САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Соломенцева Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

Самоанализ урока

по развитию психомоторики

 и сенсорных процессов

4 класс

Тема. Составление сериационных рядов

 предметов, изображений по

 самостоятельно выделенным признакам.

Учитель: Е.Н.Соломенцева

Урок проводился  27.012016 г.

Учебный предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 4

Тема урока

Составление сериационных рядовпредметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам.

Цель

Обучение детей упорядочиванию предметов, изображений  по самостоятельно выделенным признакам.

Задачи

1.Способствовать развитию  у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение упражнений  на упорядочивание предметов по длине, ширине, высоте и объему закреплением навыков порядкового счёта. Закрепление знаний о геометрических фигурах (овал, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник).

2. Коррекция и  развитие слуховой и оперативной памяти;

коррекция и развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память  на материале дидактических заданий.

Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения.

3.Воспитывать чувство уважения друг к другу.

Тип урока

Урок  изучения нового  материала.

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Предметно-ориентированные технологии, ИКТ – технология, здоровьесберегающие технологии,  игровые технологии.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:  основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать предметы или изображения.

уметь:

- строить сериационные ряды по образцу;

 - анализировать действия с целью выявления относительности величины;

- строить сериационные ряды, как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков.

Основные понятия

Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, размер

Ресурсы

  1. Презентация к уроку.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Дидактический материал (наборы геометрических фигур).
  4. Интерактивная доска, интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Наглядные пособия к уроку подготовлены. Интерактивная доска с подготовленной презентацией с заданиями.

Содержание урока соответствует программному содержанию. Цель и задачи соответствовали учебному материалу и уровню развития учащихся.

В процессе выполнения заданий периодически прослеживалась связь с математикой и развитием речи. Раздаточный материал соответствовали теме урока. Структура проведённого урока  полностью соответствовала данному типу, учитель плавно и последовательно, в занимательной форме осуществляла логические переходы от одного этапа к другому.

На уроке учителем периодически использовались похвала и поощрение, что способствовало повышению активности и сознательного стремления детей отвечать лучше и больше. На уроке преобладал поисковый характер познавательной деятельности.

На уроке применялись словесные,  наглядные и практические методы обучения, которые способствовали полному выполнению поставленных задач.

На каждом этапе перед детьми ставились конкретные цели и сочетались индивидуальные и фронтальные формы работы. Самостоятельная работа планировалась на всех этапах урока, но не везде получалась продуктивная работа учащихся (были ошибки и трудности при выполнении заданий на воспроизведение).

На протяжении всего урока дети находились под контролем учителя: осуществлялся контроль осанки, объёмные физкультминутки.

Оценки в конце урока поставлены заслуженно.

Итог работы подведён силами детей, что способствовало развитию самостоятельности, ответственности и выявило процент знаний , полученных на уроке.



Предварительный просмотр:

Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья 

Оценка владения сенсорными эталонами

                                                                          Оценка зрительного восприятия

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);

http://iemcko.ru/images/43045.jpg               http://iemcko.ru/images/43046.jpg

  • узнавание контурных изображений (5-10 изображений);

http://iemcko.ru/images/43044.jpg           http://iemcko.ru/images/43049.jpg

http://iemcko.ru/images/43048.jpg

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);

http://iemcko.ru/images/43050.jpg     http://iemcko.ru/images/43051.jpg

http://iemcko.ru/images/43052.jpg      http://iemcko.ru/images/43053.jpg   http://iemcko.ru/images/43054.jpg

Сформированность образных представлений. 

  • Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.

Различение формы

  • Узнавание и называние основных геометрических форм;

http://iemcko.ru/images/43144.jpg    http://iemcko.ru/images/43145.jpg    http://iemcko.ru/images/43146.jpg

http://iemcko.ru/images/43147.jpg     http://iemcko.ru/images/43148.jpg      http://iemcko.ru/images/43149.jpg

  • Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

                                                            В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).

Тесты цветоразличения                                                       

  • раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого; 
                                                          
                                                          

                                                      

http://iemcko.ru/images/43118.jpg
                                                      
                                                      

                                                      

  • называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)

Оценка восприятия величины 

  раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;

  ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;

Оценка слухового восприятия

  • воспроизведение ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • умение слушать музыкальные произведения;
  • реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

Оценка пространственного восприятия

  • показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в комнате,
  • определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);

http://iemcko.ru/images/43068.jpg

  • конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.

Оценка восприятия времени

  • ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
  • прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).

Оценка восприятия эмоций человека

"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.

                http://iemcko.ru/images/43041.jpg      http://iemcko.ru/images/43042.jpg      http://iemcko.ru/images/43043.jpg

http://iemcko.ru/images/43047.jpg

Оценка психомоторного развития

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
    Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"


  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;


Оральный праксис

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
  • Трубочка (сложить губы в "трубочку")
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

  • по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

      Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
      Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
      Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

      Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.



Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по развитию психомоторики

 и сенсорных процессов

4 класс

Тема. Составление сериационных рядов

 предметов, изображений по

 самостоятельно выделенным признакам.

