Развитие чувства ритма у дошкольниковчерез игр на барабанах
Работа по развитию мзыкально ритмического слуха детей через игру на барабанах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Одним из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду является игра на детских музыкальных инструментах. И это не удивительно. Ребенок по своей природе любопытен и очень активен, ему хочется потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или иной предмет. И когда в его руках начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость.
На протяжений 6 лет работая с дошкольниками, я заметила, что как только дети входят в музыкальный зал, они сразу обращают внимание на различные детские музыкальнее инструменты и просят разрешить им поиграть на них. Причем играть любят все не зависимо от возраста , и те, кто у кого хорошо получается, и те, у кого вовсе не получается сыграть правильно.
Поэтому я решила активнее привлечь детей к этой деятельности и начала разрабатывать систему обучения игре на детских музыкальных инструментах в рамках групповых и индивидуальных занятий. Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах включается во все виды музыкальной деятельности, а также во все режимные моменты. Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительный результат не зависимо от того, на каком инструменте играет ребенок. Игра в оркестре развивает не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает настойчивость, волю, дисциплинированность, художественный вкус. Занятия в оркестре воспитывают дух коллективизма, чувство взаимопомощи. Но в то же время, создание оркестра очень сложное и трудоемкое дело. Сложности в основном заключались в отсутствии разнообразия инструментов. Но и эта задача легко решается. Мы с детьми сделали самодельные музыкальные инструменты. Изготовление игрушек- самоделок процесс интересный и полезный.. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки. Таким образом в нашей коллекции появились самодельные маракасы , рубель ( из использованных цв. карандашей, шумелки ( баночки из под йогурта), барабаны( из вёдер) и т.д Слайд
В своей профессиональной деятельности главным считаю, обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. потому что игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствует эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развивает мышление и аналитические способности ребенка, кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
На основе выше изложенного в моей работе была определена тема для самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Целью данной темы считаю расширение и обобщение представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в соответствии с содержанием ФГОС ДО, создание благоприятных условий для развития музыкального исполнительского творчества детей.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
- Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические (анализ научной литературы и педагогического опыта);
- эмпирические (эксперимент, наблюдения);
Для этого использую современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие (сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, звукотерапия);
- личностно-ориентированные (игры, упражнения, наблюдения, этюды);
- социоигровые (работа в малых группах на занятиях, методы создания проблемных ситуаций, приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности)
Реализацию задач и программного содержания осуществляю через разнообразный репертуар. Использую разные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Слайд Постоянно отслеживаю умения, навыки воспитанников с целью своевременной помощи и развития способностей.
Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте ( высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), знать и различать звуки бубна и погремушки, научиться реагировать на смену музыки. Для достижения результата использую игры на развитие звуковысотного слуха.
«Петушок» М. Раухвергера, «Тихо – громко» Е. Тиличеевой. Под тихую музыку дети постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают
«Кукла» «Ходим - бегаем» Е. Тиличеевой, пляска «Бубен» Г. Фрида.
Воспитатель водит куклу по залу , а я передаю ходьбу куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней
«Кошка и котята»» детям предлагаю изобразить, как мяукает кошка(низкий звук), или котёнок ( высокий звук).
«Какая птичка поет?».
На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. показываю, как поет большая птичка (играю на фортепиано до первой октавы) и как маленькая (до третьей октавы). Затем поочередно беру «до» первой и «до» третьей октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.
Эту игру можно повторить во второй младшей и средней группе, но на металлофоне и привлечь детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
Однажды я сообщила детям что у меня ночью мышки съели ноты и играть я теперь для них не смогу. А чтобы их отыскать необходимо в зале найти все возможные предметы из которых мы способны извлекать звуки это были и стульчики, и стены, и пол, и муз. инструменты и т.д . За некоторыми предметами дети находили ноты и приносили их мне. В конце занятия я объяснила детям что всё из чего можно извлечь звуки это и есть музыка, а музыка записывается в нотках. Таким образом я расширила знания детей о музыкальных инструментах и повысила интерес к музыкальным занятиям. После таких необычных занятий я прихожу к выводу , что дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Так же в своей работе я использую методику Железновых (сказки –шумелки) Слайд. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью занимательных сказок-шумелок, дети так же знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное состояние. Дети с удовольствием включаются в работу и с интересом озвучивают на различных музыкальных инструментах разных героев. По своему содержанию сказки представлены яркие, доступные для детей.
