САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
САМОАНАЛИЗ ПО КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4
Самоанализ урока
по развитию психомоторики
и сенсорных процессов
4 класс
Тема. Составление сериационных рядов
предметов, изображений по
самостоятельно выделенным признакам.
Учитель: Е.Н.Соломенцева
Урок проводился 27.012016 г.
Учебный предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов
Класс: 4
Тема урока | Составление сериационных рядовпредметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам. |
Цель | Обучение детей упорядочиванию предметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам. |
Задачи | 1.Способствовать развитию у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение упражнений на упорядочивание предметов по длине, ширине, высоте и объему закреплением навыков порядкового счёта. Закрепление знаний о геометрических фигурах (овал, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник). 2. Коррекция и развитие слуховой и оперативной памяти; коррекция и развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память на материале дидактических заданий. Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения. 3.Воспитывать чувство уважения друг к другу. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная |
Использованные технологии | Предметно-ориентированные технологии, ИКТ – технология, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать предметы или изображения. уметь: - строить сериационные ряды по образцу; - анализировать действия с целью выявления относительности величины; - строить сериационные ряды, как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков. |
Основные понятия | Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, размер |
Ресурсы |
|
Межпредметные связи | Развитие речи, математика. |
Наглядные пособия к уроку подготовлены. Интерактивная доска с подготовленной презентацией с заданиями.
Содержание урока соответствует программному содержанию. Цель и задачи соответствовали учебному материалу и уровню развития учащихся.
В процессе выполнения заданий периодически прослеживалась связь с математикой и развитием речи. Раздаточный материал соответствовали теме урока. Структура проведённого урока полностью соответствовала данному типу, учитель плавно и последовательно, в занимательной форме осуществляла логические переходы от одного этапа к другому.
На уроке учителем периодически использовались похвала и поощрение, что способствовало повышению активности и сознательного стремления детей отвечать лучше и больше. На уроке преобладал поисковый характер познавательной деятельности.
На уроке применялись словесные, наглядные и практические методы обучения, которые способствовали полному выполнению поставленных задач.
На каждом этапе перед детьми ставились конкретные цели и сочетались индивидуальные и фронтальные формы работы. Самостоятельная работа планировалась на всех этапах урока, но не везде получалась продуктивная работа учащихся (были ошибки и трудности при выполнении заданий на воспроизведение).
На протяжении всего урока дети находились под контролем учителя: осуществлялся контроль осанки, объёмные физкультминутки.
Оценки в конце урока поставлены заслуженно.
Итог работы подведён силами детей, что способствовало развитию самостоятельности, ответственности и выявило процент знаний , полученных на уроке.
Предварительный просмотр:
Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья
Оценка владения сенсорными эталонами
Оценка зрительного восприятия
- узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);
- узнавание контурных изображений (5-10 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);
Сформированность образных представлений.
- Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.
Различение формы
- Узнавание и называние основных геометрических форм;
- Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;
- называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)
Оценка восприятия величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;
Оценка слухового восприятия
- воспроизведение ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- умение слушать музыкальные произведения;
- реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
Оценка пространственного восприятия
- показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в комнате,
- определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.
Оценка восприятия времени
- ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
- прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).
Оценка восприятия эмоций человека
"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.
Оценка психомоторного развития
(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.
Оценка динамической координации верхних конечностей
- бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.
Оценка динамической координации нижних конечностей
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. - совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия
Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
- стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей
Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации
- провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
- " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;
Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
- вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;
Кинестетический праксис
- Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
- Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
- Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;
Оральный праксис
- Улыбка (растянуть губы в улыбке)
- Трубочка (сложить губы в "трубочку")
- Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)
Тесты зрительно-моторной координации
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- движение в заданном направление по схеме;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
- используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;
Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
- по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
- по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
- придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;
Оценка артикуляции и интонирования
- прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
- повторить за педагогом небольшую чистоговорку;
Оценка тактильных ощущений
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:
9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.
7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.
5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;
3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.
1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.
Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по развитию психомоторики
и сенсорных процессов
4 класс
Тема. Составление сериационных рядов
предметов, изображений по
самостоятельно выделенным признакам.
Учитель: Е.Н.Соломенцева
Технологическая карта урока
Учебный предмет: развитие психомоторики и сенсорных процессов
Класс: 4
Учитель:Соломенцева Е.Н.
