КОНСПЕКТ НОД №1 ТЕМА: «Путешествие в страну Чувств»

Кочкина Елена Вячеславовна

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы (детей 5-6 лет)

Формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.

Задачи:

I.                  Познавательные:

1.     Закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении,

2.     Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_chuvstv.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 Приморского района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НОД №1

ТЕМА: «Путешествие в страну Чувств»

Возраст: 5-6 лет

ОО Речевое развитие

Технология: игровая

Выполнила:

Педагог-психолог

ГБДОУ№64

Кочкина Е.В

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы (детей 5-6 лет)

Формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.

Задачи:

  1. Познавательные:
  1. Закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении,
  2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
  1. Социально-коммуникативные:
  1. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам
  2. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
  3. Развивать произвольное внимание;
  4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
  5. Развивать речь и коммуникативные навыки:
  1. Речевые:

1.  Активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «удивленный», «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);

2. Развивать способность описывать картину;

3.  Развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

  1. Художественно-эстетические:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

2. Способствовать всестороннему развитию сферы ощущений;

3. Воспитывать эстетический вкус

  1. Физические:
  1. Совершенствовать навыки выполнения основных видов движений.
  2. Обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

  1.       Социально-коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоционального интеллекта.

2.       Познавательное развитие:

- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

3.       Речевое развитие:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной речи;

- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

4.      Художественно-эстетическое развитие:

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Используемые методы и приемы:

  1. Приемы пространственной организации:

- сидя полукругом;

- физкультминутки.

  1. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)

- использование познавательных игр;

- релаксация;

- поощрение, похвала.

3.        Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

        - показ картины, иллюстрации

Предварительная работа: 

- занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека;

- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;

- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;

- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).

Материалы: Воздушные шарики, «письмо короля», карта – схема Страны Чувств, столик, кружочки-тарелки разного цвета, зубная паста, влажные салфетки, сундучок, ворота, ключи, «стена», портреты детей, выражающие разные чувства, макеты следов чувств, разрезной портрет короля, листы цветной бумаги, аудиозапись.

Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.

Структура НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Вводная часть

Приветствие

Игра «Повтори движения».

С каждым из детей психолог здоровается

– ладошками;

– указательными пальцами;

– мизинцами;

– «зайчиками»;

– «пистолетиками»;

Здороваться можно с каждым, затем дети друг с другом.

Игра «Повтори движения».

Смотрим за движением и повторяем (руки на пол, руки на колени и т.д)

Далее психолог показывает движения одни, а говорит совершенно другие.

«Молодцы, ребята! Запутать вас не получилось!»

Теперь давайте посмотрим на тучку. Когда цвет дождика будет изменяться, мы будем называть цвета и хлопать. Готовы? Начинаем.

Каждому ребенку раздается воздушный шарик. Давайте представим, что шарик – это человек. А воздух, находящийся внутри шара – это его негативные эмоции, чувства. Какие вы знаете негативные эмоции?

А как вы думаете, что случится с человеком, если его эмоции постепенно будут накапливаться и переполнять?

Можно ли считать такой способ выхода эмоций безопасным?

А почему?

        

Давайте попробуем лопнуть один шарик.

Он действительно нас пугает.

А что если мы эмоции будем выпускать постепенно? (демонстрация на шарике)

 Будет ли этот способ для нас безопасным?

Дети здороваются друг с другом

Дети выполняют движения

Дети выполняют только то, что психолог говорит.

Дети выстраиваются возле тучки.

Дети: злость, гнев, страх

Дети: шарик лопнет

Дети: Нет, нельзя.

Дети: он может напугать или поранить

Дети: да, будет безопасным

Ребята сами выпускают из своих шариков воздух.

2. Основная часть

2.1

2.2

2.3

2.4

Психолог: «Молодцы! Ребята, а что это осталось у вас в шариках? Как вы думаете, что это такое?»

Психолог: «Ой, это же письмо от короля Страны Чувств! Помните, мы с вами уже были в этой стране? Вспомните, пожалуйста, какие чувства там живут?»

Психолог: «Молодцы, всех вспомнили. А вот что пишет нам король».

(Психолог с ребятами читает письмо):

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам король Страны Чувств. Правил я страной уже много лет и помогали мне верные слуги: Радость, Удовольствие, Удивление, а также Обида, Злость и Страх.