Я заметила что во вторй младшей группе детям доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Упражнение «Лошадка» дети с ложками в руках ходят по залу ( постукивая – с начало медленно , потом быстро.) Сначала лошадка ходит медленно - гуляет , затем галоп). Дети должны научиться соотносить движения с музыкой. Практика показала что в этом возрасте дети свободно реагируют на смену музыки.. Поэтому продолжаю закреплять знания полученные в первой младшей группе. Они умеют на ложках, кубиках, колпачках отстукивать ритм. Для закреплений ЗУНов помогают следующие упражнения «Поезд» (Поезд набирает ход-дети медленно ударяют кубиками, затем поезд набирает ход- дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее)
Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
Для детей среднего и старшего возраста использую учебное пособие И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма у детей 3-7 лет. Слайд7,8 В музыкальном воспитании это новый, интересный и необходимый раздел. В книге разработаны увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми. К сборнику прилагается дидактический материал - таблицы и картинки, дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса), чтобы облегчить работу , и заинтересовать детей использую ритмические карточки; Слайд 8,9,10
Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах. Для детей этого возраста важно научить играть и говорить одновременно. Поэтому предлагаю детям игру. Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, лев, белочка и т.д. Слайд11, 12
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Слайд13
Обучению на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание, так как к этому времени дети хорошо владеют инструментами с легкостью могут прочитать любой ритмический рисунок и даже составить его самостоятельно. Слайд 13 К концу учебного года все дети овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают названия инструментов, характер их звучания. Очень нравиться подыгрывать ритмические рисунки на мультимидийной доске. Дети чувствуют себя самостоятельными, творческими, открытыми и необходимыми друг другу.
Я часто предлагаю детям сыграть в музыкальные- загадки. Несколько инструментов прячу за невидимой ширмой, а детям предлагаю узнать какой инструмент звучит , или даже пара инструментов. Поэтому в подготовительной к школе группе я прибегаю к игре в оркестре. Но музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцую кадриль с ложками, на новогоднем празднике девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, на весеннем празднике для мам мы показывали танец с бубнами на выпускном планирую шоу барабанщиц. Все полученные умения и навыки мы с детьми с удовольствием демонстрируем родителям на утренниках или музыкальных вечерах Слайд.14Видеоролик
В организации поставленных целей и задачах помогает книга Н.Г.Кононова автор которой рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них.
Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать. В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.
Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода
Тест - игра на изучение чувства ритма
«Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Для установления уровня развития чувства ритма:
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.
Моя работа требует систематического повышения своего музыкально-педагогического уровня, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно - образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками, инновационными технологиями, регулярно знакомлюсь с новинками методической литературы. Являюсь активным участником методической работы в ДОУ и на районном уровне Слайд 15окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности профессиональное обучение (экономика и управление) с присвоением квалификации «педагог профессионального обучения» в 2014 г.
С 1994 по 2001г.г обучалась в Детской школе искусств г.Татарска по классу фортепиано.
С 2011 года по настоящее время работаю в МБДОУ детский сад № 2. в должности музыкального руководителя.
Прошла краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» в объёме 72 часа.
Успешно освоила дополнительную профессиональную программу в АНО «СПБ ЦДПО» и прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации « Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации» в объёме 72 часа.
С 2018 года получила диплом о профессиональной переподготовке в отделении дополнительного образования ООО « Издательство « Учитель» по программе « Профессиональная деятельность музыкального руководителя в дошкольной образовательной организации» диплом подтверждает присвоение квалификации музыкальный руководитель.
За свою педагогическую деятельность была награждена Слайд
1. Дипломом 2 степени 2 Всероссийского конкурса профессионального мастерства « Призвание -воспитатель» номинация « Наш праздник»т 2015г.
2 Дипломом за вклад подрастающего поколения и участие во 2 Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Призвание-воспитатель» номинация «Работа с родителями». 2015г.
3.Сертификатом участника Всероссийского конкурса идей оформления прогулочных участков «Чудо-участок детского сада» 2014г.
4. Благодарностью за участие в смотре- конкурсе методических служб образовательных учреждений района в 2014г.
5. Свидетельство о публикации на сайте « Слово педагога» в номинации Мастер-класс для воспитателей
6. Благодарственное письмо . Редакция всероссийского издания СМИ за активное участие и личный вклад по внедрению ИКТ в образовательный процесс
А так же мои воспитанники были награждены:
1. Дипломом победителя 1 районного конкурса « маленькое чудо» а номинации «Дефеле» 2011г.
2. Дипломом «районного конкурса « Маленькое чудо» за самую добрую песню для папы 2014г.
Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода
-