Методическая разработка «Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания (на примере выборных технологий)»
В Российской Федерации проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают как подготовка профессиональных кадров, способных решать вопросы организации и проведения выборов и референдумов в полном соответствии с требованиями действующего в этой области законодательства, так и подготовка участников выборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_obshchestvo.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДНОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»
Выполнила преподаватель –
Толстопятенко Р.В.
2009г.
Содержание
1. Введение
2.Формирования правовой культуры студентов
3. Технология формирования правовой культуры студентов
4. Изучение избирательных технологий.
5. Выводы:
1. Введение
В Российской Федерации проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают как подготовка профессиональных кадров, способных решать вопросы организации и проведения выборов и референдумов в полном соответствии с требованиями действующего в этой области законодательства, так и подготовка участников выборов.
2.Формирования правовой культуры студентов
Сущность правовой культуры как компонента профессиональной культуры личности студента характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.
Под правовым образованием студентов мы понимаем процесс овладения личностью системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.
Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.
Следовательно, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, предполагает ответственность человека за свою деятельность. Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.
Формирование правовой культуры в колледже направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся: вооружение студентов системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе, воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям личности в обществе, воспитание чувства ответственности за свое поведение, формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы: 1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий; 2- выработку правовых убеждений; 3 -формирование этико-правовых установок; 4 - воспитание правовых чувств; 5 -формирование опыта законопослушного поведения; 6 - формирование активной социально-правовой позиции (А.И. Гербич, В.Ф. Пирожкова, И.Ф. Рябко). Опираясь на характеристику процесса формирования правовой культуры студентов, можно сформулировать положения формирования правовой культуры студентов в процессе изучения обществознания. Формирование правовой культуры на уроках осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры: интеллектуальному (1 этап), эмоционально-ценностному (2, 3, 4 этапы) и практическому (5, 6 этапы). Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества: интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения; эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности; практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.
С учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки специалиста, основных идей проблемного обучения, содержания и основных характеристик предмета «Обществознание», можно сконструировать модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения данного предмета. Модель предусматривает активизацию потенциальных возможностей дисциплины, учет ее специфики, актуализацию системы взаимоотношений «преподаватель – студент», отбор содержания научной информации с целью развития интеллекта, расширения кругозора студентов, формирования профессиональной направленности, нравственно-правовых ценностных установок, активизации самостоятельной поисковой деятельности.
Формирование правовой культуры студентов
Активизация потенциальных возможностей яз.
предмета «ин.яз.»
Актуализация системы в/отношений препод-ль-студент
Отбор содержания дисциплины
Учет специфики дисциплины
Развитие расширение интеллекта, кругозора
Формирование профессиональной направленности
Формир-е нравст.-прав-х установок и ценност. ориентаций
Активизация самостоят. поиск-й деятельности
Рис. 1. Модель формирования правовой культуры студентов
Модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения обществознания предполагает активизацию системы взаимоотношений «преподаватель – студент». Педагогическое общение в процессе усвоения иностранного языка определяется тройной направленностью ее субъектов: социальной, личностной и предметной. Объясняется это тем, что, работая с одним студентом над какой либо проблемной задачей, преподаватель всегда ориентируется на всю аудиторию, и наоборот, работая со всеми обучающимися сразу, он воздействует на каждого студента в отдельности. Поэтому система взаимоотношений «преподаватель – студент» на занятиях одновременно содержит в себе элементы социально ориентированного, личностно ориентированного и предметно ориентированного общения.
3. Технология формирования правовой культуры студентов
На уроках проблемная ситуация определяется как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования учебного процесса, служит способом организации речевых средств, способом мотивации речевой деятельности, одним из условий формирования правовой культуры. Проблемные задачи непосредственно связаны с реальными ситуациями и предоставляют студентам возможность принимать решение в условиях, приближенных к реальной жизни, что является очень важным компонентом в обучении. Использование проблемных задач в рамках контекстного подхода предполагает систематическую самостоятельную поисковую деятельность студентов, ориентацию процесса взаимодействия преподавания и учения на формирование устойчивых мотивов учения и мыслительных и творческих способностей в ходе усвоения, что стимулирует повышение общего культурного уровня и развитие правовой культуры в частности.