И вот однажды Обида, Злость и Страх захватили власть в моей стране. Меня бросили в темницу, а слуг: Радость, Удовольствие, Удивление выгнали из государства. Ребята, помочь мне можете только вы. Ведь вы так много знаете о чувствах! Если вы покажите свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти три ключа от замка и вызволить меня из темницы. К письму я прилагаю карту, которая укажет вам путь к моему замку.

С надеждой.

Король Страны Чувств.»

Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»

Психолог: «А что нам надо найти, чтобы вызволить короля из темницы?»

Психолог: «А как мы узнаем куда идти?»

Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! С помощью карты и выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем добыть ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королю. А чтобы попасть в волшебную страну мы накинем с вами волшебные плащи и оденем башмачки.

Психолог: «Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись»

Психолог: «Вот мы и в Стране Чувств. Что нам поможет найти путь?»

Психолог: «Посмотрим, где мы сейчас находимся и найдем это место на карте»

 

Психолог: «А это кто?»

Психолог: «Да, это стражник. Он охраняет ворота. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание. Садитесь за столы. Вам предстоит нарисовать с помощью зубной пасты маски чувств. Выбирайте тарелочку любого цвета и подумайте, кто какое чувство нарисует, чтобы у всех они были разные. Я вам выдавлю зубную пасту, и вы приступайте к работе».

Психолог: «Вам понравилось, как получилось? Молодцы! Изобразите то чувство, что вы нарисовали»

Психолог: «Отлично! Теперь возьмите влажные салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки»

Психолог: «Да, мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Я думаю, что наши храбрые мальчики пройдут первыми, а девочки потом. Согласны?»

Психолог: «Дети, что нас ждет впереди? Как мы узнаем?»

Психолог: «Это туман! Он состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратиться в капельки этого тумана.

Игра «Капелька»

Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет! Помните правила? (Психолог напоминает правила игры)

Психолог: «Молодцы! Развеяли туман! Куда нам теперь идти?

Психолог: «Смотрите, впереди стоит стена».

Психолог: «Да, стена эта необычная. Лица этих детей заколдованы. А расколдовать их, вернуть спокойное выражение лица и найти второй ключ мы сможем, только угадав, какие чувства они испытывают».

Психолог: «Мы их расколдовали! Молодцы! Смотрите, а вот и второй ключ найден, но нам еще нужен третий. Значит, двигаемся дальше. Посмотрим на карте, где это мы очутились? В роще.

Динамическая игра «Деревца»

        В поле дерево стоит.

        

        Ветер ветви шевелит.

         

        Весной набухнут почки

        

         Раскроются листочки

        

        Чтоб деревья подрастали,

        Чтоб они не засыхали,

        Корни дереву нужны

        

        Корни дереву важны

Психолог: «Молодцы! Вновь продолжаем искать. Сколько ключей мы нашли? Правильно, два ключа. Нам нужен третий. Посмотрим куда нам дальше?»

Психолог: «Ребята, давайте побудем следопытами, исследуем следы, потрогаем и подумаем: какое чувство здесь оставило свой след?  А почему вы решили, что это .. Страх, Злость и Обида?»

Психолог: «Я думаю, мы правильно с вами угадали. Посмотрите эти чувства не только здесь наследили, они еще что-то разбросали.»

Психолог: «Ах, да это же чей-то портрет разорван. Давайте попробуем его собрать.»

Психолог: «Что же у вас получилось?»

Психолог: «Да, правда, ребята, посмотрите на выражение его лица, какое оно?»

Психолог: «Да, король сидит в темнице и грустит, ждет, когда же мы ему поможем. Ой, посмотрите, что это?»

Психолог: «Ну что, мои хорошие, все три ключа у нас в сборе. Смотрите, что это перед нами?»

Психолог: «Эти двери не простые, а с тремя замками. Давайте решим, какой ключ, к какому замку подходит. Только будьте аккуратны, вежливы друг с другом».

Психолог: «А вот и король! Посмотрите, рад он нас видеть или нет?»

Психолог: «Мне тоже кажется, что король очень доволен! А вы знаете мы можем подарить в его страну новое чувство – Любовь. К кому мы испытываем любовь? Кого мы любим?

