Пространственное мышление дошкольников
Задания и игры на развитие пространственного мышления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennoe_myshlenie.docx | 52.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственного мышления
Игра – занятие «Истории в картинках»
Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.
Материал: наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из 4-6 картинок.
Ход игры:
Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Вначале детям предлагают сюжеты из четырех картинок, затем из пяти, шести.
Раздав картинки детям, предложите им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. После выполнения задания предложить детям рассказать полученный сюжет.
Затем ребята меняются наборами картинок и упражнение продолжается.
Д/и «Лабиринты»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.
Ход игры:
Дать ребятам различные лабиринты на развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве и карандаш. С помощь карандаша ребята отмечают правильный путь.
Помогите Айболиту пройти к больному бегемоту.
Какая дорожка приведет Винни-Пуха к домику Братца Кролика?
Помогите Мишутке пройти к бочке с медом.
Д/и «Отгадай загадку»
Цель: научиться узнавать предметы по заданным признакам.
Мотивация: отгадывание загадок.
Игровое правило: кто отгадал загадку, получает флажок.
Материал: загадки по теме «Человек», «Явления природы»
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадки детям, а они отгадывают. Например:
- Его не купишь, не украдешь, его закаляясь, приобретешь. (здоровье)
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
- Около проруби сидят белые голуби. (зубы)
- Зубы сжаты, взгляд суров, ждет расплаты, тумаков. (гнев)
- Бел, как вата, мягок, как шерсть, лёгок, как перо. (снег)
- Белая морковка зимой растет. (сосулька) и так далее см. сборник загадок.
« Нравится – не нравится»
Цель: учить детей определять свое отношение к эмоциям, чувствам и поступкам.
Воспитатель раздает детям карточки по следующим признакам: те, которые нравятся, и те которые не нравятся. При этом необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор. Продолжая игру, каждый ребенок выбирает 2 эмоции – приятную и неприятную. Обсудите, как можно изменить неприятную ситуацию в лучшую сторону. Ребенок может выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его настроение.
Д/и «О времени»
Цель: познакомить с частями суток и с часами.
Ход игры:
Знакомство с частями суток.
Предложить ребенку разложить по порядку картинки с изображением частей суток. Попросить ребенка рассказать о каждом времени суток: чем занимаются люди, как изменяется природа.
Знакомство с часами.
Предложить ребенку определить время на карточках с часами, затем подобрать карточки с электронными часами к карточкам с механическими часами, показывающим то же время.
Д/и «Подумай и ответь» (тема «Грибы»)
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением грибов. Дети рассматривают изображение, после чего воспитатель задает следующие вопросы:
- что нарисовано на картинке?
- сколько грибов нарисовано?
- сколько больших? Маленьких?
- самых маленьких?
- каких грибов больше (меньше) всего?
И в заключение игры воспитатель читает стихотворение Е. Трутнева «Грибы»
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзинку носим…
Начала спадать жара –
Нам домой идти пора.
Д/и «Для умников и умниц»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания памяти, мышления, научиться ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о буквах и цифрах.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям задания в виде карточек. Дети внимательно рассматривают карточку, воспитатель объясняет задание, после чего проверяет правильность его выполнения. Выполнение задания основано на совместном творчестве взрослого и ребенка. В конце игрового занятия необходимо похвалить ребят за старание.
Д/и «Шоферы»
Цель: учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях.
Материал: Рули для шоферов, стульчики-машины по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель сообщает: «Сегодня мы поиграем в игру «Шоферы». Я – диспетчер. С шоферами я буду держать связь по радио, и каждый из своей машины может услышать меня и ответить на все мои вопросы. Садитесь по своим машинам». Когда ребята займут свои места, педагог говорит озабоченно: «Сейчас уже поздний вечер, а мне только что сообщили, что завтра на рассвете на дальнее поле необходимо отправить много больших машин грузить зерно. Вам, товарищи шоферы, придется сейчас же отправиться в путь. Поедут все. Путь очень сложный, уже темно, придется ехать по лесу, затем по полю, затем по берегу реки, затем по деревне. Пока вы будете ехать, я все время буду держать связь».
Воспитатель задает детям (индивидуально) самые разнообразные вопросы:
Как вы себя чувствуете в пути?
Что сейчас проезжаете?
Что случилось с вашей машиной?
Нужно ли помочь своему друг шоферу?
Какие пункты проехали?
Очень ли устали, не надо ли отдохнуть?
Хватит ли бензина?
Не случилась ли авария? И другие в зависимости от ответов детей.
