Проектно-исследовательская деятельность "Шахматы в моей жизни", защитил проект Бантюков Андрей, руководитель проекта педагог дополнительного образования Юдина Ольга Витальевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»
города Губкина Белгородской области
Шахматы в моей жизни.
Проектно-исследовательская деятельность
Автор:
Бантюков Андрей Юрьевич
объединение шахматы
Руководитель:
Юдина Ольга Витальевна
Педагог дополнительного образования
Губкин 2023 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I.Введение……………………………………………………………… 3 стр.
1.Актуальность выбранной темы………………………………………3стр.
2.Проблема………………………………………………………………3 стр.
3.Цель проекта………………………………………………………… 3 стр.
4.Задачи, поставленные для реализации проекта………………… 3 стр.
II.Основная часть…………………………………………………… 3 стр.
1.История возникновения шахмат………………………………… 4 стр.
2.Интеллектуальные игры и развитие……………………………… 5 стр.
3. Шахматы в моей жизни…………………………………………… 6 стр.
3. Интервью с руководителем шахматной секции ………………… 6 стр
4. Анкетирование …………………………………………………… 8 стр.
III. Заключение ……………………………………………………… 9 стр.
IV. Литература……………………………………………………….. 10 стр.
V.Приложения…………………………………………………………11 стр.
ВВЕДЕНИЕ
«… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…» В.Сухомлинский
Сегодня шахматы - это и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера.
Актуальность работы:
Заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!
Гипотеза: Шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, который дает возможность помериться силами.
Проблема: Несмотря на то, что игра в шахматы развивает память, внимание, учит мыслить, воспитывает волю, стойкий характер, выдержку, настойчивость мои сверстники не осознают её важного места в своей жизни.
Цели:
- узнать немного историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы».
- изучить как относятся к этой игре учащиеся нашей школы.
Задачи:
- прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;
- провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами;
- сделать выводы и рекомендации
Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.
Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 –январь 2024
1. История возникновения шахмат.
Слово шахматы в переводе с персидского языка означает «властитель умер». Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника.
Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Чатуранга – это слово означает армию из четырех отрядов. Индийская армия состояла из колесниц (в современных шахматах – ладья), кавалерии (кони), боевых слонов пеших воинов (в шахматах - пешки). В чатурангу играли четыре игрока –два против двух.
Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм, таким как в кости, и со стороны церкви считалась бесовским наваждением, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа.
В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа.
В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий.
В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры.
В 20 веке возникло новое течение в шахматах – гипермодернизм – предложение оригинальных путей в борьбе за победу. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее достижений являлась разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям. Основателем этого метода являлся Михаил Ботвинник.
2.Интеллектуальные игры и развитие
Шахматы – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же.
Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы.
Шахматы в моей жизни
Моё знакомство с шахматным миром началось с 5 лет. У нас дома были шахматы, очень красивые. Они бережно хранились на самой высокой полке шкафа так, чтобы маленькие дети не смогли добраться до них и рассыпать. Дедушка и папа частенько устраивали шахматные соревнования. Они собирали около себя других членов семьи, которые с замиранием сердца следили за ходом встречи. Однажды, папа рассказал мне о фигурах, как они называются, как передвигаются по шахматной доске. Видя мой интерес к шахматам, родители в 6 лет предложили мне заниматься в шахматной секции. Я с огромным удовольствием начал обучаться там. На уроках нам объясняли, как ходят фигуры и правила игры. Поначалу я проигрывал другим ребятам и сильно расстраивался. Никогда не забуду радость первой победы! Эта игра прочно вошла в мою жизнь, я бы хотел привлечь к ней других ребят.
Чем же увлекательны шахматы и почему эта игра стала моей любимой?
Шахматы формируют мой характер, делают меня умнее и физически сильнее (звучит удивительно!), позволяют найти новых знакомых, друзей и увлекательно провести свой досуг. И мои слова имеют подтверждение. Новые знакомства возникают не только от посещения шахматной секции, но и во время принятия участия в школьных, городских, областных юношеских турнирах. И, что случается не редко, знакомство перерастает в приятельские отношения и даже в дружбу. Игра в шахматы способствует развитию моего логического мышления, фантазии. Мысленно рассчитывая возможно мои ходы и ответы соперника, мне приходится представлять позиции, которые могут возникнуть, давать им оценку (определять, у кого из играющих шахматную партию положение будет лучше), намечать план дальнейших действий, выискивать хитрые и коварные ходы. Шахматы во время соревнований – это приятный умственный труд, требующий от игрока, высокой концентрации внимания, отменной физической формы. Потеря концентрации во время шахматной партии приводит к появлению ошибок, которые могут стать причиной поражения, а проигрывать очень не хочется. Игра в шахматы закаляет мой характер. Ведь бывают не только победы, но и поражения, которые я научился стойко переносить.
3. Шахматное объединение г. Губкин МБУДО ДООСЦ
Интервью руководителя секции Юдиной Ольги Витальевны
Цель шахматных занятий: научить ребят играть в шахматы; повышать их шахматное мастерство, готовить победителей в турнирах.
На занятиях я работаю над развитием интеллекта, концентрацией внимания; пропагандирую здоровый образ жизни.
Дети ко мне в объединение приходят сами или через школьных преподавателей. Предпочитаю начинать обучение с 6-10 лет с детьми, которые не умеют играть, так как их проще научить правильно играть.
Мне интереснее заниматься с мальчиками, но в настоящее время девочки приобретают черты характера, помогающие им соперничать в игре наравне с мальчиками. Конечно, у шахматистов развивается логическое мышление, что ускоряет понимание любого вопроса, а также очень хорошо развивается память, что также помогает ребенку в учебе. Хотя успеваемость во многом зависит от усидчивости. И естественно дети с более развитым интеллектом стремятся получить высшее образование.
