Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе: «Осень в гости к нам пришла»

Ставицкая Марина Владимировна

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе:

«Осень в гости к нам пришла»

 

Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

-Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-Формировать умение устанавливать закономерности во множестве фигур по признакам цвет, форма.

-Познакомить с геометрической фигурой овал.

- Развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, справа, слева, вперед.

 

- Воспитывать любознательность.

 

 - Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок.

 

- Формировать умение составлять простейшие предметы из геометрических фигур .

- Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

 

- Упражнять в сравнении трёх предметов по величине (самый большой, меньше и самый маленький)

 

-  Прививать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы: 

при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, 

называть предметы по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, 

последнее число относить ко всей группе предметов.

 

- Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

 

Интеграция образовательной области: познание, речевое развитие

Оборудование:

Дидактический наглядный материал:  доска, картинка с изображением Осени, корзинка, крупные геометрические фигуры ( круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник) ,4 обруча, листья с отпечатками геометрических фигур, изображение жучка на удочке,картинки предметов разной геометрической формы.Раздаточный материал: квадраты и треугольники, изображения кошки по количеству детей, листья с изображенными на них геометрическими фигурами.

Предварительная работа: Беседы на осеннюю тематику, Рассматривание геометрических фигур.

 

 

 

 

 

 

Ход работы.

 

Дети стоят на ковре

1.Воспитатель.: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями,  и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель. Побежала наша улыбка. Поймала.....Я вижу у вас хорошее настроение.

 

( Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам кое-кто пришел. Чтобы узнать кто наш гость отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

Воспитатель: Правильно, это осень! (Под музыку входит ОСЕНЬ)                                                                                                    Вот  наша гостья пришла и корзину с собой принесла.

 

Осень: Здравствуйте ребята. Я проходила мимо вашего сада в осенний лес и решила к вам заглянуть, когда услышала как вы загадку обо мне разгадывали.

Воспитатель: Здравствуй Осень! Мы тоже рады видеть тебя.

 

Осень: Дети, а вы любите играть? (ДА) Посмотрите, какая у меня волшебная корзинка.   А  в ней осенние листочки. Вот с ними мы и поиграем. Но листочки не простые, на них отпечатки геометрических фигур.  Сейчас мы по очереди будем опускать руку в корзину и доставать листик.  

       Какая фигура  изображена на твоём листочке?                                              Дети:(круг, квадрат,треугольник, прямоугольник)                                                                            Какого цвета твой лист?

     Ответы детей: (жёлтый,красный,зелёный,оранжевый)

Осень: Листики все перепутались.И каждому нужно найти свой домик по цвету и отпечатку фигуры.

Дети играют в игру « Найди свой домик»( На ковре лежат обручи, внутри геометрические фигуры такого же цвета, что и цвет листика)

По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках листочек с отпечатком круга, бегут к кругу, те, у кого отпечаток квадрат, - к квадрату, у кого треугольник, - к треугольнику. Игра повторяется 2 раза, при этом дети меняются фигурами, а воспитатель меняет фигуры местами.

 

Дети играют в игру « Найди свой домик»

Мы листики осенние (Руки вверху над головой, качаем плавно руками.)

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетим (Руки в стороны, бег на месте)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (приседают, покачивание руками над головой)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели (кружатся, садятся на места)

И на свой домик тихо сели

 

Осень: Какие вы ребята молодцы! (Узнали по цвету домик и даже отпечатки геометрических фигур).

 

 

2 Осень: Дети. Но у меня в карзинке, есть  ещё что то.

( достаёт геометрическую фигуру Овал)

Как вы думаете? Что это?

Воспитатель: Спасибо тебе , Осень. Это новая геометрическая фигура с которой мы сегодня познакомимся.И называется она - Овал.

Дети, давайте рассмотрим овал. Как вы думаете, есть ли у него углы? Дети: (Нет)  Или стороны? Дети: (Нет)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура? Дети:(Овал)

Давайте попробуем пальцем, в воздухе, нарисовать овал. (дети рисуют овал в воздухе)

Дети, посмотрите, кто это к нам прилетел? Дети: Жук

(На стене весит фигурка жука на леске и палочке)

Обретите внимание, жук тоже овальной формы.

Давайте за ним понаблюдаем.

А наблюдать мы будем только глазами. Голову поворачивать не будем.

Гимнастика для глаз  (Дети, встаньте полукругом)

К детям жук подлетел

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж» (Поднести жука на удочке близко к детям)

Вот он вправо полетел- (удочка влево. ЗЕРКАЛЬНО)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел- (удочка вправо. ЗЕРКАЛЬНО)

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, ( посмотреть на нос)

Не дадим ему присесть. (опустить удочку вниз на ковёр)

Жук наш приземлился

А потом.

