КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 2 КЛАСС
Музыкальные инструменты
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Конспект открытого занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Тема. Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов.
Учитель Е.Н.Соломенцева
2017 год
Цель: дать представление о разнообразии шумовых и музыкальных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить с шумовыми и музыкальными инструментами (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, гармонь, пианино, балалайка, дудка; формировать навыки исполнения на шумовых и музыкальных инструментах простого ритмического рисунка; дифференцировать звуки музыкальных и шумовых инструментов.
Развивающие и корригирующие:
– расширять кругозор на основе информации о предметах окружающей действительности;
- развивать слуховое и зрительное восприятие на основе упражнений на развитие общей и мелкой моторики, музыкального слуха; обогащение словаря «Оркестр».
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление, зрительно-слуховую памяти, внимание на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям, умение починяться определённым правилам;
- развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей).
Базовые учебные действия:
Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.
Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д).
Познавательные: умение слушать и формулировать ответы на вопросы.
Тип занятия: изучение нового материала
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные практические,
Оборудование: шумовые и музыкальные инструменты, картинки с изображением инструментов, презентация, запись инструментальной композиции «Калинка-малинка», видеоролик «Музыкальные инструменты», карточки с пиктограммами «эмоций».
Применяемые технологии: игровая, исследовательская, здоровьесберегающая, коллективная система обучения.
Ход занятия.
1.Разминка. Организационный момент.
-Добрый день! Я рада всех видеть!
1) Дыхательная гимнастика.
2) Массаж ушных раковин. Упражнение «Полечим ушки». Цель: активизация мозговых структур мозга, улучшение зрения и слуха.
3) Упражнение-релаксация «Кулачки». Цель: расслабление мышц рук.
«Кулачки сильней сжимаем, отпускаем, разжимаем» (2-3 раза).
4) Глазодвигательное упражнение. Цель: снять усталость, и напряжение с глаз.
5) Упражнение на внимание.
- Сядет тот, кто назовёт день недели.
6) Упражнение «Дружно похлопаем». Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона.
Задание: рассказать о себе с помощью аплодисментов.
- пусть аплодируют наши прекрасные девочки!
- пусть аплодируют самые сильные мальчики!
- а теперь те, кто любит вкусно поесть!
- а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу!
- те, кто обожает лето!
- те, кто любит танцевать!
- тот, кто обожает праздники!
- кто любит шоколадки!
7) Рапорт дежурного.
8) Психологический настрой, диагностика эмоционального настроения.
- Посмотрите на рисунки (радость, злось, грусть).
- Назовите чувства, которые выражают эти лица.
- Покажите ваше настроение (дети поднимают пиктограммы)
- Давайте улыбнемся друг другу.
2.Актуализация прежних знаний.
- Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Определяли продукты на вкус. Какие продукты бывают на вкус: кислые, соленые, сладкие, горькие.
Упражнение «Что лишнее?». Цель: развитие словесно-логического мышления, внимания и связной речи.
Задание: назвать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.
3.Постановка темы и цели занятия.
1) Звучит запись детской песенки «Музыка играет».
- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?
- Тема занятия «Музыкальные инструменты».
- Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы)
- Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными инструментами. Благодаря музыкальным инструментам мы можем слышать музыку. Голоса музыкальных инструментов могут передавать печаль и веселье изображать звуки природы. Я предлагаю вам познакомиться с несколькими музыкальными инструментами.
Видео «Музыкальные инструменты».
- Давайте рассмотрим музыкальные инструменты.
Балалайка. У балалайки 3 струны.
Дудка. У дудочки имеются отверстия и если их закрывать пальцами, а потом открывать звук дудочки будет меняться.
Гармонь. Звук у гармони рождается при помощи мехов и клавиш.
Пианино. У пианино белые и черные клавиши. При нажатии на клавиши рождаются звуки.
Эти инструменты называются музыкальными.
- Ещё хочу вам рассказать про необычные игрушки. Презентация «Шумовые инструменты» (Погремушки, Бубен, ложки)
Все они шуршат, звенят,
А еще стучат, гремят.
Громогласные такие
Инструменты шумовые!
Много шума создавали –
Шумовыми их назвали.
Проверить хотите?
Шумовые – любят шуметь,
Музыкальные – любят петь.
А если вместе их собрать,
То как должны мы их назвать?
Когда все вместе инструменты собираются,
Они оркестром называются.
- Давайте попробуем всем классом с помощью музыкальных инструментов создать оркестр под мелодию «Калинка-малинка», сыграть на них.