В конце игры диспетчер благодарит шоферов за то, что вовремя доставили к месту машины.
Д/и «Сочиняем сказку»
Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей.
Материал: разноцветные кружки (по 3 кружка разных цветов на каждого ребенка).
Ход игры:
Дети получают цветные кружки по 3 кружка разных цветов. Например, у одного ребенка красный, коричневый и желтый, у другого – синий, зеленый и желтый, у третьего – белый, красный, зеленый и т.д. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагает всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные. Педагог дает детям время 5 минут на придумывание историй, а затем начинает опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно сказать, соответствуют ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригинальна история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка) интересны ли происходящие события.
При затруднении детей можно дать образец сказки сочиненной воспитателем.
Упражнение полезно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.
Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.
Материал: наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из 4-6 картинок.
Ход игры:
Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Вначале детям предлагают сюжеты из четырех картинок, затем из пяти, шести.
Раздав картинки детям, предложите им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. После выполнения задания предложить детям рассказать полученный сюжет.
Затем ребята меняются наборами картинок и упражнение продолжается.
Д/и «Раскрась картинку»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки, учить ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры:
Раздать каждому ребенку листок с заданием.
Задание: раскрась рыбок, плывущих направо, желтым цветом, а налево – красным. Посчитай, в какую сторону плывет больше рыбок. В конце задания проводится анализ, и задание проверяется на правильность его выполнения.
Д/и «Раскрась картинку»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки, учить ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры:
Раздать каждому ребенку листок с заданием.
Задание: раскрась рыбок, плывущих направо, желтым цветом, а налево – красным. Посчитай, в какую сторону плывет больше рыбок. В конце задания проводится анализ, и задание проверяется на правильность его выполнения.
Д/и «Поросята и серый волк»
Цель: Развитие пространственных представлений, повторение счета и сложения.
Правила игры:
Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил домик из кирпича.
Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.)
Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к дом-ику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти палки и пошел к Наф-Нафу.
Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не может его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк?)
Если волк попадает к Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку у домика Наф-Нафа.
Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.
Д/и «Третий лишний»
Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.
Правила игры:
На рисунке 3 изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.
Игра допускает множество вариантов. Возьмем, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместим выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно поместить только к диким зверям, домашних животных – к домашним, диких птиц – к диким, домашних – к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?
Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.
Д/и «Где чей дом?»
Цель: развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше» - «ниже», «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «легче» - «тяжелее».
Игровой материал: фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Правила игры:
Посмотри внимательно на рисунок 1. На нем изображены зоопарк, море и лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, море и лес назовем «домами».
Возьми из набора: зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый в красный прямоугольники и поставь их около животных там, где они нарисованы (рисунок 2).
Вернись к рисунку 1 и помести каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес.
Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждом «доме».
Ответь на вопросы, кто выше: жираф или медведь; слон или лиса; медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса; медведь или еж; слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса; медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф; жираф или пингвин; еж или медведь?
Д/и «Снеговики»
Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры:
Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют в парах, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т.д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).
Начиная игру, взрослый обращается к ребенку так:
«Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках…
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них –
Он понять не может.
А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки…».
Д/и «Мальчики»
Цель: закрепить счет и порядковые и числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры:
Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
Как зовут мальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый толстый из них, а Гриша – самый худой; Коля – самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто – правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто – левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
Д/и «Разговор по телефону»
Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления и мелкой моторики руки.
Игровой материал: палочка (указка).
Правила игры:
Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Д/и «Продолжи узор»
Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей.
Ход игры:
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:
«Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».
Д/и «Составь фигуру из определенного количества палочек»
Цель: развитие образного мышления и воображения у детей.
Материал: счетные палочки.
Ход игры:
Задачи на составление и изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек:
Составь фигуру из 6 квадратов. Затем убери 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
Составь фигуру похожую на стрелу. А сейчас переложи 2 палочки так, чтобы получилось 2 треугольника.
Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.
Д/и «Лабиринты»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.
Ход игры:
Детям раздаются листочки, где изображены различные лабиринты и дается задание.
Доведи маму козу до домика к козляткам.
Помоги муравьишке попасть домой.
Д/и «Пчёлка»
Цель: обучать переходу из одного режима громкости в другой, развитие внимания.
Дидактический материал: вырезанные из бумаги цветы, колокольчик.