Зажужжал , закружился и улетел (круговые движения удочкой , вверх вниз)

 

Воспитатель: Дети, осень богата не только разноцветными листьями, но и богатым урожаем. А теперь ,посмотрите по сторонам. Вы видите разные предметы (на стенах картинки предметов разной формы). Давайте поиграем в игру « На что похож овал».

Каждый из вас, из множества предметов,  выберет предмет  только овальной формы.Необходимо быстро подойти к нему и назвать его.

( Музыка) ( Дети выбирают предметы овальной формы).

Воспитатель: Дети. Давайте назовём предметы овальной формы.(кабачок, баклажан,огурец,ложка,картошка)

Воспитатель: А Даша расскажет ребятам стихотворение про «Овал»

С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,
На  глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!

 

Молодцы ребята! Давайте наш овал положим к остальным геометрическим фигурам и ещё раз назовём их.(Дети называют фигуры выложенные на доске- треугольник, круг ,квадрат, прямоугольник, овал).

 

 

3.Воспитатель: -Осень! Скажи, пожалуйста, у тебя есть друзья?

Осень: -Конечно! У меня много друзей.

Воспитатель:- А среди них есть хомячок?

Осень:- Есть.Он как раз делает запасы на зиму и очень любит делать зарядку.

Воспитатель: -Тогда мы тебе предлагаем вместе с нами выполнить физкультминутку. Она так и называется «Хомячок». Запоминай слова и движения.

Физкультминутка

Хомка,  хомка, хомячок, полосатенький бочок. (переминаемся с ноги на ногу, руками водим по бокам туловища вверх вниз)

Хомка раненько встает,(руки вверх, потягиваемся)

Щечки моет, злазки трет.(круговыми движениями трём щёки и глаза)

Подметает хомка хатку ( наклонившись, делаем взмахи руками влево и вправо)

И выходит на зарядку ( маршируем на месте)

Раз, 2, 3 ,4, 5- ( маршируем на месте)

Хочет хомка сильным стать.(руки демонтрируют мышцы)

(Осень благодарит детей и обещает разучить слова со своими друзьями).

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Воспитатель: Осень, а ты любишь сказки?

Осень: - Да, я очень люблю сказки.А хотите, я расскажу вам одну историю. ( Да)

Тогда присаживайтесь на свои места и внимательно послушайте . ( Дети садятся)

А сказка наша будет про квадрат и треугольник

-Жили-были скучные квадрат и треугольник ( воспитательпоказывает их грустные изображения). Они не знали, чем им заняться. Да и друг с другом не дружили. Квадрат говорил, что он важнее, потому что у него четыре угла и четыре стороны. А треугольник говорил, что он красивее, потому что у него все три угла очень острые. Но вдруг полил сильный дождь. Подбежала к геометрическим фигурам кошка и стала просить: «Укройте меня, пожалуйста! Я так не люблю сырость, так не люблю, когда моя шерстка намокает».

-Пожалели её геометрические фигуры, стали думать, что бы им такое придумать для кошки.

Потом вдруг посмотрели друг на друга и улыбнулись (воспитатель показывает веселые изображения квадрата и треугольника). Треугольник подпрыгнул высоко, а квадрат подставил ему свои плечи, получился для кошки очень нужный предмет. Догадались какой?

-Совершенно верно! Получился домик!

-Воспитатель:Ребята, посмотрите у вас на столах лежат квадраты треугольники , нужно построить похожий дом.

-Принимайтесь за работу.

- а теперь мы поселим в доме не одну кошку, а целую кошачью семью.

- Кто мне назовёт членов кошачьей семьи?

Дети- Папа - кот, мама- кошка, детёныш - котёнок.

- Воспитатель: Сколько котов в семье? Дети (Трое)

-Воспитатель- А теперь поселите котов в порядке убывания. От самого большого до самого маленького

(Дети выкладывают дом из геометрических фигур, и семью котов. Затрудняющимся детям помогает Осень).

Осень: Вы большие молодцы!

Осень: Ребята,  мне понравилось с вами  сегодня играть, но мне пора уходить в лес.До свидания! Увидимся в следующем году! (Машет рукой и уходит)

Рефлексия

Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним , что интересного принесла нам «Осень»?( Листья) А что мы с ними делали?

С какой новой геометрической фигурой вы познакомились?

А про что была сказка?

Дети, посмотрите, «Осень» оставила для нас корзинку.

