МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ по дисциплине "Социология и политология"
Методические указания содержат задания для выполнения домашней контрольной работы студентами заочного отделения по дисциплине "Социология и политология", включают пояснения, рекомендации, необходимую учебную литературу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.ukazaniya_sotsiologiya_i_politologiya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белгородский ОПС
НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Старый Оскол
2013 г.
Задания домашней контрольной работы составлены
И.П. Ждановой - преподавателем НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум.
Рецензенты:
Татарченкова О.И. - преподаватель экономических дисциплин НОУ СПО Старооскоьский кооперативный техникум
Шкуридина Л.И. - преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО Старооскольский геологоразведочный техникум.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических и гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от _______________
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР
Мелиховой Л.Ю.
«___»_________________2011 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Социально - политические знания являются обязательным элементом подготовки специалиста любого профиля. Экономические (общие и специальные) знания должны дополняться основами знаний о строении общества и поведения в нем людей.
В системе научного знания социологии и политологии отведено свое место. Социология изучает общество как систему элементов, а политология - политическую систему общества. Этим обусловлена их взаимосвязь в процессе обучения. Социология и политология способствуют развитию умений реально оценивать и понимать окружающий мир.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» изучается студентами- очниками всех специальностей.
В соответствии с учебными планами по данной дисциплине студенты выполняют одну домашнюю контрольную работу и в период экзаменационной сессии сдают экзамен.
Задачи изучения дисциплины вытекают из Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• Анализировать социальные факты, политические события, процессы
• Понимать современную политическую ситуацию в России и мире
• Различать формы государственного устройства
• Понимать значение демократии для жизни общества
• Формировать собственную политическую культуру
• Использовать социально-политические знания в профессиональной деятельности, повседневной жизни, межличностных отношениях
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• Основные категории и понятия социологии и политологии
• Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, личности, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции
• Сущность, структуру политической (государственной) власти, механизм её функционирования
• Принципы демократии, правового государства, гражданского общества
• Субъекты политики, формы политического участия
Цели изучения данной дисциплины - усвоить содержание основных понятий и теорий социологии и политологии, развить навыки научного анализа и обобщения, сравнения и вывода; сформировать интерес к общественным явлениям, чувство социальной ответственности. Эти цели конкретизируются в каждой теме.
Выполняемая студентом контрольная работа должна способствовать изучению дисциплины и выработке необходимых навыков работы с учебной литературой и периодическими изданиями. Они должны уметь самостоятельно подбирать материал для ответа, планировать его содержание, аргументировать свою позицию, проводить анализ ситуации или статистических данных. Студенты должны показать умение анализировать, обобщать, делать выводы. В теоретических вопросах должны быть определены все основные понятия, термины, кратко описаны теоретические подходы к исследуемым проблемам.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах, каждый из которых состоит из двух теоретических вопросов и одного задания.
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента. В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра номера личного дела студента. По горизонтали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра номера личного дела. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов и заданий контрольной работы. Например, шифр личного дела студента Б-028-11. Число 11 означает год зачисления в учебное заведение - 2011, 028 - порядковый номер личного дела, где две последние цифры - 28 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 2-ой строки по вертикали и 8-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов и заданий (14, 30, 39).
Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.
При оформлении контрольной работы на обложку тетради следует наклеивать заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением, с указанием следующих реквизитов: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, адрес, место работы, занимаемая должность, вариант. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Произвольное сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Писать работу рекомендуется чернилами одного цвета, пользоваться красными чернилами не рекомендуется. Общий объем работы не должен превышать 24 страницы.
На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3, свободные от текста, страницы для написания рецензии преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).
В связи с достаточно активным использованием студентами персональных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.
Работа выполняется на формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки можно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см, нумерацию страниц - без черточек в правом нижнем углу.
Титульный лист содержит перечень всех реквизитов, указанных в стандартном бланке, наклеиваемом на обычную тетрадь, при этом размещение текста производится в соответствии с обычными стандартами оформления титульных листов печатных работ.
Перед каждым ответом следует писать номер вопроса его полную формулировку.
В конце работы указывается перечень используемой литературы с указанием автора, наименования источника, места и года издания; ставится дата выполнения работы и подпись студента.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
При получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. Затем студент повторно выполняет работу и отсылает вместе с первой на проверку.
Цикловые комиссии образовательных учреждений при необходимости могут вносить обоснованные изменения и дополнения в задания контрольной работы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1 Специфика социально-политического знания.
Тема 1.1 Предмет социологии и политологии.
Раздел 2.Социальная структура.