-Молодцы, ребята! Чтобы сыграть хорошо на инструментах, нужно этому долго учиться, уметь слушать, как они звучат.
2) Упражнение «Собери слово» (ОРКЕСТР). Цель: развитие логического мышления, знакомство с новым словом.
4. Физкультминутка. Танец-игра с ускорением. Цель: развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
5. Проверка полученных знаний.
Дидактическая игра «Какой инструмент звучит». Цель: развитие словесно-логического мышления и зрительной памяти.
Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных и шумовых инструментов. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Дидактическая игра «Разложи по группам». Цель: развитие зрительной памяти и логического мышления.
Задание. Разложите по группам шумовые и музыкальные инструменты
6. Итог. Проверка полученных знаний. Какие инструменты мы изучили? Покажите ваши смайлики, которые соответствуют вашему настроению.
Оценивание детей.
ГБОУ «Специальнаяшкола-интернат с.Ериловка»
Самоанализ открытого занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов.
Тема. Дифференциация звуков шумовых
и музыкальных инструментов
Март 2017 год
Цель: дать представление о разнообразии шумовых и музыкальных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить с шумовыми и музыкальными инструментами (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, гармонь, пианино, балалайка, дудка; формировать навыки исполнения на шумовых и музыкальных инструментах простого ритмического рисунка; дифференцировать звуки музыкальных и шумовых инструментов.
Развивающие и корригирующие:
– расширять кругозор на основе информации о предметах окружающей действительности;
- развивать слуховое и зрительное восприятие на основе упражнений на развитие общей и мелкой моторики, музыкального слуха; обогащение словаря «Оркестр».
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление, зрительно-слуховую памяти, внимание на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям, умение починяться определённым правилам;
- развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей).
Базовые учебные действия:
Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.
Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д).
Познавательные: умение слушать и формулировать ответы на вопросы.
Место занятия в учебном. плане.
Работа ведется на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие псимоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционны0) образовательных учреждений VIII вида, автор Л.А.Митяева, Э.Я.Удалова. - Коррекционая педагогика. Раздел Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Тема занятия: Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов. Продолжительность занятия 25 минут. На данную тему отводится два часа.
Мотивационно-развивающая деятельность развивалась путем использования, наглядного материала :муз инструменты, тематических видеороликов, предметных карточек. презентация «Музыкальные инструменты».
Методика проведения занятия.
1.Разминка проводилась с использованием здоровьесберегающих технологий. Для создания положительного эмоционального фона и сплочения детей применялось упражнение «Дружно похлопаем», работа с пиктограммами эмоций была так же направлена на поднятие эмоционального настроения и диагностику эмоционального фона детей. Согласно схеме проведения занятия по предмету в начале использовались упражнение на развитие дыхания, упражнение «Полечим ушки» направлено на активизация мозговых структур мозга, улучшение зрения и слуха.
Упражнение-релаксация «Кулачки». Цель: расслабление мышц рук.
Глазодвигательное упражнение. Цель: снять усталость и напряжение с глаз, профилактика глазных болезней.
Упражнение на внимание. - Сядет тот, кто назовёт день недели.
2. Основная часть. Работа по теме.
- Актуализация прежних знаний бы направлена на воспроизведение детьми содержания прошлого занятия. Тема «Обоняние». Изучали основные вкусы продуктов: кислый, горький, сладкий, солёный.
Упражнение «Что лишнее». Цель: развитие словесно-логического мышления, внимания и связной речи.
- Создание проблемной ситуации в форме просмотра и прослушивания детской песенки про музыкальные инструменты дало возможность детям самостоятельно определить тему занятия.
Изучение новой темы осуществлялось с применением технологии: исследовательская (дети обследовали инструменты, пробовали на них играть), коллективная система обучения (попытка изобразить оркестр, игра под музыкальное сопровождение).
Упражнение «Собери слово» (ОРКЕСТР). Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия, знакомство с новым словом.
3.Физкультминутка «Танец-игра с ускорением» направлена за развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
4.В разделе проверки полученных знаний использованы игровые технологии. Дидактические игры «Какой инструмент звучит». «Разложи по группам». Цель: развитие словесно-логического мышления (называли по звуку инструмент, классифицировали по группам) и зрительной памяти, слухового восприятия.
5. Итог занятия. Задание с пиктограммами эмоций способствовало выявлению эмоционального фона детей. Количество наглядного материала на уроке соответствует цели, задачам и содержанию занятия. Прослеживались межпредметные связи: связь с предметами «Музыка и пение», ритмика.
Цель урока достигнута.
енно