Учитель: Е.Н.Соломенцева

Технологическая карта урока

Учебный предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов

Класс: 4

Учитель:Соломенцева Е.Н.

Тема урока

Составление сериационных рядовпредметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам.

Цель

Обучение детей упорядочиванию предметов, изображений  по самостоятельно выделенным признакам.

Задачи

1.Способствовать развитию  у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение упражнений  на упорядочивание предметов по длине, ширине, высоте и объему закреплением навыков порядкового счёта. Закрепление знаний о геометрических фигурах (овал, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник).

2. Коррекция и  развитие слуховой и оперативной памяти;

коррекция и развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память  на материале дидактических заданий.

Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения.

3.Воспитывать чувство уважения друг к другу.

Тип урока

Урок  изучения нового  материала.

Формы урока

Ф -  фронтальная,  И – индивидуальная

Использованные технологии

Предметно-ориентированные технологии, ИКТ – технология, здоровьесберегающие технологии,  игровые технологии.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:  основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать предметы или изображения.

уметь:

- строить сериационные ряды по образцу;

 - анализировать действия с целью выявления относительности величины;

- строить сериационные ряды, как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков.

Основные понятия

Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, размер

Ресурсы

  1. Презентация к уроку.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Дидактический материал (наборы геометрических фигур).
  4. Интерактивная доска, интернет.

Межпредметные связи

Развитие речи,  математика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование БУД

1). Организационный момент.

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия.

Организация рабочего места, настрой на урок.

Раз - я очень рада видеть вас!

Два - начинается игра!

Три -  внимательно слушай и смотри!

Четыре -  любим всех мы в этом мире!

Пять -  начинаем мы играть!

Упражнение «Аплодисменты»

Рассказать о себе с помощью аплодисментов.

-пусть аплодируют наши прекрасные девочки!

-пусть аплодируют самые сильные мальчики !

- а теперь те, кто любит вкусно поесть!

- а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу!

 -те, кто обожает лето!

-те, кто любит танцевать!

- тот, кто обожает праздники!

- кто  любит шоколадки!

Положительный настрой на урок.

Произнесение и показ своего настроения (задание выполняется в круге).

Регулятивные:

Эмоциональный настрой. Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2) Разминка

 Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового.

Возникновение проблемной ситуации.

Работа в группах.

3.Психологический настрой:

Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Закройте глаза и представьте, что внутри вас живет маленькая улыбка, и вот она стала  расти и озарять вас изнутри. Вы почувствуете, как вместе с улыбкой  в вас  рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг.

А сейчас вдохнули, выдохнули, открыли глаза – и улыбнулись! С  таким настроением нам никакая работа не страшна! (слайд 1)

5.Упражнение «Узнай и прочитай!»

-_Назвать   геометрические фигуры, которые вам знакомы!

-Какие фигуры имеют три угла? Четыре угла?

-Какие фигуры не имеют углов?

Прослушивание установки.

Называют знакомые геометрические фигуры.

Отвечают на вопросы.

Регулятивныевыполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные – умение работать в группе.

Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

3). Открытие нового знания.

Развивать  интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения. В процессе диалога определение целей урока.

Построение сериационного ряда по образцу.

1.Упражнение «продолжи ряд» (слайд 2-4)

2. Задания на листах

3.Упражнение «Собери дорожку»

Задание:  из отрезков  плотной бумаги собери полоску от самого короткого отрезка к самому длинному ( на глазах повязка)

Собирают сериационные ряды из раздаточного материала

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные:

осваивают сериацию как способ познания свойств (размера, формы).

4).Зарядка для глаз

Музыкальная гимнастика.

7.Зарядка для глаз

(слайд 6)

Под музыкальное сопровождение  выполняют упражнения.

Регулятивные:

эмоциональный настрой.

Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы.

Интегрированное задание

11. Упражнения на внимание

а) «Где чей хвост?»

б) «Найди дорожку»

в) «Назови одним словом»

г) «Расставь картинки по порядку»

д) «Найди цветовую схему»

е) «Посмотри и запомни»

ё) «Кто лишний?»

ж) «Что не так?»

Отвечают на вопросы, объясняют ответ

Познавательные:

уметь извлекать информацию из  иллюстраций, пользоваться различными предметами при выполнении упражнений.

Регулятивные: планирование прогнозирование.

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы.

Работа с интерактивной доской

Упражнения «Цветные фигуры», «Русские матрёшки», «Почини забор», «Дополни календарь»

Выполняют задания

Устанавливать причинно-следственные связи.

5)Систематизация и повторение материала.

Упражнение «Измени признаки предметов»

21.Упражнение «По какому признаку»

Выполняют задания

Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

6) Итог урока. Рефлексия деятельности.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Релаксация

 Итог урока. Рефлексия деятельности.

Упражнение «Продолжи цепочку» Презентация «Логика»

Задания на смекалку.

Выполняют задания

Анализируют и оценивают деятельность на уроке.