МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ по дисциплине "Социология и политология"

жданова ирина петровна

Методические указания содержат задания для выполнения домашней контрольной работы студентами заочного отделения по дисциплине "Социология и политология", включают пояснения, рекомендации, необходимую учебную литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.ukazaniya_sotsiologiya_i_politologiya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белгородский ОПС

НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Старый Оскол

2013 г.

Задания домашней контрольной работы составлены

И.П. Ждановой - преподавателем  НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум.    

Рецензенты:   

                                 

Татарченкова О.И. - преподаватель экономических дисциплин НОУ СПО  Старооскоьский кооперативный техникум

Шкуридина Л.И. - преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО Старооскольский геологоразведочный техникум.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол №____ от _______________

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УР

Мелиховой Л.Ю.

«___»_________________2011 г.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социально - политические знания являются обязательным элементом подготовки специалиста любого профиля. Экономические (общие и специальные) знания должны дополняться основами знаний о строении общества и поведения в нем людей.

В системе научного знания социологии и политологии отведено свое место. Социология изучает общество как систему элементов, а политология - политическую систему общества. Этим обусловлена их взаимосвязь в процессе обучения. Социология и политология способствуют развитию умений реально оценивать и понимать окружающий мир.

Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» изучается студентами- очниками всех специальностей.

В соответствии с учебными планами по данной дисциплине студенты выполняют одну домашнюю контрольную работу и в период экзаменационной сессии сдают экзамен.

Задачи изучения дисциплины вытекают из Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования.                                                                                                 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

•    Анализировать социальные факты, политические события, процессы

•    Понимать современную политическую ситуацию в России и мире

•    Различать формы государственного устройства

•    Понимать значение демократии для жизни общества

•    Формировать собственную политическую культуру

•    Использовать социально-политические знания в профессиональной деятельности, повседневной жизни, межличностных отношениях

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

•    Основные категории и понятия социологии и политологии

•    Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры,    личности, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции

•   Сущность, структуру политической (государственной) власти, механизм её функционирования

•   Принципы демократии, правового государства, гражданского общества

•   Субъекты политики, формы политического участия

Цели изучения данной дисциплины - усвоить содержание основных понятий и теорий социологии и политологии, развить навыки научного анализа и обобщения, сравнения и вывода; сформировать интерес к общественным явлениям, чувство социальной ответственности. Эти цели конкретизируются в каждой теме.

Выполняемая студентом контрольная работа должна способствовать изучению дисциплины и выработке необходимых навыков работы с учебной литературой и периодическими изданиями. Они должны уметь самостоятельно подбирать материал для ответа, планировать его содержание, аргументировать свою позицию, проводить анализ ситуации или статистических данных. Студенты должны показать умение анализировать, обобщать, делать выводы. В теоретических вопросах должны быть определены все основные понятия, термины, кратко описаны теоретические подходы к исследуемым проблемам.

Контрольная работа составлена в 100 вариантах, каждый из которых состоит из двух теоретических вопросов и одного задания.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента. В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра номера личного дела студента. По горизонтали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра номера личного дела. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов и заданий контрольной работы. Например, шифр личного дела студента Б-028-11. Число 11 означает год зачисления в учебное заведение - 2011, 028 - порядковый номер личного дела, где две последние цифры - 28 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 2-ой строки по вертикали и 8-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов и заданий (14, 30, 39).

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

При оформлении контрольной работы на обложку тетради следует наклеивать заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением, с указанием следующих реквизитов: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, адрес, место работы, занимаемая должность, вариант. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Произвольное сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Писать работу рекомендуется чернилами одного цвета, пользоваться красными чернилами не рекомендуется. Общий объем работы не должен превышать 24 страницы.                                                                                             

На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3, свободные от текста, страницы для написания рецензии преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).

В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.

Работа выполняется на формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки можно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см, нумерацию страниц - без черточек в правом нижнем углу.

Титульный лист содержит перечень всех реквизитов, указанных в стандартном бланке, наклеиваемом на обычную тетрадь, при этом размещение текста производится в соответствии с обычными стандартами оформления титульных листов печатных работ.

Перед каждым ответом следует писать номер вопроса его полную формулировку.

В конце работы указывается перечень используемой литературы с указанием автора, наименования источника, места и года издания; ставится дата выполнения работы и подпись студента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

При получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. Затем студент повторно выполняет работу и отсылает вместе с первой на проверку.