Тема урока | Составление сериационных рядовпредметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам. | ||
Цель | Обучение детей упорядочиванию предметов, изображений по самостоятельно выделенным признакам. | ||
Задачи | 1.Способствовать развитию у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение упражнений на упорядочивание предметов по длине, ширине, высоте и объему закреплением навыков порядкового счёта. Закрепление знаний о геометрических фигурах (овал, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник). 2. Коррекция и развитие слуховой и оперативной памяти; коррекция и развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память на материале дидактических заданий. Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения. 3.Воспитывать чувство уважения друг к другу. | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала. | ||
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная | ||
Использованные технологии | Предметно-ориентированные технологии, ИКТ – технология, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: основание сериации, т. е. тот признак, по которому можно упорядочивать предметы или изображения. уметь: - строить сериационные ряды по образцу; - анализировать действия с целью выявления относительности величины; - строить сериационные ряды, как по нарастанию, так и по убыванию значений одного и более признаков. | ||
Основные понятия | Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, размер | ||
Ресурсы |
| ||
Межпредметные связи | Развитие речи, математика. | ||
Ход урока | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование БУД |
1). Организационный момент. Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя, создание ситуации успеха, доверия. | Организация рабочего места, настрой на урок. Раз - я очень рада видеть вас! Два - начинается игра! Три - внимательно слушай и смотри! Четыре - любим всех мы в этом мире! Пять - начинаем мы играть! Упражнение «Аплодисменты» Рассказать о себе с помощью аплодисментов. -пусть аплодируют наши прекрасные девочки! -пусть аплодируют самые сильные мальчики ! - а теперь те, кто любит вкусно поесть! - а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу! -те, кто обожает лето! -те, кто любит танцевать! - тот, кто обожает праздники! - кто любит шоколадки! | Положительный настрой на урок. Произнесение и показ своего настроения (задание выполняется в круге). | Регулятивные: Эмоциональный настрой. Личностные: Самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2) Разминка Актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового. Возникновение проблемной ситуации. Работа в группах. | 3.Психологический настрой: Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Закройте глаза и представьте, что внутри вас живет маленькая улыбка, и вот она стала расти и озарять вас изнутри. Вы почувствуете, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг. А сейчас вдохнули, выдохнули, открыли глаза – и улыбнулись! С таким настроением нам никакая работа не страшна! (слайд 1) 5.Упражнение «Узнай и прочитай!» -_Назвать геометрические фигуры, которые вам знакомы! -Какие фигуры имеют три угла? Четыре угла? -Какие фигуры не имеют углов? | Прослушивание установки. Называют знакомые геометрические фигуры. Отвечают на вопросы. | Регулятивныевыполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные – умение работать в группе. Уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения. |
3). Открытие нового знания. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения. В процессе диалога определение целей урока. | Построение сериационного ряда по образцу. 1.Упражнение «продолжи ряд» (слайд 2-4) 2. Задания на листах 3.Упражнение «Собери дорожку» Задание: из отрезков плотной бумаги собери полоску от самого короткого отрезка к самому длинному ( на глазах повязка) | Собирают сериационные ряды из раздаточного материала Отвечают на вопросы. Выполняют задания на раздаточном материале, отвечают на вопросы. | Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные: осваивают сериацию как способ познания свойств (размера, формы). |
4).Зарядка для глаз Музыкальная гимнастика. | 7.Зарядка для глаз (слайд 6) | Под музыкальное сопровождение выполняют упражнения. | Регулятивные: эмоциональный настрой. |
Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы. Интегрированное задание | 11. Упражнения на внимание а) «Где чей хвост?» б) «Найди дорожку» в) «Назови одним словом» г) «Расставь картинки по порядку» д) «Найди цветовую схему» е) «Посмотри и запомни» ё) «Кто лишний?» ж) «Что не так?» | Отвечают на вопросы, объясняют ответ | Познавательные: уметь извлекать информацию из иллюстраций, пользоваться различными предметами при выполнении упражнений. Регулятивные: планирование прогнозирование. Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Активизировать мыслительные приемы сравнения, анализа, умения делать выводы. | Работа с интерактивной доской Упражнения «Цветные фигуры», «Русские матрёшки», «Почини забор», «Дополни календарь» | Выполняют задания | Устанавливать причинно-следственные связи. |
5)Систематизация и повторение материала. | Упражнение «Измени признаки предметов» 21.Упражнение «По какому признаку» | Выполняют задания | Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения. Устанавливать причинно-следственные связи. |
6) Итог урока. Рефлексия деятельности. Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Релаксация Итог урока. Рефлексия деятельности. | Упражнение «Продолжи цепочку» Презентация «Логика» Задания на смекалку. | Выполняют задания Анализируют и оценивают деятельность на уроке. |