Заглянем в внутрь. Так здесь же витаминные гостинцы для вас.( Морковь)

Сейчас мы помоем руки и попробуем дары осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sred_gruppe.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе:

«Осень в гости к нам пришла»

Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

-Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-Формировать умение устанавливать закономерности во множестве фигур по признакам цвет, форма.

-Познакомить с геометрической фигурой овал.

- Развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, справа, слева, вперед.

- Воспитывать любознательность.

 - Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок.

- Формировать умение составлять простейшие предметы из геометрических фигур .

- Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

- Упражнять в сравнении трёх предметов по величине (самый большой, меньше и самый маленький)

-  Прививать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы: 

при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, 

называть предметы по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, 

последнее число относить ко всей группе предметов.

- Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательной области: познание, речевое развитие

Оборудование:

Дидактический наглядный материал:  доска, картинка с изображением Осени, корзинка, крупные геометрические фигуры ( круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник) ,4 обруча, листья с отпечатками геометрических фигур, изображение жучка на удочке,картинки предметов разной геометрической формы.Раздаточный материал: квадраты и треугольники, изображения кошки по количеству детей, листья с изображенными на них геометрическими фигурами.

Предварительная работа: Беседы на осеннюю тематику, Рассматривание геометрических фигур.

Ход работы.

Дети стоят на ковре

1.Воспитатель.: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями,  и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель. Побежала наша улыбка. Поймала.....Я вижу у вас хорошее настроение.

( Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам кое-кто пришел. Чтобы узнать кто наш гость отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Воспитатель: Правильно, это осень! (Под музыку входит ОСЕНЬ)                                                                                                    Вот  наша гостья пришла и корзину с собой принесла.

 

Осень: Здравствуйте ребята. Я проходила мимо вашего сада в осенний лес и решила к вам заглянуть, когда услышала как вы загадку обо мне разгадывали.

Воспитатель: Здравствуй Осень! Мы тоже рады видеть тебя.

Осень: Дети, а вы любите играть? (ДА) Посмотрите, какая у меня волшебная корзинка.   А  в ней осенние листочки. Вот с ними мы и поиграем. Но листочки не простые, на них отпечатки геометрических фигур.  Сейчас мы по очереди будем опускать руку в корзину и доставать листик.  

       Какая фигура  изображена на твоём листочке?                                              Дети:(круг, квадрат,треугольник, прямоугольник)                                                                            Какого цвета твой лист?

     Ответы детей: (жёлтый,красный,зелёный,оранжевый)

Осень: Листики все перепутались.И каждому нужно найти свой домик по цвету и отпечатку фигуры.

Дети играют в игру « Найди свой домик»( На ковре лежат обручи, внутри геометрические фигуры такого же цвета, что и цвет листика)

По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках листочек с отпечатком круга, бегут к кругу, те, у кого отпечаток квадрат, - к квадрату, у кого треугольник, - к треугольнику. Игра повторяется 2 раза, при этом дети меняются фигурами, а воспитатель меняет фигуры местами.

Дети играют в игру « Найди свой домик»

Мы листики осенние (Руки вверху над головой, качаем плавно руками.)

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетим (Руки в стороны, бег на месте)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (приседают, покачивание руками над головой)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели (кружатся, садятся на места)

И на свой домик тихо сели

Осень: Какие вы ребята молодцы! (Узнали по цвету домик и даже отпечатки геометрических фигур).

2 Осень: Дети. Но у меня в карзинке, есть  ещё что то.

( достаёт геометрическую фигуру Овал)

Как вы думаете? Что это?

Воспитатель: Спасибо тебе , Осень. Это новая геометрическая фигура с которой мы сегодня познакомимся.И называется она - Овал.

Дети, давайте рассмотрим овал. Как вы думаете, есть ли у него углы? Дети: (Нет)  Или стороны? Дети: (Нет)

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура? Дети:(Овал)

Давайте попробуем пальцем, в воздухе, нарисовать овал. (дети рисуют овал в воздухе)

Дети, посмотрите, кто это к нам прилетел? Дети: Жук

(На стене весит фигурка жука на леске и палочке)

Обретите внимание, жук тоже овальной формы.

Давайте за ним понаблюдаем.

А наблюдать мы будем только глазами. Голову поворачивать не будем.

Гимнастика для глаз  (Дети, встаньте полукругом)

К детям жук подлетел

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж» (Поднести жука на удочке близко к детям)

Вот он вправо полетел- (удочка влево. ЗЕРКАЛЬНО)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел- (удочка вправо. ЗЕРКАЛЬНО)

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, ( посмотреть на нос)

Не дадим ему присесть. (опустить удочку вниз на ковёр)

Жук наш приземлился

А потом.