На своих занятиях я учу умению строить план игры, анализировать ситуацию; воспитываю терпение и находчивость.
Шахматы - это спорт, который позволяет самоутвердиться. Дети, занимающиеся шахматами, более уверены в себе, более критически относятся к своему уровню знаний и подготовки, что позволяет им более реально подойти к выбору профессии.
Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Шахматы развивают мыслительную деятельность. Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве.
12-й чемпион мира Анатолий Карпов, говорил, что шахматы - это удивительная игра содержащая в себе, науку, искусство, спорт. Я полностью согласна с этим мнением, так как убедилась в этом сама.
Я решила провести исследования среди воспитанников своих групп
Цель исследования: Выяснить с какого возраста стали заниматься шахматами дети и почему, каких успехов достигли, чем привлекает их эта игра. Определить влияют ли занятия шахматами на успеваемость.
Я провела анкетный опрос среди школьников (Приложение 1,2). Данные опроса представлены в виде таблиц №1-3. В анкете приняли участие 22 человека, занимающихся шахматами с 6лет до 14 лет.
Таблица №1. Возраст, с которого дети начали играть в шахматы.
Ответы | 1-4 класс | 5-7 класс | 8-11 класс | Итого (чел.) |
До 6 лет | 1 | - | 1 | 2 |
6-7 лет | 7 | 5 | 12 | |
8-9 лет | 4 | 2 | - | 6 |
После 10 лет | - | 2 | _ | 2 |
Не ответили | - | - | _ | - |
Вывод: Наиболее оптимальный возраст для начинающих- 6-7 лет.
Таблица №2. Причины, побудившие детей к игре в шахматы.
Ответы | 1-4 класс | 5-7 класс | 8-11 класс | Итого (чел.) |
Интересно/нравится | 6 | 2 | 1 | 9 |
Играют в семье | 3 | 2 | 2 | 7 |
Предложили | 1 | - | 1 | 2 |
Прочие | - | 3 | 1 | 4 |
Вывод: Как видно из анкеты, большинство детей начали заниматься игрой в шахматы, так как это интересное занятие, которое нравится детям (ответило 57%), 17% опрошенных предложили педагогу, у 13% играют в семье, еще 13% назвали иные причины. (диаграмма №2).
Таблица №3. Причины интереса в занятиях шахматами
Ответы | 1-4 класс | 5-7 класс | 8-11 класс | Итого (чел.) |
Надо думать | 4 | 1 | 6 | |
Победой | 1 | - | - | 1 |
Призы | 1 | - | - | 1 |
Развитие | - | - | 3 | 3 |
Интересно | - | 4 | 1 | 5 |
Поездки на соревнования | 2 | - | 2 | 4 |
Прочие | - | 1 | 1 | 2 |
Вывод: Одинаковое количество опрошенных детей привлекает игра тем, что надо думать и тем, что это интересно (по 17%). Дети понимают, что шахматы - это развитие (ответило 19% - больше всех). Гораздо меньше детей привлекают, как не странно, призы и еще меньше – победа.
Результаты анкетирования в 1-А классе Лицее №5
-об игре слышали 22 человека
- в шахматы играют 13 человек
- в объединении по шахматам занимаются 3 человека
-хотели бы научиться играть в шахматы 4человека
-не хотят совсем-3 человека
- ответили – не знаю-2 человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Дети понимают, что шахматы - это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, сообразительности, мышления, что напрямую связано с успехами в учебе.
Шахматы очень дисциплинируют, учат усидчивости, логически мыслить, учат умению рассчитывать время, сравнивать и предвидеть результат.
Шахматы – это искусство и спорт, вместе сосредоточенные в интеллекте личности. Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей.
Шахматы развивают теоретическое, логическое и абстрактное мышление, память, геометрическое воображение, творческую инициативу, изобретательность, смекалку, мастерство в составлении плана и принятии оптимального решения в сложной ситуации. На основе опыта многих учёных можно констатировать закономерность: кто играет в шахматы, у того выше успеваемость по математике и другим предметам.
Изучив влияние занятий шахматами, я пришел к выводу, что благотворное воздействие оказывают шахматы на развитие памяти, влияют на общую успеваемость учеников по различным предметам.
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА:
- Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. М: Наука 1981 г.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М: Просвещение. 1991 г.
- Грознецкий С.Я. Шахматы в жизни ученых. М: Наука. 1983 г.
- Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт. 1986 г.
- Савчук Л.Л. Программа «Шахматы». Апатиты.2005 г.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев: Лунина. 1978 г.
- Малов В.И. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва «Астрель» 2003г.
П Р И Л О Ж Е Н И Е №1
А Н К Е Т А
- Фамилия, имя_________________________________________________________
- Класс____________________
- Почему стал заниматься шахматами?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- С какого возраста ты занимаешься шахматами? ____________________________
П Р И Л О Ж Е Н И Е №2
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ.
- Сколько лет Вы обучаете детей игре в шахматы?
- Каковы цели шахматных занятий?
- Какие задачи решаются на занятиях?
- С какого возраста полезно начинать обучение игре в шахматы?
- Какую работу Вы проводите по привлечению детей в шахматное объединение?
- Каких детей проще увлечь:
- которые далеки от шахмат,
- или где играют в семье?
- С кем легче и интереснее заниматься (девочками или мальчиками)? Почему?
- Следите ли вы за успеваемостью ваших воспитанников?
- Оказывают ли занятия шахматами влияние на успеваемость в школе?
- Влияет ли увлечение шахматами на выбор профессии?