Статья

Заботина Екатерина Сергеевна

Эффективности учебный процесс достигнет в том случае, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению. Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Если ученик заинтересован, то происходит его самореализация, тем самым в обучении создается ситуация успеха. В таких условиях у школьников повышается самооценка, наблюдается их личностный рост.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заботина Екатерина Сергеевна,

г. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

научный руководитель: Григорьева Оксана Юрьевна,

канд. пед. наук, доцент

КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Аннотация.  Эффективности учебный процесс достигнет в том случае, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению. Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Если ученик заинтересован, то происходит его самореализация, тем самым в обучении создается ситуация успеха. В таких условиях у школьников повышается самооценка, наблюдается их личностный рост.

 Ключевые слова: познавательный интерес, самостоятельная работа, уровни сформированности.

Zabotina E.S

CONSTRUCTION CONTROL SYSTEMS INDEPENDENT WORK OF STUDENTS, AS A MEANS OF FORMING COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS

Annotation. The effectiveness of the educational process will be achieved if children have a cognitive interest in learning. Interest is one of the constant powerful motives of human activity. If the student is interested, then his self-realization occurs, thereby creating a situation of success in learning. In such conditions, students' self-esteem increases, their personal growth is observed.

Key words: cognitive interest, independent work, levels of formation.

Целью нашего исследования является описание содержания элементов и их взаимосвязей системы управления самостоятельной работы, как средства формирования познавательного интереса к математике. Исходя из определения системы, мы попытались определить требования и принципы, применяемые к данной исследуемой нами методической системе.

В методической системе формирования познавательного интереса посредством управления самостоятельной работы учащихся выделим следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный.

Рассмотрим подробнее содержание каждого блока системы.

В соответствии с целью исследования в целевом блоке определим следующую цель: формирование познавательного интереса посредством управления самостоятельной работой учащихся по математике.

Содержательный блок модели представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: комплекс самостоятельных учебных задач, направленных на формирование познавательного интереса, включающий в себя самостоятельные учебные задачи, их сущностные характеристики, уровни и реализуемые ими функции, а также использование оценки, анализа, синтеза информации.

В своей работе мы используем различные элементы самостоятельной работы учащихся. На занятиях по математике мы ориентируемся на всех учащихся класса, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Мы считаем, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.

Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения мы применяем разноуровневые тесты с выбором ответа и карточки-задания в соответствии с уровнем познавательного интереса. В таких работах мы включали вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого используем математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке мы вначале излагаем новый материал, а затем предлагаем учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

Одним из видов самостоятельной работы является работа с тестами. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.

Очень важно, что тесты имеют разно уровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку «зачёт» по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

Такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, обеспечиваются достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабый, так и сильный ученик. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину, какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяется серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.

В работе удобнее применять тестовые формы опроса при изучении отдельных тем, при организации итогового повторения, при проведении контрольных работ, при проведении итогового полугодового контроля (приложение). Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени.

Для проведения текущего контроля на уроках математики мы применяю различные карточки-задания. При их составлении я использую уровневую дифференциацию. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний. Самостоятельные работы творческого характера предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся.

Опишем уровни сформированности познавательного интереса.

Высокий уровень: учащийся сосредоточен во время выполнения самостоятельной работы, проявляет усилия, пытливость, самостоятельно выявляет ошибки, преодолевает трудности, выполняет самостоятельную работу вне класса на творческом уровне, обладает высоким уровнем мотивации.

Средний уровень: Ученик самостоятельно выполняет задания по известным ему образцам, внимание рассеяно, часто отвлекается, учебный материал урока не запоминает, при возникновении трудностей обращается за помощью.

Низкий уровень: Обучающийся пассивно ведет себя во время выполнения самостоятельной работы, задачи для самостоятельной работы решаются только под руководством учителя, интерес к решению математических задач обусловлен необходимостью получения хорошей оценки, выполняет задачи только по образцу.

Сопоставим уровни познавательного интереса и типы задач по степени самостоятельности учеников (см. таблицу)

Таблица  – уровни познавательного интереса

Уровни познавательного интереса

Типы задач

Низкий

Репродуктивный (умение выполнять задания по образцу, по инструкциям, по алгоритмам)

Средний

Продуктивный (Умение воспроизводить содержание знаний и умений)

Высокий

Творческий (умение применять знания в нетиповых ситуациях)

Таким образом, познавательный интерес определяет инициативу в постановке познавательных целей кроме тех, которые ставит учитель, и придает поисковый, творческий характер любой форме познавательной деятельности. При создании условий для формирования познавательного интереса в процессе самостоятельной работы обучающихся, а также регулярной, целенаправленной деятельности по его развитию школьники достигают высоких результатов в обучении.

Библиографический список

  1. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П.  Есипов. – Москва: Учпедгиз, 1961.
  2. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / Л.В. Жарова. – Ленинград: Изд-во ЛГПИ, 1982. – 75 с.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1997. – 480 с., с. 329.
  4. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий. М – Нальчик:Эльфа, 1996.-128с.
  5. Полякова, А.А. Организация самостоятельной работы учащихся [Текст] /   Москва: 2000.- 40с., с.3