Зажужжал , закружился и улетел (круговые движения удочкой , вверх вниз)

Воспитатель: Дети, осень богата не только разноцветными листьями, но и богатым урожаем. А теперь ,посмотрите по сторонам. Вы видите разные предметы (на стенах картинки предметов разной формы). Давайте поиграем в игру « На что похож овал».

Каждый из вас, из множества предметов,  выберет предмет  только овальной формы.Необходимо быстро подойти к нему и назвать его.

( Музыка) ( Дети выбирают предметы овальной формы).

Воспитатель: Дети. Давайте назовём предметы овальной формы.(кабачок, баклажан,огурец,ложка,картошка)

Воспитатель: А Даша расскажет ребятам стихотворение про «Овал»

С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,
На  глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!

Молодцы ребята! Давайте наш овал положим к остальным геометрическим фигурам и ещё раз назовём их.(Дети называют фигуры выложенные на доске- треугольник, круг ,квадрат, прямоугольник, овал).

3.Воспитатель: -Осень! Скажи, пожалуйста, у тебя есть друзья?

Осень: -Конечно! У меня много друзей.

Воспитатель:- А среди них есть хомячок?

Осень:- Есть.Он как раз делает запасы на зиму и очень любит делать зарядку.

Воспитатель: -Тогда мы тебе предлагаем вместе с нами выполнить физкультминутку. Она так и называется «Хомячок». Запоминай слова и движения.

Физкультминутка

Хомка,  хомка, хомячок, полосатенький бочок. (переминаемся с ноги на ногу, руками водим по бокам туловища вверх вниз)

Хомка раненько встает,(руки вверх, потягиваемся)

Щечки моет, злазки трет.(круговыми движениями трём щёки и глаза)

Подметает хомка хатку ( наклонившись, делаем взмахи руками влево и вправо)

И выходит на зарядку ( маршируем на месте)

Раз, 2, 3 ,4, 5- ( маршируем на месте)

Хочет хомка сильным стать.(руки демонтрируют мышцы)

(Осень благодарит детей и обещает разучить слова со своими друзьями).

  1. Воспитатель: Осень, а ты любишь сказки?

Осень: - Да, я очень люблю сказки.А хотите, я расскажу вам одну историю. ( Да)

Тогда присаживайтесь на свои места и внимательно послушайте . ( Дети садятся)

А сказка наша будет про квадрат и треугольник

-Жили-были скучные квадрат и треугольник ( воспитательпоказывает их грустные изображения). Они не знали, чем им заняться. Да и друг с другом не дружили. Квадрат говорил, что он важнее, потому что у него четыре угла и четыре стороны. А треугольник говорил, что он красивее, потому что у него все три угла очень острые. Но вдруг полил сильный дождь. Подбежала к геометрическим фигурам кошка и стала просить: «Укройте меня, пожалуйста! Я так не люблю сырость, так не люблю, когда моя шерстка намокает».

-Пожалели её геометрические фигуры, стали думать, что бы им такое придумать для кошки.

Потом вдруг посмотрели друг на друга и улыбнулись (воспитатель показывает веселые изображения квадрата и треугольника). Треугольник подпрыгнул высоко, а квадрат подставил ему свои плечи, получился для кошки очень нужный предмет. Догадались какой?

-Совершенно верно! Получился домик!

-Воспитатель:Ребята, посмотрите у вас на столах лежат квадраты треугольники , нужно построить похожий дом.

-Принимайтесь за работу.

- а теперь мы поселим в доме не одну кошку, а целую кошачью семью.

- Кто мне назовёт членов кошачьей семьи?

Дети- Папа - кот, мама- кошка, детёныш - котёнок.

- Воспитатель: Сколько котов в семье? Дети (Трое)

-Воспитатель- А теперь поселите котов в порядке убывания. От самого большого до самого маленького

(Дети выкладывают дом из геометрических фигур, и семью котов. Затрудняющимся детям помогает Осень).

Осень: Вы большие молодцы!

Осень: Ребята,  мне понравилось с вами  сегодня играть, но мне пора уходить в лес.До свидания! Увидимся в следующем году! (Машет рукой и уходит)

Рефлексия

Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним , что интересного принесла нам «Осень»?( Листья) А что мы с ними делали?

С какой новой геометрической фигурой вы познакомились?

А про что была сказка?

Дети, посмотрите, «Осень» оставила для нас корзинку.

Заглянем в внутрь. Так здесь же витаминные гостинцы для вас.( Морковь)

Сейчас мы помоем руки и попробуем дары осени.