Цикловые комиссии образовательных учреждений при необходимости могут вносить обоснованные изменения и дополнения в задания контрольной работы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1 Специфика социально-политического знания.

Тема 1.1 Предмет социологии и политологии.

Раздел 2.Социальная структура.

Тема 2.1. Общество как социальная система.

Тема 2.2. Социальная стратификация и мобильность.

Раздел 3. Социальная динамика.

Тема 3.1 Личность в системе социальных отношений.

Тема 3.2. Формирование социальных отношений: социальное действие и

взаимодействие.

Тема 3.3. Социальные институты.

Раздел 4. Политическая жизнь.

Тема 4.1. Политическая система.

Тема 4.2. Государство и гражданское общество.

Тема 4.3. Политические партии и партийные системы.

Тема 4.4. Политическая элита и политическое лидерство.

Тема 4.5. Политическая культура и политическое сознание.

Тема 4.6. Внешняя политика и международные отношения.

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология и политология.М.,

Инфра-М, 2008

2. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону,

Феникс, 2007

3. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М., ИД «Форум» -

ИНФРА-М, 2008

4. Кравченко А.И. Социология и политология. М., Логос, 2009

5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., Финансы и

статистика, 2007

6.  Политология в вопросах и ответах. Под ред. А.А.Радугина, М., Центр, 2005  Широкова И.Г. Социология. М., Приор, 2007

Интернет-ресурсы:

• Образовательные сайты (гуманитарные, общественные дисциплины)

1. http://www.doco.ru/

• Электронные учебные пособия

1.Учебники на портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование» - Социология и политология. Электронный учебник под ред. А.А. Панарина. - http://www. humanities.edu.ru/

2.Федеральный фонд учебных курсов. Социология.-http://www.ido.edu.ru. 3.Федеральный фонд учебных курсов. Политология.-http://www.ido.edu.ru.

•   Энциклопедические интернет словари:

1.   http://www.vslovar.org.ru

2.   http://www.ru.wikipedia.org.

•   Образовательные контрольно-измерительные Интернет-ресурсы:

1. Материалы сайта Федерального Интернет - экзамена

Дополнительная   литература:

1.  Алексеева Т. Современные политические теории. М., 2010

2.  Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности.

     М., Академия, 2008

3.  Смелзер Н. Социология. М., Инфра-м., 2010

4.  Современная западная социология. М., Академия, 2010

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

                    Б

А

Последняя цифра номера личного дела

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра номера личного дела

0

1

16

31

2

17

32

3

18

33

4

19

34

5

20

35

6

21

36

7

22

37

8

23

38

9

24

39

10

25

40

1

11

26

50

12

27

49

13

28

48

14

29

47

15

30

46

1

17

45

2

18

44

3

19

43

4

20

42

5

21

41

2

6

22

51

7

23

52

8

24

53

9

25

54

10

26

55

11

27

36

12

28

37

13

29

38

14

30

39

15

16

40

3

1

18

31

2

19

32

3

20

33

4

21

34

5

22

35

6

23

36

7

24

37

8

25

38

9

26

39

10

27

40

4

11

28

41

12

29

42

13

30

44

14

17

46

15

16

48

1

19

49

2

20

50

3

21

52

4

22

54

5

23

55

5

6

24

43

7

25

45

8

26

47

9

27

34

10

28

35

11

29

50

12

30

49

13

16

48

14

17

53

15

18

51

6

1

20

31

2

21

32

3

22

33

4

23

34

5

24

35

6

25

36

7

26

37

8

27

38

9

28

39

10

29

43

7

11

30

51

12

16

50

13

17

49

14

18

48

15

19

47

1

21

46

2

22

45

3

23

44

4

24

42

5

25

41

8

6

26

52

7

27

53

8

28

54

9

29

55

10

30

37

11

26

38

12

17

34

13

18

33

14

19

32

15

20

31

9

1

22

39

2

23

40

3

24

41

4

25

33

5

26

47

6

27

46

7

28

45

8

29

44

9

30

43

10

16

42

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.  Социология как наука. Специфика социологического метода исследования.

2.  Основные исторические этапы развития социологических знаний

3.   Современные социологические теории. Их практическая направленность.

4.   Социальное действие и поведение.

5.   Личность в системе социальных отношений.

6.   Социализация личности.

7.   Культура как социальное явление.

8.   Социальные статусы и роли.

9.  Социальные институты. Проблемы их развития в современном российском обществе.