Осмысление необходимости повышения уровня правовой культуры педагогом и студентами, рефлексия | Изучение основных научно-теоретических идей и философско-методологических основ процесса формирования правовой культуры студентов |
↓ ↓
Диагностика уровня сформированности правовой культуры |
↓
Целеполагание: выбор личностно значимых целей формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания |
↓
Создание условий для реализации цели: 1) усиление профессиональной направленности содержания дисциплины, координация учебных программ; 2) использование проблемных ситуаций и задач, максимально приближенных к реальности профессиональной деятельности будущих специалистов; 3) оптимизация воспитания у студентов правовой ответственности и активной правовой позиции 4) повышение правовой и психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава |
↓
Организация учебного процесса | |
Деятельность преподавателя по управлению процессом повышения уровня правовой культуры студентов на занятиях | Деятельность студента по самоорганизации и саморазвитию, по самокоррекции личностных установок и правовых ценностных ориентаций |
Диагностика учебного процесса |
↓
Оценка и анализ полученных результатов. Коррекция. Выводы |
Рис. 2. Технология формирования правовой культуры студентов
В ходе работы были выявлены следующие трудности при формировании правовой культуры студентов: разный уровень подготовки и сформированности правовой культуры у студентов; недостаточные правовая информированность, осознание необходимости формирования правовой культуры, включение обучаемых в процесс формирования правовой культуры и развитие у студентов чувства правовой ответственности; негативная реакция обучаемых на ситуации, предложенные на анализ, на ошибки, допускаемые при решении проблемных задач; пассивность некоторой части студентов; возникновение межличностных конфликтов среди студентов; монополизация права голоса одним из студентов при выполнении групповых заданий; трудности с формулировкой выводов, подведением итогов; несогласие некоторых обучаемых с итогами формирования правовой культуры
Для оценки уровней сформированности правовой культуры студентов применялись критерии и показатели сформированности правовой культуры.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности правовой культуры студентов
Критерии уровня сформированности правовой культуры студентов |
Показатели критериев | |
Степень успешного решения проблемных задач в процессе правовой деятельности |
| |
Ориентация в выборе средств в процессе правовой деятельности | Использование багажа правовых знаний для решения правовых задач. Выбор целесообразного правового решения. Объективная оценка правовой действительности. | |
Наличие ценностных правовых ориентаций | Любовь к Родине, гражданственность. Гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Уважение к государственной власти. Стремление к миру. Исполнение правовых норм. Внутренняя свобода. Дисциплинированность и ответственность. |
На основе критериев сформированности правовой культуры студентов были выделены и обоснованы пять уровней сформированности правовой культуры: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Высокий уровень правовой культуры характеризуется хорошим знанием права, заинтересованным отношением к правовой действительности и деятельности, глубокой убежденностью в необходимости коренных преобразований в области права в нашей стране, активная правовая позиция, верным пониманием недостатков современного законодательства, адекватным выбором правовых действий в той или иной ситуации. У студентов с уровнем сформированности правовой культуры выше среднего наблюдаются пробелы в знании права.
Студентам со средним уровнем правовой культуры присуще заинтересованное отношение к отдельным событиям правовой деятельности, недостаточное знание прав и обязанностей гражданина, активная правовая позиция лишь в том случае, если противоправные действие затрагивают сферу интересов этой личности.
Для студентов с уровнем правовой культуры ниже среднего наблюдается пассивная правовая позиция, безразличное отношение к правовой деятельности, недостаточное знание теории права, и как следствие неадекватный выбор правовых решений.
Низкий уровень правовой культуры характеризуется проявлением равнодушия к правовой деятельности, пассивной правовой позицией, непринятием законодательства, искажением законов, неадекватным выбором правовых решений, слабым знанием права.
Эмоционально-ценностный компонент правовой культуры студентов формируется в ходе дискуссий по правовым проблемам и в процессе выполнения групповых творческих заданий. Цель этапа формирования эмоционально-ценностного компонента – формирование правовых убеждений, этико-правовых установок. При этом происходит интеграция накопленных знаний и личного опыта студента.