Тема 2.1. Общество как социальная система.
Тема 2.2. Социальная стратификация и мобильность.
Раздел 3. Социальная динамика.
Тема 3.1 Личность в системе социальных отношений.
Тема 3.2. Формирование социальных отношений: социальное действие и
взаимодействие.
Тема 3.3. Социальные институты.
Раздел 4. Политическая жизнь.
Тема 4.1. Политическая система.
Тема 4.2. Государство и гражданское общество.
Тема 4.3. Политические партии и партийные системы.
Тема 4.4. Политическая элита и политическое лидерство.
Тема 4.5. Политическая культура и политическое сознание.
Тема 4.6. Внешняя политика и международные отношения.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология и политология.М.,
Инфра-М, 2008
2. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2007
3. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М., ИД «Форум» -
ИНФРА-М, 2008
4. Кравченко А.И. Социология и политология. М., Логос, 2009
5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., Финансы и
статистика, 2007
6. Политология в вопросах и ответах. Под ред. А.А.Радугина, М., Центр, 2005 Широкова И.Г. Социология. М., Приор, 2007
Интернет-ресурсы:
• Образовательные сайты (гуманитарные, общественные дисциплины)
1. http://www.doco.ru/
• Электронные учебные пособия
1.Учебники на портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование» - Социология и политология. Электронный учебник под ред. А.А. Панарина. - http://www. humanities.edu.ru/
2.Федеральный фонд учебных курсов. Социология.-http://www.ido.edu.ru. 3.Федеральный фонд учебных курсов. Политология.-http://www.ido.edu.ru.
• Энциклопедические интернет словари:
1. http://www.vslovar.org.ru
2. http://www.ru.wikipedia.org.
• Образовательные контрольно-измерительные Интернет-ресурсы:
1. Материалы сайта Федерального Интернет - экзамена
Дополнительная литература:
1. Алексеева Т. Современные политические теории. М., 2010
2. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности.
М., Академия, 2008
3. Смелзер Н. Социология. М., Инфра-м., 2010
4. Современная западная социология. М., Академия, 2010
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Б А | Последняя цифра номера личного дела | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Предпоследняя цифра номера личного дела | 0 | 1 16 31 | 2 17 32 | 3 18 33 | 4 19 34 | 5 20 35 | 6 21 36 | 7 22 37 | 8 23 38 | 9 24 39 | 10 25 40 |
1 | 11 26 50 | 12 27 49 | 13 28 48 | 14 29 47 | 15 30 46 | 1 17 45 | 2 18 44 | 3 19 43 | 4 20 42 | 5 21 41 | |
2 | 6 22 51 | 7 23 52 | 8 24 53 | 9 25 54 | 10 26 55 | 11 27 36 | 12 28 37 | 13 29 38 | 14 30 39 | 15 16 40 | |
3 | 1 18 31 | 2 19 32 | 3 20 33 | 4 21 34 | 5 22 35 | 6 23 36 | 7 24 37 | 8 25 38 | 9 26 39 | 10 27 40 | |
4 | 11 28 41 | 12 29 42 | 13 30 44 | 14 17 46 | 15 16 48 | 1 19 49 | 2 20 50 | 3 21 52 | 4 22 54 | 5 23 55 | |
5 | 6 24 43 | 7 25 45 | 8 26 47 | 9 27 34 | 10 28 35 | 11 29 50 | 12 30 49 | 13 16 48 | 14 17 53 | 15 18 51 | |
6 | 1 20 31 | 2 21 32 | 3 22 33 | 4 23 34 | 5 24 35 | 6 25 36 | 7 26 37 | 8 27 38 | 9 28 39 | 10 29 43 | |
7 | 11 30 51 | 12 16 50 | 13 17 49 | 14 18 48 | 15 19 47 | 1 21 46 | 2 22 45 | 3 23 44 | 4 24 42 | 5 25 41 | |
8 | 6 26 52 | 7 27 53 | 8 28 54 | 9 29 55 | 10 30 37 | 11 26 38 | 12 17 34 | 13 18 33 | 14 19 32 | 15 20 31 | |
9 | 1 22 39 | 2 23 40 | 3 24 41 | 4 25 33 | 5 26 47 | 6 27 46 | 7 28 45 | 8 29 44 | 9 30 43 | 10 16 42 |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Социология как наука. Специфика социологического метода исследования.
2. Основные исторические этапы развития социологических знаний
3. Современные социологические теории. Их практическая направленность.
4. Социальное действие и поведение.
5. Личность в системе социальных отношений.
6. Социализация личности.
