Анализ методик по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Шибаева Ольга Валерьевна

 

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие известные ученые. Целенаправленное формирование связной речи имеет большое значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Во многом это определяется ведущей ролью связной речи в обучении детей как дошкольного, так и, прежде всего, школьного возраста. Отмеченное у детей недоразвитие системной речи, как правило, в сочетании с задержкой развития ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельного связного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metodik.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ методик по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие известные ученые. Система обучения связной речи, основанная на методе моделирования, которая используется как для формирования умения составлять описательные, так и повествовательные тексты с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана, была предложена В.К. Воробьевой. Психолингвистический аспект развития связной речи изучал В.П. Глухов, который предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Систематизированные методы работы над развитием речи у детей с ОНР III уровня предложила Л.Н. Ефименкова. Система улучшения связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий разработана Н.С. Жукова, Т. Филичева, Е.М. Мастюкова. Методику «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» разработала Т.А. Ткаченко. Методика предусматривает развитие грамматического строя речи и развитие фразовой речи от простого к сложному. Игровые упражнения побуждают ребенка расширять словарный запас, словообразование, развитие употребления глаголов с различными приставками, образование прилагательных от существительных, использование синонимов, антонимов, формирование сложных предложений и сложных. Формирование и использование конструкций предложного падежа. Методика направлена ​​на повышение выдаваемых навыков планирования речи и улучшение нормального уровня развития связной речи.

Логопеды в своей работе по развитию связной речи часто полагаются на методы и приемы, разработанные для нормально развивающихся детей. Но эти методы неэффективны при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Неслучайно, В. К. Воробьева подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи. Учитывая, что дети сейчас насыщены информацией, процесс обучения должен быть для них интересным, увлекательным и развивающим. Остается очень актуальной проблема, как научить детей выражать свои мысли связно, логически и грамматически правильно.

1. «Использование моделирования для составления описательного рассказа (методика Н.Д. Кондратьевой, О.Н. Сомковой)».

В основе описательного рассказа о явлениях природы, о животных, о растениях лежат конкретные идеи. Дети накапливают эти идеи в процессе изучения предметов в классе, в повседневной жизни. Однако для того, чтобы дети усвоили эти понятия, необходимо целенаправленно обучать когнитивным навыкам:

1) научиться осознанно и самостоятельно исследовать объект (внимательно осматривать, гладить, осязать, обонять) с целью получения разнообразной сенсорной информации;

2) использовать эти сенсорные стандарты, оценивая выраженность различных качеств и свойств (размер, цвет, форма, пространственное расположение);

3) анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его внешнего вида и условиями обитания.

Описательный рассказ включает в себя наименование объекта, описание его характеристик, поведения и обращения с объектом. Рассказчик самостоятельно выбирает последовательность изложения. Особую трудность для детей с ОНР при составлении описания рассказа представляет определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных идей. В этом случае логопед использует модель, предмет, предметно-схематический или схематичный.

На первом этапе более применима предметная модель-набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, «кошка», «радуга», «человек», «тарелка». Их можно использовать для рассказа о разных объектах, растениях, животных.

Предметная и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане имеют смысл дидактические игры с модельными наборами. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели и наполнять ее конкретными изображениями.

2. «Методика Н.Г. Смольниковой в обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи».

На занятиях по развитию речи используются разнообразные виды моделей. Наиболее распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. По мнению Н.Г. Смоляковой, модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Для замещения слов также можно использовать абстрактные символы, словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это может быть геометрические формы: кружок-начало рассказа, прямоугольник-основная часть, треугольник-концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

3. «Методика Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

В своей работе Т.А. Ткаченко предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- по серии сюжетных картинок;

- по одной сюжетной картине;

- на основе сравнения предметов;

- составление описательного рассказа о предметах.

Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, "пусковыми", наиболее значимыми.

«У детей с ОНР 5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;

- установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

1. Цвет. В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3. Величина. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, «большой-маленький», надо использовать понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др. приемы расширения глагольного словаря детей».

4. «Методика В.П. Глухова «Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи».

На основе многочисленных исследований В.П. Глухов предлагает в обучении рассказыванию использовать детский рисунок. После разбора текста на вопросы логопеда детям предлагается сделать рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего дети самостоятельно составляют рассказ для фрагмента произведения на основе своего рисунка.

Также В.П. Глухов предлагает применять «иллюстрированное панно» с красочным изображением обстановки, и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагаются на картинке-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрация осуществляется с помощью плоских персонажей и объектов, которые перемещаются на панели. Демонстрационное панно может использоваться для анализа произведений, иллюстрации рассказа ребенка, в том числе рассказа, написанного другими детьми, а также для обучения планированию рассказа путем моделирования действий персонажей. Для развития у детей навыков планирования развернутого сообщения также рекомендуется смоделировать сюжет произведения условной наглядной схемой. Для его составления используются блоки-квадраты, размещенные на треноге, которые после прочтения и анализа текста заполняются силуэтами (черно-белыми) персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных эпизодов фрагмента.

Составление такой схемы позволяет детям научиться программировать содержание подробного, развернутого сообщения, устанавливая последовательность и взаимосвязь основных звеньев рассказа.

Таким образом, изучив опыт работы разных авторов по традиционным методикам обучения составлению рассказов-описаний детей с ОНР можно сделать следующие выводы:

1) использование схем при составлении описательных рассказов позволяет дошкольникам логопедических групп с ОНР овладеть данным типом связной речи;

2) наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;

3) различные модели и схемы можно использовать не только для составления описательных и повествовательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, а также для обучения детей с ОНР самостоятельно задавать вопросы.

Эти методы помогают детям быстрее анализировать, обобщать, группировать и сравнивать или противопоставлять некоторые моменты речи, а также быстро понимать и запоминать усвоенный материал.

Целенаправленное формирование связной речи имеет большое значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Во многом это определяется ведущей ролью связной речи в обучении детей как дошкольного, так и, прежде всего, школьного возраста. Отмеченное у детей недоразвитие системной речи, как правило, в сочетании с задержкой развития ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельного связного высказывания.