Школьная программа
Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального школьного образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком. Для реализации поставленных в "Образовательной программе" задач необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность школы в трёх направлениях: диагностика, контроль,мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «26» августа 2015 г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «27» августа 2015 г. № 1 | Утверждено решением педагогического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «28» августа 2015г. № 1 Введено в действие приказом директора школы от «02» сентября 2015 г. № 01-02-95 |
Программа коррекционно-развивающей
работы педагога-психолога
Составила: Бондарева А.Н,
Педагог-психолог
КУРСК – 2015
ЦЕЛЬ: способствовать психологическому развитию обучающихся школы, их адаптации в обществе.
ЗАДАЧИ:
- развитие когнитивной сферы обучающихся;
-развитие эмоционально- волевой сферы обучающихся;
- развитие поведенческой сферы обучающихся;
- повышение интереса обучающихся к себе и окружающей действительности;
- формирование положительного образа школы, положительного отношения учебному процессу, познанию;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- преодоление трудностей, связанных с учебным процессом.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Главная задача любой школы – дать ребенку знания и адаптировать к жизни в обществе. Ребенку нужно понять, что он часть социума, научиться в нем жить и взаимодействовать с ним. Но в то же время, нельзя забывать, что каждый ребенок это индивидуальность, подрастающая личность, необходимо учитывать его темперамент и характерные особенности. «Выращивая » ребенку в обществе, нужно «выращивать» его и как отдельную личность. Слепая комформность- победа социума над личностью (исследования Аша). А социум и личность должны гармонично сосуществовать, а главное разумно.
Коррекционный тип школ отличается от школ общеобразовательного типа, так как рассчитан на детей с особыми потребностями. Им нужно особое внимание, особый подход, постоянное наблюдение специалистов, в том числе психолога.
Но одним наблюдением ничего не изменишь, необходима помощь, конкретная , конкретная по отношению к каждому ребенку. Тут задействован принцип индивидуального подхода, один из основных в коррекционном типе учебного заведения.
Психологу необходимо не только диагностировать каждого ребенка, работать с ним, но и обеспечить вокруг него комплексный круг, в который будут входить как педагоги, работающие с детьми, другие специалисты школы, так и семья- родители.
И только в комплексе и активном сотрудничестве заключается секрет успеха!
Участники программы:
-обучающиеся школы;
- учителя школы;
- специалисты школы;
-родители.
Принципы работы
- индивидуальный подход;
- принцип гуманности;
-принцип развития;
- принцип комплексного воздействия и взаимодействия
Методы и формы работы:
- игротерапия;
- сказкотерапия;
-использование проективных методик;
-арт- терапия;
- релаксация.
Основные виды деятельности:
№ П\П | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ | |||||||
1. | Индивидуальные и групповые беседы с учащимися: -«Самочувствие в школе» (0-1кл.); -« Я и моя семья» (2-4кл); -«Мои ценности» (5-6 кл); - «Тревожность» (4-7 кл.); -«Курение и его последствия» (5-9кл); -«Моя будущая профессия» (9кл.); -«Здоровый образ жизни» (5-9кл); -«Наркомания – жизненный тупик» (8-9кл). | В течение года | Формирование позиции по определенным вопросам , ознакомление с некоторыми основными понятиями, формирование тенденции к лучшему пониманию детей со стороны их родителей и учителей, нахождение ответов на актуальные вопросы, связанные с личностью ребенка и его пребыванием в школе. | ||||
2. | Работа с родителями учащихся по психологической тематике: -«Адаптация к школе» (0-1кл); -«Адаптация к изменяющимся школьным условиям» (5 кл.); -«Взаимоотношения в семье и их влияние на становление ребенка как личности» (2-5кл); -«Снижение уровня тревожности» (4-9 кл); - «Помощь в подготовке к экзаменам» (9 кл) | В течение года | |||||
3. | Психологические проблемные семинары для учителей и воспитателей ГПД: -«Авторитет»; -«Здоровье ученика, как педагогическая проблема»; -«Как помочь первоклассникам?»; -«Как помочь пятиклассникам?»; -«Работа с проблемными детьми»; «Развитие эффективного стиля общения». | Сентябрь-Ноябрь
Декабрь Февраль Март Апрель | |||||
ПСИХОДИАГНОСТИКА | |||||||
1. | Диагностирование психических особенностей первоклассников и пятиклассников с целью изучения их адаптации. | Сентябрь-Ноябрь | Результаты диагностики способствуют выявлению проблемных сторон в личности ребенка и являются отправной точкой для групповой и индивидуальной работы с ними. | ||||
2. | Диагностирование учащихся первого класса, с целью изучения протекания психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и т.д. | Сентябрь-Декабрь | |||||
3. | Диагностирование учащихся с глубокими нарушениями умственного развития, с целью изучения протекания психических процессов . | В течение года | |||||
4. | Определение предполагаемого круга будущих профессий. (9кл.) | Январь | |||||
5. | Выявление межличностных отношений (2-9 кл.) | Октябрь Февраль
| |||||
6. | Выявления уровня самооценки учащихся (2-9 кл.) | Октябрь Март | |||||
7. | Оценка уровня тревожности у учащихся 4-х, 5-х, 9-х классов. | Апрель | |||||
8. | Выявление нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся (0-9 кл.) | В течение года | |||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ | |||||||
1. | Систематические коррекционные занятия с группой детей 1-2, 5 классов. | В течение года | |||||
2. | Коррекционные занятия индивидуально и с группой детей, склонных к агрессии. | В течение года | |||||
3. | Коррекционные занятия индивидуально и с группой детей с повышенным уровнем тревожности. | В течение года | |||||
4. | Психологическая работа по созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе. | В течение года | |||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ | |||||||
1. | Консультирование педагогов по вопросам индивидуального плана, касающегося обучения и воспитания учащихся. | В течение года | Помощь обучающимся, педагогам и родителям в сложных ситуациях. | ||||
2. | Консультирование родителей учащихся по вопросам семейного воспитания. | В течение года | |||||
3. | Индивидуальные консультации учащихся по различным вопросам, касающиеся обучения, межличностных отношений и т.д. | В течение года |
Использованная литература:
1. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия.
2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия.
3. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера.
4.Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
5.Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации. М., 2005.