7. Культура как социальное явление.
8. Социальные статусы и роли.
9. Социальные институты. Проблемы их развития в современном российском обществе.
10.Социальные общности и группы. Этнические общности. Проблемы этнических общностей в современном мире.
11.Общество как социальная система, его типы.
12.Социальная стратификация. Ее исторические типы.
13.Cтратификация в современном российском обществе.
14.Социальная мобильность. Миграционные процессы в Вашем регионе.
15.Социальный контроль и самоконтроль.
16.Предмет политологии. Методы изучения политической жизни общества.
17.Основные современные политические теории.
18.Понятие политической системы. Типы. Политическая система в России.
19.Политическая власть, ее формы.
20. Государство и общество.
21.Президентская власть и парламент в Российской Федерации.
22.Политические партии и организации. Партийные системы.
23.Политические партии и их лидеры в современной России.
24.Политическая элита и политическое лидерство.
25.Современный политический процесс в России, его основные противоречия.
26.Политические режимы. Характеристика. Влияние на общественную жизнь.
27.Политическая культура, политическое сознание и поведение.
28.Демократия. Ее модели. Проблемы становления демократии в России.
29.Внешняя политика и международные отношения.
30.Глобальные социально- политические проблемы.
31.Заполните таблицу, раскрыв основное содержание функций социологии:
Таблица 1
Функции социологии | Содержание |
- познавательная - прогностическая - функция социального проектирования и конструирования - организационно-технологическая управленческая - инструментальная - мировоззренческая (идеологическая) |
32. Развитое гражданское общество считается важным условием существования демократии. Объясните почему?
33. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм
собственности и рыночные отношения?
34.Назовите основные государственные символы Российской Федерации. Объясните их смысл.
35.Составьте краткую программу опроса. Определите вид опроса, дайте обследованию обоснование. Составьте опросный лист и проведите интервьюирование по интересующей Вас теме.
36.Сравните мажоритарную и пропорциональную типы избирательных систем. Как устроена избирательная система Российской Федерации?
37.Заполните таблицу, приведя конкретные примеры классификации и типологии конфликтов:
Таблица 3
Социологические конфликты | Примеры |
-личностный конфликт -межличностный конфликт -межгрупповой конфликт -конфликт принадлежности -конфликт с внешней средой |
А также дайте краткую характеристику социологических понятий:
- конфронтация;
- соперничество;
- конкуренция.
38.Можно ли рассматривать конфликт как фактор стабильности общества? Ответ аргументируйте. Есть ли способы ослабления конфликта? Что такое «компромисс» и «консенсус»?
39.Охарактеризуйте, что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии? Попробуйте дать характеристику известной исторической личности с точки зрения социологии личности.
40. Что из себя представляют три ветви государственной власти Российской Федерации?
41.В чем состоит содержание основных функций культуры? Заполните таблицу.
Таблица 5
Основные функции культуры | Основное содержание |
человекотворческая (гуманистическая) гносеологическая (познавательная) информационная ценностно-ориентационная коммуникативная нормативно-регулирующая (управленческая) |
42.Как форма государственного правления связана с избирательной системой? Укажите их связи для каждого типа политического режима.
43.Заполните таблицу:
Таблица 6
Функции семьи | Содержание |
репродуктивная воспитательная хозяйственно-экономическая рекреационная |
Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? Какие тенденции развития семейно-брачных отношений характерны для современного общества?
44.Охарактеризуйте основные составляющие стратификации (престиж,
власть, богатство, доход).
45. В чем сущность принципа разделения властей? Как он реализуется в России?
46.Заполните таблицу, раскройте содержание методов исследования политологии.
Таблица 8
Методы исследования | Содержание |
системный метод бихевиоральные методы количественные методы сравнительные методы |
47.Имеют ли практическое значение политические воззрения и идеи мыслителей античного времени? Если да, то какие?
48.Как устроена избирательная система Российской Федерации? Проанализируйте результаты выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 года?
49.Как, на Ваш взгляд, характеризуется демографическая ситуация в России0
50.Дайте краткую характеристику понятий: власть и политическая власть. Охарактеризуйте основные признаки легитимной власти.
51.Опишите кратко суть и назначение демократии. Всегда ли она оправдана?
52.Считаете ли Вы правомерным определение СМИ как «четвертой власти»?
53.Проанализируйте различие между мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательными системами.
54.Охарактеризуйте основные признаки гражданского общества.
55.Охарактеричуйте, какими качествами должен обладать политический лидер? Кто из политических лидеров XX века Вам наиболее приемлем?