» о социальной роли ученика;
• активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний.
Коммуникативные:
• развивать потребность в общение со взрослыми и сверстниками;
• ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
• учет разных мнений и умение обосновать собственное;
• умение слушать собеседника, пытаться понять его.
Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные:
• рефлексировать способы и условия действий, контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности;
• осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
• самостоятельно определять и выделять познавательные цели;
• анализировать объекты с целью выделения основных признаков;
• осуществлять процесс синтеза;
• устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание изучаемого курса
4 класс | |||
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1 | Занятие № 1 | Развитие логического мышления, умения различать родовые и видовые понятия | 1 |
2 | Занятие № 2 | Развитие умения формировать понятия, выделять главное | 1 |
3 | Занятие № 3 | Развитие умения формировать понятия, активизация словаря | 1 |
4 | Занятие № 4 | Развитие умения формировать понятия, активизация памяти, словаря | 1 |
5 | Занятие № 5 | Развитие логического мышления, творческого воображения | 1 |
6 | Занятие № 6 | Развитие операции обобщения, творческого воображения | 1 |
7 | Занятие № 7 | Развитие вербального логического мышления, активизация словаря | 1 |
8 | Занятие № 8 | Определение отношений между понятиями, конкретизация мышления | 1 |
9 | Занятие № 9 | Развитие понятийного мышления, умения анализировать, внимания | 1 |
10 | Занятие № 10 | Развитие смыслового понимания, умения обобщать, активного словаря | 1 |
11 | Занятие № 11 | Установление причинно – следственных связей, умения сравнивать, организованного мышления | 1 |
12 | Занятие № 12 | Развитие операции обобщения, умения анализировать, памяти | 1 |
13 | Занятие № 13 | Установление причинно – следственных связей, умения сравнивать, организованного мышления | 1 |
14 | Занятие №14 | Развитие смыслового понимания, логического мышления | 1 |
15 | Занятие № 15 | Развитие логического мышления (последовательности событий) | 1 |
16 | Занятие № 16 | Развитие смыслового понимания, словарного запаса | 1 |
17 | Занятие № 17 | Установление смысловых связей, формирование осмысленности действий, аналитического мышления | 1 |
18 | Занятие № 18 | Развитие понятийного, ассоциативного мышления | 1 |
19 | Занятие № 19 | Установление причинно – следственных связей, воссоздающего воображения | 1 |
20 | Занятие № 20 | Установление функциональных отношений. Ассоциативного мышления | 1 |
21 | Занятие № 21 | Развитие смыслового понимания, мыслительного анализа | 1 |
22 | Занятие № 22 | Развитие смыслового понимания, мыслительного анализа | 1 |
23 | Занятие № 23 | Развитие смыслового понимания, формирование способности оперирования смыслом | 1 |
24 | Занятие № 24. | Развитие ассоциативного обобщающего мышления, словарного запаса | 1 |
25 | Занятие № 25 | Развитие операции сравнения, умения выделять общие признаки | 1 |
26 | Занятие № 26 | Установление смыслового сочетания, понятийного мышления | 1 |
27 | Занятие № 27 | Развитие вербального логического мышления, формирование способности оперирования смыслом | 1 |
28 | Занятие № 28 | Развитие ассоциативного обобщающего мышления, словарного запаса | 1 |
29 | Занятие № 29 | Развитие операции сравнения, умения выделять общие признаки | 1 |
30 | Занятие № 30 | Развитие операции сравнения, обобщения, сравнения, творческого воображения | 1 |
31 | Занятие № 31 | Развитие практического и ассоциативного мышления. | 1 |
32 | Занятие № 32 | Развитие смыслового понимания, словарного запаса | 1 |
33 | Занятие № 33 | Развитие логического мышления, творческого воображения | 1 |
34 | Занятие № 34 | Развитие организованности мышления, мыслительного анализа, словарного запаса | 1 |
Формы организации: | Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения). | ||
Виды деятельности: | Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая. |
Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Литература
Основная литература.
Программа курсов:
Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008.
Дополнительная литература для учителя.
1. Грищенко.Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2014.
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет - М.: АРКТИ, 2014.
3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие - М.: Айрис-пресс,2016.
4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10. Классы). - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2014. (ФГОС)
5. Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.- Волгоград: Изд-во «Учитель», 2015. (ФГОС).
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ, 2011.
7. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2014.
8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Рекомендуемая литература для обучающихся.
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «АСТ», 2003.
2. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 2009.
3. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
4. Десять лучших сайтов для развития детей
https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei/
5. Обзор образовательных сайтов для младших школьников
http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/
6. Школьный возраст. Подборка и нтересных и полезных сайтов для школьников.
http://all-for-school.ru/useful-sites/
7. Разумейкин.
8. Издание для родителей о цифровом детстве.
http://media-kid.ru/edu-sites.html