Показателями успешности этапа формирования эмоционально-ценностного компонента являются усвоение студентами адекватных правовых убеждений и установок, развитие потребности принимать участие в правоохранительной и правотворческой деятельности.
С целью формирования практического компонента правовой культуры применяются проблемные задачи и ситуации, решение которых направлено на выработку адекватных правовых установок. Студенты учатсяь объективно оценивать сложившуюся проблемную ситуацию, приближенную к реалиям их будущей профессии. При этом у будущих специалистов формировался опыт правотворческой и правоохранительной деятельности.
Эффективность формирования практического компонента правовой культуры подтверждается принятием студентами адекватных правовых решений в процессе практической деятельности, творческий подход в работе. Показателями результативности выступали позитивные изменения уровня правовой культуры студентов, умение адекватно оценивать себя и своих товарищей по группе.
4. Изучение избирательных технологий.
Проведение урока по изучению избирательных технологий.
Цели: Показать значение выборов в демократическом обществе.
- Формировать чувство ответственности за свой выбор.
- Закрепить знания об избирательном праве.
- Обобщить знания по полититико-правовой сфере жизни общества.
Оборудование : учебник «Обществознание», материалы ведущих партий, участвующих в выборах, газетные вырезки, карточки с терминами и заданиями, наглядная агитация, используемая избираемыми(плакаты, газеты, календари, постеры и т.д.)
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Постановка целей перед классом.
2. Изучение нового.
а) Карточки(один из вариантов). Работа с терминами.
Соединить стрелками термин и его значение:
Демократия процедура формирования с помощью формирования гос-го органа и органов местного самоуправления. Выборы государство, политические партии, общест- венно – политические организации и движе- ния Политические система правления, в которой граждане институты имеют относительно высокий уровень контроля над своими лидерами. Избирательное Полновластие народа, т.е. обладание народом право соц.- экономическими и политическими сред- ствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Суверенитет право гражданина избирать и быть избранным народный в государственные органы. |
б) Проверка, чтение правильных ответов, дополнения учителя, самостоятельная оценка.
в) Запишите в тетради новый термин:
ЛЕГИТИМНОСТЬ- ( от лат.- согласный с законами. законный, правильный)- юридический термин, примняемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.
г) Виды Выборов. Рассказ учителя с опорой на схему.
Схема на доске:
ВЫБОРЫ
парламентские и президентские |
иногда: основные и дополнительные; в 1 тур и повторные. |
очередные и вне - очередные |
всеобщие или частные |
национальные и региональные |
прямые и косвенные |
д) – Почему в демократическом государстве нужны выборы?
Дискуссия. Наводящие вопросы учителя, корректировка ответов,
дополнения.
е)- Познакомимся со стадиями избирательного процесса.
Избирательный процесс обычно определяется как урегулированная законом и др. социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.
3.Коллективная работа.
- Представьте себя группой министров, перед которыми стоит задача: Какой план проведения выборов наметите вы? Провести первые в истории свободные выборы.
Разместить на магнитной доске по плану карточки.
1.Назначение выборов.
2. Образование избирательных округов.
3.Создание избирательных органов.
4.Регистрация избирателей.
5.Выдвижение кандидатов.
6.Агитационная кампания( выступления с программными заявлениями, открытые дебаты, м\ж кандидатами, использование СМИ и т.д.)
7.Голосование.
8.Подсчет голосов и итогов голосования.
9.Повторные выборы.
10.Окончательное определение и опубликование результатов выборов.
По окончании работы знакомство со стадиями избирательного процесса, определёнными Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4.Дискуссия по вопросам:
- Как вы думаете, в чём причина неучастия избирателей в выборах?
- Что нужно предпринять гос. чиновникам, чтобы привлечь избирателей на выборы? Дебаты.
5. Итог урока. На этом уроке была поставлена цель - активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах. И хотя на первом курсе студенты не всегда участвуют в выборах в силу своего возраста, но, уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей фальсификации и обмана.
Нужно помнить, что ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция- это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.
6. Объявляются оценки. Домашнее задание: разбиться на группы по 5-6 человек, выбрать партию, которая на сегодняшний день представлена в Государственной Думе или собирается в будущем идти на выборы в государственные структуры, познакомиться с программой партии, ее лозунгами, историей. Представить партию на выборах и ее наглядную агитацию.
