Игра, как ведущий метод обучения детей английскому языку в ДОУ

Волкова Людмила Анатольевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyometod._tema.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как ведущий метод обучения детей английскому языку в дошкольном учреждении

It’s more than a game. It’s an institution.

          Thomas Hughes (1822-1896)

       Тема над которой я работаю, называется «Игра как ведущий метод обучения детей английскому языку в дошкольном учреждении». Работая с детьми, мне хотелось бы оградить их от горечи одиночества, обеспечить им комфортное существование, добиться того, чтобы они были окружены друзьями. Я решила, что с помощью использования  игровой деятельности на занятиях  английского  языка я смогу этого добиться. Потребность детей в игре, несомненно, велико и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих  зайчиков или цыпляток, бегающих с курочкой мамой.  Действия их подражательны, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.

       Игра является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями.  Поэтому я считаю, что игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Обучение малышей английскому языку – это очень непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным  потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают  гибкое и быстрое  запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом. Дошкольники обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Дошкольники в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;  игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия (Негневицкая, 1987).

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

               При обучении иностранному языку детей дошкольного возраста необходимо учитывать такие психолого-педагогические особенности, как пытливость и любознательность. Вместе с тем,  важно помнить, что они не могут в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. В своей работе я активно использую игровую форму общения. На таких занятиях  и побегать можно будет, и песни попеть, и сказки послушать. Игра задействует активное воображение детей, а через воображение легче и надежнее активизируется его память. При этом постепенно будут развиваться логические способности его мышления. Так же на занятиях мне хорошо помогает использование ярких предметов, картинок и рисунков.

           Обучая детей английскому языку, следует помнить, что они мыслят конкретно и склонны понимать все буквально. Если нужно дать общие положения или понятия, их обязательно нужно конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией и т.д. Дети дошкольного возраста строят свою речь преимущественно с помощью простых предложений. Поэтому на занятиях я стараюсь использовать  рассказы  без  длинных, сложных фраз.

Наибольшую пользу при работе с детьми мне, как я считаю,  принесут занятия с забавными стихами, считалками, песнями, договорками. Забавные для детей не по содержанию, а по рифме, ритму и звукам! Я стараюсь сопровождать такие занятия  красочными картинками.

            Так же неотъемлемой частью моих занятий является использование

подвижных активных  детских игр для изучения английского языка. Дети изучают этот мир играя.

              В своей работе я активно использую ролевую игру. Ролевой игрой ребенок овладевает  к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения (Селевко, 1998). И это позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном возрасте формируется готовность к учению.

Я считаю целесообразным так же использовать:

  • лексические игры
  • грамматичесчие игры
  • фонетические игры
  • игры с алфавитом
  • пальчиковые игры
  • театральные игры
  • игры для обучения чтению
  • игры для обучения аудированию
  • игры  для обучения монологической речи
  • игры  для обучения диалогической речи.

Занятия по английскому языку с использованием игровой деятельности помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развивается речь детей. Игры помогают детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Исходя из этого, я поставила перед собой цели и задачи:

Цель – проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности дошкольников на занятиях  английского языка.

Задачи:

1.    формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и ещё действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно не упустить время);

2.    Развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

3.    Развитие навыков говорения (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);

4.    Формирование и пополнение лексического запаса.

5.     Пробуждение  интереса к жизни и культуре других стран;

6.     Развитие каждого ребенка, его личностных  качеств  в процессе обучения иностранному языку (взаимопомощи, настойчивости в преодолении трудностей).

Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в следующем:

  • способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;
  • создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;

Обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:

  • произвольности поведения,
  • устойчивости внимания, памяти, мышления.

В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:

  • расширение словарного запаса,
  • совершенствование речевого слуха,
  • развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.

Происходит социализация личности ребенка:

  • через общение со взрослыми, которая направлена на достижение взаимопонимания,
  • через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,
  • через умение взаимодействовать со сверстниками.

Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально- волевых качеств ребенка:

  • умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;
  • умений правильно оценивать результаты своих достижений.

А также:

  • развитие творческих способностей детей,
  • развитие их фантазии,
  • развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.

         Объект:  Игровые методы обучения английскому языку.

    Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного  интереса школьников при обучении иностранного языка.

    Гипотеза исследования – формирование познавательного интереса дошкольников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если:

- построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

        Предмет:  использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности дошкольников на занятиях по английскому языку.

       Новизна: выполненного исследования заключается в раскрытии особенностей коммуникативных игр как нового формата игровых технологий при обучении английскому языку младших школьников: коммуникативно-деятельный характер обучения, психологическая направленность уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизация интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексность обучения, развитие групповых форм работы, снижение уровня тревожности у школьников и легкое преодоление языкового барьера.

      Связь с другими предметами: иностранный язык, музыка, ритмика, ИЗО, лепка, театрализация.

          Мою работу можно считать успешной, если в конце года ребенок:

  • реагирует на иностранную речь, отвечает на приветствие жестом или словами;
  • выполняет простые инструкции, высказанные на иностранном языке;
  • показывает по просьбе предметы и игрушки, названные на иностранном языке (в пределах изученных тем);
  • повторяет отдельные слова иностранного языка, "вставляет" их в свою речь на родном языке;
  • проявляет интерес и желание к занятиям по иностранному языку.

      Если приложить чуточку усилий и фантазии, можно превратить изучение языка в веселое и увлекательное занятие. Дети полюбят английский и будут заниматься с удовольствием!