Современные научные представления о словесно-логическом мышлении
Одним из важных этапов в воспитании ребенка, является развитие мышления. Словесно – логическое мышление развивается в старшем дошкольном возрасте и представляет собой самый «сложный вид мыслительной деятельности, так как оно оперирует сложными отвлечёнными понятиями, выраженными словами, отвлечёнными мыслями, возникающими на основе суждений, умозаключений и понятий. Без наличия элементов данного вида мышления ребёнок не сможет полноценно овладеть навыками письма и чтения».
На сегодняшний день остро встает вопрос о методах и приемах обучения дошкольников с нарушениями речи, которые позволят решить проблему развития словесно – логического мышления.
Проблемой словесно – логического мышления занимались как зарубежные, так и отечественные авторы. Они отмечали, что уровень развития словесно – логического мышления у детей с нарушениями речи, значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. В научной литературе отмечается, что у детей с речевыми нарушениями развитие высших психических функций часто отстает, а в некоторых случаях отклоняется от нормы. Это приводит к дальнейшим трудностям в обучении.
Исследователи Т. П. Бессонова, Л. И. Белякова , И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Г. В. Чиркина, и другие, доказали, что словесно-логическое мышление у детей дошкольного возраста с нарушениями речи формируется в поздние сроки и имеет некоторые особенности.
Актуальность заключается в том, что развитие словесно – логического мышления влияет на успешность обучения и развитие ребёнка, а значит, влияет и на его социальную адаптацию. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития. Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволит определить основное своеобразие обучения, его принципиальное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_nautschnye_predstavleniya_o_slovesno-logicheskom_myshlenii.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные научные представления о словесно-логическом мышлении
«Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения». Мышление представляет собой особого рода «реконструкцию» форм функционирования или изменения предмета, выходящую за рамки его непосредственной данности».
Л.С. Выготский в своих работах подчеркивал, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.
Мышление может выражаться разными способами с точки зрения взаимодействия внутренних процессов и внешних действий, а также синтеза и взаимодействия чувственных и нечувственных компонентов:
- Мышление на основе восприятия. Восприятие может относиться как к предметам обихода, так и к искусственно созданным предметам;
- Мышление на основе наглядных представлений. Смешивание этих представлений, их разделение и синтез могут выступать средствами решения проблем, а в некоторых случаях играют ведущую роль.
- Мышление на основе речи. Оно может выражаться как в виде внешне выраженной речи, (диалога, политолога), так и в виде внутренней речи, размышления «про себя».
Такие отечественные исследователи как С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров всесторонне изучали вопрос о психологической структуре мышления. Они считали, что мышление это одна их высших форм отражательной психической деятельности человека.
В соответствии с современными представлениями, мыслительная деятельность, обладающая устойчивыми познавательными потребностями и задачами, представляет собой сложную иерархичную систему отдельных ступеней или стадий, представляющую собой взаимосвязанные между собой разноуровневые процессы мыслительной деятельности. Все эти ступени и стадии обладают сложной структурой, в которой входят такие «единицы» мыслительной деятельности, как умственные действия, а также операции.
«Словесно-логическое мышление – один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств и представляющий собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане».
Согласно теоретическому положению К.А. Абульхановой-Славской, «словесно-логическое мышление – это способность человека мысленно расчленять предмет на части, устанавливать между ними связи и отношения, а затем объединять части и отношения в единое целое. В процессе мышления человек пользуется словами. Словесно-логическому мышлению принадлежит ведущая роль в решении мыслительных задач. Именно на основе словесно-логического мышления происходит анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация, сериация, определение причинно-следственных связей».
Советский ученый и психолог Гомезо М.В. считал, что основные единицы словесно – логического мышления это:
- Речемыслительное действие;
- Внутренняя речь;
- Значение слова.
Речемыслительное действие – это комплекс мыслительных и речевых операций, которые включают в себя 4 основных компонента.
Рис.1. Компоненты речедвигательного действия
Гальперин П.Я. в своих работах выделил четыре уровня действия :
- Материальное действие;
- Внешне – речевое;
- Умственное;
- Перцептивное.
И.Т. Власенко, считал, что в речемыслительном действии можно различать только перцептивную, умственную внутри – речевую и внешне – речевую формы мыслительных операций. Все эти операции по выполняемым ими функциям могут быть разделены на три группы:
- ориентировочные,
- исполнительные
- контрольные.
Внутренняя речь, по Л. С. Выготскому, – «это особый самостоятельный момент речевого мышления, в котором сфокусированы все динамические отношения мысли и слова». Внутренняя речь появляется из внешней речи и является ее психологической трансформацией. В этой трансформации большое значение имеет крайняя ситуативность, обобщенность, а также фрагментарность.
Несмотря на тот факт, что внутренняя речь, которая выполняет главную часть функций мышления, нельзя является средством прямой коммуникации между людьми, она обладает важными подготовительными функциями для коммуникации между людьми. Сикирич Е, считает, что «при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предметных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их с помощью внутренней речи, составляя с ее помощью мысленный план или нечто вроде конспекта будущего высказывания».
Переход от внешней речи к внутренней является необходимым звеном «интериоризации» умственных действий (Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев , П. Я. Гальперин), то есть постепенной замены реальных действий с предметами мысленными действиями с ними, вначале сопровождающимися громкой, а затем только внутренней речью.
Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова в качестве основных компонентов значения слова выделяют, прежде всего, следующие
- денотативный компонент. Является отражением в слове предметной действительности и (или) «образа индивидуального сознания» (по Н. И. Жинкину);
- понятийный, или лексико-семантический. Является отражением связи слов (парадигматические и синтагматические) в языковой системе.
Когда ребенок старшего дошкольного возраста усваивает значение слова он овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова у него начинают осознаваться понятийные, лексико-семантические признаки. Таким образом, в характере используемых при говорении слов отражается и предметный, и смысловой план высказывания.
Таким образом словесно – логическое мышление проявляется в первую очередь в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического мышления логическое осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия.