ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья об экологическом воспитании, без которого современный человек не может жить в гармонии с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В СТРУКТУРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экологическое воспитание – это процесс совершенствования человека нового типа, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Теоретический анализ литературы показал, что экологическое воспитание предполагает ознакомление детей с природой, базируясь на экологическом подходе, а не только формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам.
По мнению Н. А. Рыжовой, «экологическое воспитание – это непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы представлений и знаний природного контента». Экологическое воспитание детей, с точки зрения В. Г. Фокиной, означает воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. С. Н. Николаева фиксировала умения правильного, интересного построения и проведения занятий в уголке природы (растения огорода, аквариум и др.), основываясь на воспитании у детей дошкольного возраста интереса к познанию мира, окружающей среды, а также гуманного отношения к ней. Выбор методов и необходимость в их использовании определяются возрастными возможностями каждого ребенка, а также характером задач, поставленных воспитателем. Результаты теоретического исследования показывают разнообразие формулировок понятия «экологическое воспитание» и важность экологического развития воспитанников учреждения дошкольного образования. В ходе экспериментального исследования нами проведен социальный опрос специалистов и родителей в МДОУ «Детский сад № 73 г. Магнитогорска», в котором приняли участие 30 человек. Цель исследования: изучить педагогическую грамотность окружающих ребенка в учреждении дошкольного образования и дома взрослых в плане их экологического воспитания. На вопрос «Какое оборудование Вы применяете в практической деятельности для экологического воспитания детей?» были получены следующие ответы: а) материалы, изготовленные из коробок от сока, молока (28 %); б) переработанный пластик, обрезки картона, стаканчики от йогурта, творога, соломенные трубочки (54 %); в) коллекции муляжей насекомых из бумажных пакетов, которые изготовлены детьми, различные макеты и наглядный материал (18 %). На вопрос «Какие условия для освоения детьми новой информации об экологии, на Ваш взгляд, кажутся наиболее эффективными?» поступили следующие ответы: а) непосредственный контакт ребенка с природой, живое общение с растениями, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними (58 %); б) предметная развивающая, ориентированная на бережное отношение к природе и ее охране среда (42 %). Анализ ответов на вопрос «Что Вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста?» показал, что дети понимают экологические термины (экология, утилизация, эколог, природа и т. д.); принимают участие в сборе крышечек для переработки, дома сортируют мусор, на занятиях используют карандаши и ручки с экочернилами, купленные родителями по просьбе воспитателей из переработанной пшеницы.
Таким образом, экологические понятия имеют разнообразные формулировки, но они едины по сущностным характеристикам; важнейшим условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является создание развивающей, ориентированной на бережное отношение к природе и охране среды.