Психолог: «А где живет Любовь? Как вы думаете?»

Психолог: «Да, верно! Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло ваших сердец? Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь королю»

Дети исследуют шарики, в одном лежит письмо

 

Дети: Это письмо

Дети: «Давайте откроем»

Дети: «Радость, страх, Грусть, Удивление, Злость, Обида»

В другом шарике карта.

Дети: «Мы должны выручить короля из темницы, надо ему помочь!»

Дети: «Нам надо найти 3 ключа».

Дети: «Нам поможет карта»

Дети вместе с педагогом имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки

Дети повторяют за психологом слова

Дети: «У нас есть карта»

Дети смотрят в карту и движутся по дороге

Дети: «Это стражник»

Дети мимикой показывают разные эмоции.

Дети: «Ой, смотрите, в шкатулке ключ!»

Дети проходят через ворота и идут дальше по дороге

Дети: «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное. Дым или туман.

Дети играют в игру «Капельки». Дети под музыку хаотично двигаются между собой. Когда музыка затихает, они слушают и считают количество хлопков психолога. Если психолог хлопнет 2 раза, то дети объединяются в пары, если три- по три человека, если много хлопков – обнимаются все вместе.

Дети сверяются по карте

Дети идут в заданном направлении и сталкиваются со стеной, где висят портреты детей с определенным выражением лица

Дети угадывают по выражению лица, что испытывают дети и придумывают в какой ситуации это, происходит.

Поднимают руки над головой

Покачивают руками

Сжимают пальцы в кулаки

Разжимают кулачки, шевелят пальцами

Опускают руки,

Разводят пальцы в стороны

Поднимаются,

Распрямляются

Дети: «Впереди какие-то следы?!»

Дети трогают рукой следы и угадывают какой чувство прошло.

Дети с психологом подходят ближе и рассматривают кусочки разрезной картинки

Дети собирают портрет грустного короля

Дети: «Это портрет короля Страны Чувств»

Дети: «Грустное, печальное»

Дети: «Это же третий ключ!»

Дети с психологом подходят к дверям замка

Дети подбирают ключи к замкам, двери открываются и перед глазами детей появляется изображение темницы, где сидит уже веселый король.

Дети: «Рад, потому что он улыбается»

Дети: «Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей…»

Дети: «Любовь живет у нас в сердцах!»

Дети жестами показывают, как они отдают любовь из сердца королю.

3.Заключительная часть

Психолог: «Спасибо! Смотрите, король стал еще веселее! Вы рады за него?»

Психолог: «Тогда устроим салют в честь нашей победы и в честь короля!»

Психолог: «Итак, король освобожден. Как теперь он поступит с Обидой, Злостью, Страхом? Их надо выгнать или они нам нужны?»

Психолог: «Я рада, что наши мнения совпадают. Скажите, а зачем нам Страх, Обида, Злость?»

Психолог: «Правильно. Свою задачу мы выполнили, короля освободили, пора возвращаться из Страны Чувств. Давайте скажем наши волшебные слова: «Повернись, повернись и на месте покружись»

Психолог: «Вот мы и дома. Снимаем плащи и башмачки»

Дети: «Да, очень рады»

Дети: «Хорошо! Дети быстро рвут листочки цветной бумаги на мелкие кусочки и подбрасывают в воздух на счет три.

Дети: «Конечно, их надо простить, все чувства нужны и важны для людей».

Дети: «Страх – самый чуткий, осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет вовремя предупредить об опасности. Злость – придает силы для борьбы с врагом, помогает справляться с препятствиями. Обида – чуток к дурным мыслям и разговорам, он охраняет наше достоинство и предотвращает недостойные разговоры и действия.»

Дети повторяют за психологом слова

Дети жестами показывают, что снимают башмачки и плащи

3.1 Рефлексия

Психолог рассаживает детей в круг на ковер и предлагает сказать, понравилось ли детям путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? Про какое новое чувство мы узнали?

Психолог: «А теперь давайте попрощаемся с помощью нашего клубочка. Снова будем наматывать ниточку на руку, передавать клубочек кому-то из детей и говорить какие-нибудь добрые, ласковые, нежные пожелания.»

Психолог: «Спасибо, до свидания, до новых встреч!»

Ответы детей

Дети выполняют задание