Ход игры:
Ребенок, изображая пчёлку, жужжит и перелетает с одного цветка на другой. Взрослый объясняет пчёлке: «Если я позвоню в колокольчик 3 раза, значит, летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел, можно возвращаться к своим делам и жужжать тихо. Один звонок означает страшную опасность- пчёлка должна мгновенно замолкнуть и спрятаться». Игра повторяется 5-6 раз.
Игра – занятие «Истории в картинках»
Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.
Материал: наборы картинок, которые, если их расположить в определенной последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из 4-6 картинок.
Ход игры:
Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Вначале детям предлагают сюжеты из четырех картинок, затем из пяти, шести.
Раздав картинки детям, предложите им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. После выполнения задания предложить детям рассказать полученный сюжет.
Затем ребята меняются наборами картинок и упражнение продолжается
Игры на развитие пространственного и логического мышления детей
Игра «Сравни предмет»
Цель: развитие восприятия величины, размера предмета. Усвоить и закрепить целый ряд понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «шире», «уже», «выше», «ниже».
Игра «Узнай предмет»
Цель: развитие восприятия, учить сравнивать предметы между собой.
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Игра «Расскажи о животных»
Цель: развитие структурности восприятия у детей дошкольного возраста
Игра «Цвета»
Цель: развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста.
Игра «Кто наблюдательнее»
Цель: развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста
Игра «Белый лист»
Цель: развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики руки.
Игра – упражнение «Сравни и заполни»
Цель: умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Д/и «Какой игрушки не хватает»
Цель: развитие зрительной памяти.
Д/и «Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти детей дошкольного возраста.
Д/и «Найди одинаковые предметы»
Цель: развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Д/и «Что это»
Цель: научить детей владеть такими категориями, как «впереди», «сзади», «справа», «слева».
1
Д/и «Кто летает»
Цель: формирование внимание ребенка и его интеллектуальных способностей, учить детей выделять главные, существенные признаки предметов.
Д/и «Съедобное – несъедобное»
Цель: развивать внимание ребенка, знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов.
1
Игра «Что появилось»
Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.
Игра «Что потерялось»
Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.
1
Д/и «Найди отличия»
Цель: формирование памяти, внимания и восприятия детей дошкольного возраста.
Д/и «Добавь слово»
Цель: формирование внимания и памяти детей дошкольного возраста.
1
Декабрь
Д/и «Что лишнее»
Цель: находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию.
Д/и «Магазин»
Цель: развитие внимания и наблюдательности. Научить различать аналогичные предметы по величине. Продолжать знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
1
Игра – занятие «Истории в картинках»
Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.
1
Д/и «Лабиринты»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.
Д/и «Подумай и ответь» (тема «Грибы»)
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
1
Д/и «О времени»
Цель: познакомить с частями суток.
Д/и «Отгадай загадку»
Цель: научиться узнавать предметы по заданным признакам.
1
Январь
Д/и «Ребята с нашего двора»
Цель: развитие внимания, умение отследить состояние человека по внешним проявлениям (выражение лица, поза).
1
Д/и «Для умников и умниц»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания памяти, мышления, научиться ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о буквах и цифрах.
1
Д/и «Сочиняем сказку»
Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей.
1
Февраль
Д/и «Шоферы»
Цель: учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях.
Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.
1
Д/и «Я знаю…»
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.
Д/и «Раскрась картинку»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.
1
Д/и «Геометрическое лото»
Цель: закреплять у детей знания формы, величины и цвета предметов.
Д/и «Кто внимательный?»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.
1
Д/и «Поросята и серый волк»
Цель: Развитие пространственных представлений, повторение счета и сложения.
Д/и «Рассеянный художник»
Цель: развитие наблюдательности и счета до шести.
1
Март
Д/и «Где чей дом?»
Цель: развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше» - «ниже», «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «легче» - «тяжелее».
Д/и «Третий лишний»
Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.
1
Д/и «Снеговики»
Цель: развитие внимания и наблюдательности у детей.
Д/и «Мальчики»
Цель: закрепить счет и порядковые и числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «слева», «справа», «между». Научить ребенка рассуждать.
1
Д/и «Придумай загадку» (о человеке, семье, профессии)
Цель: учить описывать признаки предметов и явлений, узнавать их по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов и явлений, сравнивать их.
Д/и «Составь фигуру и палочек по образцу»
Цель: развитие внимания и образного мышления у детей.
1
Д/и «Кому служат приборы – помощники?»
Цель: учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление о их назначении.
Д/и «Разговор по телефону»
Цель: развитие пространственных представлений, логического мышления и мелкой моторики руки.