10.Социальные общности и группы. Этнические общности. Проблемы этнических общностей в современном мире.

11.Общество как социальная система, его типы.

12.Социальная стратификация. Ее исторические типы.

13.Cтратификация в современном российском обществе.

14.Социальная мобильность. Миграционные процессы в Вашем регионе.

15.Социальный контроль и самоконтроль.

16.Предмет политологии. Методы изучения политической жизни общества.

17.Основные современные политические теории.

18.Понятие политической системы. Типы. Политическая система в России.

19.Политическая власть, ее формы.

20. Государство и общество.

21.Президентская власть и парламент в Российской Федерации.

22.Политические партии и организации. Партийные системы.

23.Политические партии и их лидеры в современной России.

24.Политическая элита и политическое лидерство.

25.Современный политический процесс в России, его основные противоречия.

26.Политические режимы. Характеристика. Влияние на общественную жизнь.

27.Политическая культура, политическое сознание и поведение.

28.Демократия. Ее модели. Проблемы становления демократии в России.

29.Внешняя политика и международные отношения.

30.Глобальные социально- политические проблемы.                 

31.Заполните таблицу, раскрыв основное содержание функций социологии:

Таблица 1

Функции социологии

Содержание

-    познавательная

-    прогностическая

-    функция социального проектирования и  конструирования

-    организационно-технологическая управленческая

-    инструментальная

-    мировоззренческая (идеологическая)

32. Развитое гражданское общество считается важным условием существования демократии. Объясните почему?

33. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм

собственности и рыночные отношения?

34.Назовите основные государственные символы Российской Федерации. Объясните их смысл.

35.Составьте краткую программу опроса. Определите вид опроса, дайте  обследованию обоснование. Составьте опросный лист и проведите интервьюирование по интересующей Вас теме.

36.Сравните мажоритарную и пропорциональную типы избирательных систем. Как устроена избирательная система Российской Федерации?

37.Заполните таблицу, приведя конкретные примеры классификации и типологии конфликтов:

Таблица 3

Социологические конфликты

Примеры

-личностный конфликт

-межличностный конфликт

-межгрупповой конфликт

-конфликт принадлежности

-конфликт с внешней средой

А также дайте краткую характеристику социологических понятий:

- конфронтация;

- соперничество;

- конкуренция.

38.Можно ли рассматривать конфликт как фактор стабильности общества? Ответ аргументируйте. Есть ли способы ослабления конфликта? Что такое «компромисс» и «консенсус»?

39.Охарактеризуйте, что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии? Попробуйте дать характеристику известной исторической личности с точки зрения социологии личности.

40. Что из себя представляют три ветви государственной власти Российской Федерации?

41.В чем состоит содержание основных функций культуры? Заполните таблицу.

Таблица 5

Основные функции культуры

Основное содержание

человекотворческая (гуманистическая) гносеологическая (познавательная) информационная

ценностно-ориентационная

коммуникативная

нормативно-регулирующая (управленческая)

42.Как форма государственного правления связана с избирательной системой? Укажите их связи для каждого типа политического режима.

43.Заполните таблицу:

Таблица 6

Функции семьи

Содержание

репродуктивная

воспитательная

хозяйственно-экономическая

рекреационная

Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? Какие тенденции развития семейно-брачных отношений характерны для современного общества?

44.Охарактеризуйте основные составляющие стратификации  (престиж,

власть, богатство, доход).

45. В чем сущность принципа разделения властей? Как он реализуется в России?

46.Заполните таблицу, раскройте содержание методов исследования политологии.

Таблица 8

Методы исследования

Содержание

системный метод

бихевиоральные методы

количественные методы

сравнительные методы

47.Имеют ли практическое значение политические воззрения и идеи мыслителей античного времени? Если да, то какие?

48.Как устроена избирательная система Российской Федерации? Проанализируйте результаты выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 года?

49.Как, на Ваш взгляд, характеризуется демографическая ситуация в России0

50.Дайте краткую характеристику понятий: власть и политическая власть. Охарактеризуйте основные признаки легитимной власти.

51.Опишите кратко суть и назначение демократии. Всегда ли она оправдана?

52.Считаете ли Вы правомерным определение СМИ как «четвертой власти»?

53.Проанализируйте различие между мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательными системами.

54.Охарактеризуйте основные признаки гражданского общества.

55.Охарактеричуйте, какими качествами должен обладать политический лидер? Кто из политических лидеров XX века Вам наиболее приемлем?