На следующем занятии все партии представляют свою программу и наглядную агитацию перед группой, призывая проголосовать только за данную партию. После прений студенты знакомятся в технологией выборов:
- Представляется избирательная комиссия.
- Комиссия демонстрирует и рассказывает об избирательном бюллетене.
- Комиссия показывает, как должен голосовать избиратель, проставляя отметку на избирательном бюллетене.
- Показывается место, где избиратель может заполнить свой бюллетень и куда, затем его опустить.
Затем избирательная комиссия предоставляет возможность проголосовать всем избирателям, которые имеют при себе студенческий билет.
Выборы закончены, комиссия вскрывает ящик и начинает подсчет голосов, все остальные студенты являются независимыми наблюдателями.
Голоса подсчитаны, объявляется количество голосов, отданных за ту или другую партию, подтвержденные протоколом голосования.
Рассчитывается количество мест в государственной думе, которые получат партии согласно количеству полученных процентов.
В результате проведения учебно-деловой игры были достигнуты следующие цели:
1) ознакомление с процедурой проведения предвыборной агитации и голосования;
2) формирование системы мотивации молодых избирателей к соблюдению действующего законодательства о выборах и формирование активной жизненной позиции у студентов;
3) проведение информационно-разъяснительной работы о формах и методах противодействия нарушениям избирательных прав граждан, незаконным избирательным технологиям, об ответственности в соответствии с действующим законодательством за их использование;
4) приобретение (или закрепление - в зависимости от уровня подготовки участников игры) навыков публичных выступлений и исследовательской работы;
5) способствование увеличения явки избирателей;
6) закрепление учебного материала.
Затем студентам были предложены темы докладов:
1. Избирательное право и избирательный процесс:
2. Избирательная система: проблемы и пути совершенствования:
3. Политические институты в избирательном процессе:
4. Информационные технологии в избирательном процессе:
5. Молодежь и выборы:
6. Международные избирательные стандарты, зарубежное избирательное и сравнительное избирательное право:
После каждого выступления проходила свободная дискуссия, в которой участвовали все присутствующие.
В процессе проведения занятия использовалась мультимедийная техника.
По данной тематике была организована и проведена Олимпиада по вопросам избирательного права и процесса.
В Олимпиаде приняли участие студенты различных специальностей и курсов.
Олимпиада проводилась в целях правового воспитания, повышения уровня правовой культуры и правовых знаний студентов, совершенствования учебного процесса и внеучебной работы со студентами.
Конкурсные задания Олимпиады включали в себя 2 блока:
1 блок. Прохождение электронного тестирования на компьютерах.
В рамках данного задания участникам было представлено 40 вопросов с вариантами ответов, из которых один вариант правильный.
По результатам ответов на вопросы теста следует отметить, что наибольшее затруднение вызвали вопросы, касающиеся составления списков избирателей, формирования и деятельности избирательных комиссий.
Таким образом, анализ решения тестовых заданий показал, что в рамках дальнейшего учебного процесса необходимо сосредоточить более пристальное внимание на вопросах, касающихся деятельности избирательных комиссий.
2 блок. Решение ситуационных задач.
Участникам было предложено 5 ситуаций, которые необходимо было проанализировать, и, основываясь на соответствующих нормативных положениях, сформулировать правильный, развернутый и обоснованный ответ. Задания оценивались по 10-ти бальной системе.
Анализ результатов выявил ряд положительных моментов, однако, наряду с положительными моментами, можно отметить, что не все участники смогли эффективно применить эти знания на практике (в частности, при решении задач и ответах на вопросы теста), что может быть учтено в целях совершенствования и оптимизации дальнейшего учебного процесса.
Наличие указанных замечаний, не снижает общий высокий уровень подготовки участников, определенно положительной оценки заслуживает их творческий и вдумчивый подход к каждому предложенному заданию, что и выражается в достигнутых результатах.
Кроме этого проводились круглые столы по вопросам участия молодежи в выборах.
Проблемные вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Что такое «активное избирательное право»?
2. Что такое «пассивное избирательное право»?