1
Апрель
Игровое занятие «Здоровье»
Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления у детей.
1
Д/и «Продолжи узор»
Цель: развитие наглядно-образного мышления у детей.
Д/и «Составь фигуру из определенного количества палочек»
Цель: развитие образного мышления и воображения у детей.
1
Д/и «Сколько? Какой?»
Цель: счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепление понятий «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Развитие воображения, внимания.
Д/и «Раскрась фигуры»
Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.
1
Д/и «Дорисуй»
Цель: развитие воображения, наглядно-образного мышления.
Д/и «Лабиринты»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.
1
Май
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: развитие логического мышления.
Игра «Сделай так»
Цель: развитие восприятия детей по образцу.
Игра «Круг, треугольник, квадрат»
Цель: развитие восприятия цвета, формы, и величины у детей 4 – 6 лет.
1
Октябрь
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Д/и «Пчёлка»
Цель: обучать переходу из одного режима громкости в другой, развитие внимания.
1
- Игра «Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам, развитие мыслительных операций.
Игра «Дорисуй и раскрась» (работа в тетради)
Цель: развитие внимания, воображения, а так же мелкой моторики руки.
1
Д/и «Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Д/и «Раскрась по цифрам» (работа в тетради)
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, а также подготовка руки к письму.
1
Д/и «Ушки на макушке»
Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, умение слышать и слушать.
Д/и «Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Д/и «Бубен и колокольчик»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
1
Ноябрь
Занятие «Всезнайка в гостях у ребят»
Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры-презентации.
- 1
Игра «Составление предложений»
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Д/и «Найди и обведи все игрушки» (работа в тетради)
Цель: развитие воображения, внимания, а так же развитие мелкой моторики руки и подготовка её к письму.
- 1
Игра «Исключение лишнего слова»
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Д/и «Найди такой же предмет и раскрась» (работа в тетради)
Цель: развитие внимание у дошкольников, умение аккуратно раскрасить одинаковые предметы, не выезжая за края.
- 1
Д/и «Поиск аналогов»
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, речь, терпение у дошкольников.
- 1
Декабрь
Д/и «Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания у дошкольников.
Д/и «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
1
Д/и «Цепочка слов»
Цель: развитие скорости индивидуального мышления и внимания у дошкольника.
Д/и «Загадай-ка»
Цель: развитие смекалки и скорости индивидуального мышления у дошкольника.
1
Игра – занятие «Истории в картинках»
Цель: развитие логического и образного мышления, фантазии, наблюдательности, связной речи и внимания.
1
Игра «Расскажи мне сказку»
Цель: развитие вербальных и творческих способностей у дошкольника.
Д/и «Раскрась картинку»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики руки.
1
Январь
Игра «Домашний театр кукол»
Цель: развитие воображения и творческих способностей дошкольника.
1
Д/и «Третий лишний»
Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.
Д/и «Лабиринты»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также мелкой моторики руки.
1
Д/и «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию, учить правильно, ориентироваться по схеме.
Игра «Озорной хоровод»
Цель: развитие внимания и творческих способностей дошкольника.
1
Февраль
Занятие «Играем в Данетку»
Цель: закрепить навыки в пределах 10, умение решать арифметические задачи. Учить ориентироваться по карте, определять взаиморасположение предметов в пространстве. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
1
- Занятие «Подготовка руки к письму»
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
1
- Д/и «Говори на оборот»
Цель: развитие словесно-логического мышления и сообразительности.
Д/и «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков у дошкольников.
Д/и «Соедини цифры по порядку, раскрась получившиеся картинки»
Цель: развитие внимания, воображения, мелкой моторики руки.
1
- Занятие «Подготовка руки к письму»
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.
1
Март
Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.
Д/и «Мостик»
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
1
Занятие «Подготовка руки к письму»
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.
1
Д/и «Я знаю…»
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.
Д/и «Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
1
Занятие «Подготовка руки к письму»
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.
1
Апрель
Д/и «Третий лишний»
Цель: научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству, развитие памяти.
Д/и «Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
1
Занятие «Подготовка руки к письму»
Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи.
1
Д/и «Сочини сказку о предмете»
Цель: Развитие воображения, связной речи у дошкольников, пополнение словарного запаса.
Д/и «Повторяй за мной»
Цель: развитие внимания и координации движений.
Д/и «Нарисуй по описанию»
Цель: развитие творческого воображения, подготовка руки к письму.
1
Занятие «Шапокляк»
Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; развитие целенаправленного запоминания и припоминания и вербальной памяти.
1
Май