3. Что включает в себя понятие «абсентеизм»?
4. Каковы социально-экономические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
5. Каковы социально-политические причины уклонения молодых людей России от участия в выборах?
6. Каковы социально-психологические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
7. Каковы перспективы участия молодых людей России в выборах?
После обсуждения проблемных вопросов преподаватель подводит итоги проведения круглого стола. Делает обобщающие выводы и отмечает наиболее активных участников круглого стола.
По этой тематике можно провести викторину:
В викторине участвуют две команды. Каждая команда должна подготовить название, эмблему, девиз.
Ответы на вопросы викторины оценивает жюри в составе преподавателя и двух студентов.
Перечень вопросов викторины:
1. В каком документе определены основные нормы российского избирательного законодательства?
2. Какие основные законы по подготовке и проведению выборов были приняты в России в 90-е годы XX века?
3. Какие законы были приняты по подготовке и проведению выборов были в России в начале XXI века?
4. Какие государственные органы России контролируют выполнение законов по подготовке и проведению выборов?
5. Какие Вы знаете региональные законы в которых определяются нормы проведения выборов?
6. Какие политические партии будут участвовать в выборах в региональной законодательной орган?
7. Соответствует ли региональные законы о выборах федеральным?
8. Какие категории граждан России не имеют права участвовать в выборах?
После ответов на вопросы жюри, команды должны подготовить и задать по три вопроса друг другу.
Жюри внимательно выслушивает ответы студентов, а затем подводит итоги проведения викторины. За каждый правильный ответ команде присуждается 5 баллов. За неправильный ответ - 0 баллов.
В заключительной части проведения викторины команда победитель оценивается по пятибалльной система.
По итогам проведения политологической викторины выпускается фотогазета.
После того, как студенты познакомились с избирательными технологиями они могут приступить к выборам председателя студенческого совета колледжа. Для этого студенческий совет разрабатывает положение о выборах и назначает день выборов.
Каждая группа может выдвинуть своего кандидата, кандидат может выдвинуть себя и сам. Каждый кандидат разрабатывает свою программу и вместе со своими агитаторами, выступая в группах, старается донести ее до студентов. Кандидаты создают и распространяют агитационную литературу.
В день выборов студенты смогли исполнить свой студенческий долг и проголосовать за своих однокурсников.
Несмотря на то, что выборы были студенческими, все условия их проведения были настоящими. В колледже работала избирательная комиссия. Только предоставляя студенческий билет, студенты получали избирательные бюллетени, голосование проходило в закрытых кабинках.
Молодежь должна понимать те процессы, которые происходят в обществе. Студенческие выборы и выборы в государственные органы власти позволят молодым людям задуматься о своей роли в жизни страны, области и родного района.
По словам студентов, ребята голосовали за личные качества кандидатов: кто целенаправленно занимался общественной деятельностью. Многие студенты говорили, что свою предвыборную программу построят на разрешении проблем молодежи. Кто-то предлагал увеличить стипендии, кто-то выступал за бесплатный доступ к Интернету.
5. Выводы:
1. Правовая культура личности – это взаимосвязь и взаимозависимость основных компонентов: интеллектуального (правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека), эмоционально-ценностного (система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества) и практического (исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности).
2. Модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения «Обществознания» убеждает, что эта дисциплина обладает необходимым потенциалом для формирования правовой культуры студентов; профессиональная направленность дисциплины оказывает эффективное воспитательное воздействие на личность обучаемого с целью формирования нравственно-правовых ценностных ориентаций, раскрытия интеллектуального и культурного потенциала студентов.
3. Активное изучение избирательных технологий позволяет: использовать личностно-ориентированный подход, как основу обучения; создавать проблемные ситуации и возможность решения педагогических задач, при которых у студентов формируются адекватные правовые ценностные ориентации (контекстный подход); включение оптимально отобранной правовой информации в учебные занятия и использование творческих заданий как активных форм, направленных на повышение уровня правовой культуры; организация продуктивной внеаудиторной самостоятельной работы студентов; систематическое обсуждение нравственно-правовых аспектов жизни общества; психологическая готовность и методическая компетентность преподавателей к работе по формированию правовой культуры студентов.